Показатели коэффициента и уровня наблюдательности испытуемых 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели коэффициента и уровня наблюдательности испытуемых



№ п/п Коэффициент наблюдательности Уровень наблюдательности
1. средний
2. средний
3. средний
4. средний
5. средний
6. средний
7. средний
8. средний
9. средний
10. средний
11. средний
12. средний
13. средний
14. средний
15. средний
16. средний
17. средний
18. средний
19. средний
20. средний

 Интерпретируя полученные результаты, можно отметить, что все наши испытуемые показали средний уровень развития наблюдательности. Все они отметили, что за осознанное восприятие и сравнение картинок энергозатратно. Все они за одну минуту успели устать.

Каждая личность обладает своеобразным «подходом» к исследованию картинки. Испытуемые 2, 4, 9, 12 совершили ошибки, назвав несуществующие признаки. Это, несомненно, говорит о неверной идентификации воспринимаемого содержания. Все они отметили, что очень старались выполнить задание за отведенные 60 секунд. Высокая мотивация и тревожность привели к поспешным умозаключениям. Все эти испытуемые после эксперимента, при повторном рассматривании картинок с удивлением отметили, что ряд названных ими различий, в действительности, не существует. Это приводит нас к умозаключению, что на проявления наблюдательности влияет внутреннее состояние испытуемых, а именно: высокая мотивация решения задачи и тревожность по поводу дефицита времени. Эти испытуемые отметили, что «в жизни вообще» не любят, когда не хватает времени, при его дефиците «не знают, за что хвататься», переживают дезорганизацию деятельности, испытывают самый настоящий стресс.

 

2.3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию восприятия и наблюдательности в юношеском возрасте

В старшем школьном возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной и прочной. Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно — интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности.

Для управления восприятием необходимо, прежде всего, четко определить цель восприятия и его объект, выделить объект из общего фона (предметов, текста).

Восприятие - сложный психический процесс, который сводится не только к чувственному познанию, но и связан с памятью, мышлением, речью. Воспринимаемый объект (предмет, понятие, закономерность) обозначается научным термином и включается в систему уже известных знаний, сопоставляется с другими объектами в каком-либо отношении. Объект восприятия подвергается анализу: выделяются отдельные части, элементы, признаки, свойства. Для управления процессами анализа и синтеза можно использовать различные схемы, рисунки, графики.

В процессе восприятия ярко проявляются индивидуальные особенности учащихся: аудиальный, визуальный и кинестетический типы восприятия. В классе могут присутствовать представители всех трех типов, поэтому методики обучения конкретным предметам должны учитывать требование «трех-канальности» подачи материала.

Для обеспечения полноты и яркости восприятия, развития наблюдательности на уроках применяются наглядные средства усвоения материала: реальные объекты, муляжи, препараты, картины, рисунки, схемы, графики, слайды, кинофильмы, фотографии. Целесообразно применение словесной наглядности: яркое образное словесное описание явлений, событий. Словесное описание актуализирует представления учащихся, пробуждает творческое воображение. В ряде случаев использование литературных источников будет иметь незаменимый воспитательный эффект.

Управление восприятием учащихся на уроке должно опираться на знание возрастных особенностей этого процесса.

Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и планомерность, и систематичность ведения. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач.

Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность.

Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности.

Особенностью развития когнитивной сферы ребенка в юношеском возрасте является то, что умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении определенных умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности это «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности». Многие исследователи считают, что в познавательных процессах индивидуальный стиль деятельности выступает как стиль мышления, то есть устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации.

Стиль мышления старшеклассника или юноши в значительной степени определяется типом его нервной системы. Например, старшеклассники с инертной нервной системой в условиях перегрузки учебными заданиями учатся хуже, чем обладатели подвижного типа нервной системы, так как не успевают за быстрым темпом преподавания.

Однако было бы несправедливо сводить стиль интеллектуальной деятельности учащегося только к особенностям его нервной системы, поскольку недостатки типа нервной системы могут компенсироваться другими ее свойствами. Так, лица с инертными нервными процессами компенсируют свое «запоздание», несвоевременность реакций более тщательным планированием и контролем своей деятельности. В то же время стремление учителей старших классов равняться на середняка (троечника), без предоставления свободы самостоятельного развития «сильным», без учета дифференциации способностей и интересов учащихся тормозят умственное развитие старшеклассников, снижают их учебную активность и порождают атмосферу скуки и безответственности. В данном случае может возникать противоречивая ситуация, когда старшеклассники перегружены учебной работой и в то же время интеллектуально недогружены. Поэтому учет индивидуальных особенностей лиц, достигших юношеского возраста, формирование у них способности самостоятельного мышления, развития восприятия и наблюдательности в процессе учебной деятельности является важнейшим условием их интеллектуального развития.

Все это еще раз свидетельствует о необходимости индивидуального подхода к каждому учащемуся в процессе обучения, стимулируя таким образом самостоятельность и творчество ребят в коллективе. Тем более что развитие восприятия, наблюдательности и самостоятельности мышления юношей способствует интеллектуальному развитию их личности в целом.

