Сопоставление результатов тестирования и выявление волевых особенностей у подростков и старшеклассников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сопоставление результатов тестирования и выявление волевых особенностей у подростков и старшеклассников



 

Для изучения специфики волевой регуляции у подростков и старшеклассников мы провели исследование, результаты которых позволят нам подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу. Для этого нам нужно сопоставить полученные данные у подростков и старшеклассников.

Итак, сопоставим данные подростков и старшеклассников по тесту "Воля". (Таблица 7)

 

Таблица 7. Сопоставление данных степени развития воли у подростков и старшеклассников

  Слабая Твердая (средняя) Очень твердая (большая)
9 класс 63% 37%  
11 класс 14% 64% 22%

 

По данным таблицы мы видим, что слабая степень развития воли у подростков составляет 63%, а у подростков 14%. Твердая степень развития воли у старшеклассников составляет 64% и 37% у подростков. Учащихся с очень твердой силой воли среди подростков нет, а у старшеклассников, учащиеся с очень твердой волей составляют 22%.

Рассмотрим данные сопоставления теста "Воля" на диаграмме 5

 

Диаграмма 5. Сопоставление данных степени развития воли у подростков и старшеклассников

 

Исходя из данных, можно сделать вывод о том, что волевая регуляция у старшеклассников достаточно сформирована. Это обусловлено тем, что в старшем школьном возрасте достаточно высоко развита самостимуляция, что влияет на самостоятельную, целенаправленную волевую саморегуляцию. Волевая регуляция у подростков неоднозначна. Это происходит, потому что возрастает общая активность подростка, а механизмы волевой регуляции еще плохо сформированы.

Далее сопоставим результаты теста "Сила воли" у подростков и старшеклассников, данные представлены в таблице 8.

 

Таблица 8. Сопоставление данных о характере проявления силы воли у старшеклассников и подростков

  Слабая Средняя  Большая
9 класс 58% 32% 10%
11 класс 0% 86% 14%

По данным таблицы мы видим, что слабое развитие воли у подростков составляет 58%. Среднее развитие воли у старшеклассников составляет 86% у подростков 37%. Большой силой воли обладают 10% учащихся у подростков и 14% у старшеклассников.

Рассмотрим сопоставление данных о характере проявления силы воли у старшеклассников и подростков на диаграмме 6.

 

Диаграмма 6. Сопоставление данных о характере проявления силы воли у старшеклассников и подростков

 

Исходя их данных приведенных выше, можно говорить о том, что представленные методики по изучению волевых особенностей у подростков и старшеклассников в совокупности не противоречат друг другу. Безусловно, наблюдается положительная динамика развития волевых особенностей у старшеклассников. Это обусловлено тем, что уже в старшем возрасте достаточно сформирована волевая регуляция, влияющая на произвольное поведение и деятельность личности. У подростков же наблюдается отрицательная динамика развития волевых особенностей, обусловленная тем, что в подростковом возрасте при развитости воли все еще недостаточно сформирована волевая регуляция, которая влияет на произвольное поведение и деятельность подростков. В заключение эксперимента нами был предложен словарь терминов волевых качеств. (Приложение 4)

Выводы по второй главе

 

В целях изучения волевых особенностей у подростков и старшеклассников, было проведено исследование. Анализ результатов позволил выделить три степени развития воли у подростков и старшеклассников: слабый, средний, большой.

Слабая воля характеризуется такими качествами как: нерешительность, упрямство, суетливость, раздражение, нетерпеливость. Все эти качества мешают быстро принять правильное решение и осуществить волевое действие.

Среднее развитее воли характеризуется такими качествами как ответственность, реалистичность, выдержка, владение твердым характером и волей.

Большой степенью развития воли обладают люди твердым характером, ответственны, но в силу демонстративного поведения могут увлечься силой воли с целью самолюбования.

Данные исследования по методике "Воля" показывают, что слабая степень развития воли у подростков составляет 63%, а у подростков 14%. Твердая степень развития воли у старшеклассников составляет 64% и 37% у подростков. Учащихся с очень твердой силой воли среди подростков нет, а у старшеклассников, учащиеся с очень твердой волей составляют 22%.

