Функции языка мимики и жестов в коммуникативном процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции языка мимики и жестов в коммуникативном процессе



 

Мимика и жесты в человеческом общении играют различные функции:

. они могут повторять, или дублировать, актуальную речевую информацию. Эту роль выполняют такие невербальные единицы как жесты указания пальцем, глазами или головой, которые зачастую, сопровождаются вербальным контекстом, иначе их значение будет не ясно окружающим. Речевые эквиваленты этой группы жестов: «это», «вот», «вон», «сюда», «туда» и др.;

. могут противоречить речевому высказыванию. В рамках данной функции раскрывается значение конгруэнтности и неконгруэнтности жестов, т.е. их соответствия или несоответствия вербальному контексту. Например: если человек, совершая хаотичные движения, будет уверять в своем абсолютном спокойствии, окружающие склонны будут усомниться в правдивости вербального сообщения. Также улыбка может сопровождать замечание в адрес кого-либо, при этом она не будет расцениваться как признак дружеского к нему отношения;

. способны замещать речевое высказывание. Примером ситуации замещения может служить такой жест как кивок головой, или медленное закрытие глаз, использующиеся в коммуникативном процессе для выражения согласия или одобрения. Приложенный палец к губам имеет вербальный эквивалент «молчи!», «ни слова!», но при этом в большинстве случаев не сопровождается речевым высказыванием, так как в контексте ситуации такое поведение рассчитывалось бы как неприемлемое;

. в состоянии подчеркивать или усиливать какие-либо компоненты речи. Например, для подчеркивания значения величины предмета, жестикулирующий может развести руки в стороны. В качестве примера может выступать счет на пальцах, акцентирующий внимание на количество того, о чем сообщается в вербальном контексте;

. могут дополнять речь в смысловом отношении. Вербальное высказывание угрозы нередко дополняется жестом покачивания указательным пальцем, что в свою очередь делает совокупность вербального и невербального сигналов выражением большей угрозы;

. выполняют роль регулятора речевого сообщения, являясь средством поддержания коммуникации. Примером может служить группа жестов, назначением которых является прерывание речи говорящего для дальнейшего сообщения ему о своем несогласии с ним или для того, чтобы задать уточняющий вопрос. К этой группе жестов можно отнести поднятие учеником руки при готовности ответить на вопрос учителя.

С такой классификацией функций языка мимики и жестов соглашается южнокорейский исследователь в области кинесики Чо Хёнён (Чо Хёнён, 2009).

Г.Е. Крейдлин выделяет 6 следующих функций мимики и жестов в процессе коммуникации:

.   регулирования и управления вербальным поведением говорящего и слушающего;

.   отображения в коммуникативном акте актуальных речевых действий;

.   коммуникативную функцию передачи адресату некоторой порции смысловой информации;

.   репрезентации внутреннего психологического состояния жестикулирующего или его отношения к партнеру по коммуникации;

.   дейктическую функцию;

.   риторическую функцию (Крейдлин, 2002).

Е.А. Петрова в своем труде «Жесты в педагогическом процессе» выделила 9 функций, а именно соотношений языка мимики и жестов с вербальным каналом передачи информации, описанных зарубежными учеными, обратив внимание на то, что такая классификация является общепринятой. По данной классификации язык телодвижений в процессе коммуникации:

. выражает то же, что и вербальное сообщение;

. предвосхищает значения, передаваемые при помощи речи;

. противоречит смысловому содержанию речевого высказывания;

. содержат в себе более глобальные аспекты взаимодействия, чем вербальное сообщение;

. акцентирует внимание на ту или иную часть речевого сообщения;

. заполняет или объясняет периоды хезитации и молчания в коммуникативном процессе;

. сохраняет контакт между собеседниками и регулирует процесс обмена вербальными сообщениями;

. заменят определенные компоненты речевого сообщения (слова или фразы);

. с опозданием дублирует содержание вербального выражения (Петрова, 1998).

Перечисленные функции можно подразделить на 2 типа: функции, при которых язык мимики и жестов выступает как самостоятельный канал коммуникации и функции, при которых происходит сопряженное функционирование вербального и невербального каналов передачи информации.

К ситуациям автономного употребления языка мимики и жестов могут относиться приветствия и прощания, указания на что-либо, привлечение внимания, просьба, угрозы и запрещения. Самыми распространенными в этой группе жестами являются утвердительные и отрицательные кивки головой. Однако в акте коммуникации мимические и жестовые выражения чаще всего используются вкупе с вербальными сообщениями.

Экспериментальное исследование ситуаций, в которых речь сопровождалась жестами неадекватного содержания, показало, что язык мимики и жестов является средством коммуникации равным вербальному каналу передачи информации. Также в этом исследовании выло выявлено, что язык мимики и жестов не только активно взаимодействует с вербальными выражениями, но и в некоторых случаях является более значимым средством общения (там же).

Мимика и жесты в процессе коммуникации, как правило, характеризуются не одной функцией, а одновременно выполняют несколько, из которых одна или две являются доминантными (Крейдлин, 2002).  


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.005 с.)