        Обобщая все вышеизложенное в данной главе, мы можем сделать следующие выводы:

- Деятельность восприятия можно исследовать как деятельность наблюдения.

- Наблюдательность основывается как на бессознательных, так и на осознанных действиях.

- Наблюдательность требует навыков сравнения, классифицирования и прочих мыслительных операций.

- Разные испытуемые, совершая деятельность наблюдения, действуют по-разному: одни пытаются действовать систематично, двигаясь сверху вниз по картинкам, другие же действуют хаотично, называя то, что первым «бросается в глаза».

- Для большинства испытуемых характерен средний уровень наблюдательности.

- Анализ ошибок наблюдения приводит к заключениям о влиянии силы мотивации и стрессоустойчивости на показываемый уровень наблюдательности.

- Для работы с данной категорией детей необходимо разработать рекомендации по развитию восприятия и наблюдательности.


Заключение

 

Восприятие – чрезвычайно сложный психический процесс, основами которого являются как бессознательные, так и осознаваемые компоненты.

Восприятие можно определять как психическую деятельность. В этом случае оно заведомо рассматривается как активное, осознанное, произвольно регулируемое.

Восприятие является основой познания и протекает слитно, неразделимо с вниманием, мышлением, памятью и прочими психическими процессами. Оперирование психическим образом приводит к адекватному отражению внешней по отношению к человеку среды. Произвольная регуляция восприятия позволяет постоянно корректировать субъективный образ среды. Одновременно образ является продуктом познания мира и самого себя.

В настоящее время исследователи различают чувственный и мысленный образ, отличающиеся своими качествами и ролью в жизни человека. Активность восприятия проявляется в свойствах предметности, целостности, константности и других. Эти свойства свидетельствуют, что образ действительности возникает благодаря субъектной активности, но как бы автоматически.

Сознание в восприятии проявляет себя тогда, когда задействуются эволюционно новые уровни психической организации: личность человека, его смыслы, ценности, мотивы, организующие восприятие как деятельность. В частности апперцепция, как влияние предшествующего опыта, отчасти организует восприятие. Именно благодаря апперцепции, личность «видит» и «слышит» то, что соответствует ее складу.

 Сознание подключается к познавательному процессу и тогда, когда возникают противоречия восприятия, и человек вынужден определять для себя, что же он видит или слышит, вынужден относить незнакомое явление к какому-либо имеющему у него классу перцептивных явлений. В этом случае сознание участвует в порождении перцептивных гипотез, в результате перебора которых принимается окончательное решение о структуре, содержании и значении воспринимаемого содержания. Перцептивная гипотеза сопровождается удивлением, чувством нового, противоречивого и отвечает на вопросы «что это такое?», «Как это может существовать?» и подобные им.

 Проявления восприятия в обыденной жизни многообразны. Одно из наиболее часто встречающихся проявлений – это проявления наблюдательности. Деятельность наблюдения включает бессознательные основы восприятия и сознательное его регулирование. Наше исследование было направлено на выявление уровня наблюдательности, как показателя состояния восприятия.

 Наше исследование, выполненное с использованием методики исследования наблюдательности, показывает, что восприятием можно и нужно управлять. Все наши испытуемые обнаружили средний уровень наблюдательности, но действовали по-разному. Одни действовали систематично, другие хаотично. Одни старались не ошибиться и не ошибались, а другие, в силу эмоциональных причин, воспринимали задание и ограничения во времени как стресс. 

 Восприятие можно и нужно развивать. Развитое восприятие позволяет быстро учиться, реальнее воспринимать действительность, создавать основы для личностного и профессионального развития.


Библиография

 

1. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М., 1977.

2. Грегори Р. Разумный глаз. – М., 2003.

3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., 2000.

4. Картинки «найди 10 различий». – Режим доступа: www.scanword.net.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М., 1983.

7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2000.

8. Леонтьев А.Н. Психология образа // Хрестоматия по ощущению и восприятию. – Режим доступа: www. psychology Online. Net.

9. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2001.

10. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1.– М., 1998.

11. Олпорт Х.Ф. Феномены восприятия // Хрестоматия по ощущению и восприятию. - Режим доступа: www. psychology Online. Net.

12. Осгуд Ч. Перцептивная организация // Хрестоматия по ощущению и восприятию – Режим доступа: www. psychology Online. Net.

13. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. – Режим доступа: myword.ru.

14. Перевернутый мир Дж. Срэттона // Хрестоматия по ощущению и восприятию. – Режим доступа: www. psychology Online. Net.

15. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология. – М., 2003.

16. Рубин В. Построение образа // Хрестоматия по ощущению и восприятию / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 1975.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2001.

18. Титченер Э. Очерки психологии. – СПб., 1998.

19. Фресс П. Оптимум мотивации // Хрестоматия по психологии мотивации. - Режим доступа: www. psychology Online. Net.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.036 с.)