По данным методики "Сила Воли" слабое развитие воли у подростков составляет 58%. Среднее развитие воли у старшеклассников составляет 86% у подростков 37%. Большой силой воли обладают 10% учащихся у подростков и 14% у старшеклассников.

- также учащимся был предложен: научный словарь терминов волевых качеств;

Выводы, полученные на основе эксперимента, подтверждают гипотезу о том, что воля проходит свое развитие в течение многих этапов возрастного становления личности на протяжении всей жизнедеятельности, приближаясь к регулятивным функциям воли. Мы предполагаем, что в подростковом возрасте при развитости воли все еще недостаточно сформирована волевая регуляция, влияющая на произвольное поведение и деятельность подростков, а уже в старшем возрасте достаточно сформирована волевая регуляция, влияющая на произвольное поведение и деятельность личности.


Заключение

 

Целью работы было изучение особенностей волевой регуляции у подростков и старшеклассников. Для достижения поставленной цели было осуществлено теоретическое и практическое исследование, результаты которого представлены следующими положениями:

проведенный анализ литературных источников отечественных и зарубежных психологов по проблеме воли, позволил определить, что у подростков слабо развита воля, чем у детей других возрастов. Подростки легко попадают под чужое влияние, ведут себя не по принятым правилам и нормам, плохо организованы, легко поддаются трудностям.

характерная для старшеклассника является обращенность в будущее, которая создает благоприятные психологические условия для формирования способности подчинять свои поступки отдаленным ориентирам. Мотивы, связанные с будущим, рождают способность к действию в данной ситуации, планировать будущее и самореализовываться в нем.

в результате эксперимента было выделено три степени развития воли у подростков: слабый, средний, большой.

Слабая воля характеризуется такими качествами как: нерешительность, упрямство, суетливость, раздражение, нетерпеливость. Все эти качества мешают быстро принять правильное решение и осуществить волевое действие.

Среднее развитее воли характеризуется такими качествами как ответственность, реалистичность, выдержка, владение твердым характером и волей.

Большой степенью развития воли обладают люди ствердым характером, ответственны, но в силу демонстративного поведения могут увлечься силой воли с целью самолюбования.

Данные исследования по методике "Воля" показывают, что слабая степень развития воли у подростков составляет 63%, а у подростков 14%. Твердая степень развития воли у старшеклассников составляет 64% и 37% у подростков. Учащихся с очень твердой силой воли среди подростков нет, а у старшеклассников, учащиеся с очень твердой волей составляют 22%.

По данным методики "Сила Воли" слабое развитие воли у подростков составляет 58%. Среднее развитие воли у старшеклассников составляет 86% у подростков 37%. Большой силой воли обладают 10% учащихся у подростков и 14% у старшеклассников.

также учащимся был предложен: научный словарь терминов волевых качеств;

Выводы, полученные на основе эксперимента, подтверждают гипотезу о том, что воля проходит свое развитие в течение многих этапов возрастного становления личности на протяжении всей жизнедеятельности, приближаясь к регулятивным функциям воли. Мы предполагаем, что в подростковом возрасте при развитости воли все еще недостаточно сформирована волевая регуляция, влияющая на произвольное поведение и деятельность подростков, а уже в старшем возрасте достаточно сформирована волевая регуляция, влияющая на произвольное поведение и деятельность личности.

Развитие воли связано с их мотивационной и нравственной сферой. Важнейшим аспектом в воспитании воли у детей является произвольная регуляция деятельности, в которую включены мотивы и ценности. Входящая в волевую регуляцию мотивация становится осознанной, а поступки приобретают произвольный характер, это действие определяется на произвольном построении мотивов, где на первое место ставится нравственное побуждение, которое, в случае успешной деятельности дает человеку моральное удовлетворение.

Выполненная работа дополняет представление о психологии волевых процессов, в общем, и в подростковом возрасте в частности. В работе представлена характеристика подросткового возраста, как переходного, критического, трудного, но и жизнеутверждающего, направленного в будущее.

Библиография

 

.  Абрамова, Г.С. Практическая психология [Текс]/ Г.С. Абрамова// Учебник для студентов вузов. - М.: Академический Проект, 2001. - 480 с.

