Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа коррекционного курсаСтр 1 из 5Следующая ⇒
Г. Липецка
Рассмотрена на заседании Утверждена приказом педагогического совета МБОУ № 32 г. Липецка МБОУ №32 г. Липецка № 97 от «31» августа 2018 протокол № 16 от «28» августа 2018
Программа коррекционного курса «Двигательное развитие»
Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Целью занятий является обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие способности к движению через целенаправленное обучение и тренировку функциональных двигательных навыков. Задачи: - поддержание жизненно важных функций организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы, мышечной и других физиологических систем); - улучшение качества имеющихся движений, предупреждение их нарушений; - стимуляция появления новых движений; - обучение переходу из одной позы в другую; - освоение новых способов передвижения; - развитие и закрепление функционально важных навыков, необходимых для использования в повседневной жизни; - мотивация двигательной активности; - развитие моторной ловкости; - развитие функции руки, в том числе мелкой моторики; - формирование ориентировки в пространстве. Общая характеристика коррекционного курса Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. Дети с ТМНР отличаются не только крайне замедленным темпом психомоторного развития, но и явными нарушениями физического статуса. Степень тяжести этих нарушений усугубляется общим недоразвитием двигательного опыта, бедной организацией произвольных движений, скованностью и напряженностью мышечного тонуса. У многих детей отмечаются нарушения осанки, сколиоз, деформации костно-мышечной системы, изменения формы стопы, контрактуры конечностей. Развитие двигательных умений у обучающихся с нарушениями ОДА тесно связано с профилактикой возникновения у них патологических состояний.
Выраженные нарушения сенсорно-перцептивных процессов, преобладающие в структуре нарушений при тяжёлой и глубокой умственно отсталости, усугубляют восприятие ребенком собственного тела, что дополнительно затрудняет произвольное овладение движениями и их синхронизацию. Сложность и многообразие нарушений моторных функций в сочетании с тяжелыми формами психического недоразвития выдвигают определенные требования к организации учебной среды и междисциплинарному взаимодействию специалистов. Современные подходы к работе с детьми с ТМНР требуют от педагогов овладения навыками не только безопасного, но и терапевтичного (то есть соблюдающего принцип включенности и возможной самостоятельности в совместных действиях) сопровождения и перемещения ребенка в пространстве класса, школы. Физическое сопровождение включает в себя правильно организованное рабочее место, индивидуальный ортопедический режим, использование техник и приемов перемещения. Физическое сопровождение должно органично сочетаться с другими коррекционными мероприятиями и учитываться при определении режима деятельности учащегося. Описание места коррекционного курса в учебном плане Коррекционный курс «Двигательное развитие» относится к части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант, формируемой участниками образовательных отношений. Программа коррекционного курса «Двигательное развитие» рассчитана на 12 лет (с 1 по 12 год обучения). На изучение учебного предмета отводится по 2 часа в неделю на протяжении всего периода обучения (с 1 по 12 год). Содержание программы коррекционного курса «Двигательное развитие» Программа коррекционного курса «Двигательное развитие» включает в себя 5 разделов.
Содержание каждого раздела представлено по принципу «от простого к сложному». Для коррекционно-развивающей работы с учащимися с тяжелой или глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития значим индивидуальный подход, ориентированный на особенности, интерес и потребности каждого ребенка в повседневной жизни. Содержание - умение дотянуться до предметов, находящихся спереди или сбоку, внизу, вверху; - удержание вытягиваемого из-под ног предмета (маленький коврик, спортивный мат, тканевое покрывало); - перенос веса тела с одной ноги на другую в положении сидя (на фитболе, высоком стуле, на физиороле), др. 2.4. Контроль тела в положении стоя. Цель: обучение контролю положения стоя (на четвереньках, на коленях, на ногах). Содержание: - удержание позы стоя на четвереньках, на коленях, на ногах, наблюдая за происходящим вокруг; - удержание позы стоя (на четвереньках, на коленях, на ногах), находясь на различной поверхности опоры (мягкий мат, балансировочная поверхность, качели, батут, на наклонной поверхности, на подвижной поверхности и т.