Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В рамках проведения антикоррупционной экспертизы
П роблема коррупции всегда остро стояла перед мировым сообществом, и ее по праву можно считать одной из наиболее трудноразрешимых. Противодействие коррупции – это общегосударственная задача, не только для Российской Федерации, но и для любого государства, в той или иной степени принимающего определенные меры, направленные на снижение уровня влияния коррупции на все сферы жизнедеятельности. В России основным законом, направленным на профилактику коррупционных проявлений, является Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции). Так в статье 1 Закона о противодействии коррупции раскрыто понятие «коррупции» – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды. Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями коммерческий подкуп либо иное незаконное исполнение физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для лиц третьих лиц либо выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона о противодействии коррупции, является одной из первостепенных мер по профилактике коррупции. В целях реализации вышеуказанного пункта был принят Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ Согласно части 1 статьи 3 Закона об антикоррупционной экспертизе, антикоррупционная экспертиза проводится прокуратурой Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции и иными органами, организациями, их должностными лицами, в том числе органами внутренних дел (далее - ОВД).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона об антикоррупционной экспертизе, коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам или организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Перечень коррупциогенных факторов установлен статьей 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативно правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных актов и проектов нормативно правовых актов» (далее – Методика). Так в соответствии Методикой выделяются следующие коррупциогенные факторы: широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц). определение компетенции по формуле «вправе» – диспозитивное установление, то есть возможность совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций; выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц); чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества – наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов; заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий – установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона; отсутствие или неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка; отказ от конкурсных (аукционных) процедур–закрепление административного порядка предоставления права (блага); нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае. Также можно выделить коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям (согласно статье 4 Методики): наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, – установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям; злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) – отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций; юридико-лингвистическая неопределенность – употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера. Обращаясь непосредственно к практике проведения антикоррупционной экспертизы в ОВД, можно выделить несколько характерных для данной системы и наиболее часто встречающихся коррупциогенных факторов (из вышеуказанных). Таковыми, например, являются: широта дискреционных полномочий, определение компетенции по формуле «вправе», отсутствие или неполнота административных процедур, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, отказ от конкурсных (аукционных) процедур. В целях предупреждения и снижения уровня коррупции, обеспечения механизма противодействия коррупции в МВД России, совершенствования деятельности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых в системе МВД России, на предмет выявления и устранения в них коррупциогенных факторов, издан приказ МВД России от 24 февраля 2012 г. № 120 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в системе МВД России» (далее – приказ МВД России № 120), которым утверждены Перечень нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых в системе МВД России, по которым проведение антикоррупционной экспертизы обязательно и Положение об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России (далее – Положение).
Из положений пункта 4.1 приказа МВД России № 120 следует, что обязанность проведения антикоррупционной экспертизы возложена на правовые подразделения МВД России, а также на сотрудников, на которых возложены обязанности по ведению правовой работы в системе ОВД. Пунктом 2 Положения определено, что результаты антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов оформляются отдельным заключением, образец которого утвержден Приложением к указанному Положению. Поскольку законодательством Российской Федерации не только определена необходимость проведения антикоррупционной экспертизы, но и установлена методика ее проведения, считается особо важным ее проведение во всех случаях разработки проектов правовых актов. Антикоррупционная экспертиза должна стать неотъемлемым этапом правотворчества, а особое внимание должно быть уделено наиболее коррупциогенным частям современного российского законодательства.
Ковпак О. Н. старший юрисконсульт правовой группы ОМВД России по Петродворцовому району г. СПб
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.007 с.) |