2. Анцыферова, Л.И. Психология формирования и развития личности [Текст] / Л.П. Анцыферова // Человек в системе наук. - М.: 1989. - С.426-433.

.   Баканов, Е.Н. О филогенетических корнях воли [Текс]/ Е.Н. Баканов// Психология познавательной деятельности.- М.: 1978. - 210 с.

.   Басаров, Б. К вопросу о соотношении характера и воли [Текс]/ Б.К. Басаров// Проблемы психологии воли. Материалы 4-й научной конференции.- Рязань.: РГПИ, 1974.- С. 19-21.

.   Бодалева, А.А. Психология общения [Текст]/ А.А. Бодалев// Энциклопедический словарь. - М.: Изд-во "Когито-Центр", 2011. - 123 с.

.   Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст]/ Л.И Божович// М.: Психология, 1968 г. - 380 с.

.   Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/ Л.И. Божович// избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна// - М.: Просвещение, 2006.- 274 с.

.   Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа [Текст]/ Л.И. Божович// 1981.- 215 с.

.   Выготский Л.С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте // Собр. соч. [Текст]/ Л.С. Выготский// М.: Педагогика, 1982- 465 с.

10. Гамезо M.B., Герасимова B.C. Общая психология [Текст]/ М.В. Гамезо// Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.

11. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии [Текст]/ Л.А. Головей// СПб.: Речь, 2002. - 694 с.

.   Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся, или Учимся жить в современном мире [Текст]/ Н.И. Дерклеева// М.: ВАКО, 2006. - 128 с. - С. 27-28.

.   Добрынин Н.Ф. Об определении и качествах воли // Тезисы докладов на межвузовской научной конференции по проблемам психологии воли и формирования волевых качеств личности [Текст]/ Н.Ф. Добрынин// Рязань, 1964.- 145 с.

.   Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. [Текст]/ И.В. Дубровина// Изд. НПО, 1991 г. - 47 с.

.   Дубровина И.В., М.К. Акимова, Е.М. Борисова[Текст]/ И.В. Дубровина// Рабочая книга.; под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 1991.- 303 с.

.   Жаров К.П. Психология формирования волевого действия.- Автореф. канд. дисс.- М., 1951.- 20 с.

17. Иванников В.А. Проблема воли: история и современность // В сб.: Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.- 199 -с. 7-9.

18. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции

Учебное пособие: 3-е издание, Питер, 2006, 208 с.

.  Ивашкин В.С. Природа и психологические механизмы волевого усилия // Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.- 199 с.- С. 19-23.

20. Изард К.Е. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2007. -с. 98-101.

21. Ильин Е.П. Психология воли - СПб: Издательство "Питер". Кн.1.-М., 2000.-с.168-174.

22. Калин В.К. Актуальные аспекты теории воли // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции. - Симферополь, 1966.

.   Калин В.К. Волевая регуляция деятельности. Автореф. докт. дисс.-1989.- 36 с.

.   Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М.: Наука, 1980.

.   Кулачковская С.Е. Роль мотива в волевой регуляции поведения ребенка // Материалы Ш научной конференции по проблемам психологии воли. - Рязань: Изд-во пед. ин-та, 1970.

.   Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗа. - М.: ГЦ Сфера, 2005. - с.280-314

.   Лейкум Л.Б. Структура сознания и воля как ее элемент.- Рига: ин-т филос. и права, 1987.- 16 с.

.   Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. / А.Н. Леонтьев - М.: Политиздат, 1975, -304 с.

.   Макгонигал К. Сила воли. - М.: Из-во Манн, Иванов, Фербер, 2012. -с.10-19

Менчинская Н.А., Мухина Т.К. Формирование научного мировоззрения как предмет психологических исследований // Советская педагогика, 1976. - № 4.

Молчанова О.Н. Психология. Учебник для педагогических вузов. Под ред. Сосновского Б.А. Учебник. 2-е изд. М.,

Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство "Речь", 2007. - 224 с:

Мухина Т.К. Индивидуально-психологические особенности формирования научного мировоззрения у старших школьников // Советская педагогика, 1977. - № 8.

.  Немов, Р.С. Психология.: В 3 кн. Кн. 2: Психология образования. - М.: Владос, 1995. - 604 с.

