Теоретические аспекты семейного воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические аспекты семейного воспитания



Дипломная работа

тема: «Возможности библиотерапии и терапии художественными фильмами в профилактике девиантного поведения детей и подростков из неблагополучных семей»


Оглавление

 

Введение

1. Теоретические аспекты семейного воспитания

1.1 Функции семьи

1.2 Типы семьи

1.3 Неблагополучные семьи. Характеристика семейного неблагополучия

2. Девиантное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема

2.1 Сущность девиации в поведении

2.2 Причины девиантного поведения подростков

2.3 Взаимосвязь семейного неблагополучия и девиантного поведения

3. Арттерапия как средство профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков

3.1 Понятие, функции и виды арттерапии

3.2 Библиотерапия и терапия художественными фильмами как разновидности арттерапии

4. Девиантное поведение детей и подростков из неблагополучных семей как предмет исследования

4.1 Диагностика девиантного поведения среди детей и подростков из неблагополучных семей

4.2 Организация профилактической работы с детьми и подростками девиантного поведения по средствам библиотерапии и терапии художественными фильмами

4.3 Эффективность апробированной профилактической работы с детьми и подростками девиантного поведения

Заключение

Литература

 


Введение

 

Обращение к проблеме исследования девиантных подростков насчитывает в настоящее время огромное количество работ. Среди основных концепций и теорий можно выделить: антропологические (Х. Шелдон, Э. Кречмер, А. Дриль и др.), психоаналитические (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм и др.), социально-психологические (Р. Мертон, Д. Матс, Т. Сайкс и др.).

Необходимо серьезное изучение специфики социально-экономической и социокультурной ситуации, индивидуальной и социальной психологии, этических норм, традиций общественного и семейного воспитания, с учетом которых должна строиться отечественная социальная политика и работа с девиантными детьми и подростками.

Следует отметить, что имеются свои традиции организации практической деятельности с девиантными детьми и подростками. Так, в 30-е годы особенно успешно развивалось социально-педагогическое направление в социальной и коррекционно-реабилитационной работе, представленное такими талантливыми педагогами, как А.С. Макаренко и С.Т. Шацкий. В своих опытно-экспериментальных работах они, по сути дела, заложили и развили основные принципы, методы и содержание социальной педагогики, социально-психологической работы с детьми и подростками, в том числе и трудновоспитуемыми, где важнейшим фактором воспитательной и коррекционно-реабилитационной работы выступает созданная и организованная педагогом воспитывающая среда.

В то же время в трудах выдающихся отечественных психологов Л.С. Выготского и П.П. Блонского и их последователей. Особую ценность эти работы представляли своей практической направленностью, отчетливо выраженной ориентацией на потребности и запросы школы, семьи, родителей, воспитателей, педагогов.

С начала 60-х годов и позднее получают развитие многочисленные, разрозненные исследования по проблемам отклоняющегося поведения детей и подростков. Проблемы педагогической запущенности учащихся в Академии педагогических наук исследовались специальной лабораторией, возглавляемой М.А. Алемаскиным.

Однако работы этого периода характеризуются серьезными ограничениями, которые выражались в том, что было весьма затруднено и практически невозможно системное исследование природы социальных отклонений и, исходя из этого, разрабатывать программы превентивной и коррекционной работы. Психолого-педагогическая и криминологическая науки сосредоточились на личности делинквента, на его самосознании, мотивах, направленности как первопричине социальных бед. В этот период исследования по психологии ориентированы на процесс обучения и посвящены вербальному интеллекту и психическим познавательным процессам.

Психология девиантного поведения, как и многие другие отрасли психологической науки, прошла путь от чисто умозрительных построений к научно-экспериментальному решению этой острой социальной проблемы.

Специфичность воздействия социальных факторов на поведение подростков заключается в их опосредованном позитивном и негативном влиянии через ближайшее окружение. Углубленный анализ связей между обобщенно-абстрактными константами и конкретными жизненными ситуациями показал, что в жизненных ориентациях подростков многое обусловлено их семейной ситуацией. Так, корреляция статистической картины девиаций подростков со статистической картиной семейного неблагополучия (расторжение брака между родителями, имеющими детей) сравнительно высокая, что позволяет судить об уровне подростковой преступности не по уголовной статистике, а по статистике разводов. При увеличении первого показателя растет и другой.

