Формирование первоначальной речевой коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование первоначальной речевой коммуникации



Непосредственному формированию речи должна предшествовать работа по развитию слухового, зрительного, тактильного восприятий, внимания, памяти, невербального мышления. Для этого необходимо использовать различные дидактические игры в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка. Эти игры сопровождаются речью логопеда. В результате устанавливается первичный контакт с ребенком — ребенок может воспринимать элементарные инструкции, предъявленные в словесной форме или в виде жестов.

для детей с сенсорной алалией особенно важным является развитие слухового восприятия. Эту работу нужно начинать с обучения вычленению, опознаванию и дифференциации неречевых звуков. С этой целью используются сначала звучащие игрушки. Логопед совместно с ребенком проводит игру с игрушкой, издавая звучание. Затем логопед прячет игрушку и предлагает ребенку ее найти, ориентируясь на звук. Например, логопед может нажимать на игрушку-пищалку ногой, при том демонстрируя жестом «Где?», разводя руками и сопровождая жест поворотами головы и мимикой. Далее аналогично логопед формирует у ребенка ассоциацию между другой игрушкой и ее звучанием. После этого ведется работа над дифференциацией звуков: логопед закрывает игрушки от ребенка краном и издает звучание одной из них, затем убирает экран в спрашивает, какая игрушка звучала. Все вопросы логопед задает словесно и сопровождает выразительными жестами.

Когда ребенок достаточно уверенно различает звучание игрушек, можно приступать к работе по различению речевых звуков, однако работу по различению неречевых звуков необходимо продолжать. Для дальнейшего развития слухового восприятия звуковую среду следует сделать значимой для ребенка. С этой целью проводятся игры-упражнения на различение бытовых звуков — разрезания, складывания, шуршания бумаги, переливания воды, скрипа двери и т. п. Эти упражнения можно вписать в сюжет занятия, а можно просто в определенной части занятия предложить «послушать тишину и рассказать потом, какие звуки слышались за дверью и за окном.

Развитие слухового восприятия полезно не только для развития речи, но и для совершенствования адаптационных способностей ребенка. Поэтому в дальнейшем можно перейти к обучению различать звуки улицы, различные природные звуки и т. п. Эта работа проводится как непосредственно на улице, так и на занятиях с помощью магнитофонных записей.

Для обучения различению речевых звуков нужно создать ассоциацию между речевым звуком и предметом. Например, можно поиграть с ребенком в паровозик, сопровождая эту игру звуком у, а потом — с машинкой, сопровождая ее движения звуками би-би. Далее игрушки прячутся за экран, и работа ведется аналогично тому, как при обучении различению неречевых звуков. Таким образом, можно накопить первичный номинативный и глагольный словари — бух, дай, на, киса и т.п.

В существующей (хоть и крайне скудной) литературе по вопросам логопедической работы при сенсорной алалии встречаются две точки зрения. Первая заключается в том, что для успешного развития понимания речи нужно создавать такие условия, чтобы ребенок не имел альтернативных способов ее восприятия. По мысли сторонников этой идеи, такой подход является хорошим стимулом к развитию способности восприятия речи со слуха. Вторая точка зрения допускает обучение ребенка с сенсорной алалией чтению речи с губ и даже дактильной речи.

На наш взгляд, необходимо привлекать зрительное внимание ребенка к произношению и вообще использовать любые средства, облегчающие коммуникацию, а в конечном счете адаптацию ребенка. Но эту работу следует совмещать с интенсивным развитием слухового восприятия речи и постоянно создавать привлекательную для ребенка мотивацию к совершенствованию речи.

Для формирования речи ребенка с экспрессивной алалией и задержкой речевого развитая также необходима организация ситуативно-делового общения. Для этого нужно войти в эмоциональный контакт с ребенком и сосредоточить его внимание на манипуляциях с предметом, сопровождая эти манипуляции элементарной речью. При этом могут быть использованы различные игры с предметами, организация общения в бытовой деятельности, в продуктивной деятельности, дидактические игры.

