Организация войска. Оружие и амуниция. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация войска. Оружие и амуниция.



Содержание

Введение                                                                                                                              3

Римская армия (организация, вооружение и тактика)                       5

Организация войска. Оружие и амуниция.                                                                                                                  5

Войско на походе.                                                                                                                                                                   8

Войско в лагере.                                                                                                                                                                       8

Войско в бою.                                                                                                                                                                            9

Крепостная война.                                                                                                                                                             10

Артиллерия римской армии                                                                                                                                             10

Список легионов времен Римской империи                                                                                                              11

Места постоянной дислокации легионов (68 г. н.э.)                                                                                               12

Римский флот (конструкция, классификация, вооружение и тактика боевых кораблей)                                                                                                       13

Конструкция и классификация                                                                                                                                      13

Римские галеры                                                                                                                                                                   15

Биремы и либурны                                                                                                                                                             15

Трирема                                                                                                                                                                                16

Тяжёлые корабли: Квадриремы и квинкверемы                                                                                                       16

Сверхтяжёлые корабли                                                                                                                                                    17

Вооружение и тактика                                                                                                                                                        19

Абордажный бой                                                                                                                                                                19

Метательные машины                                                                                                                                                      20

Таран                                                                                                                                                                                     22

Зажигательные средства                                                                                                                                                 23

Тактика римского флота                                                                                                                                                  23

Метательные и осадные машины                                                                   24

Устройство и классификация метательных машин                                                                                               24

Заключение                                                                                                                     25

Список литературы                                                                                                   26

 

Введение

       На холмистом берегу Тибра, в 25 км., от его впадения в Тирренское море, в IX в. до н.э. возникли поселения пастухов и землевладельцев. Постепенно поселения слились, были обнесены стеной и стали городом Римом.

       Впоследствии появилась легенда, что Рим был основан близнецами Ромулом и Ремом, вскормленными волчицей. Римляне верили этой легенде и вели свое летоисчисление от вымышленной даты основания города.

       По этой легенде, троянец Эней, сын богини Афродиты и смертного Анхиза, уцелел при разрушении Трои. Вместе с сыном Асканием Эней бежал и после долгих странствований прибыл к берегам Лация (холмистая равнина по нижнему течению Тибра). Там правил тогда Латин, царь местного племени. Он дружески принял Энея и выдал за него замуж свою дочь Лавинию. После смерти Энея Асканий основал новый город АЛЬБУ ЛОНГУ и стал там царствовать. По другому варианту легенды, Асканий (или Юл - так звали его в других вариантах легенд) был сыном Энея и Лавинии.

       Через несколько поколений после Юла царем стал Нумитор. Но его свергнул с трона младший брат Амулий. Дочь Нумитора Рею Сильвию он отдал в жрицы, которые давали клятву безбрачия. Однако Рея родила от бога Марса двух близнецов, за что была осуждена Амулием на смерть. Близнецов царь приказал бросить в Тибр. Но рабы, которым это было поручено, оставили корзину с близнецами на мелком месте. На плачь близнецов прибежала волчица и накормила их своим молоком. Вскоре детей нашел царский пастух Фаустул. Он принес их домой и отдал на воспитание своей жене Ларенции. Близнецам дали имена Ромула и Рема. В конце концов, тайна происхождения братьев раскрылась, они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора. Сами они решили основать новый город в тех местах, где были найдены. Римляне название Roma (Рим) производили от имени Romulus.

       Ромулу приписывают организацию римской общины. Он создал сенат из 100 "отцов", установил знаки отличия верховной власти, разделил народ на 30 курий, устроил убежище для беглецов, чтобы таким путем увеличить населения города.

       Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управляли старейшины. Род первоначально представлял собой сплоченный коллектив, связанный общим происхождением, общей собственностью на землю, а также почитанием предков.

       Со временем на территории, принадлежащей родам, появились люди, не входящие ни в один из них. Это были освобожденные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих пришельцев в Риме называли плебеями. Исконное же население, жившее родами, называлось патрициями.

       Возвращаясь к вопросу о происхождении римских сословий, можно взять за основу его «комплексную теорию»:

· патриции действительно были коренным гражданством. Они представляли собой полноправный «римский народ»;

· в непосредственной связи с ними были клиенты, которые получали от них землю, скот, пользовались их защитой на суде и пр. За это они должны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять различные работы;

· плебеи стояли вне родовой организации патрициев, т.е. не принадлежали к «римскому народу», не имели доступа к общинной земле и были лишены политических прав.