Семейное неблагополучие - одна из основных причин, определяющая состояние и динамику девиантного поведения подростков. Понятие «семейное неблагополучие» охватывает негативные различные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного и половозрастного состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами (школой, производством, досуговыми и другими учреждениями). Каждый из этих факторов имеет специфику воздействия на процесс формирования личности подростка.

Психологический климат семьи, степень ее сплоченности определяется согласованностью представлений и фактическим распределением прав и обязанностей в семье, взаимодействием и взаимопомощью ее членов. Основы любой семьи формируются социальными позициями супругов по отношению друг к другу и к детям. Отрицательное влияние на поведение подростков оказывает понимание ими неоднозначной позиции родителей в их воспитании. Исследования показали, что родители девиантных подростков не смогли добиться четкого отношения детей к социальным нормам, сформировать прочные убеждения.

В семьях, где отношения детей и родителей характеризуются равнодушием, лицемерием, подростки с трудом овладевают положительным социальным опытом. Подросток в такой семье рано утрачивает потребность в общении с родителями. В воспитании преобладает декларативность, не подкрепленная аргументами, разъяснениями нравственных норм. Анкетирование таких подростков показало, что общение с родителями часто ограничивается упреками, чтением морали, отвержением самостоятельного мнения подростков. Склонность к девиантному поведению наблюдается у тех подростков, которые не признают авторитет родителей, не уважают их. Такое отношение развивается, если подростки при сопоставлении слов и поступков родителей с общественными нормами замечают их большое расхождение. Если взрослые не могут своевременно изменить характер отношений с подростками, сохранить влияние на них, одновременно предоставляя им больше инициативы, самостоятельности в решении проблем, то это может отрицательно повлиять на формирование их жизненных установок.

С учетом данного противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: неблагополучная семья может выступать одним из факторов девиантного поведения.

Решение этой проблемы составляет цель исследования - проанализировать влияние неблагополучной атмосферы в семье на развитие девиации в поведении подростка и найти пути профилактики этого влияния.

Объект исследования - девиантное поведение подростков.

Предмет исследования - влияние семейного неблагополучия на девиантное поведение.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования предстояло решить следующие задачи:

1. Проанализировать основные направления исследования проблемы девиантного поведения в зарубежной и отечественной литературе;

2. Охарактеризовать пути влияния семейного неблагополучия на девиантное поведение подростков;

3. Обосновать необходимость профилактики девиантного поведения подростков;

4. Провести профилактическую деятельность, направленную на уменьшение количества отклонений у подростков.


Функции семьи

 

Говоря о функциях семьи, можно выделить функции: общества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. В связи с этим функции семьи можно поделить на социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности). Функции семьи тесно связаны с потребностями общества в институте семьи и с потребностями личности в принадлежности к семейной группе.

Функции семьи глубоко историчны, тесно связанны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, поэтому с течением времени меняется не только их характер, но и иерархия. Если в прежние годы семья выполняла экономическую, репродуктивную, воспитательную, рекреативную, коммуникативную и регулятивную функции. То применительно к современной семье основные функции семьи в обществе связаны с формами ее жизнедеятельности. Причем важно разделить их, с одной стороны, на удовлетворяющие преимущественно материальные, хозяйственно-бытовые, а с другой - эмоциональные и социально-психологические потребности людей. Также важно отметить, что значение последних в современной семье возрастает [11, с. 23-25].

Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Специалисты выделяют три типа репродуктивности семьи: многодетный, среднедетный и малодетный. Демографическая ситуация в России в последнее время складывается не наилучшим образом: уровень смертности превышает уровень рождаемости. Наиболее распространенной является семья, состоящая из 2-3 человек. А на супругов детородного возраста все больше распространяется установка на бездетность. Это связано в первую очередь с растущими материально-экономическими трудностями, духовно-материальным кризисом и другими причинами. Демографы отмечают, что потребность в семье с большим количеством детей заметно сократилась. Более того, потребность в рождении все чаще не связывается с созданием полной семьи. Увеличилось количество внебрачно рожденных детей - каждый пятый ребенок появляется вне брака.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция связана с воспроизводством средств к жизни, реализацией потребностей в питании, одежде, жилище и др. Эта функция вечна, так как она имеет природно-биологическую основу. В основе данной функции лежит материальное обеспечение семьи, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных, использование материальных средств для удовлетворения индивидуальных потребностей. Благосостояние зависит как от доходов, так и от характера потребностей, ценностных ориентаций, сочетания общественных и личных интересов членов семьи.

