Перспективы развития внешнеэкономического и инвестиционного сотрудничества Сахалинской области со странами АТР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы развития внешнеэкономического и инвестиционного сотрудничества Сахалинской области со странами АТР



 

Для осуществления и развития международного, внешнеэкономического сотрудничества со странами АТР Сахалинская область обладает естественными возможностями и потенциальными сравнительными преимуществами.

Потенциальные сравнительные преимущества области заключаются в его ресурсном секторе экономики, что обеспечивает и в настоящее время, и в перспективе относительно стабильный внешний спрос на рынках стран АТР. Перспективы развития инвестиционного сотрудничества и внешней торговли Сахалинского региона со странами АТР и ее специализация будут связаны с традиционными товарами его экспорта: энергетических, лесных и рыбных ресурсов.

По прогнозам в 21-м веке страны АТР будут потреблять более половины мировых энергетических ресурсов. Согласно прогнозам спрос на нефть в АТР увеличится к 2010г. до 1580-1650 млн. т в год, к 2020г. – до 2070-2200 млн. т. к 2030г. – до 2350-2480 млн. т. Наиболее интенсивно будет расширяться китайский рынок (более чем в 2,5 раза к 2030г., или на 400 млн. т), где современный среднедушевой уровень потребление нефти и нефтепродуктов пока более чем в 10-12 раз ниже, чем в Южной Корее, Японии и Тайване. В стране продолжится быстрый экономический рост при дальнейшем возрастании численности населения и сближении технологического уровня промышленности и транспорта с передовыми странами региона.

Спрос на газ в АТР возрастет к 2010г. до 530-550 млрд. м3 в год, к 2020г. – до 770-820 млрд. м3, к 2030г. – до 1000-1100 млрд. м3. В том числе, в Китае – к 2010г. до 80-100 млрд. м3 в год, к 2020г. – до 190-220 млрд. м3, к 2030г. – до 320-380 млрд. м3, в Японии – к 2010г. до 90-95 млрд. м3 в год, к 2020г. – до 100-120 млрд. м3, к 2030г. – до 120-150 млрд. м3, в Южной Корее – к 2010г. до 40-45 млрд. м3, к 2020г. – до 50-60 млрд. м3, к 2030г. – до 80-100 млрд. м3.

В связи с этим открываются благоприятные перспективы расширения сотрудничества в АТР, предполагающие совместное осуществление крупных проектов освоения Сахалинского шельфа (Сахалин 3-11), а также дальнейшая реализация проектов «Сахалин-1,2». Потенциально извлекаемые запасы по проекту «Сахалин-1» составляют 307 млн. тонн нефти и 485 млрд. куб. метров газа. Суммарные промышленные запасы углеводородов обоих месторождений проекта «Сахалин-2» составляют более 150 миллионов тонн нефти и 642 миллиардов кубических метров природного газа. Развитие масштабных и капиталоемких проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» к 2010 году резко усилит нефтяную составляющую экспортных потоков в страны АТР, в частности страны СВА. Экспорт сжиженного газа в рамках реализации этих проектов также будет ориентирован на рынки стран АТР, в основном на японский рынок, и в меньшей степени – в Республику Корея и Китай.

Наряду с этим перспективы роста объемов торговли со странами СВА будут связаны также с экспортом готовых нефтепродуктов. Принятые к реализации крупные инвестиционные программы по коренной модернизации дальневосточных нефтезаводов позволят усилить существующие конкурентные преимущества готовых нефтепродуктов. Учитывая ожидаемую динамику и экологические требования рынка нефтепродуктов СВА, нефтепродукты могут быть реализованы прежде всего в КНР.

Рынок угля по-прежнему будет определяться мощными импортными закупками твердого топлива в КНР, который должен компенсироваться эффективными поставками (прежде всего, на энергоемкий юг Китая) углей из Австралии, ЮАР, США. Перспективы экспорта угольной продукции с Сахалинской областью объективно находятся на месторождениях каменного угля.

Перспективным направлением развития международного сотрудничества является и совместное использование лесных ресурсов. В АТР возникает наибольший по сравнению с другими регионами мира дефицит лесных товаров, который может быть частично устранен (или уменьшен) за счет поставок из района. Расширение сотрудничества в этой сфере требует внедрения "экосистемного" управления лесопользованием, международной экологической сертификации и реализации договоренностей, зафиксированных Киотским протоколом. Последний впервые ставит "экологические" отношения в регионе на коммерческую основу, способствует формированию на международном лесном рынке нового сектора, который может стать конкурентом традиционному сектору лесоторговли.

