Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование математических представлений у детей с умеренной умственной отсталостью младшего школьного возраста
Способность чётко мыслить и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. И это является основой для овладения математическими представлениями школьниками. Математика изучает воображаемые, идеальные объекты и соотношения между ними, используя формальный язык. По данным общей психологии, представление – процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «математика» связано с понятием «представление». Ведь математика это орудие для размышления, воображения, обобщения и главное представления. И для того чтобы человек овладел математическими представлениями, у него должны быть сформированы высшие психические функции, а именно восприятие, память, мышление и речь. Математика – это наука интересная, глубокая, но в тоже время очень сложная, и ни у каждого школьника могут быть хорошо сформированы математические представления. Исследования П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной и других показали, что дети младшего школьного возраста при целенаправленно организованной работе могут усваивать абстрактные понятия, овладевать обобщёнными приёмами умственной деятельности. Учёные пришли к выводу о педагогической целесообразности обучения младших школьников логическим операциям, связанным с понятиями, суждениями и умозаключениями [1]. В связи с этим перед нами стояла задача разобраться, как происходит формирование математических представлений у детей с умеренной умственной отсталостью младшего школьного возраста. В ходе исследования было выявлено, что трудности в обучении математике учащихся школы VIII вида обусловливаются косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Проявление этих процессов мышления умственно отсталых при обучении математике многообразно. Отмечается «застревание» на принятом способе решения примеров, задач, выполнения практических действий. С трудом происходит переключение с одной умственной операции на другую, качественно иную. Учащиеся нередко записывают ответ первого примера в ответы всех последующих примеров, т.е. наблюдается явление персеверации. При записи примеров заменяют цифры, неправильно записывают числа.
Несовершенство анализа приводит к тому, что умственно отсталые школьники сравнение задач, геометрических фигур, примеров, математических выражений проводят поверхностно, не проникая во внутренние связи и отношения. Ученик руководствуется при решении задачи лишь внешними признаками – восприятием формы записи задачи, не проникая в математическую сущность задачи, не вскрывая отношений между числовыми данными [2]. Для изучения сформированности математических представлений было выделено 5 групп заданий: 1. сравнение предметов; 2. пространственно-временные представления; 3. геометрические фигуры и величины; 4. цифры и числа; 5. логические задачи и головоломки. Задания были подобраны в соответствии с возрастом детей, с особенностями их психического развития и с учетом требований образовательной программы. В каждой группе представлено несколько заданий. Таким образом, нами была проведена диагностика уровня сформированности математических представлений у детей с умеренной умственной отсталостью младшего школьного возраста. Подводя итоги, мы выделяли 4 уровня развития математических представлений: - высокий уровень (правильное выполнение всех заданий); - средний уровень (имеются неправильные ответы, 1-2); - низкий уровень (более 2 ошибок). Делая выводы, мы выяснили, что уровень развития математических представлений в 67% случаев низкий, что подтверждает теоретические данные о несовершенстве развития математических представлений у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. Для выработки определенных математических умений и навыков у младших школьников с умеренной умственной отсталостью необходимо развивать логическое мышление, важно сформировать умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка на ранних этапах решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость [3].
Опираясь на исследования Л.М. Шипициной, Л.А Боряевой, И.М Бгажноковой и др., мы считаем, что при использовании дидактических и развивающих игр на занятиях математикой у детей младшего школьного с умеренной умственной отсталостью возраста будут сформированы следующие умения: - ориентироваться на листе бумаги в клетку; - называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году; - продолжать заданную закономерность; - соотносить цифру с количеством предметов; - выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и предметных совокупностей; - считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке; - сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10; - называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа; - составлять и решать простые задачи; - измерять длину предметов; - разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей; - узнавать, называть геометрические фигуры, находить их в окружающей обстановке. Подводя итог нашего исследования, мы пришли к выводу, что с детьми, имеющими нарушения интеллекта, при формировании элементарных математических представлений важно организовывать практические действия с различными предметами и непрерывными множествами; формировать умственные действия, осуществляемые в развернутом наглядно-практическом плане, развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение), формировать сопровождающую и фиксирующую функции речи. Список литературы 1. Белошистая, А. В. Методика обучения математики в начальной школе [Текст] / А. В. Белошистая. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 425 с. 2. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Н. Ф. Талызина. – М., «Просвещение», 1988. – 174 с. 3. Перова, М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб, для студ. дефект, фак. педвузов [Электронный ресурс] / М.Н. Перова. – 4-е изд., перераб. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 408 с.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.005 с.) |