       Римская патрицианская община представляла собою примитивный город-государство с типичными чертами «военной демократии».

       Первые реформы «военной демократии» провел Сервий Туллий. Он разделил все свободное население Рима - и патрициев и плебеев - на 5 имущественных разрядов или классов:

· в первый класс зачислялись лица, обладавшие состоянием не меньше, чем в 100.000 ассов (асс - медная монета, первоначально весом в 1 фунт, ценность ее для раннего периода истории Рима не установлена);

· во втором - 75.000 ассов;

· в третьем - 50.000 ассов;

· в четвертом - 25.000;

· в пятом - 12.500.

       Те, у кого состояние было меньше, стояли «ниже класса» и назывались «пролетарии» - proletarii - от слова proles (потомство), т.е. люди, которые имели только детей.

       Имущественным положением определялось, и место воинов в строю легиона. Самые богатые граждане I класса служили в коннице и назывались всадниками. Остальные члены этого класса должны были иметь полное тяжелое вооружение пехотинца и стоять в первых рядах легиона.

       Граждане других классов имели облегченное вооружение, занимали место в задних рядах. Воины V класса являлись в строй легко вооруженными, а пролетарии в строю вообще не служили.

       Сервий Туллий допустил в войско и плебеев, наделив их некоторыми политическими правами посредством организации новой формы народного собрания. В нем участвовали оба сословия. Оно называлось центуриатным собранием.

       Центурия (сотня), будучи военной тактической единицей, стала и голосующей единицей. К центуриатным собраниям перешли важнейшие функции старых собраний - объявление войны, выбор должностных лиц, суд и пр.

       Падение военной демократии в Риме, как свидетельствуют данные ученых, произошло в конце VI - начале V вв. до н.э. в форме насильственного свержения последнего царя и передачи его власти двум выбранным должностным лицам. Они могли выбираться только из патрициев и назывались консулами. Таким образом, был осуществлен переход к республике.

       Продолжались столкновения Рима с соседями. Итоги внешней политики V в. до н.э. были достаточно велики. Рим уничтожил своего главного противника в южной Этрурии и значительно увеличили свою территорию. Благодаря союзу с латинами ему удалось остановить натиск с востока. Самое главное - Рим, территория которого была относительно крупной и сплошной, получил значительное стратегическое преимущество по сравнению со своими соседями, владения которых были разрознены.

       В борьбе за Италию, длившейся около трех столетий, победительницей оказалась бывшая маленькая община на Тибре.

       К 60-м годам III в. до н.э. вся Италия времен республики от реки Рубикон до Мессинского пролива, вошла в своеобразную федерацию, возглавляемую Римом, способную помериться силами с самыми могущественными державами Средиземноморья.

       Следующий период римской истории начинается с больших завоеваний Рима (примерно 264-241 гг. до н.э.), начиная с I Пунической войны и кончая разрушением Карфагена и Коринфа. Из целого ряда войн Рим вышел первоклассной военной державой, равной которой уже не было в районе Средиземного моря.

       Власть империи обеспечивали мощная армия и флот.

Римская армия (организация, вооружение и тактика)

Войско на походе.

       Войско Цезаря двигалось очень быстро и этому в значительной степени было обязано своими успехами. В авангарде (primum agmen) шла обыкновенно конница в сопровождении легковооруженных. Передовые отряды этого авангарда назывались antecursores или exploratores, из которых высылались отдельные разведчики. Легионы обыкновенно двигались так, что за каждым из них шел его обоз; но если неприятель был близок, то обоз помещался в середине всего войска, причем около двух третей войска шло впереди, а одна треть образовывала арьергард (agmen novissimum); обыкновенно арьергардную службу несли молодые солдаты (tirones). В последнем случае войско называлось готовым к бою (expeditus). От этого надо отличать марш в боевом порядке (acies). Тогда солдат снимал с себя поклажу и изготовлял оружие к бою (expedire arma). Обыкновенный дневной марш солдат доходил до двадцати пяти километров; ускоренный марш по крайней мере — до тридцати; форсированные переходы (maxima itinera) доходили до сорока пяти километров. После каждого дневного марша разбивался укрепленный лагерь, так что самые марши считались по числу лагерей (напр., quinis castris, В. G., VII, 36). Отсюда выступали с рассветом (prima luce), но иногда и ночью, во вторую или третью стражу (в полночь или около трех часов утра).