Воспитательная функция обеспечивает первичную социализацию личности подрастающего поколения, поддержание на определенном уровне культуры общества и удовлетворение индивидуальных потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации родителей в своих детях. Первичная социализация в семье обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Именно эти связи определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Семья, являясь одним из важных факторов социального воздействия, оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Её роль состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Воспитание ребенка в семье - сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Опыт ребенка, приобретенный в семье, является подчас единственным критерием его отношения к окружающему миру, людям, особенно в младшем возрасте.

Воспитание в семье невозможно без формирования социальных и ценностных ориентаций у детей. Воспитательная функция в семье должна выражаться в осознанном подходе к возможности эффективного социального воздействия на ребенка, особенно в первые годы его жизни. Воспитать ребенка - значит закрепить у него:

- Определенные социальные ориентации;

- Необходимые ценностные ориентации;

- Общественно-полезные навыки - от навыков полноценного общения до навыков труда, теоретического мышления, творческого самораскрытия.

Человек социален по своей природе, следовательно, ему присущи собственно «социальные потребности». К ним, прежде всего, относятся потребность в контактах (потребность в человеческих связях, в привязанностях) и потребность в самоуважении (в занятии известного места в группе), в «самосознании», то есть ощущении своей «самостоятельности и отдельности от других».

Семья является одним из главных источников социальной ориентации ребенка. И эти ориентации складываются не только на уровне сознания формирующегося человека, но и на бессознательном уровне его личности.

Функция первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственность и обязательность в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего поколения. Она осуществляет формирование и поддержку правовых и моральных санкций при нарушении норм взаимоотношений между членами семьи. При удачном воспроизводстве социальной структуре общества в малой социальной группе, соответствующей общим требованиям, обеспечивается представление социального статуса каждому члену семьи, и создаются условия для удовлетворения индивидуальных потребностей в социальном продвижении.

Сферу духовного и эмоционального общения часто отождествляют с рекреативной и коммуникативной семейными функциями. Семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, финансовое положение, успехи или неудачи. Выражение «мой дом - моя крепость» хорошо выражает эту мысль, потому что здоровая неконфликтная семья - наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы. Сейчас, когда общество и государство не могут обеспечить бесплатное медицинское обслуживание, гарантировать безопасность граждан и т.п., эти функции все чаще реализуются семьей, роль которой в обеспечении нравственно-психологической защиты своих членов возрастает. Можно говорить и о получении эмоциональной поддержки, удовлетворении потребности в личном счастье и любви, то есть о реализации фелицитологической функции в семье (от итальянского «фелиците» - счастье).

Досуговая функция также ставит целью поддержание гармонии в семье ее членами. Она предполагает организацию рационального досуга при одновременном социальном контроле. Наблюдения показывают, что полнее всего силы восстанавливаются в семейной обстановке. Совместный отдых с детьми - фактор, благотворно влияющий на крепость семьи. Организация семейного досуга - это и социальная функция, моральный долг перед обществом, поскольку способствует нравственному укреплению семьи.

Сексуальная функция - соответствующий контроль за нравственной стороной интимных отношений членов семьи (супругов) при воспитании у индивида реальных представлений об интимных отношениях. С этой функцией, с точки зрения соответствующего воспитания, плохо справляются родители.

Отсутствие грамотного полового воспитания в школе и беспомощность родителей в семье на фоне социально-экономического кризиса и резкого понижения уровня жизни приводят к половой распущенности, деморализации в сфере полового поведения, проституции как форме девиантного поведения, выражающейся в беспорядочных, обезличенных, внебрачных половых отношениях, осуществляемых за плату.

Итак, функции семьи отражают связь семейной группы с обществом, находятся в постоянном взаимодействии, вытекают из требований самого общества.

