Программа коррекционного курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа коррекционного курса



Г. Липецка

 

 

Рассмотрена на заседании                                                     Утверждена приказом

педагогического совета                                                         МБОУ № 32 г. Липецка

МБОУ №32 г. Липецка                                                          № 97 от «31» августа 2018

протокол № 16

от «28»  августа 2018

 

 

Программа коррекционного курса

«Двигательное развитие»

 

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Целью занятий является обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие способности к движению через целенаправленное обучение и тренировку функциональных двигательных навыков.

Задачи:

- поддержание жизненно важных функций организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы, мышечной и других физиологических систем);

- улучшение качества имеющихся движений, предупреждение их нарушений;

- стимуляция появления новых движений;

- обучение переходу из одной позы в другую;

- освоение новых способов передвижения;

- развитие и закрепление функционально важных навыков, необходимых для использования в повседневной жизни;

- мотивация двигательной активности;

- развитие моторной ловкости;

- развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;

- формирование ориентировки в пространстве.

    Общая характеристика коррекционного курса

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. Дети с ТМНР отличаются не только крайне замедленным темпом психомоторного развития, но и явными нарушениями физического статуса. Степень тяжести этих нарушений усугубляется общим недоразвитием двигательного опыта, бедной организацией произвольных движений, скованностью и напряженностью мышечного тонуса. У многих детей отмечаются нарушения осанки, сколиоз, деформации костно-мышечной системы, изменения формы стопы, контрактуры конечностей. Развитие двигательных умений у обучающихся с нарушениями ОДА тесно связано с профилактикой возникновения у них патологических состояний.

Выраженные нарушения сенсорно-перцептивных процессов, преобладающие в структуре нарушений при тяжёлой и глубокой умственно отсталости, усугубляют восприятие ребенком собственного тела, что дополнительно затрудняет произвольное овладение движениями и их синхронизацию.

Сложность и многообразие нарушений моторных функций в сочетании с тяжелыми формами психического недоразвития выдвигают определенные требования к организации учебной среды и междисциплинарному взаимодействию специалистов.

Современные подходы к работе с детьми с ТМНР требуют от педагогов овладения навыками не только безопасного, но и терапевтичного (то есть соблюдающего принцип включенности и возможной самостоятельности в совместных действиях) сопровождения и перемещения ребенка в пространстве класса, школы.

Физическое сопровождение включает в себя правильно организованное рабочее место, индивидуальный ортопедический режим, использование техник и приемов перемещения.

Физическое сопровождение должно органично сочетаться с другими коррекционными мероприятиями и учитываться при определении режима деятельности учащегося.

Описание места коррекционного курса в учебном плане

Коррекционный курс «Двигательное развитие» относится к части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант, формируемой участниками образовательных отношений.

Программа коррекционного курса «Двигательное развитие» рассчитана на 12 лет (с 1 по 12 год обучения).

На изучение учебного предмета отводится по 2 часа в неделю на протяжении всего периода обучения (с 1 по 12 год).

Содержание программы коррекционного курса «Двигательное развитие»

Программа коррекционного курса «Двигательное развитие» включает в себя 5 разделов.

Содержание каждого раздела представлено по принципу «от простого к сложному». Для коррекционно-развивающей работы с учащимися с тяжелой или глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития значим индивидуальный подход, ориентированный на особенности, интерес и потребности каждого ребенка в повседневной жизни.

Содержание

- умение дотянуться до предметов, находящихся спереди или сбоку, внизу, вверху;

- удержание вытягиваемого из-под ног предмета (маленький коврик, спортивный мат, тканевое покрывало);

- перенос веса тела с одной ноги на другую в положении сидя (на фитболе, высоком стуле, на физиороле), др.

2.4. Контроль тела в положении стоя.

Цель: обучение контролю положения стоя (на четвереньках, на коленях, на ногах).

Содержание:

- удержание позы стоя на четвереньках, на коленях, на ногах, наблюдая за происходящим вокруг;

- удержание позы стоя (на четвереньках, на коленях, на ногах), находясь на различной поверхности опоры (мягкий мат, балансировочная поверхность, качели, батут, на наклонной поверхности, на подвижной поверхности и т.д.);

- удержание позы стоя (на коленях, на ногах), держась за опору;

- удержание позы стоя (на четвереньках, на коленях, на ногах) при перекладывании предметов справа налево, сверху вниз и т.д.;

- удержание позы стоя (на четвереньках, на коленях, на ногах) во время игры;

- удержание позы стоя (на четвереньках, на коленях, на ногах), дотягиваясь до предметов;

- удержание позы стоя во время катания на тележке, роликовой доске (тележка или роликовая доска приводится в движение другим человеком), др.