В перспективе регион будет продолжать занимать устойчивую нишу на рынке лесоматериалов СВА. Среди стран СВА наиболее благоприятные перспективы для дальневосточного экспорта лесоматериалов связаны с Китаем. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, снижением лесозаготовок в Китае, вследствие введения в рамках программы сохранения лесов национального запрета на вырубку леса. Во-вторых, снижением импортных тарифов, вследствие вступления в ВТО. В-третьих, ростом внутреннего спроса на лесоматериалы, обусловленный началом строительства крупномасштабных объектов (уже в настоящее время Китай обеспечивает за счет импортных поставок около 40% внутреннего потребления древесины). В-четвертых, модернизацией деревообрабатывающей промышленности на северо-востоке Китая, продукция которой будет ориентирована на рынки стран АТР, и прежде всего на рынок Японии, в которой в последние годы наметилась тенденция к увеличению импорта продукции деревообработки (в связи с ростом издержек производства продукции деревообработки) и сокращению спроса на круглый лес.

В целом, современная ситуация сложившаяся на рынке лесоматериалов стран СВА дает основание предполагать, что к 2010г. объемы экспорта лесотоваров (деловой древесины) с российского Дальнего Востока могут резко возрасти (более чем в два раза). В то же время изменение структуры спроса на лесотовары в Японии создаст для региона предпосылки для увеличения экспорта в эту страну продукции деревообрабатывающей промышленности.

Перспективы роста объемов экспорта в страны СВА Сахалинской рыбопродукции в текущем десятилетии главным образом связаны с введением Японией мер по ужесточению контроля за импортом рыбы и морепродуктов из России. Предполагается, что реализация таких мер позволит резко сократить незаконный вылов и экспорт особо ценных видов рыб и морепродуктов, и тем самым увеличить (по экспертным оценкам, практически вдвое) объемы их экспорта на легальной основе.

В целом, с учетом вышеозначенных перспектив, объем экспорта Сахалинской области в страны СВА к 2010г. может увеличиться до 9 млрд. долл. Дальнейшее расширение торговых связей со странами АТР и СВА способствовало бы укреплению сравнительных преимуществ региона в рыбной, лесной, горнодобывающей промышленности, а также привлечению необходимых региону финансовых ресурсов и передовых технологий, что, в конечном счете, будет иметь огромное значение для экономики региона.

Согласно Федеральной Целевой Программе "Экономическое и социальное развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года" активное включение российского Дальнего Востока в развивающуюся в АТР систему сотрудничества и перспективы его развития требует совершенствования производства и изменения структуры дальневосточного экспорта. Стратегической задачей является переход к производству и экспорту продукции с более высокой степенью переработки исходного сырья. Осуществить это можно лишь постепенно, переходя от простых компонентов технологической модернизации к все более сложным.

Ключевым вопросом в этом отношении является создание системы внешнеторговых и инвестиционных сигналов, которые бы указывали экспортерам и инвесторам, что наиболее выгодным направлением работы является развитие перерабатывающих мощностей в сырьевых секторах экономики. С этой точки зрения сотрудничество с Японией в отличие от внешней торговли с Китаем или Южной Кореей базируется на структурной взаимодополняемости: экспорт сырья дополняется импортом машин и оборудования гражданского назначения.

Решение задачи создания экспортных производств по переработке сырья позволит, наряду с увеличением масштабов экспорта и повышением его эффективности, создать предпосылки для постепенного расширения его номенклатуры, а также повысить конкурентоспособность сахалинской продукции на рынках стран АТР. Необходимо создать условия для развития на Сахалине перерабатывающих отраслей рыбного, лесного, топливно-энергетического комплексов, конкурентоспособных отраслей обрабатывающей промышленности, соответствующей инфраструктуры (производственной, транспортной, финансовой, сбытовой). Решение этой задачи возможно только при эффективной научно-технической и внешнеэкономической политике, обязательном государственном участии, поддержке региональных предпринимательских структур, перестройке сложившейся организации внешнеторговых операций.

