Психологическая характеристика представлений детей младшего школьного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая характеристика представлений детей младшего школьного возраста



 

Специфика спонтанных понятий у детей в отечественной психолого-педагогической литературе характеризуется совокупностью следующих признаков:

У ребенка в возрасте 5-7 лет преобладает наглядно-образное мышление, которое связывает, обобщает, классифицирует - оперирует с представлениями, образами предметов.

В процессе обобщения мысленного опыта, направляемом словом обыденного языка ребенок выделяет конкретный и наглядный признак, по которым предмет получает свое название. В спонтанных понятиях младших школьников предметы даны в несущественных для них определениях, во внешнем соединении свойств. В этом, по мнению Л.С. Выготского и В.В. Давыдова заключается слабость наглядно-образного мышления, ибо оно не способно выделять, фиксировать и ориентировать субъекта во внутренних закономерных отношениях объективного мира.

У детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного практически отсутствует иерархия признаков. В зависимости от конкретной ситуации основанием для обобщения может послужить любой из них. Признаки, на которых базируются спонтанные понятия, не только являются формальными, внешними, наглядными, но и нестабильными, изменчивыми, во многом подчиненными восприятию, конкретной ситуации. Поэтому наглядно-образное мышление характеризуется как ситуативное и нестабильное.

Отсутствие иерархии признаков внутри каждого спонтанного понятия, единообразных связей между отдельными спонтанными понятиями, ситуативность и конкретность житейских понятий, подчиненность наглядно-образного мышления восприятию - в значительной степени, затрудняют построение объективного мира для ребенка.

В спонтанных понятиях рефлексивный момент представлен очень слабо, практически сведен к минимуму. По словам JI.C. Выготского, спонтанное - это синоним неосознанного. В свою очередь, не осознанность, бессистемность спонтанных понятий приводит к невозможности их произвольного (подчиненного воле и сознанию субъекта) использование в построении субъективного образа объективного мира. Вот почему, даже обладая значительным объемом информации, умений и навыков - ребенок не знает того, чем владеет, не может провести ревизию собственных знаний, не способен разумно распорядиться собственными возможностями.

Спонтанные понятия находятся в прямом и непосредственном отношении к опыту ребенка, отражают индивидуальные особенности субъекта, развиваются преимущественно снизу - вверх, от опыта - к обобщению.

В отличие от наглядно-образного мышления словесно-логическое, теоретическое, научное мышление осуществляется посредством не житейских спонтанных, а полноценных, так называемых научных (теоретических) понятий.

Граница между житейским, спонтанным, и научным, теоретическим понятием, определяющее существенное различие между ними и заключается в том, что спонтанные и научные понятия имеют различное объективное содержание. Содержанием научно - теоретических понятий выступает область объективно взаимосвязанных явлений, составляющих целостную систему, является бытие опосредствованное, объективное, существенное.

Признаки, связанные с научным понятием жестко иерархиезированы, объединены в систему. Между самими научными понятиями так же устанавливаются сводящиеся к единой логической основе, существенные и необходимые связи и отношения.

Одновременно научное понятие выступает как средство мыслительного воспроизведения предмета, то есть как мыслительное действие. В качестве непременного атрибута научное понятие включает рефлексивный момент, осознание собственной природы, мыслительных действий, приводящих к образованию научных понятий, Научное понятие, в этом смысле осознается субъектом и произвольно используется им в актах мышления,

В процессе обучения научное понятие развивается преимущественно сверху вниз, от словесных определений - к обнаружению их реального содержания.

Подводя все вышеперечисленное, можно сказать, что одной из задач и целей курса ФДД является как раз и является:

- развитие спонтанных детских представлений и переход их в научные понятия, и опосредованные представления.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.006 с.)