31. Николаева Э.Ф. Возрастная психология: Учебно-методическое пособие. Тольятти: ТГУ, 2004. - с.83-84

32. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.,2001. с.13-52

.  Осипов М.Е. журнала "Вопросы психологии". Динамика проблемы личности в работах Л.С. Выготского. - Москва, 2012. -с.34

34. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Просвещение, 1984.

.   Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - Санкт - Петербург: Мастера психологии, 2000. - с.

.   Рогов Е.И. Р 59 Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - с.26-28.

.   Рубинштейн С.Л. Основы Общей психологии. - СП., 1999.- с.34-78.

.   Селиванов В.И. Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности // экспериментальные исследования волевой активности - Рязань, 1986. - с. 3-23

 


Приложение 1. Списочный состав группы испытуемых

 

9 класс

11 класс

Имя Возраст Имя Возраст
1. Александра С. 14 1. Александр Б. 17
2. Александр Г. 14 2. Анастасия Т. 17
3. Алена И. 13 3. Анжела Х. 16
4. Варвара В. 14 4. Дмитрий Г. 17
5. Вероника Ш. 14 5. Евгений К. 17
6. Виктория Т. 14 6. Екатерина С. 16
7. Геннадий Д. 14 7. Ирина М. 16
8. Дмитрий Л. 13 8. Ксения П. 17
9. Евгений Ч. 13 9. Николай Ч. 17
10. Илья Б. 13 10. Руслан С. 16
11. Карина Г. 14 11. Светлана Б. 16
12. Кристина Н. 14 12. Сергей З. 17
13. Ксения К. 14 13. Татьяна Б. 17
14. Наталья Ч. 14 14. Татьяна Д. 16
15. Руслан Т. 13    
16. Сергей Ч. 13    
17. Татьяна Д. 14    
18. Федор С. 13    
19. Юлия П. 14    

 


Приложение 2. Тест "Воля"

 

Тест предложен Дереклеевым Н.И. и предназначен для изучения степени развития воли.

Инструкция: На приведенные 20 вопросов из нескольких альтернативных ответов к каждому из следующих суждений испытуемому необходимо выбрать наиболее подходящий.

. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние ваши поступки оказывают на окружающих людей:

а) очень редко;

б) редко;

в) достаточно часто;

г) очень часто.

. Случается ли вам говорить людям что-либо такое, во что вы сами не верите, но утверждаете из упрямства, наперекор другим:

а) да, б) нет.

. Какие из перечисленных ниже качеств вы более всего цените в людях:

а) настойчивость,

б) широту мышления,

в) умение показать себя.

. Имеете ли вы склонность к педантизму: (Педантизм, итал., слепое следование раз принятым формам, ревнивое и упорное соблюдение всяких мелочей, а вследствие этого упущение из виду самой сущности дела. Встречается в различных областях жизни, преимущественно же в ученой и педагогической деятельности)

а) да, б) нет.

. Быстро ли вы забываете о неприятностях, которые случаются с вами:

а) да, б) нет.

. Любите ли вы анализировать свои поступки:

а) да, б) нет.

. Находясь среди людей, хорошо вам известных, вы:

а) стараетесь придерживаться правил поведения, принятых в этом кругу;

б) стремитесь оставаться самим собой.

. Приступая к выполнению трудного задания, стараетесь ли вы не думать об ожидающих вас проблемах:

а) да, б) нет.

. Какая из перечисленных ниже характеристик вам более всего подходит:

а) мечтатель,

б) "рубаха-парень",

в) усерден в работе,

г) пунктуален и аккуратен,

д) любит философствовать,

е) суетлив.

. При обсуждении того или иного вопроса вы:

а) всегда высказываете свою точку зрения, даже если она отличается от мнения большинства;

б) считаете, что в данной ситуации лучше всего промолчать и не высказывать свою точку зрения;

в) внешне поддерживаете большинство, внутренне оставаясь при своем мнении;

г) принимаете точку зрения других, отказываясь от права иметь собственное мнение.

. Какое чувство у вас обычно вызывает неожиданный вызов к руководителю:

а) раздражение,

б) тревогу,

в) озабоченность,

г) никакого чувства не вызывает.