Осуществление же региональной импортной политики со странами АТР напрямую связано со стратегическими задачами развития экономики региона, в основе которой является рационализация структуры импорта из стран АТР за счет увеличения в ней доли инвестиционных товаров, а также новых для региона технологий, необходимых для модернизации существующих и создания новых экспортных производств. Для осуществления этой политики в Программе предусматривается в перспективе предоставление налоговых и иных преференций (включая прямую финансовую поддержку) импортерам инвестиционных товаров и технологий, которые имеют важное значение для региональной экономики в целом. В частности считается, что такие льготы следует установить для машин, оборудования и технологий, ввозимых в целях увеличения экспортных поставок, а также необходимых для организации импортозамещающих и высокотехнологичных производств. Подобные преференции будут распространяться как на национальные предприятия, так и на предприятия с участием иностранного капитала.

Важным направлением развития внешнеэкономического сотрудничества Сахалинской области со странами АТР является развитие приграничного сотрудничества. Приграничное сотрудничество при использовании современных форм производственной кооперации, лизинга, передаче технологий, создании зон совместного предпринимательства позволит перейти к производственно-инвестиционной модели экономических связей, которая будет соответствовать развитию отношений стратегического партнерства. Российская сторона должна занимать более активную позицию в вопросах разработки стратегии партнерства. В национальной стратегии должны быть четко обозначены приоритеты ускоренного развития экономики Сахалинской области, особые условия хозяйствования (льготный таможенный, налоговый, инвестиционный режим и т.п.).

Дальнейшее развитие инвестиционного сотрудничества региона со странами АТР непосредственно связано с реализацией проектов международного сотрудничества и с привлечением иностранных инвестиций в отрасли специализации региона.

По-прежнему наиболее привлекательными отраслями для инвесторов АТР остаются экспортноориентированные отрасли региона: топливно-энергетический комплекс и отрасли связанные с ТЭК, лесная и деревообрабатывающая, рыбная.

Наблюдается тенденция предпочтения инвесторов стран АТР к созданию предприятий со 100%-ным иностранным капиталом. За последние 4 года инвестиции в данной форме выросли в 2 раза. В связи с ростом активизации внешнеэкономического сотрудничества области с Японией, предполагается, что Япония будет занимать лидирующие позиции среди стран АТР по количеству регистрируемых предприятий с иностранными инвестициями в регионе.

 

3.2. Количественная оценка масштабов внешнеэкономического сотрудничества Сахалинской области со странами АТР на примере шельфовых проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2"

 

Среди регионов Дальневосточного федерального округа по общему объему поступления иностранных инвестиций Сахалинская область занимает лидирующие позиции. В 2005г. в Сахалинскую область поступило 4861,5 млн. долл. США - 81,9 % от общего объема иностранных инвестиций, поступивших в экономику Дальнего Востока (таблица 3.1).

 

Таблица 3.1 - Динамика поступления иностранных инвестиций в экономику Дальнего Востока и Сахалинской области в 2001-2006 гг.

Инвестиции

Года

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

Дальний Восток

549,4

747

1200,3

2847,1

5113

5934,7

Сахалинская область

250,6

388,9

706,7

2083

3927

4861,5

Иностранные инвестиции Сахалинской области от общего объема иностранных инвестиций Дальнего Востока, в %

45,61

52,06

58,88

73,16

76,80

81,92

 

Динамика поступления иностранных инвестиций определяется, главным образом, нарастанием развития хода работ по реализации нефтегазовых проектов в Сахалинской области, где инвестиции привлекаются на основе соглашений о разделе продукции (СРП) в проекты «Сахалин-1,2».

"Сахалин-1" является вторым проектом СРП, реализуемым на Сахалинском шельфе и включает три месторождения - Чайво, Одопту, и Аркутун-Даги. Месторождения расположены в северо-восточной части шельфа острова Сахалин на глубине от 10 до 60 метров. В районе месторождений море покрыто льдом в течение 6-7 месяцев в году.

Объем извлекаемых запасов углеводородов по проекту оценивается в 2,3 млрд. баррелей нефти и 17,1 триллионов кубических футов природного газа. Оператором проекта "Сахалин-1" является компания "Эксон Нефтегаз Лимитед" (ЭНЛ). Инвесторами проекта являются консорциум компаний "Эксон Нефтегаз Лимитед" – (30%), японская компания "СОДЕКО" – (30%), российские компании ЗАО "РН-Астра" – (8,5%) и ЗАО "Сахалинморнефтегаз-Шельф" – (11,5%), индийская компания ОНГК "Видеш Лимитед" (20%).