       Ночной караул сменялся четыре раза, и то время, которое он стоял, называлось стражей (vigilia); две смены были до полуночи, две остальные после полуночи. Понятно, что летние караулы были короче зимних. Римляне только с III века до н.э. стали пользоваться солнечными, а затем водяными часами. При этом римские часы отличаются от заката солнца, тогда как новейшие часы соответствуют истинному солнечному времени. Вследствие этого наиболее короткий зимний час у римлян (11 декабря) =44 минуты 30 секунд нашего часа. Нашему часу римский час равнялся только в дни весеннего равноденствия. Например, 16 августа солнце заходит в 7 часов 11 минут. С этого момента начинается первая стража; в 9 часов 36 минут вечера — вторая; в полночь — третья; в 2 часа 24 минуты пополуночи — четвертая, оканчивается она в 4 часа 49 минут, с восходом солнца.

Войско в лагере.

       От обыкновенного лагеря, разбившегося после каждого дневного перехода, отличался лагерь постоянный (stativa), который строился главным образом на зиму (hiberna); к последнему был близок лагерь, сооруженный при осаде. Когда передовые рекогносцировочные отряды или центурионы находили удобное место для лагеря, то прежде всего определялись две его основные линии: cardo и decumanus (длина и ширина), обыкновенно одинаковой длины. Получался, таким образом, квадрат, одна часть которого назначалась для полководца, его штаба и лейб-гвардии, а другая для легионов и вспомогательных войск. Каждая сторона имела свои главные ворота: porta praetoria была обращена к врагу, против нее была porta decumana; боковые ворота назывались portae principales dextra и sinistra, правые и левые. От porta praetoria шла главная улица лагеря (via praetoria), которую пересекала via principalis. Главнейшим пунктом лагеря была ставка полководца. Перед ней было свободное пространство, на котором собирались солдаты, когда к ним говорил с возвышения полководец (suggestus).

       По определении места для лагеря, оно обводилось рвом (fossa), земля из которого употреблялась для устройства вала (agger, vallum); иногда проводился двойной ров.

       Земляной вал был обыкновенно в три с половиною метра высотой и шириной и укреплялся дерном и брустверами (lonicae), состоявшими из плетеных щитов (plutei) с зубцами, что прикрывало всего бойца. Для усиления лагеря устанавливались также деревянные башни в несколько этажей.

       Палатки солдат (tabernacula) были кожаными (поэтому иногда они назывались pelles); в зимних лагерях вместо них строили бараки с соломенной крышей.

       Каждые ворота охранялись одной когортой (cohors in statione); ночью, если враг был близко, несли стражу и более крупные отряды (excubiae). Мелкие караулы и форпосты назывались vigiliae или custodiae.

       Для полевого лагеря выбиралось по возможности такое место, поблизости от которого можно было добыть фураж, дрова и воду. Войско возвращалось в лагерь через porta decunana и выступало через porta praetoria. При множестве рабочих рук и большой опытности укрепление обыкновенного лагеря шло очень быстро, равно как и выступление из лагеря утром: по первому сигналу свертывались палатки, по второму укладывался багаж, по третьему войско выступало.

Войско в бою.

       Обычным боевым построением была acies triplex.

       Когорты легиона располагались в три ряда: в первом ряду (prima acies) стояли четыре когорты, во втором и третьем (secunda и tertia acies) по три в виде так называемого quincunx. Промежутки между ними равнялись длине фронта каждой когорты; три когорты второй линии сзади промежутков первой и в начале сражения могли легко соединиться с нею, а третья линия образовывала резерв. Реже применялась acies duplex в две линии по пять когорт. В случае надобности промежутки суживались; при энергичной атаке или обороне образовывали "круг", то есть каре (orbem facere, in orbem consistere — В. G. IV, 47; V, 33 и др.), или "клин" (cuneus), или, наконец, "черепаху" (testudo). В этом случае первый ряд держал щиты перед собой, а второй и следующие — над головой.