. Если в пылу полемики ваш оппонент срывается и допускает личный выпад против вас, то вы:

а) отвечаете ему тем же,

б) не обращаете на это внимание,

в) демонстративно оскорбляетесь,

г) прерываете с ним разговор, чтобы успокоиться.

. Если вашу работу забраковали, то вы:

а) испытываете досаду,

б) испытываете чувство стыда,

в) гневаетесь.

. Если вы вдруг попадаете впросак, то кого вините в этом в первую очередь:

а) себя самого;

б) судьбу, невезение,

в) объективные обстоятельства.

. Не кажется ли вам, что окружающие вас люди недооценивают ваши способности и знания:

а) да, б) нет.

. Если друзья или коллеги начинают над вами подтрунивать, то вы:

а) злитесь на них;

б) стараетесь уйти от них и держаться подальше;

в) сами включаетесь в игру и начинаете подыгрывать им, подшучивая над собой;

г) делаете безразличный вид, но в душе негодуете.

. Если вы очень спешите и вдруг не находите на привычном месте свою вещь, куда вы ее обычно кладете, то:

а) будете молча продолжать ее поиск;

б) будете искать, обвиняя других в беспорядке;

в) уйдете, оставив нужную вещь дома.

. Что, скорее всего, выведет вас из равновесия:

а) длинная очередь в приемной у какого-нибудь чиновника, к которому вам необходимо срочно попасть;

б) толчея в общественном транспорте;

в) необходимость приходить в одно и то же место несколько раз подряд по одному и тому же вопросу.

. Закончив с кем-то спор, продолжаете ли вы его вести мысленно, приводя все новые аргументы в защиту своей точки зрения:

а) да, б) нет.

. Если для выполнения срочной работы вам представится возможность выбрать себе помощника, то кого из следующих возможных кандидатов в помощники вы предпочтете:

а) исполнительного, но безынициативного человека;

б) человека, знающего дело, но спорщика и несговорчивого;

в) человека одаренного, но с ленцой.

Обработка результатов:

Вариант ответа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
а 0 0 1 2 0 2 2 0 0 2
б 1 1 1 0 2 0 0 2 1 0
в 2 - - - - - - - 3 0
г 3 - - - - - - - 2 0
д - - - - - - - - 2 -
е - - - - - - - - 0 -

 

Вариант ответа 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
а 0 0 2 2 0 0 2 1 0 0
б 1 2 1 0 2 1 0 0 2 1
в 2 1 0 0 - 2 1 2 - 2
г 0 3 - - - 0 - - - -
д - - - - - 0 - - - -
е - - - - - - - - - -

 


Если сумма набранных баллов 14 и меньше, то данный человек считается человеком со слабой волей.

При сумме баллов от 15 до 25 характер и воля человека считаются достаточно твердыми, а поступки в основном реалистичными и взвешенными.

При общей сумме баллов от 26 до 38 характер человека и его воля считаются очень твердыми, а его поведение в большинстве случаев - достаточно ответственным. Имеется, правда, опасность увлечения силой воли с целью самолюбования.

При сумме баллов выше 38 воля и характер человека считаются близкими к идеальным, но иногда возникают сомнения в том, достаточно ли правильно и объективно человек себя оценил.

 


Приложение 3. Тест "Сила воли"

 

Текст предложен И.В. Дубровиной и предназначен для обобщенной характеристики проявления силы воли.

Инструкция: на приведенные 12 вопросов можно ответить "ДА" - 2 балла, "ИНОГДА" - 1 балл, "НЕТ" - 0 баллов. При ответе необходимо сразу ставить баллы.

. В состоянии ли ты завершить начатую работу, если она тебе не интересна?

.Тебе легко преодолеть внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?

.Когда тебя ругают или ты ссоришься с друзьями, можешь ли ты быстро взять себя в руки и объективно разобраться в ситуации?

. Если врач запрещает тебе есть то, что ты любишь, тебе трудно отказаться от этой пищи?

. Если вечером ты решил встать раньше обычного, утром ты найдешь в себе силы выполнить это решение?

. Если ты чего-нибудь сильно боишься (например, ходить к зубному врачу), можешь ли ты без особого труда преодолеть этот страх и сделать то, что надо?