Одним из приоритетных направлений проекта является задача развития рынка и сбыт газа. Учитывая большие запасы газа трех месторождений проекта "Сахалин-1" можно рассчитывать, что этот проект может на долгий срок стать источником крупных коммерческих экспортных поставок газа на рынки стран АТР, а также дополнительным источником поставок на российский внутренний рынок.

Запасы газа только на месторождении Чайво могут обеспечить добычу в размере 1 миллиард кубических фут./сутки (10 млрд. куб. м/год) в течение 25 лет и более. С учетом запасов Одопту и Аркутун-Даги, можно обеспечить добычу в размере 1 млрд. куб. фут./сутки (10 млрд. куб. м/год) в течение 40 лет и более.

Сам проект "Сахалин-1" консорциум "ЭНЛ" планирует реализовать в четыре стадии.

Цель первой стадии проекта – освоение основных нефтяных пластов месторождений Чайво и Одопту и добыча ограниченных объемов газа для обеспечения потребностей внутреннего рынка России.

Первая стадия разработки месторождения Чайво предусматривала разработку нефтяных пластов в месторождении Чайво и Одопту с первой добычей нефти на Чайво в конце 2005 года и первой добычей нефти на Одопту – в конце 2007 года, береговую буровую площадку на северном участке Чайво, платформу «Орлан» на месторождении Чайво, промысловый трубопровод для перекачки добытых флюидов с платформы «Орлан» на берег, береговой комплекс подготовки Чайво, экспорт нефтепровод и терминал в Де-Кастри, две береговые буровые площадки на Одопту, береговой комплекс подготовки Одопту, промысловый трубопровод между береговым комплексом подготовки Одопту и Чайво.

Морские объекты подготовки продукции сведены к минимуму – вся продукция будет подаваться на берег в залив Чайво, где будет построен береговой комплекс подготовки нефти и газа.

На первом этапе некоторый объем газа планировалось использовать для удовлетворения нужд Сахалина, либо направлять в Хабаровский край по действующему трубопроводу компании "РН-СМНГ", а остальной объем закачивать обратно в пласт в целях повышения нефтеотдачи.

На второй стадии планировался основной экспорт газа. На этом этапе предусматривалось строительство морского трубопровода для перекачки природного газа в Японию – до рынка Хоккайдо на севере Японии, а также рассматривались варианты поставок в Хабаровский край, Китай и Республику Корея. При поставках газа в Японию попутно должна осуществляться газификация некоторых объектов Сахалинской области.

В настоящее время в качестве приоритетного направления оператор рассматривает поставки газа в Японию, которые намечаются на начало 2008г. с принятием обязательств по реализации заблаговременно за пять лет до 2008г. В процессе реализации этой стадии проекта в южной части месторождения Чайво будет установлена платформа с буровыми и жилыми модулями на 40 шахт для разработки нефтегазовых запасов.

Четвертая стадия проекта включает дальнейшую разработку газовых запасов. На этой стадии разработка запасов газа месторождения Аркутун-Даги будет расширена с помощью подводно-устьевых комплексов. Для поддержания устойчивого уровня продаж газа на месторождении Одопту также могут быть установлены морские платформы с устьевым оборудованием.

Соглашение о разделе продукции по проекту было заключено 30 июня 1995 года и вступило в силу 10 июня 1996 года. Еще до вступления в силу СРП, в 1977 году было установлено наличие потенциальных запасов нефти и/или газа на месторождение Одопту, в 1979 - на Чайво и в 1989 – на Аркутун-Даги.

В сентябре 2000 года в рамках проекта "Сахалин-1" было завершено бурение и испытание скважины Чайво-6. Эта скважина была последней за пятилетний период поисково-разведочных работ. По результатам этих работ, а также по результатам разведки, выполненной в 70-80 годах, был сделан вывод об объеме углеводородных запасов. 29 октября 2001 года консорциум "ЭНЛ" объявил о рентабельности проекта, а с начала 2002 года приступил к разработке первой стадии проекта.

