Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные экономические характеристики и перспективы развития отрасли ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
В связи с географическим положением Приморского края, его можно охарактеризовать как перспективный регион в сфере судоремонта и наличием на его территории большого количества судоремонтных заводов. Но, не смотря на это, многие заводы находятся сейчас на грани банкротства, это связано: 1) с низкой производительностью труда. Оборудование предприятий устарело, некоторое подлежит немедленной замене, как результат, работа осуществляется в более долгие сроки. Возраст большинства специалистов колеблется от 50 до 60 лет. Многие работы уже сложно выполнять в таком возрасте с полной отдачей, а иногда и невозможно. Вследствие, чего увеличивается время ремонта, заводы несут дополнительные убытки. Необходимо привлечение и обучение молодых кадров, наладка или установка нового оборудования для достижения максимально эффективного временного режима ремонта судна. 2) с недозагруженностью приморских заводов заказами. Для одних заводов это связано с высокой стоимостью услуг, для других с некачественным обслуживанием, а также для всех заводов большую конкуренцию составляют судоремонтные заводы в восточно - азиатском регионе. 3) с высокими накладными расходами. На многих заводах существует проблема – слабый менеджмент. Долгие годы внутренняя среда предприятий не изменялась и не ориентировалась на изменения внешней среды, в результате чего произошли несоответствия, которые сейчас очень тяжело исправить, так как необходимо проводить реструктуризацию практически во всех сферах деятельности организации. Заводы несут большие накладные расходы, так как не успели переориентироваться в то время, когда это было необходимо. Сейчас нужно менять организационную структуру, принципы управления, работать над снижением себестоимости заказов. Рынок судоремонта в Приморском крае находится на стадии спада. Основными конкурентами являются Япония, Китай, Южная Корея, Вьетнам. Одной из крупнейших баз судостроительной и судоремонтной отраслей Китая является Шанхай: здесь осваивается 30% всех финансовых средств КНР на судостроение. Вблизи от Шанхая находится самый крупный в Китае судоремонтный завод «Наньтун», который, являясь совместным предприятием с японской фирмой «Кавасаки», осуществляет ремонт судов всех типов. Рынок судостроения и судоремонта в Китае, имеет устойчивую тенденцию к росту. Для судоремонтных заводов восточно-азиатского региона Приморские судоремонтные заводы очень слабые конкуренты. На это есть ряд основных причин:
1) высокая стоимость услуг; 2) применение старых технологий; 3) временные сроки проведения ремонта увеличены по сравнению с конкурентами; Также рынок судоремонта не попадает под сферу деятельности НИОКР. Основные виды работ, выполняемых судоремонтниками, достаточно стандартны и кардинальный технологический прорыв, обеспечивающий неоспоримое и существенное конкурентное преимущество, маловероятен. Главное направление, которому необходимо следовать судоремонтным заводам – это поиск каналов сбыта. Для этого нужно взаимодействовать и поддерживать связи с судовладельцами. Гарантией загруженности завода могут стать долгосрочные договоры о сотрудничестве с судоходными компаниями. У судоремонтного завода, как и у любого другого предприятия во главе должен быть грамотный управленец. Таким образом, кто успеет собрать управленческую команду высокого уровня, тот и выиграет в среднесрочной перспективе в конкурентной борьбе. В настоящий момент происходит реструктуризация судоремонтных и судостроительных заводов, в ходе которой учреждается ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», 100% акций которого находится в федеральной собственности. На правах дочерних акционерных обществ ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» учреждаются ОАО «Западный центр судостроения», ОАО «Северный центр судостроения и судоремонта» и ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта», 100% акций которых находятся в федеральной собственности. Совет директоров ОАО «ОСК» будет состоять из 11 человек. Проект Устава ОАО «ОСК» одобрен на Правительственной Комиссии по обеспечению интеграции предприятий судостроительного комплекса РФ под руководством Министра промышленности и энергетики РФ В.Б. Христенко. Уставной капитал дочерних компаний формируется внесением в качестве вклада РФ находящихся в федеральной собственности пакетов акций АО судостроения и денежных средств в размере 25 млн. рублей. Возникновение такой корпорации является главной перспективой в развитии судоремонта и судостроения.