Типы семьи

 

Существует множество различных типологий семьи, таких как педагогические, психологические, социологические. Рассматривая данную тему лучше предложить следующую комплексную типологию, которая предусматривает выделение четырех категорий семьи, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального работника, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному работнику необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности значительно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального работника. В зависимости от характера проблем социальный работник оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Асоциальные семьи - те семьи, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. С этими семьями должны работать во взаимосвязи и социальные работники и правоохранительные органы, а также органы опеки и попечительства.


Цели арттерапии

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение.

2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от «цензуры» сознания.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.

4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.

8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Заключение

Анализ психологической литературы показывает, что подростки и их родители по-разному воспринимают аналогичные ситуации. В представлениях подростков сплетается несовместимое, случайное, создаются невероятные конструкции, образы. Основываясь на них, дети своеобразно реагируют, поступают не так, как ожидают родители. Понять причину этого возможно, лишь разобравшись, как видят окружающую действительность подростки.

Очень рано дети начинают воспринимать мир людей вокруг себя и создают свой образ об окружающих их людях и о собственном месте рядом с ними. Подросток строит свое поведение, основываясь на субъективной, подсознательной оценке происходящего вокруг. В большинстве случаев оно соответствует системе сложившихся межличностных отношений в семье. Однако не всегда поведение подростка разумно, с точки зрения родителей. Иногда дети из-за своеобразного и неполного понимания окружающего мира выбирают такие формы собственного поведения и воздействия на родителей, которые плохо влияют не только на их собственное развитие, но и на взаимоотношения в семье. Чаще всего это наблюдается в семьях с серьезными проблемами в отношениях, личностными отклонениями родителей, хотя и не обязательно. Подростки, не находя в «нормальном» репертуаре форм такого поведения, которое им помогло бы ощутить собственную значимость и любовь родителей, использует все возможные варианты, например, одним из них может быть побег из дома. Чувствуя, что внимание родителей в этом случае полностью принадлежит ему, ребенок воспринимает эту ситуацию как средство улучшения своего самочувствия в семье. Очень возможно, что подросток, испытывающий недостаток любви в семье, попробует сыграть такую ситуацию. Однако первый симулированный побег как имитация, игра может зафиксироваться, если родители сильно испугались, когда ребенок исчез. Однако почти всегда есть возможность понять внутреннюю логику такого поведения, если внимательно проанализировать взаимоотношения подростка с родителями, его оценки окружающего мира.

Таким образом, рассмотренный нежелательный пример развития личности подростка поясняет основную мысль - ребенок в определенных условиях жизни самостоятельно выбирает средства для удовлетворения своих базовых социально - психологических потребностей. Его творческое отношение к происходящему вокруг проявляется не только в выборе определенного поведения. За ним кроются способ осмысления себя в структуре взаимоотношений, своеобразная философия подростка: «я любим, когда достигаю чего-то».

Многие отечественные исследователи отмечали, что семья является той микросредой, где ребенок получает чувственный опыт. Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы они для родителей или нет, как они сами относятся к родителям. Осмысление, осознание себя в семье определяет его реакции на происходящее и, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми. Это своеобразные сценарии, на основе которых подросток предвосхищает, как окружающие будут поступать с ним, интерпретирует, что чувствуют другие люди по отношению к нему.

Сценарии очень стабильны, часто человек несет их за собой на протяжении всей жизни. Педагоги и психологи, имеющие опыт общения с «трудными» подростками, знают, как нелегко поколебать их веру в то, что никому до них нет дела, что взрослые желают им лишь плохого. На основе своего жизненного опыта и обобщения его доступными интеллекту средствами подросток может прийти к различным внутренним позициям. Они в общей форме отражают, как ребенок воспринимает отношение родителей к себе и как он сам относится к себе.

Так, исследование взаимоотношений в семьях показало, что подростки девианты вдвое чаще, чем благополучные учащиеся в своих высказываниях подчеркивают важность понимания и согласия в семье. В то же время они недостаточно уверены, что семья играет ключевую роль в развитии личности. Среди немногих подростков с отклонением в поведении семья видится счастливой, где родители проявляли бы заботу и любовь, а взаимоотношения были бы дружественными. Несколько искажено идеальное представление о семье у данных подростков, которое сводится к тому, что в семье не должно быть конфликтов, скандалов, драк. Значительные отличия получены по фактору вмешательства родителей в личную жизнь подростка. Если девианты только в 12% отмечают нежелательным вмешательство родителей в их личную жизнь, то подростки из социально благополучных семей отрицают вмешательство в 50%.