2.5.Обучение двигательным переходам в горизонтальной плоскости.

Цель: Обучение переходу из одного положения в другое в горизонтальной плоскости (начальная и конечная позы находятся на одном уровне).

Содержание:

- переход из положения лежа на спине в положение лежа на правом боку;

- переход из положения лежа на правом боку в положение лежа на животе;

- переход из положения лежа на спине в положение лежа на животе;

- переход из положения лежа на животе в положение лежа на правом боку и т.д.;

- переход из положения сидя на стуле в позу сидя на коляске;

- поворот в правую/левую сторону на 45°/90°/180°/360° сидя на стуле, скамейке, модуле;

- поворот в правую/левую сторону на 45°/90°/180°/360° сидя на стуле, скамейке, модуле;

- поворот в правую/левую сторону на 45°/90°/180°/360° в позе стоя, др.

2.6.Обучение двигательным переходам в вертикальной плоскости.

Цель: Обучение переходу из одного положения в другое в вертикальной плоскости(начальная и конечная позы имеют разный уровень по высоте).

Содержание:

- переход из позы лежа на спине в сед справа от пяток, сидя с вытянутыми ногами;

- переход из позы лежа на животе в позу стоя на четвереньках;

- переход из позы сидя на полу в позу стоя на четвереньках;

- переход из позы сидя в позу стоя;

- переход из позы стоя в позу сидя;

- переход из положения сидя на скамейке в положение сидя на стуле, в кресло-коляску;

- переход из положения стоя на коленях в позу стоя на одном колене;

- переход из положения стоя на одном колене в позу стоя, держась за опору;

- переход из положения стоя на четвереньках в позу стоя на коленях, др.

2.7.Передвижение (перемещение) в пространстве без использования технических средств.

Цель: обучение целенаправленному передвижению вперед без использования вспомогательных средств.

Содержание:

Передвижение вперед в низких исходных положениях:

- ползание на животе, спине, боку;

- перекатывание со спины на живот;

- ползание на четвереньках с поддержкой под животом;

- ползание на четвереньках.

В вертикальных (высоких) исходных положениях:

- передвижение сидя на ягодицах,

- ходьба на коленях,

- ходьба на ногах;

2.8. Передвижение (перемещение) в пространстве с использованием технических средств.

Цель: Обучение целенаправленному передвижению вперед с использованиемтехнических средств.

Содержание:

- передвижение на роликовой доске (лежа, сидя);

- передвижение на коляске;

- ходьба с тележкой (ходунками, тростями);

- езда на велосипеде (самокате), др.

примерные варианты направления движения:

по прямой линии, по кругу, объезжая фишки, проезжая в ворота, проезжая дверной проем, двигаясь по наклонной плоскости вверх или вниз, др.

Содержание

- выполнение упражнений с преодолением собственного веса (или веса частей тела) при исключении действия силы тяжести или при действии силы тяжести:

○ отведение руки в положении лежа на спине,

○ сгибание-разгибание рук, ног, ○ лазание, ○ подтягивание на скамейке, ○ преодоление препятствий и др.

- выполнение упражнений с внешним сопротивлением:

○ выполнение действия с эластичными, упругими материалами (резиновый бинт, эспандер, пружина),

○ развитие навыков тянуть, тащить предметы различного веса, толкать руками и ногами набивной мяч, утяжеленный предмет,

○ переносить предметы различного веса,

○ выполнять действия с утяжелителями на руках, ногах и корпусе,

○ перетягивать ленту, веревку, канат и др.

 

3.2.Развитие выносливости.

Цель: Способствовать развитию общей выносливости ученика.

Содержание

- удержание различных поз продолжительное время (например: удержание положения лежа на животе с опорой на предплечья в течение 10 минут, удержание позы сидя в процессе игры);

- выполнение двигательного действия в течение заданного времени;

- выполнение двигательного действия на протяжении заданного расстояния;

- выполнение двигательного действия определенное количество раз;

Например: ходьба по коридору в течение 10 минут, подъем и спуск по лестничному пролету 5 раз.

3.3. Развитие гибкости.

Цель: способствовать поддержанию/увеличению объема движений в суставах.

Содержание:

- поддержание объема движений в суставах при помощи позиционирования (придание правильного положения тела с помощью малых вспомогательных средств или технических приспособлений)лежа, сидя, стоя: ○ стояние в вертикализаторе, лежание на боку в подковообразной подушке, ○ лежание на животе с валиком под грудью и др.