Ресурсное обеспечение стратегии развития судоремонтной и судостроительной промышленности будет производиться за счет использования средств федерального бюджета и внебюджетных средств: 1) собственных средств предприятий; 2) привлеченных средств инвесторов; 3) инвестиций в рамках партнерских соглашений; 4) средств субъектов Российской Федерации. 10 мая 2009 года Комсомольск-на-Амуре посетил с визитом премьер России В.В. Путин. Он отметил, что сегодня необходимо выработать комплекс мер по поддержке одного из ключевых подразделений ОАО “ОСК” - Дальневосточного центра судостроения и судоремонта. Это немалый центр: 10 заводов и научных организаций. Здесь работают более 15 тысяч человек. Причем некоторые предприятия являются градообразующими. От стабильности их работы во многом зависит социальное благополучие региона. Премьер рассказал, что при создании корпорации в ее состав были включены судоремонтные заводы Министерства обороны РФ. Естественно, они по-прежнему будут основными поставщиками услуг по ремонту и обслуживанию кораблей Военно-морского флота России. Соответствующая договоренность достигнута между Минобороны России и Объединенной судостроительной корпорацией. Решение о создании корпорации особенно значимо для Дальневосточного региона. И для его практической реализации следует сформировать единую систему долгосрочных государственных заказов на ремонт и модернизацию кораблей Тихоокеанского флота и Пограничной службы, а также принять меры по реорганизации и восстановлению устойчивой работы расположенных на Дальнем Востоке судоремонтных заводов. 2.3 Анализ хозяйственной деятельности ОАО “178 Судоремонтный завод”
Диагностика хозяйственной деятельности предприятия - вид анализа, определяющий ситуации, в которых находится предприятие, то есть выявляющий обстоятельства, воздействующие на весь ход его хозяйственной и финансовой деятельности. Цели диагностики - выявить место, которое занимает предприятие в общем экономическом пространстве, его текущие возможности и потребности. В процессе диагностики хозяйственной деятельности проведем следующие виды анализа: 1) SWOT - анализ; 2) Анализ конкурентов предприятия; 3) Финансовый анализ.
SWOT – анализ Под SWOT – анализом понимаются исследования, направленные на определение и оценку сильных и слабых сторон фирмы, оценку его возможностей и потенциальных угроз. На первом этапе SWOT – анализа перечислим сильные и слабые стороны, возможности и угрозы организации. Представим их в таблице 2.
Таблица 2 – Матрица SWOT – анализа
Вторым этапом анализа будет количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды. На пересечении строки и столбца ставится экспертная оценка значимости данного сочетания угроз и сильных сторон, возможностей и сильных сторон, угроз и слабых сторон, возможностей и слабых сторон. Применим пятибалльную шкалу оценки значимости: 1) очень сильная - 5 баллов; 2) сильная - 4 балла; 3) умеренная - 3 балла; 4) слабая - 2 балла; 5) нейтральная - 1 балл. Таким образом, получаем экспертную оценку проблем, возникших на пересечении сильных и слабых сторон предприятия, с угрозами и возможностями внешней среды. Представим эти данные в виде матрицы (Таблица 3).
Таблица 3 – Экспертная оценка сильный и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды
На третьем этапе анализа результаты оценки по пятибалльной системе, приведенные в таблице 3, суммируются и представляются в виде матрицы (Таблица 4). Теперь можно определить общую значимость сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды.
Таблица 4 – Суммарная количественная оценка
Затем на четвертом этапе рассматриваются различные сочетания сильных сторон с угрозами и возможностями, а также слабых сторон с угрозами и возможностями. При этом на пересечении строк и столбцов располагаются как различные стратегические мероприятия, обусловленные конкретным сочетанием сильных или слабых сторон с угрозами и возможностями, так и количественные оценки значимости взаимодействия сильных или слабых сторон с угрозами и возможностями. После определения количественных характеристик следует сформулировать возникшие проблемы для каждой комбинации сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями. Таким образом, получаем проблемное поле компании (Таблица 5).