д.); - удержание позы стоя (на коленях, на ногах), держась за опору; - удержание позы стоя (на четвереньках, на коленях, на ногах) при перекладывании предметов справа налево, сверху вниз и т.д.; - удержание позы стоя (на четвереньках, на коленях, на ногах) во время игры; - удержание позы стоя (на четвереньках, на коленях, на ногах), дотягиваясь до предметов; - удержание позы стоя во время катания на тележке, роликовой доске (тележка или роликовая доска приводится в движение другим человеком), др. 2.5.Обучение двигательным переходам в горизонтальной плоскости. Цель: Обучение переходу из одного положения в другое в горизонтальной плоскости (начальная и конечная позы находятся на одном уровне). Содержание: - переход из положения лежа на спине в положение лежа на правом боку; - переход из положения лежа на правом боку в положение лежа на животе; - переход из положения лежа на спине в положение лежа на животе; - переход из положения лежа на животе в положение лежа на правом боку и т.д.; - переход из положения сидя на стуле в позу сидя на коляске; - поворот в правую/левую сторону на 45°/90°/180°/360° сидя на стуле, скамейке, модуле; - поворот в правую/левую сторону на 45°/90°/180°/360° сидя на стуле, скамейке, модуле; - поворот в правую/левую сторону на 45°/90°/180°/360° в позе стоя, др. 2.6.Обучение двигательным переходам в вертикальной плоскости. Цель: Обучение переходу из одного положения в другое в вертикальной плоскости(начальная и конечная позы имеют разный уровень по высоте). Содержание: - переход из позы лежа на спине в сед справа от пяток, сидя с вытянутыми ногами; - переход из позы лежа на животе в позу стоя на четвереньках; - переход из позы сидя на полу в позу стоя на четвереньках; - переход из позы сидя в позу стоя; - переход из позы стоя в позу сидя; - переход из положения сидя на скамейке в положение сидя на стуле, в кресло-коляску; - переход из положения стоя на коленях в позу стоя на одном колене; - переход из положения стоя на одном колене в позу стоя, держась за опору; - переход из положения стоя на четвереньках в позу стоя на коленях, др.
2.7.Передвижение (перемещение) в пространстве без использования технических средств. Цель: обучение целенаправленному передвижению вперед без использования вспомогательных средств. Содержание: Передвижение вперед в низких исходных положениях: - ползание на животе, спине, боку; - перекатывание со спины на живот; - ползание на четвереньках с поддержкой под животом; - ползание на четвереньках. В вертикальных (высоких) исходных положениях: - передвижение сидя на ягодицах, - ходьба на коленях, - ходьба на ногах; 2.8. Передвижение (перемещение) в пространстве с использованием технических средств. Цель: Обучение целенаправленному передвижению вперед с использованиемтехнических средств. Содержание: - передвижение на роликовой доске (лежа, сидя); - передвижение на коляске; - ходьба с тележкой (ходунками, тростями); - езда на велосипеде (самокате), др. примерные варианты направления движения: по прямой линии, по кругу, объезжая фишки, проезжая в ворота, проезжая дверной проем, двигаясь по наклонной плоскости вверх или вниз, др. Содержание - выполнение упражнений с преодолением собственного веса (или веса частей тела) при исключении действия силы тяжести или при действии силы тяжести: ○ отведение руки в положении лежа на спине, ○ сгибание-разгибание рук, ног, ○ лазание, ○ подтягивание на скамейке, ○ преодоление препятствий и др. - выполнение упражнений с внешним сопротивлением: ○ выполнение действия с эластичными, упругими материалами (резиновый бинт, эспандер, пружина), ○ развитие навыков тянуть, тащить предметы различного веса, толкать руками и ногами набивной мяч, утяжеленный предмет, ○ переносить предметы различного веса, ○ выполнять действия с утяжелителями на руках, ногах и корпусе, ○ перетягивать ленту, веревку, канат и др.
3.2.Развитие выносливости. Цель: Способствовать развитию общей выносливости ученика. Содержание - удержание различных поз продолжительное время (например: удержание положения лежа на животе с опорой на предплечья в течение 10 минут, удержание позы сидя в процессе игры); - выполнение двигательного действия в течение заданного времени; - выполнение двигательного действия на протяжении заданного расстояния; - выполнение двигательного действия определенное количество раз; Например: ходьба по коридору в течение 10 минут, подъем и спуск по лестничному пролету 5 раз.