Данное обстоятельство обусловлено тем, что воспитательная стратегия родителей по отношению к асоциальным подросткам носит дистантный, дисгармоничный характер, где царит формализм во взаимоотношениях, отсутствия интереса родителей к проблемам детей, полная или частичная утрата ответственности за будущее детей.

 

 


Литература

 

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М., 1985.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. - М., 1997.

3. Антонян Ю.М., Саличев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности. - М., 1983.

4. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М., 1997.

5. Бокарев Н.Н. Процесс социальной девиации // Уч. зап. МГСУ. - 1998. - №1. - с. 19-34.

6. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - М., 1988.

7. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Уч. пос. - СПб, 1993.

8. Голофаст В.Б. Функции семьи // Семья и личность. - М., 1974.

9. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В.А. Никитина. - М., 1996.

10.Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты / Под общ. ред. Ю.А. Клейберга. - М. - Тверь, 1998.

11.Донина О.И., Шубович М.М. Семья: педагогические аспекты деятельности социального работника. Уч. пос. - Ульяновск: УлГУ, 2002.

12.Жальцев С.Г. и др. Социальный патронаж неблагополучных семей // Работник социальных служб. - 1998. - №1 (3). - с. 46 - 50.

13.Железнова А.К. Реабилитация неблагополучных семей методом социального патронажа // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998. - №4. - с. 28 -40.

14.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986.

15.Кашапов М.М. Теория и практика решения педагогической ситуации. - Ярославль, 1997.

16.Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М., 1993.

17.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - Тверь, 1998.

18.Клейберг Ю.А. Психология формирования здорового образа жизни подростков. - Ульяновск: УлГУ. - 2002.

19.Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. - М., 1997.

20.Клейберг Ю.А., Шахзадова Н.В. Социальная работа и профилактика девиантного поведения подростков: Уч. пос. - Тверь - Нальчик, 2000.

21.Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика, 1987.

22.Кудрявцев И.А., Морозова Г.Б. и др. Психологический анализ смыслообразующих факторов делинквентного поведения подростков // Психологический журнал. - 1996. - №5. - с. 76 - 90.

23.Матта Лайне. Криминология и социология отклоненного поведения. - Хельсинки, 1994.

24.Мудрик А.В., Тупицин А.Ю. Воспитание как социальная проблема // Семья в России. - 1998. - №1/2. - с. 100.

25.Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе: Уч. пос. М.: НМЦ «Дар» им. Л.С. Выготского, 1997. Кн. 1.

26.Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Владос, 2000.

27.Социальная педагогика: Уч. пос. / Под ред. В.А. Никитина. - М.: Владос, 2002.

28.Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М., 1989.

29.Социологический справочник. - Киев, 1990.

30.Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - М. - Воронеж, 1996.

31.Шмелёва Н.Б., Донина О.И. Педагогические основы социальной работы. Уч. пос. - Москва; Ульяновск: УлГУ, 2001.

32.Шульга Т.И., Олифиренко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. - М., 1997.

Дипломная работа

тема: «Возможности библиотерапии и терапии художественными фильмами в профилактике девиантного поведения детей и подростков из неблагополучных семей»


Оглавление

 

Введение

1. Теоретические аспекты семейного воспитания

1.1 Функции семьи

1.2 Типы семьи

1.3 Неблагополучные семьи. Характеристика семейного неблагополучия

2. Девиантное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема

2.1 Сущность девиации в поведении

2.2 Причины девиантного поведения подростков

2.3 Взаимосвязь семейного неблагополучия и девиантного поведения

3. Арттерапия как средство профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков

3.1 Понятие, функции и виды арттерапии

3.2 Библиотерапия и терапия художественными фильмами как разновидности арттерапии

4. Девиантное поведение детей и подростков из неблагополучных семей как предмет исследования

4.1 Диагностика девиантного поведения среди детей и подростков из неблагополучных семей

4.2 Организация профилактической работы с детьми и подростками девиантного поведения по средствам библиотерапии и терапии художественными фильмами

4.3 Эффективность апробированной профилактической работы с детьми и подростками девиантного поведения

Заключение

Литература

 


Введение

 

Обращение к проблеме исследования девиантных подростков насчитывает в настоящее время огромное количество работ. Среди основных концепций и теорий можно выделить: антропологические (Х. Шелдон, Э. Кречмер, А. Дриль и др.), психоаналитические (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм и др.), социально-психологические (Р. Мертон, Д. Матс, Т. Сайкс и др.).