Таблица 5 – Формулирование проблемного поля в рамках SWOT матрицы
Сформулированные таким образом проблемы могут быть количественно оценены с использованием экспертных оценок сильных и слабых сторон, угроз и возможностей. Количественная оценка проблемы складывается как сумма экспертных оценок комбинаций сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями, перекрываемых данной проблемой (Таблица 6).
Таблица 6 – Количественная оценка проблем компании
Таким образом, по данным таблицы 6 видно, что наибольшую оценку – 40 баллов получило последнее проблемное поле. Предприятию в настоящее время при всех его сильных и слабых сторонах, возможных угрозах и благоприятных возможностях необходимо менять организационную структуру. Это будет первым и самым важным шагом в направлении стабилизации положения предприятия на рынке. Также привлечение и обучение молодых производственных рабочих будет способствовать повышению производительности труда и обеспечит предприятие квалифицированными кадрами в перспективе.
Анализ конкурентов предприятия. Существует много предприятий, которые оказывают услуги по судоремонту, как и ОАО “178 Судоремонтный завод”. Все эти заводы являются конкурентами для анализируемого предприятия и их можно разделить на две группы: 1) Приморские судоремонтные заводы; 2) Судоремонтные заводы восточно-азиатского региона. В настоящее время все приморские заводы находятся примерно в одном и том же неудовлетворительном положении - прибыль заводов падает, накладные расходы растут, кредиторская задолженность увеличивается, наблюдаются задержки по заработной плате персоналу. Но в то же время за счет осуществляемой государством политики в данной отрасли у заводов появилась перспектива в стабилизации их положения и дальнейшего развития. Государством принято решение о создании ОАО “Объединенная судостроительная корпорация”, в которое будут входить как судостроительные заводы, так судоремонтные, принадлежавшие Министерству Обороны РФ. Финансирование данной корпорации будет осуществляться из федерального бюджета и внебюджетных фондов. ОАО “178 Судоремонтный завод” уже стало дочерней компанией корпорации. По окончанию образования ОАО “ОСК” между судоремонтными заводами, вошедшими в корпорацию, и остальными произойдет разделение по объектам, оказываемых услуг. ОАО “ОСК” будет оказывать судоремонт военных и гражданских суден, а остальные судоремонтные заводы – только гражданских. Таким образом, конкурентная борьба возможна только при оказании гражданского судоремонта, в которой скорей всего ОАО “ОСК” будет уступать другим заводам в силу своей военной направленности. Судоремонтные заводы восточно-азиатского региона на данный момент имеют больше преимуществ, чем Приморские и являются довольно сильными конкурентами. Правительство Китая уже давно направило свои действия на создание мощного флота при этом, финансируя и развивая судоремонт. Заводы восточно-азиатского региона снабжены более современным оборудованием и осуществляют свою деятельность, применяя инновационные технологии. Оплата труда наемных рабочих в восточно-азиатском регионе требует меньших затрат. А также, если акцентировать внимание на отдельно взятых судоремонтных заводах Китая, то у них существует дополнительное преимущество. Например, в силу своего географического положения в г. Шанхай не бывает холодного времени года, температура воздуха не достигает отрицательных значений. Судоремонтные заводы не требуют дополнительных затрат на отопление помещений. В связи со всеми этими преимуществами судоремонтные заводы восточно-азиатского региона имеют свободные финансовые ресурсы, которые направляются на развитие предприятия. А также появляется возможность снижения стоимости услуг и привлечения этим большего числа потребителей. Далее проведем оценку положения ОАО “178 Судоремонтный завод” по отношению к конкурентам по различным показателям (Таблица 7). Оценка по каждому показателю ставится в соответствии с пятибалльной шкалой: 1) 5 – отсутствие конкурентов; 2) 4 – лучше конкурентов; 3) 3 – одинаково; 4) 2 – хуже конкурентов; 5) 1 – полное превосходство конкурентов. Суммарная оценка выполняется по каждому показателю. Здесь же определяется относительная оценка показателя, которая представляет собой процент от идеального значения и вычисляется по формуле:
О = S*100 / 5*К (1)
где К – количество показателей в разделе; S – суммарная оценка по показателю; O – относительная оценка показателя. Если показатель по отношению к конкурентам имеет следующие числовые значения, то выводы будут следующие: - при О > 90% - положение предпочтительное; - при 75% < О < 90% - положение стабильное; - при 60% < О < 75% - положение удовлетворительное; - при 45% < О < 60% - положение нестабильное; - при О < 45% - положение критическое.