3.3. Развитие гибкости. Цель: способствовать поддержанию/увеличению объема движений в суставах. Содержание: - поддержание объема движений в суставах при помощи позиционирования (придание правильного положения тела с помощью малых вспомогательных средств или технических приспособлений)лежа, сидя, стоя: ○ стояние в вертикализаторе, лежание на боку в подковообразной подушке, ○ лежание на животе с валиком под грудью и др. - выполнение пассивных движений с максимальной амплитудой, выполнение пассивных упражнений на увеличение амплитуды движения в суставах (например: учитель пассивно сгибает-разгибает руку ученика в плечевом суставе с максимально возможной амплитудой); - выполнение активных движений с максимально возможной амплитудой: действия, выполняемые учеником, во время протягивания руки к предметам, во время наклонов за предметами, во время поворотов туловища и др. 3.4.Развитие способности к статическому и динамическому равновесию. Цель: Способствовать развитию способности к равновесию. Содержание: - удержание равновесия в различных положениях лежа: o на неподвижной опоре (на полу, на терапевтическом столе, на наклонной плоскости (например, горке) и т.д.), o на подвижной опоре (балансировочной поверхности, роликовой доске, качелях и т.д.), - удержание равновесия в положении сидя: o на неподвижной опоре (на полу, стуле, модуле, скамейке, коляске и т.д.), o на подвижной опоре (балансировочной плоскости, фитболе, физиороле, качелях и т.д.), - удержание равновесия, стоя на четвереньках: на неподвижной опоре (на полу, стуле, модуле, скамейке и т.д.), на подвижной опоре (балансировочной плоскости, фитболе, физиороле, качелях и т.д.); - удержание равновесия, стоя на коленях: на неподвижной опоре (держась за опору, на полу, на наклонной плоскости и т.д.), на подвижной опоре (балансировочной плоскости, качелях, роликовой доске и т.д.); - удержание равновесия в позе стоя: на неподвижной опоре (держась за опору, на полу, на наклонной плоскости и т.д.), на подвижной опоре (балансировочной плоскости, батуте, качелях, роликовой доске и т.д.); - развитие защитных реакций равновесия в различных положениях, др. 3.5. Развитие способности ориентироваться в пространстве. Цель: способствовать развитию ориентирования в пространстве. Содержание: - развитие представлений о пространственном расположении частей тела: ○ голова вверху, ○ ноги внизу, ○ рука правая, рука левая, ○ грудь спереди, ○ спина сзади и др.; - ориентирование в направлении движений частей тела (выполнение просьб/инструкций): ○ наклони голову вперед, ○ подними руку вверх, ○ поверни голову влево и др.; - ориентирование в направлении движения в пространстве (движение вперед-назад, вправо-влево, вверх-вниз, по кругу, «змейкой» и т.д.); - формирование представлений об окружающем пространстве (например: «Покажи где окно, дверь, потолок»; «Где находится спортивный зал, класс?»);
- формирование представлений о расположении предметов, заполняющих знакомое замкнутое пространство (например: «Покажи где качели, зеркало?»; «Возьми мяч под стулом» и др.); - способствовать преодолению страха нового пространства и др. 3.6. Развитие чувства ритма. Цель: способствовать развитию чувства ритма Содержание: - подстраивание под ритмические движения, выполняемые совместно с педагогом; - выполнение ритмических движений по подражанию (хлопать двумя руками, одновременно или поочередно по столу, топать одной (двумя) ногами и т.д.); - выполнение движений на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, притопы и т.д.); - выполнение движений под счет; - выполнение движений на фоне ритмического сопровождения музыкальных инструментов (бубен, маракасы и т.д.); - выполнение движений в ритме музыки и песен; Например: хлопать одной рукой по столу или по коленям; хлопать двумя руками, одновременно или поочередно по столу или по коленям; топать одной ногой; топать двумя ногами, одновременно или поочередно по полу; хлопать в ладони, др. 3.7. Развитие моторной ловкости. Цель: способствовать планированию и выполнению сложных движений. Содержание: Развитие моторной ловкости у учеников с двигательными нарушениями часто сопряжено с обучением двигательным навыкам. Важно понимать, что для тренировки моторной ловкости ученик выполняет уже знакомые двигательные действия в новых или усложненных условиях. Либо решает какую-либо двигательную задачу, такую как последовательное выполнение уже известных движений, или выполняет знакомое действие новым способом, или совершенствует двигательные навыки: - ползание через препятствия (подлезание, перелезание и т.д.), вниз/вверх по наклонной плоскости, по ступенькам и т. д.; - лазание по скамейке, по мягким модулям, по горке, по шведской стенке, др.; - ходьба (по ограниченной поверхности; с огибанием препятствий, приставным шагом, вверх-вниз по лестнице, со сменой направления движения, остановками по сигналу, спиной вперед, со сменой скорости, перешагивание и т.д.); - прыжки на месте на двух ногах, на одной ноге, с продвижением вперед на двух ногах, на одной ноге, спрыгивание вниз с небольшой высоты, прыжки на батуте; - ходьба с ролятором, ходьба с тележкой по прямой линии, по кругу, по наклонной плоскости, ходьба змейкой, через пороги, по пересеченной местности, в ворота и т.д.; - бег (по прямой, по диагонали, по кругу, с остановками, приставным шагом, спиной вперед, с остановками, и т.д.); - езда на коляске, на велосипеде, роликовой доске; - бросание мяча взрослому, в корзину в цель, под дуги, в ворота, между предметами; - и др. Дидактический материал |
