Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование элементарных математических представлений как средства развития мышления у старших дошкольников с нарушениями зрения
Проблема развития детского мышления является предметом научных исследований психологов и педагогов в течение многих лет. В тифлопсихологии, в отличие от общей психологии, процесс развития мышления мало изучен. Мышление является высшей формой отражения действительности и одновременно разрешения проблемных ситуаций, поэтому от уровня его развития существенно зависит приспособление к жизни, социальная адаптация и интеграция ребенка. В связи с современными требованиями готовности к обучению, учитывая негативное влияние зрительной недостаточности у детей с нарушениями зрения на чувственную основу, особую актуальность приобретает интеллектуальная подготовка таких детей к учебной деятельности. В психологии приняты различные классификации видов мышления. Одним из оснований классификации является то, с помощью чего решается возникшая проблема [8]. Она может быть решена с помощью практического действия – наглядно-действенное мышление; с помощью образов – наглядно-образное мышление; с помощью использования понятий, логических конструкций на базе языковых средств – словесно-логическое, или абстрактно-логическое мышление. В современной психологии эти формы мышления рассматриваются как последовательные стадии онтогенетического развития мышления ребёнка. Как отмечает Р.С. Немов, мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно этому ученый выделяет следующие логические операции: анализ и синтез, абстракция, обобщение, конкретизация, сравнение. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации и сериации. Для детей с нарушениями зрения характерен ряд специфических особенностей, вызванных наличием зрительного дефекта. К таким особенностям относятся трудности в восприятии и наблюдении предметов и явлений действительности, затруднения в оценке пространственных признаков (положение, направление, расстояние, величина, форма) объектов, изменения эмоционально-волевой сферы (частое проявление негативизма, могут тяжело переживать свои неудачи в учении, в труде и в повседневной жизни), трудности формирования предметных и пространственных представлений, трудности усвоения конкретного значения слов, снижается работоспособность [9].
Наличие этих особенностей, приводит к вторичным отклонениям в психическом развитии ребенка, в том числе и к особенностям его мышления. Своеобразие мышления детей с нарушениями зрения проявляется в недостаточном отражении свойств и признаков объектов, низком уровне дифференциации и точности представлений, выделении несущественных и чрезмерно общих признаков, формальности суждений и умозаключений, затруднении в выполнении мыслительных операций [4]. Таким образом, раскрывая основные понятия в контексте изучаемой проблемы, мы видим, что мышление представляет собой сложный психический процесс, имеющий многоплановую структуру. Для проведения исследования нами были подобраны и адаптированы методики «4-й лишний»(Н.Л. Белопольская) и «Последовательность событий » ( А.Н. Бернштейн).Данные методики направлены на выявление у детей способности к обобщению, выделению существенных признаков предметов, их классификацию, умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи. Адаптация методик заключалась в создании специальных условий. 1. Дети были знакомы с предметами, изображенными на картинках. 2. Размер картинок был увеличен. 3. Мы учитывали цветовое оформление, яркость и контраст изображений. В исследовании приняли участие 8 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Объяснение инструкции методики «4-й лишний» и проверка того, как она усвоена, проводилась на карточках-заданиях из группы I «Простые обобщения». Мы последовательно показывали на каждый, изображенный предмет и называли его. Затем просили ребенка исключить лишний предмет. Если испытуемый понял инструкцию и правильно выполнил задание, ему предъявлялись следующие карточки-задания по мере усложнения. По итогам проведения методики «4-й лишний» высокий уровень развития операций обобщения и классификаций не показал ни один ребенок. Средний уровень обнаружен у 50% детей, низкий уровень – у 50%. При выделении лишнего предмета дети допускали ошибки, не знали названия предметов или путали их с другими предметами. Например, Виталий (vis: OD – 0,3; OS – 0,4; расходящееся косоглазие) назвал наручные часы ремнем, а Лера – ошейником. Дети не всегда могли ответить на вопрос «Почему не подходит?». Мы попытались предложить помощь, задать наводящие вопросы. Также у детей были ошибки в обобщении оставшихся трех предметов. Например, брюки, шубу и платье Лера (vis: OD – 0,2; OS – 0,4) называет вещами, а не одеждой. Динара (vis: OD – 0,6; OS – 0,5) не правильно исключила градусник в карточке измерительные приборы и очки, а затем назвала оставшиеся три предмета пляжными. Ксюша (vis: OD – 0,5; OS – 0,4, сходящееся косоглазие) правильно исключила очки из той же карточки, однако объяснила это тем, что очки носят с собой, а остальное нет.