Необходимо серьезное изучение специфики социально-экономической и социокультурной ситуации, индивидуальной и социальной психологии, этических норм, традиций общественного и семейного воспитания, с учетом которых должна строиться отечественная социальная политика и работа с девиантными детьми и подростками.

Следует отметить, что имеются свои традиции организации практической деятельности с девиантными детьми и подростками. Так, в 30-е годы особенно успешно развивалось социально-педагогическое направление в социальной и коррекционно-реабилитационной работе, представленное такими талантливыми педагогами, как А.С. Макаренко и С.Т. Шацкий. В своих опытно-экспериментальных работах они, по сути дела, заложили и развили основные принципы, методы и содержание социальной педагогики, социально-психологической работы с детьми и подростками, в том числе и трудновоспитуемыми, где важнейшим фактором воспитательной и коррекционно-реабилитационной работы выступает созданная и организованная педагогом воспитывающая среда.

В то же время в трудах выдающихся отечественных психологов Л.С. Выготского и П.П. Блонского и их последователей. Особую ценность эти работы представляли своей практической направленностью, отчетливо выраженной ориентацией на потребности и запросы школы, семьи, родителей, воспитателей, педагогов.

С начала 60-х годов и позднее получают развитие многочисленные, разрозненные исследования по проблемам отклоняющегося поведения детей и подростков. Проблемы педагогической запущенности учащихся в Академии педагогических наук исследовались специальной лабораторией, возглавляемой М.А. Алемаскиным.

Однако работы этого периода характеризуются серьезными ограничениями, которые выражались в том, что было весьма затруднено и практически невозможно системное исследование природы социальных отклонений и, исходя из этого, разрабатывать программы превентивной и коррекционной работы. Психолого-педагогическая и криминологическая науки сосредоточились на личности делинквента, на его самосознании, мотивах, направленности как первопричине социальных бед. В этот период исследования по психологии ориентированы на процесс обучения и посвящены вербальному интеллекту и психическим познавательным процессам.

Психология девиантного поведения, как и многие другие отрасли психологической науки, прошла путь от чисто умозрительных построений к научно-экспериментальному решению этой острой социальной проблемы.

Специфичность воздействия социальных факторов на поведение подростков заключается в их опосредованном позитивном и негативном влиянии через ближайшее окружение. Углубленный анализ связей между обобщенно-абстрактными константами и конкретными жизненными ситуациями показал, что в жизненных ориентациях подростков многое обусловлено их семейной ситуацией. Так, корреляция статистической картины девиаций подростков со статистической картиной семейного неблагополучия (расторжение брака между родителями, имеющими детей) сравнительно высокая, что позволяет судить об уровне подростковой преступности не по уголовной статистике, а по статистике разводов. При увеличении первого показателя растет и другой.

Семейное неблагополучие - одна из основных причин, определяющая состояние и динамику девиантного поведения подростков. Понятие «семейное неблагополучие» охватывает негативные различные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного и половозрастного состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами (школой, производством, досуговыми и другими учреждениями). Каждый из этих факторов имеет специфику воздействия на процесс формирования личности подростка.

Психологический климат семьи, степень ее сплоченности определяется согласованностью представлений и фактическим распределением прав и обязанностей в семье, взаимодействием и взаимопомощью ее членов. Основы любой семьи формируются социальными позициями супругов по отношению друг к другу и к детям. Отрицательное влияние на поведение подростков оказывает понимание ими неоднозначной позиции родителей в их воспитании. Исследования показали, что родители девиантных подростков не смогли добиться четкого отношения детей к социальным нормам, сформировать прочные убеждения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.101 с.)