В настоящее время осуществляется первая стадия проекта по разработке месторождения "Чайво", которая предусматривает начало поставок газа на внутренний рынок РФ. 26 сентября 2005г были подписаны договоры купли-продажи газа с двумя потребителями в Хабаровском крае, ОАО «Хабаровскэнерго» и ОАО «Хабаровсккрайгаз». Эти договоры купли-продажи являются первыми соглашениями, когда-либо заключенными между участниками инвестиционного проекта по Соглашению о разделе продукции (СРП) и российскими покупателями газа на долгосрочную продажу газа на основе международных рыночных цен и коммерческих условий. Поставки газа в Хабаровский край начались 1 октября 2005г. после начала добычи на Чайво.

Природный газ для продажи на внутреннем рынке добывается на месторождении Чайво и продается на пункте доставки вблизи промысловых сооружений. Газ транспортируется по трубопроводам Роснефть-СМНГ и Дальтранс.

Продажи природного газа и поставки покупателям в Хабаровском крае являются значительным шагом в программе газификации Дальнего Востока России.

Также 1 октября 2005г. начата промышленная добыча в рамках проекта "Сахалин-1" с буровой установки "Ястреб". В период до апреля 2006г. сырье будет поставляться только на НПЗ "Роснефти" в Комсомольске-на-Амуре, затем предполагается ввести в действие нефтеперевалочный терминал в Де-Кастри и начать экспортные поставки.

Проект "Сахалин-2" включает в себя Пильтун-Астохское и Лунское месторождения нефти и газа, которые расположены на шельфе острова Сахалин примерно в 15 километрах от северо-восточного побережья в акватории, которая 6 месяцев в году покрыта льдами. Месторождения, входящие в проект, в совокупности содержат около 1 млрд. баррелей нефти и конденсата и 18 триллионов кубических футов газа.

Оператором проекта "Сахалин-2" является компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд" ("Сахалин Энерджи"). "Сахалин Энерджи" была учреждена в 1994 году с целью разработки месторождений нефти и газа на шельфе острова Сахалин в рамках Соглашения о разделе продукции (СРП) по проекту "Сахалин-2". Акционерами компании являются: «Шелл Сахалин Холдингс Б. В.» – 55 % (Англия/Голландия), «Мицуи Сахалин Холдингс Б.В.» – 25 % (Япония), и «Даймонд Гэс Сахалин Б.В.», дочерняя компания «Мицубиси» – 20 % (Япония).

В рамках проекта "Сахалин-2" работает наблюдательный совет, который является управляющим органом проекта. В его состав входят представители Правительства России, администрации Сахалинской области и иностранных акционеров проекта. Важнейшей его функцией является утверждение программ работ и смет расходов освоения месторождений, порядка организации материально-технического снабжения, программ подготовки и использования российских кадров по проектам освоения в рамках Соглашения о разделе продукции.

Реализация проекта "Сахалин-2" является поэтапной, рассчитана на 30-40 лет. Объем инвестиций, необходимых для реализации проекта, превысит $10 миллиардов.

Реализация первого этапа работ началась в 1996 году с освоения Астохского участка Пильтун-Астохского месторождения. Первая нефть была получена в июле 1999 года.

Добыча нефти на первом этапе осуществлялась с производственно - добывающего комплекса «Витязь», в состав которого входит нефтедобывающая платформа «Моликпак». Транспортировка нефти осуществляется с платформы «Моликпак» на плавучее нефтеналивное хранилище (ПНХ), с которого она отгружается в челночные танкеры для дальнейшей доставки потребителям Компании. В настоящее время сезон добычи нефти ограничен летним периодом продолжительностью примерно семь месяцев в году, поскольку в зимние месяцы доступ танкеров к платформе «Моликпак» ограничен из-за ледовой обстановки. После завершения второго этапа разработки (который предусматривает строительство трубопровода для транспортировки нефти и газа на юг о. Сахалина) добыча будет продолжаться 365 дней в году. В настоящее время в рамках первого этапа на производственно-добывающем комплексе «Витязь» добывается более 70000 баррелей/сутки.

Второй этап проекта «Сахалин-2» наиболее масштабный, долгосрочный и капиталоемкий. Он представляет собой комплексный проект добычи, транспортировки и отгрузки нефти и газа и производства сжиженного природного газа.

