Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая характеристика представлений детей младшего школьного возраста
Специфика спонтанных понятий у детей в отечественной психолого-педагогической литературе характеризуется совокупностью следующих признаков: У ребенка в возрасте 5-7 лет преобладает наглядно-образное мышление, которое связывает, обобщает, классифицирует - оперирует с представлениями, образами предметов. В процессе обобщения мысленного опыта, направляемом словом обыденного языка ребенок выделяет конкретный и наглядный признак, по которым предмет получает свое название. В спонтанных понятиях младших школьников предметы даны в несущественных для них определениях, во внешнем соединении свойств. В этом, по мнению Л.С. Выготского и В.В. Давыдова заключается слабость наглядно-образного мышления, ибо оно не способно выделять, фиксировать и ориентировать субъекта во внутренних закономерных отношениях объективного мира. У детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного практически отсутствует иерархия признаков. В зависимости от конкретной ситуации основанием для обобщения может послужить любой из них. Признаки, на которых базируются спонтанные понятия, не только являются формальными, внешними, наглядными, но и нестабильными, изменчивыми, во многом подчиненными восприятию, конкретной ситуации. Поэтому наглядно-образное мышление характеризуется как ситуативное и нестабильное. Отсутствие иерархии признаков внутри каждого спонтанного понятия, единообразных связей между отдельными спонтанными понятиями, ситуативность и конкретность житейских понятий, подчиненность наглядно-образного мышления восприятию - в значительной степени, затрудняют построение объективного мира для ребенка. В спонтанных понятиях рефлексивный момент представлен очень слабо, практически сведен к минимуму. По словам JI.C. Выготского, спонтанное - это синоним неосознанного. В свою очередь, не осознанность, бессистемность спонтанных понятий приводит к невозможности их произвольного (подчиненного воле и сознанию субъекта) использование в построении субъективного образа объективного мира. Вот почему, даже обладая значительным объемом информации, умений и навыков - ребенок не знает того, чем владеет, не может провести ревизию собственных знаний, не способен разумно распорядиться собственными возможностями.
Спонтанные понятия находятся в прямом и непосредственном отношении к опыту ребенка, отражают индивидуальные особенности субъекта, развиваются преимущественно снизу - вверх, от опыта - к обобщению. В отличие от наглядно-образного мышления словесно-логическое, теоретическое, научное мышление осуществляется посредством не житейских спонтанных, а полноценных, так называемых научных (теоретических) понятий. Граница между житейским, спонтанным, и научным, теоретическим понятием, определяющее существенное различие между ними и заключается в том, что спонтанные и научные понятия имеют различное объективное содержание. Содержанием научно - теоретических понятий выступает область объективно взаимосвязанных явлений, составляющих целостную систему, является бытие опосредствованное, объективное, существенное. Признаки, связанные с научным понятием жестко иерархиезированы, объединены в систему. Между самими научными понятиями так же устанавливаются сводящиеся к единой логической основе, существенные и необходимые связи и отношения. Одновременно научное понятие выступает как средство мыслительного воспроизведения предмета, то есть как мыслительное действие. В качестве непременного атрибута научное понятие включает рефлексивный момент, осознание собственной природы, мыслительных действий, приводящих к образованию научных понятий, Научное понятие, в этом смысле осознается субъектом и произвольно используется им в актах мышления, В процессе обучения научное понятие развивается преимущественно сверху вниз, от словесных определений - к обнаружению их реального содержания. Подводя все вышеперечисленное, можно сказать, что одной из задач и целей курса ФДД является как раз и является: - развитие спонтанных детских представлений и переход их в научные понятия, и опосредованные представления.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.006 с.) |