При проведении методики «Последовательность событий» инструкция предъявлялась детям в три этапа. Сначала мы показывали ребенку беспорядочно расположенные картинки и предлагали рассмотреть каждую в отдельности. Затем попросили восстановить правильную последовательность картинок, а после предлагали составить рассказ о том событии, которое было на них изображено. По итогам проведения методики высокий уровень развития логического мышления, умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения не показал ни один ребенок. Средний уровень продемонстрировали 75% детей, низкий уровень – 25%. Дети со средним уровнем правильно выстраивали последовательность, но не могли составить связного рассказа; наводящие вопросы детьми понимались и принимались. Дети с низким уровнем не смогли установить правильную последовательность картинок, каждая картинка описывалась отдельно, сама по себе, либо ребенок просто перечислял отдельные предметы на каждом рисунке – в результате рассказ не получался. Речь детей была односложной, бедной и мало детализированной. Полученные результаты говорят о недостаточном уровне развития логического мышления и мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, а также о необходимости проведения коррекционных мероприятий по развитию мышления у данной категории детей. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, которые обеспечивают развитие мышления детей. Мы подобрали дидактические игры и упражнения, некоторые из них представлены ниже. «Покажи столько же» Цель: упражнять детей в счете. Материал: карточки с изображениями предметов в количестве от 1 до 10, наборы игрушек (от 1 до 10). Задание: показать карточку, на которой нарисовано столько же предметов, сколько игрушек продемонстрировал воспитатель. «Кто быстрее найдет, каких игрушек (вещей) у нас 6 (7, 8..)?» Цель: упражнять детей в счете на расстоянии. Материал: 8-10 групп игрушек (вещей), которые заранее расставлены в разных местах комнаты. «Сделай столько же движений» Цель: упражнять детей в воспроизведении определенного количества движений по образцу. Материал: карточки с изображениями предметов в количестве от 1 до 10. «Найди пару» Цель: воспитывать у детей умение видеть одинаковое количество предметов при условии их различной величины и различных расстояний между предметами каждой группы. Педагог вызывает 8-10 детей, дает им по одной карточке и предлагает каждому найти себе пару, т. е. того, на чьей карточке изображено столько же предметов. Но другого размера. Аналогично дети подбирают карточки с тем же количеством предметов. Но расположенных или по-разному. Или на разном расстоянии друг от друга. В заключении дети по сигналу воспитателя становятся в пары.
«Вспомни сказку» Цель: упражнять детей в порядковом счете. Материал: настольный театр «Репка». Педагог выставляет на стол фигурки персонажей сказки «Репка». Задает вопросы: «Кто это? Из какой они сказки? Предлагает детям помочь расставить их по порядку («Кто первый пришел тянуть репку? Кто второй?» и т.д.). В заключении воспитатель просить рассказать в каком порядке стоят фигурки всех действующих лиц сказки. «Составь фигуры из частей» Цель: учить детей зрительно расчленять геометрическую фигуру на равные части и составлять из них целое. Материал: у каждого ребенка в индивидуальном конверте модели геометрических фигур (круга, квадрата, овала, прямоугольника), разрезанные на 2 и 4 части. На фланелеграфе модели тех же фигур, что в конвертах у детей. Воспитатель вызывает ребенка, просит его показать и назвать фигуры. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же фигуры, но они разрезаны на две ли четыре равные части. Если части правильно приложить друг к другу, получатся целые фигуры. Сложите круг из двух (четырех) частей» и т. д. «Наведем порядок» Цель: упражнять детей в подборе и упорядочивании пар предметов одинаковой длины, активизировать словарь детей за счет слов длинный, короткий, длиннее, короче, равные по длине. Материал: конверты с пятью парами лыж, вырезанных из плотной бумаги или картона (по 1 конверту на ребенка), (длина лыж 12, 14. 16, 18, 20 см). Предложенные игры и упражнения можно использовать в организованной образовательной деятельности или в самостоятельной деятельности дошкольников.
Список литературы 1. Белопольская, Н. Л. Исключение предметов [Текст] / Н. Л. Белопольская. – М.: «Когито–Центр», 2006. – 30 с. 2. Гербова, В. В. Воспитание детей в старшей группе детского сада [Текст] / В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1984. – 288 с. 3. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н. И. Гуткина. – М.: Академический Проект, 2000. – 3-е изд., перераб. и доп. – 184 с. 4. Давыдов, В. В. Проблемы развития детского мышления в условиях зрительной патологии [Текст] / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1990. 5. Земцова, М. И. Некоторые особенности детей дошкольного возраста при нарушении зрения [Текст] / М. И.З емцова. – М.: Просвещение, 1978. 6. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст] / А. Г. Литвак. – СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. 7. Немов, Р. С. Психология: Словарь–справочник [Текст] / Р. С. Немов. – М.: Эксмо-пресс, 2003. 8. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. [Текст] / Р. С. Немов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 229 с. 9. Солнцева, Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и младшего школьного возраста. [Текст] / Л. И. Солнцева. – М., 1997. 10. Солнцева, Л. И. Воспитание и обучение слепого дошкольника. [Текст] /Л. И.Солнцева. – М.: Просвещение, 1977.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.016 с.) |