В рамках второго этапа предусмотрены изготовление и установка морской ледостойкой платформы на Пильтунском участке Пильтун-Астохского месторождения и платформы на Лунском месторождении газа. Эти платформы будут соединяться трубопроводами с берегом, БТК, заводом СПГ (сжиженного природного газа) в пос. Пригородное и терминалом по отгрузке нефти и СПГ.

Этот этап продлится с 2002 года по 2008 годы, предусматривает создание 16 тысяч рабочих мест и потребует огромных средств – более $8 миллиардов.

В настоящее время наблюдаются дальнейшие перспективы освоения сахалинского шельфа. Идет работа по лицензиям на геологическое изучение на условиях обычного налогового режима по проектам «Сахалин-3» (Венинский блок), «Сахалин-4, 5» (Лопуховский, Кайганско-Васюканский, Восточно-Шмидтовский участки), «Сахалин-6» (Пограничный участок) с участием, прежде всего российских компаний: Роснефти, Петросаха.

На этих участках идет активная сейсморазведка, бурятся поисковые скважины, с перспективными результатами, в ближайшем будущем планируется провести аукцион по «Сахалин-3», через 2 – 3 года начнется этап предоставления лицензий на разработку и добычу в случае открытия на них перспективных месторождений нефти и газа. Условия разработки (СРП, концессия, обычный налоговый режим) должны определяться на основе технико-экономических обоснований проектов.

Положительный экономический эффект для государства от реализации инвестиционных проектов «Сахалин-1,2» формируется из трех основных источников. Во-первых, это фиксированные платежи инвесторов в виде бонусов, уплаты роялти, а также доля государства в углеводородах для раздела и налог на прибыль инвестора. Во-вторых, это налоговые поступления от привлеченных физических и юридических лиц к реализации проектов. Эти источники прямых доходов Российской Федерации генерируются доходами проектов.

Третьим источником формирования экономического эффекта для государства от нефтегазового проекта являются косвенные доходы, генерируемые расходами проекта. Расходы инвесторов, а для подрядчиков - доходы по обустройству нефтегазовых месторождений, добыче и транспортировке углеводородов в виде капитальных и эксплуатационных затрат через систему внутрироссийских взаимосвязей распространяются все дальше и дальше от центра их возникновения, порождая новые, хотя и ослабленные, эффекты. Совокупность всех этих эффектов является мультипликативным доходом.

Эффект экономического мультипликатора инвестиций в виде капитальных вложений для нефтегазовых проектов СРП был рассчитан рабочей группой, возглавляемой профессором А.А. Арбатовым, заместителем председателя Совета по изучению производительных сил (СОПС) - научной организации, созданной при Министерстве экономического развития и торговли РФ и Российской Академии наук. Расчетная величина мультипликатора капитальных вложений составила 1,9, что соответствует аналогичным показателям, рассчитанным для промышленно развитых стран (США - 2,1; Норвегия - 1,6-1,7; Австралия - 1,8-2,4).

Это означает, что каждый рубль инвестиций в нефтегазовые проекты, реализуемые в России на условиях СРП, увеличивает ВВП страны на 1 рубль посредством прямого эффекта и на 90 копеек за счет совокупности косвенных эффектов. Величина российского мультипликатора текущих (эксплуатационных) затрат по расчетным данным группы А.А. Арбатова составляет 2,82.

Согласно подписанным соглашениям, в доход государства поступают (в денежной форме или в виде продукции) роялти за право пользования недрами. Роялти по проекту «Сахалин-1» составляют 8% от стоимости реализованного углеводородного сырья, по проекту «Сахалин-2» - 6% (приложение 6)

Соглашением по проекту «Сахалин-1» установлено, что консорциум уплачивает налог на прибыль по ставке 35%. Согласно СРП по проекту «Сахалин-2», компания «Сахалинская энергия» уплачивает налог на прибыль по ставке 32%. В то же время действующая ставка налога на прибыль по Налоговому кодексу составляет сейчас 24%.

По Закону о СРП и в соответствии с соглашениями по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" инвесторы не должны платить НДС при закупке материалов, оборудования и другой продукции. Но так как процедура освобождения от уплаты НДС в российском законодательстве не прописана, то инвесторы все же обязаны уплачивать этот налог, а затем в течение 5 дней после подачи налоговых деклараций получать за него возмещение. В противном случае инвесторы имеют право на получение процентов по годовой ставке LIBOR+4,0%.