|||||||
Изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного инвентаря и упражнений. | ||||||||
Спортивный инвентарь | ||||||||
Маты, батуты, гимнастические мячи разного диаметра и фактуры, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, деревянные модули, сенсорный материал. | ||||||||
Технические средства | ||||||||
- технические средства реабилитации (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы); - средства для фиксации ног, груди, таза; - мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; - ограничители; - подъемники и др. | ||||||||
Литература | ||||||||
- Баряева Л.Б., Бойко Д.И., Липакова В.И. и др. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: СПб: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой. – 2001. - Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С.А. Цабыбин. – Волгоград: Учитель. 2009. - Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. Для учителя – М.: Просвещение, 1990, - 191 с. - Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011. - Программа образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, коллектив авторов: Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, Д.И. Бойков, Е.Т. Логинова. 2013. - Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – 2-е изд., переработано и дополн. – СПб.: Речь, 2005. – 477 с. |
Г. Липецка
Рассмотрена на заседании Утверждена приказом
педагогического совета МБОУ № 32 г. Липецка
МБОУ №32 г. Липецка № 97 от «31» августа 2018
протокол № 16
от «28» августа 2018
Программа коррекционного курса
«Двигательное развитие»
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Целью занятий является обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие способности к движению через целенаправленное обучение и тренировку функциональных двигательных навыков.
Задачи:
- поддержание жизненно важных функций организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы, мышечной и других физиологических систем);
- улучшение качества имеющихся движений, предупреждение их нарушений;
- стимуляция появления новых движений;
- обучение переходу из одной позы в другую;
- освоение новых способов передвижения;
- развитие и закрепление функционально важных навыков, необходимых для использования в повседневной жизни;
- мотивация двигательной активности;
- развитие моторной ловкости;
- развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;
- формирование ориентировки в пространстве.
Общая характеристика коррекционного курса
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. Дети с ТМНР отличаются не только крайне замедленным темпом психомоторного развития, но и явными нарушениями физического статуса. Степень тяжести этих нарушений усугубляется общим недоразвитием двигательного опыта, бедной организацией произвольных движений, скованностью и напряженностью мышечного тонуса. У многих детей отмечаются нарушения осанки, сколиоз, деформации костно-мышечной системы, изменения формы стопы, контрактуры конечностей. Развитие двигательных умений у обучающихся с нарушениями ОДА тесно связано с профилактикой возникновения у них патологических состояний.
Выраженные нарушения сенсорно-перцептивных процессов, преобладающие в структуре нарушений при тяжёлой и глубокой умственно отсталости, усугубляют восприятие ребенком собственного тела, что дополнительно затрудняет произвольное овладение движениями и их синхронизацию.
Сложность и многообразие нарушений моторных функций в сочетании с тяжелыми формами психического недоразвития выдвигают определенные требования к организации учебной среды и междисциплинарному взаимодействию специалистов.
Современные подходы к работе с детьми с ТМНР требуют от педагогов овладения навыками не только безопасного, но и терапевтичного (то есть соблюдающего принцип включенности и возможной самостоятельности в совместных действиях) сопровождения и перемещения ребенка в пространстве класса, школы.
Физическое сопровождение включает в себя правильно организованное рабочее место, индивидуальный ортопедический режим, использование техник и приемов перемещения.
Физическое сопровождение должно органично сочетаться с другими коррекционными мероприятиями и учитываться при определении режима деятельности учащегося.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Двигательное развитие» относится к части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант, формируемой участниками образовательных отношений.
Программа коррекционного курса «Двигательное развитие» рассчитана на 12 лет (с 1 по 12 год обучения).
На изучение учебного предмета отводится по 2 часа в неделю на протяжении всего периода обучения (с 1 по 12 год).
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.077 с.)