- выполнение пассивных движений с максимальной амплитудой, выполнение пассивных упражнений на увеличение амплитуды движения в суставах (например: учитель пассивно сгибает-разгибает руку ученика в плечевом суставе с максимально возможной амплитудой);

- выполнение активных движений с максимально возможной амплитудой: действия, выполняемые учеником, во время протягивания руки к предметам, во время наклонов за предметами, во время поворотов туловища и др.

3.4.Развитие способности к статическому и динамическому равновесию.

Цель: Способствовать развитию способности к равновесию.

Содержание:

- удержание равновесия в различных положениях лежа:

o на неподвижной опоре (на полу, на терапевтическом столе, на наклонной плоскости (например, горке) и т.д.),

o на подвижной опоре (балансировочной поверхности, роликовой доске, качелях и т.д.),

- удержание равновесия в положении сидя:

o на неподвижной опоре (на полу, стуле, модуле, скамейке, коляске и т.д.),

o на подвижной опоре (балансировочной плоскости, фитболе, физиороле, качелях и т.д.),

- удержание равновесия, стоя на четвереньках: на неподвижной опоре (на полу, стуле, модуле, скамейке и т.д.), на подвижной опоре (балансировочной плоскости, фитболе, физиороле, качелях и т.д.);

- удержание равновесия, стоя на коленях: на неподвижной опоре (держась за опору, на полу, на наклонной плоскости и т.д.), на подвижной опоре (балансировочной плоскости, качелях, роликовой доске и т.д.);

- удержание равновесия в позе стоя: на неподвижной опоре (держась за опору, на полу, на наклонной плоскости и т.д.), на подвижной опоре (балансировочной плоскости, батуте, качелях, роликовой доске и т.д.);

- развитие защитных реакций равновесия в различных положениях, др.

3.5. Развитие способности ориентироваться в пространстве.

Цель: способствовать развитию ориентирования в пространстве.

Содержание:

- развитие представлений о пространственном расположении частей тела:

○ голова вверху,

○ ноги внизу,

○ рука правая, рука левая,

○ грудь спереди,

○ спина сзади и др.;

- ориентирование в направлении движений частей тела (выполнение просьб/инструкций):

○ наклони голову вперед,

○ подними руку вверх,

○ поверни голову влево и др.;

- ориентирование в направлении движения в пространстве (движение вперед-назад, вправо-влево, вверх-вниз, по кругу, «змейкой» и т.д.);

- формирование представлений об окружающем пространстве (например: «Покажи где окно, дверь, потолок»; «Где находится спортивный зал, класс?»);

- формирование представлений о расположении предметов, заполняющих знакомое замкнутое пространство (например: «Покажи где качели, зеркало?»; «Возьми мяч под стулом» и др.);

- способствовать преодолению страха нового пространства и др.

3.6. Развитие чувства ритма.

Цель: способствовать развитию чувства ритма

Содержание:

- подстраивание под ритмические движения, выполняемые совместно с педагогом;

- выполнение ритмических движений по подражанию (хлопать двумя руками, одновременно или поочередно по столу, топать одной (двумя) ногами и т.д.);

- выполнение движений на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, притопы и т.д.);

- выполнение движений под счет;

- выполнение движений на фоне ритмического сопровождения музыкальных инструментов (бубен, маракасы и т.д.);

- выполнение движений в ритме музыки и песен;

Например: хлопать одной рукой по столу или по коленям; хлопать двумя руками, одновременно или поочередно по столу или по коленям; топать одной ногой; топать двумя ногами, одновременно или поочередно по полу; хлопать в ладони, др.

3.7. Развитие моторной ловкости.

Цель: способствовать планированию и выполнению сложных движений.

Содержание:

Развитие моторной ловкости у учеников с двигательными нарушениями часто сопряжено с обучением двигательным навыкам. Важно понимать, что для тренировки моторной ловкости ученик выполняет уже знакомые двигательные действия в новых или усложненных условиях. Либо решает какую-либо двигательную задачу, такую как последовательное выполнение уже известных движений, или выполняет знакомое действие новым способом, или совершенствует двигательные навыки:

- ползание через препятствия (подлезание, перелезание и т.д.), вниз/вверх по наклонной плоскости, по ступенькам и т. д.;

- лазание по скамейке, по мягким модулям, по горке, по шведской стенке, др.;

- ходьба (по ограниченной поверхности; с огибанием препятствий, приставным шагом, вверх-вниз по лестнице, со сменой направления движения, остановками по сигналу, спиной вперед, со сменой скорости, перешагивание и т.д.);