Так, логопед с помощью игрушек разыгрывает перед детьми элементарные сюжеты с речевым сопровождением, стараясь сосредоточить внимание детей на игрушке и вызвать положительную эмоциональную реакцию. Например, детям демонстрируется красивый домик-декорация, логопед показывает, что у этого домика открывается дверца, стучит тук-тук-тук. Предлагает детям постучать по столу (или по полу, если занятие проводится на ковре). Затем из домика выглядывает, какая либо интересная, лучше новая для детей, игрушка, например кошка, которая говорит мяу-мяу. Эти действия логопед разыгрывает ярко, эмоционально, многократно и отчетливо повторяя слова и подражания домик, тук-тук, киса, мяу-мяу. Затем сюжет повторяется, но после стука в дверь логопед не показывает игрушку, а сначала произносит мяу-мяу. Затем предлагает позвать кошку кие-кие-кие. После этого кошка выходит из домика, мяукает и танцует.

В следующий раз сюжет повторяется, но логопед выдерживает паузы перед звукоподражаниями, при этом спрашивая: «Кто в домике?»

Далее логопед раздает детям аналогичные игрушки и повторяет сюжет, вызывая ответную реакцию подражания своим действиям и словам. Например, дает детям игрушечных котят и говорит, Что котята спрятались, кошка зовет котят мяу-мяу, котята откликаются. При повторении сюжета педагог выдерживает паузы, стимулируя подговаривание отдельных слов и фраз детьми.

Искусство работы на этом этапе состоит в таком выстраивании сюжетов, чтобы в них были использованы ранее отработанные базовые элементы, особенно выработанные речевые реакции; присутствовали повторы языкового материала в каждом сюжете новизна и элементы неожиданности, чтобы интерес детей не пропадал, а, наоборот, усиливался.

При этом следует избегать прямой стимуляции речи (слов скажи, повтора, ответь, назови и т. п.), так как это может провоцировать негативные реакции.

Уже первые слова и звукоподражания предлагаются ребенку в связи друг с другом, и поэтому можно говорить о формировании начальной грамматики хотя бы в импрессивном плане. По мере накопления словарного запаса появляются возможности для дальнейшего целенаправленного развития лексико - грамматического строя речи. развитие лексических и грамматических компонентов языка проводится в единстве. Основное средство их развития — лингвистические упражнения, которые проводятся в игровой форме с использованием разнообразной наглядности.

В дошкольном возрасте основной задачей является развитие практической лингвистики, т. е. умения ребенка оперировать языковыми единицами, а не обозначать эти единицы и операции. Поэтому на первый план выступает организация различных коммуникативных ситуаций, для решения которых требуется применение тех или иных лингвистических средств.

На каждом занятии логопед работает над развитием лексической, грамматической фонетической и фонематической систем целенаправленно, т. е. определяя конкретные задачи в развитии каждой системы.

 

 

Формирование словаря

Работа по формированию словаря проводится в разных видах деятельности ребенка, в ходе которой необходимо включать новые слова во все системы взаимосвязей — в систему реальных отношений, в систему обобщений, формировать синтагматические и парадигматические связи, отмечать их эмоциональную окраску.

Лингвистические упражнения являются наиболее эффективным средством формирования словаря, так как, по мысли А. Н. Леонтьева, каждая функция развивается в процессе своей реализации. Упражнения подбираются с учетом необходимости развития различных аспектов лексических значений слов:

денотативного, подразумевающсго актуальное (конкретное) обозначение действительности сигнI4фикатиiзного как обобщенного отражения в слове обозначаемого, соотнесения слова с понятием; структурного как отношения данного знака к другим знакам внутри определенной знаковой системы; прагматического (эмотивного) - как выражения отношения говорящих к употребляемым словам. Развитию этих аспектов лексических значений способствует выполнение следующих заданий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.006 с.)