Таблица 7 – Матрица анализа конкурентов
В целом положение ОАО “178 Судоремонтный завод” на рынке является нестабильным, но в перспективе ожидается стабильный рост за счет вхождения в ОАО “Объединенная судостроительная корпорация”. Финансовый анализ. В таблице 8 представлены данные поквартальных балансов ОАО “178 Судостроительный завод” на 9 последовательных периодов бухгалтерской отчетности. На основе этих данных проведен вертикальный анализ активов и пассивов предприятия (Таблица 9). На основании данных расчетов установлено следующее: 1) Структура активов и пассивов в анализируемый период относительно стабильна за исключением последних двух кварталов. Это связано с тем, что предприятие в ноябре 2008 года из ФГУП было преобразовано в ОАО. 2) Внеоборотные активы на последнюю отчетную дату составляют 51,7% балансовой стоимости совокупных активов. Большую часть внеоборотных активов, т.е. 40,34% от совокупной стоимости активов, составляют основные средства, их сумма по сравнению с четвертым кварталом 2008 года уменьшилась на 6,61%. 3) Стоимость оборотных активов на 31.03.09 составляет примерно 48,3% валюты баланса. На протяжении всего анализируемого периода сумма оборотных активов была без резких изменений и на 30.09.08 составляла 71,4% от суммы всех активов, но уже на 31.12.08 достигла лишь 41,7%. Это произошла за счет уменьшения суммы запасов на 31,1%. На конец анализируемого периода сумма запасов снова возрастает на 6%, за счет этого увеличиваются и оборотные средства предприятия на 6,6%. 4) Следует отметить, что с четвертого квартала 2008 года у предприятия увеличивается уставный капитал на 56% от валюты баланса за счет выпуска акций. А также у предприятия с 31.03.08 появляется непокрытый убыток, который на последнюю отчетную дату составляет 16,8%. 5) Долгосрочные обязательства полностью состоят из отложенных налоговых обязательств, которые на 31.03.09 составляют 5,2% от суммы пассивов баланса. 6) Краткосрочные обязательства на последнюю отчетную дату равны 62,8% совокупных пассивов предприятия, основную долю которых составляет кредиторская задолженность. Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются следующие неравенства:
А1 >= П1 (2) А2 >= П2 А3 >= П3 А4 <= П4
где А1 – наиболее ликвидные активы, А1=стр.250+стр.260; А2 – быстрореализуемые активы, А2=стр.240; А3 – медленно реализуемые активы, А3=стр.210+стр.220+стр.230+стр.270;
А4 – трудно реализуемые активы, А4=стр.190; П1 – наиболее строчные обязательства, П1=стр.620; П2 – краткосрочные обязательства, П2=стр.610+стр.650; П3 – долгосрочные пассивы,
П3=стр.590+стр.630+стр.640+стр.660+стр.670;
П4 – постоянные пассивы, П4=стр.490.
Сгруппируем активы и пассивы, анализируемого предприятия (Таблица 10). Таким образом, не выполняется первое и четвертое условия абсолютной ликвидности на всем анализируемом периоде. Предприятие не располагает достаточным количеством наиболее ликвидных активов, это говорит о том, что предприятие не сможет погасить кредиторскую задолженность в короткие сроки. А также собственный капитал предприятия меньше суммы внеоборотных активов. Таблица 8 – Сводный бухгалтерский баланс
Таблица 9 – Вертикальный анализ активов и пассивов ОАО “178 Судоремонтный завод”
|