Для проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в качестве критерия распределения «углеводородов для раздела» используется внутренняя норма прибыли инвесторов проектов. Так, в случае нормы прибыли, полученной инвесторами в течение налогового периода, менее 17,5%, доля государства в «углеводородах для раздела» составляет 15%. В случае увеличения нормы прибыли, получаемой инвесторами, до 28%, доля государства в «углеводородах для раздела» составит 70%.

Специфика крупных нефтегазовых проектов такова, что в стартовый период 7-10 лет инвестор вкладывает средства, не получая доходов, поэтому выплата большинства платежей, предусмотренных СРП происходит позднее, с начала полномасштабной добычи (когда объект выйдет на прибыль).

На начальной стадии осуществления проектов «Сахалин 1,2» основу платежей составили выплаты компаний, связанные с освоением лицензионных участков, в виде бонусов за право получения пользования лицензионными участками, взносы в фонд развития Сахалина, суммы компенсаций затрат на проведенные ранее российской стороной геологоразведочные работы в размерах, установленных Соглашением о разделе продукции. А такие выплаты, как прибыльная продукция, налог на прибыль до настоящего времени отсутствуют в структуре платежей инвесторов. Объем роялти напрямую зависит от объемов добычи и основные выплаты начнутся в период полномасштабной добычи углеводородов. Тоже самое касается и статьи «углеводородах для раздела» - раздел происходит только после того, как инвестор погасит все понесенные затраты за счет продажи сырья, а прежде платит лишь роялти (но пока лишь в незначительных суммах).

На настоящий момент в соответствии с прогнозом максимальный объем добычи нефти по проекту «Сахалин-1» – порядка 12 млн. тонн нефти в год ожидается с 2007 года, по проекту «Сахалин-2» с постепенным подключением трех добывающих морских платформ с переходом на круглогодичную добычу и транспортировку по магистральному нефтепроводу на юг острова с 2008 года с достижением максимального объема до 7 млн. тонн в год (приложение 5)

Промышленный объем добычи газа, его транспортировка по магистральному трубопроводу на юг Сахалина, на первый в России завод СПГ по проекту «Сахалин-2» мощностью 9,6 млн. тонн в год ожидается с 2008 года.

Концепция развития экспортной газовой составляющей по проекту «Сахалин-1» окончательно не определена, ее развитие планируется с 2012 года, на настоящий момент начаты поставки газа на внутренний рынок в Хабаровский край до 3 млрд. куб. м. в год, с использованием инфраструктуры СМНГ (СахалинМорНефтеГаза).

В период 1994-2005 гг. в проекты «Сахалин-1,2» вкладывались значительные инвестиции. В 2005г. общий объем накопленных инвестиций составлял 13 млрд. долл. (приложение 4).

Прямые иностранные инвестиции, вкладываемые в нефтегазовую промышленность Дальнего Востока в рамках сахалинских шельфовых проектах выгодны для региона: международные нефтяные компании обладают необходимыми технологиями, опытом и доступом на мировые рынки капитала, что позволяет им браться за осуществление сложных проектов, требующих миллиардных вложений. Ведь, несмотря на быстрое развитие в последние десять лет новых российских нефтяных компаний, вопрос получения долгосрочных кредитов продолжает представлять для них сложную задачу, так как отношение иностранных банков к России остается чрезвычайно осторожным. К другим положительным сторонам привлечения иностранных инвесторов можно отнести внедрение практики свободной конкуренции, прозрачность в управлении проектами, а также возможность для подрядчиков Дальнего Востока получить выход на рынки стран АТР. Все эти факторы связаны с прямыми иностранными инвестициями и являются важным средством достижения стратегической цели России - обеспечить разработку запасов энергоносителей на Дальнем Востоке и создать новые возможности для российских производителей товаров и услуг в сфере выполнения подрядных работ.

В рамках этих проектов работают около 400 крупных российских подрядных и субподрядных организаций, в которых занято свыше 25 тысяч человек. Всего по проекту "Сахалин-1" заключено контрактов на общую сумму 5,0 млрд.долл. США, из них с российскими подрядчиками 3,2 млрд. долл. США (65%), по проекту "Сахалин-2" - 13,6 млрд. долл. США, из них с российскими подрядчиками - 5,7 млрд.долл. США (44%) (таблица 3.5). С предприятиями и организациями Сахалинской области, являющимися подрядчиками, субподрядчиками различного уровня, поставщиками товаров и услуг, с начала реализации проектов было заключено более 1000 контрактов на общую сумму свыше 2,3 млрд. долларов США.