- прыжки на месте на двух ногах, на одной ноге, с продвижением вперед на двух ногах, на одной ноге, спрыгивание вниз с небольшой высоты, прыжки на батуте;

- ходьба с ролятором, ходьба с тележкой по прямой линии, по кругу, по наклонной плоскости, ходьба змейкой, через пороги, по пересеченной местности, в ворота и т.д.;

- бег (по прямой, по диагонали, по кругу, с остановками, приставным шагом, спиной вперед, с остановками, и т.д.);

- езда на коляске, на велосипеде, роликовой доске;

- бросание мяча взрослому, в корзину в цель, под дуги, в ворота, между предметами;

- и др.

Дидактический материал

  Изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного инвентаря и упражнений.

Спортивный инвентарь

  Маты, батуты, гимнастические мячи разного диаметра и фактуры, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, деревянные модули, сенсорный материал.

Технические средства

  - технические средства реабилитации (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы); - средства для фиксации ног, груди, таза; - мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; - ограничители; - подъемники и др.

Литература

  - Баряева Л.Б., Бойко Д.И., Липакова В.И. и др. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: СПб: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой. – 2001. - Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С.А. Цабыбин. – Волгоград: Учитель. 2009. - Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. Для учителя – М.: Просвещение, 1990, - 191 с. - Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011. - Программа образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, коллектив авторов: Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, Д.И. Бойков, Е.Т. Логинова. 2013. - Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – 2-е изд., переработано и дополн. – СПб.: Речь, 2005. – 477 с.

 

 

Г. Липецка

 

 

Рассмотрена на заседании                                                     Утверждена приказом

педагогического совета                                                         МБОУ № 32 г. Липецка

МБОУ №32 г. Липецка                                                          № 97 от «31» августа 2018

протокол № 16

от «28»  августа 2018

 

 

Программа коррекционного курса

«Двигательное развитие»

 

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Целью занятий является обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие способности к движению через целенаправленное обучение и тренировку функциональных двигательных навыков.

Задачи:

- поддержание жизненно важных функций организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы, мышечной и других физиологических систем);

- улучшение качества имеющихся движений, предупреждение их нарушений;

- стимуляция появления новых движений;

- обучение переходу из одной позы в другую;

- освоение новых способов передвижения;

- развитие и закрепление функционально важных навыков, необходимых для использования в повседневной жизни;

- мотивация двигательной активности;

- развитие моторной ловкости;

- развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;

- формирование ориентировки в пространстве.

    Общая характеристика коррекционного курса

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. Дети с ТМНР отличаются не только крайне замедленным темпом психомоторного развития, но и явными нарушениями физического статуса. Степень тяжести этих нарушений усугубляется общим недоразвитием двигательного опыта, бедной организацией произвольных движений, скованностью и напряженностью мышечного тонуса. У многих детей отмечаются нарушения осанки, сколиоз, деформации костно-мышечной системы, изменения формы стопы, контрактуры конечностей. Развитие двигательных умений у обучающихся с нарушениями ОДА тесно связано с профилактикой возникновения у них патологических состояний.

Выраженные нарушения сенсорно-перцептивных процессов, преобладающие в структуре нарушений при тяжёлой и глубокой умственно отсталости, усугубляют восприятие ребенком собственного тела, что дополнительно затрудняет произвольное овладение движениями и их синхронизацию.

Сложность и многообразие нарушений моторных функций в сочетании с тяжелыми формами психического недоразвития выдвигают определенные требования к организации учебной среды и междисциплинарному взаимодействию специалистов.

Современные подходы к работе с детьми с ТМНР требуют от педагогов овладения навыками не только безопасного, но и терапевтичного (то есть соблюдающего принцип включенности и возможной самостоятельности в совместных действиях) сопровождения и перемещения ребенка в пространстве класса, школы.

Физическое сопровождение включает в себя правильно организованное рабочее место, индивидуальный ортопедический режим, использование техник и приемов перемещения.

Физическое сопровождение должно органично сочетаться с другими коррекционными мероприятиями и учитываться при определении режима деятельности учащегося.

Описание места коррекционного курса в учебном плане

Коррекционный курс «Двигательное развитие» относится к части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант, формируемой участниками образовательных отношений.

Программа коррекционного курса «Двигательное развитие» рассчитана на 12 лет (с 1 по 12 год обучения).

На изучение учебного предмета отводится по 2 часа в неделю на протяжении всего периода обучения (с 1 по 12 год).



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.077 с.)