. Ты - "человек слова"? Держишь ли ты данное тобой обещание, даже если это требует немалых хлопот?

.Выполняешь ли ты режим дня?

.Ты вовремя отдаешь взятые тобой на время книги, пленки, диски?

. Ты точно знаешь, что другого времени на приготовление уроков у тебя не будет; станешь ли делать их даже тогда, когда по телевизору идет очень интересная передача?

. Сможешь ли ты прервать ссору и замолчать, какими бы обидными тебе ни казались слова того, кто с тобой ссорится?

. Выполняешь ли ты просьбы, даже если тебе очень не хочется?

Интерпретация результатов

0-8 очков. С силой воли у вас дела обстоят неважно. Вы делаете то, что вам легче и интереснее, даже если это в чем-то может повредить вам. К своим обязанностям вы относитесь часто спустя рукава. Вы эгоистичны и это влияет на ваши волевые качества. Вам пора изменить свое отношение к миру и окружающим, от этого вы только выиграете.

-16 очков. Ваша сила воли имеет средние пределы. Если вы встречаетесь с препятствием, то преодолеваете его, но если увидите обходной путь, то же им воспользуетесь. Неприятную работу вы выполняете, но постоянно при этом ворчите. Лишние обязанности вы на себя не берете. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте свою волю.

-24 очка. С силой воли у вас все в порядке. Вас не страшат трудности, но иногда нужно проявлять такие качества, как гибкость, доброта, снисходительность. Это вам поможет в достижении цели.

 


Приложение 4. Научный словарь терминов

 

Волевая регуляция - вид произвольного управления, связанный с преодолением внешних и внутренних трудностей.

Волевое усилие - психическое и физическое напряжение человека, направленное на преодоление возникшего затруднения.

Волевой импульс - "толчок", самоприказ к инициации (запуску) или остановке произвольного действия.

Волевые качества - особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях.

Волюнтаризм-субъективистские произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия.

Воля - произвольное управление, самоуправление.

Выдержка - способность человека сдерживать свои эмоциональные проявления, подавлять импульсивные, малообдуманные действия, "держать себя в руках".

Героизм - совершение подвига, достойного быть примером для других.

Долготерпение (стоицизм) - твердость и мужество в жизненных испытаниях, постоянно преследующих человека.

Инициативность - свойство личности, проявляющееся в предприимчивости, в стремлении находить и предлагать другим способы решения стоящих перед коллективом задач.

Мужество - обобщенное понятие, характеризующее совершение человеком различных подвигов (героизма, стойкости, самоотверженности в труде и т. п.).

Настойчивость - устойчивое стремление к достижению отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности.

Непроизвольный - происходящий независимо от воли, сознания; непреднамеренный.

Принципиальность - неуклонное соблюдение человеком своих принципов.

Произвольное внимание - преднамеренное внимание.

Произвольное управление - сознательное преднамеренное управление своими действиями, деятельностью, поступками, поведением.

Решительность - способность быстро принимать решение в значимой ситуации.

Самодетерминация - мотивационный процесс, направленный на формирование намерения и основания действия или поступка.

Самообладание - способность не теряться в экстремальных ситуациях, не поддаваться эмоциям.

Самостимуляция - актуализация волевого усилия с помощью самоприказа, самоободрения и т. п.

Сила воли - обобщенное понятие способности человека преодолевать внешние и внутренние трудности.

Смелость - способность человека качественно выполнять действия, деятельность и осуществлять свои намерения в объективно или субъективно опасных для жизни, здоровья и престижа ситуациях, несмотря на возникающее чувство боязни, страха.

Терпеливость - способность человека к длительному подавлению волевым усилием стремления выйти из неблагоприятного состояния (утомления, гипоксии), т. е. прекратить работу, сделать вдох.

Трудность - переживание и понимание возникшего несоответствия между требованиями деятельности и возможностями субъекта.

Упорство - проявление стремления к достижению "здесь и сейчас" желаемого или необходимого, несмотря на неудачи.

Упрямство - стремление во что бы то ни стало добиваться своего вопреки разумным доводам и обстоятельствам.

Целеустремленность - стремление личности к достижению поставленной перед собой цели.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.141 с.)