 

Таблица 3.5 - Динамика российского участия по шельфовым проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" за период 1996-2005гг., в %

Проект

Года

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

1-3 кв. 2005

"Сахалин-1"

76,2

54,8

55,7

51,3

63,3

44,8

59,5

79,8

49,8

65,0

"Сахалин-2"

69,4

42,1

57,5

54,1

37,3

37,4

39,0

41,2

30,8

44,0

 

Если просмотреть численность работающих по проектам "Сахалин-1,2", то можно увидеть, что доля российского участия по проекту "Сахалин-1" составляет 79%, по проекту "Сахалин-2"-64,5 %, всего по проектам - 68 %, из них 11 038 чел. – жители Сахалинской области (приложение 3).

Начиная с 1992 года и до настоящего времени компаниями-операторами проектов перечислено на бюджетные и внебюджетные счета Сахалинской области более 332 млн. долларов США (поступления от бонусов и взносы в Фонд Развития Сахалинской области), эти средства направлялись на решение самых острых социальных проблем в городах и районах области, развитие инфраструктуры, социально-экономическое развитие области, ликвидацию последствий стихийных бедствий, кроме того, более 250 млн. долларов США направленные на модернизацию транспортной инфраструктуры области.

Третья часть из 332 млн. долларов США направлялась на мероприятия социального характера, треть - на финансирование приоритетных мероприятий и треть - на развитие, реконструкцию, техническое перевооружение отраслей производственного назначения.

На первоочередные мероприятия по улучшению энергоснабжения в области за период 1998-2002 годы было направлено 45 млн. долларов США. Решалась многолетняя проблема с электроснабжением населения. Введена в эксплуатацию первая очередь Ногликской газотурбинной станции мощностью 48 МВтч. На улучшение водоснабжения в Сахалинской области было выделено 10 млн. долларов США. На улучшение теплоснабжения было выделено 12,3 млн. долларов США. Из этих средств осуществлялась реконструкция котельных и теплотрасс в районах области. На финансирование областных целевых программ - 5,1 млн. долларов США. На здравоохранение - 24,3 млн. долларов США.

Учреждения здравоохранения чувствуют реальную отдачу от разработок шельфа - в течение последних трех лет им ежегодно выделяется сверх утвержденного бюджета по 3 млн. долларов США. Они идут на приобретение медикаментов и оборудования.

На социальную защиту населения - 2,0 млн. долларов США. Произведен капитальный ремонт детского дома, столовой к дому-интернату для престарелых и инвалидов в г.Южно-Сахалинске и др. На образование, культуру и спорт - 9,2 млн. долларов США. На развитие транспорта, связи, ремонт дорог и мостов - 12,2 млн. долларов США.

Закуплена сельскохозяйственная техника для заготовки и хранения зеленых кормов из трав в пленочной упаковке "Сено в упаковке", приобретена снегоуборочная техника, направленная в муниципальные образования.

Также за счет этих средств осуществлялась поддержка местных товаропроизводителей в пищевой промышленности, деревообрабатывающем производстве, сельскохозяйственных производителей, инвестиционная поддержка предприятий угольной промышленности, энергетики и транспорта.

Одновременно решаются и вопросы строительства медицинских и социальных объектов: построено здание для линейного ускорителя и приобретен сам ускоритель для областного онкологического диспансера, построены больница на 80 мест в г. Корсакове, пристройка к терапевтическому корпусу областной больницы на 90 мест, детская поликлиника в г. Южно-Сахалинск на 300 посещений в смену, возведена школа в г. Углегорск и пр.

Кроме того, в рамках самих проектов на средства инвесторов осуществляется реконструкция дорог, мостов и водопропускных сооружений но трассе автодороги Южно-Сахалинск - Оха, модернизирован аэропорт в Ногликах, осуществляется модернизация морских портов.

Отсюда следует, что положительный эффект от реализации шельфовых проектов «Сахалин-1,2» уже ощутим как на экономике Сахалинской области, так и Дальнего Востока в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.81.76 (0.106 с.)