Рисунок 3 Римская центурия, выстроившись «черепахой» штурмует крепость.

       Отдельные легионы стояли на небольшом расстоянии друг от друга, промежутки между собственной acies и флангами, на которых обыкновенно стояли вспомогательные войска или конница, были больше. Но она играла подчиненную роль, за исключением германской, перемешанной с легко вооруженными пехотинцами. Зато она была очень деятельна при преследовании разбитого врага.

       Сражение начиналось большею частью с правого фланга, где обыкновенно помещался самый храбрый легион Цезаря, десятый. На врага шли ровным шагом, который затем переходил в беглый. Сначала пускали копья, а потом брались за мечи и старались оттеснить врага в рукопашном бою. Вообще Цезарь предпочитал сам атаковать врага. Оборонительным было, например, сражение с нервиями (В.G., II, 19 след.), а также при Бибракте и на реке Аксоне (н. Эн).

Крепостная война.

       К лагерю почти всегда примыкали более или менее сильные полевые укрепления, валы с бруствером, рвы, волчьи ямы, редуты (castella) и т.п.

       Укрепленные места (oppida) брались или блокадой (obsidio) или штурмом (oppugnatio), в последнем случае иногда с похода (В.G., II, 12; III, 21). В этом случае штурмующие быстро заполняли рвы фашинами, образовывали "черепаху" и взбирались на стену по лестницам, или же взламывали ворота. А если это было невозможно, то переходили к правильной осаде при помощи осадных верков (opera), соединяя ее по возможности с блокадой. На ровной местности воздвигали дамбу (agger), параллельно с частью стены и до ее высоты и старались сбить с нее защитников, чтобы облегчить себе ее пролом.

       Если же приблизиться к стене было трудно, то насыпали дамбу в 60 футов шириной из земли, балок и камней и мало-помалу подводили ее к крепостному рву. Работавшие прикреплялись плетеными щитами (plutei) и подвижными галереями (vineae), далее сооружали подвижные башни из массивных бревен в несколько этажей для обстрела стены из метательных машин. Эти башни, как и vineae, подкатывались по дамбе на валиках или на катках. Для защиты от неприятельских снарядов башни покрывались матрацами и кожей. При приближении к городу нападающие укрывались за «черепахами», стоявшими по обе стороны башни. Пролом производился посредством острых крюков или стенных серпов (falces murales), чтобы выдернуть верхние ряды каменной кладки, а главным образом посредством тарана (aries), массивного бревна с обитой железом головкой, которое раскачивали на канатах в нижнем этаже башни или в «черепахе». Проводились и подкопы под стену.

       Кроме того, пускалась в ход и артиллерия — военные машины (tormenta) для метания стрел, камней и балок, каковыми были баллисты, и более легкие катапульты и скорпионы.

Артиллерия римской армии

Баллиста. Вид сбоку Онагр. Вид сбоку Скорпион. Вид сбоку
Баллиста. Вид сверху. Правое плечо отведено назад.   Онагр. Вид сверху   Скорпион Вид сверху. Правое плечо отведено назад
Баллиста. Вид спереди. Онагр. Вид спереди. Скорпион. Вид спереди.

       См. также раздел «Метательные и осадные машины».

Британия

2-й Augusta (Глочестер), 9-й Hispana (Линкольн), 20-й Valeria Victrix (Шрусбери)

Испания

6-й Victrix

Галлия

14-й Gemina (Лион)

Рейн

5-й Alaudae, 15-й Primigenia (Ксантен), 16-й Gallica (Нойс), 1-й Germanica (Бонн), 4-й Macedonica, 22-й Primigenia (Майнц), 21-й Rapax (Виндиш)

Дунай

10-й Gemina (Братислава), 13-й Gemina (Будапешт), 11-й Claudia, 8-й Augusta, 3-й Gallica, 7-й Claudia (граница с Дакией)

Восточные провинции

4-й Scythica, 12-й Fulminata, 6-й Ferrata (Сирия), 5-й Macedonica, 10-й Fretensis, 15-й Apollinaris (Иудея)

Африка

3-й Cyrenaica, 22-й Deiotariana (Александрия), 3-й Augusta (граница Туниса и Алжира)

Конструкция и классификация

       По своей конструкции римские боевые корабли принципиально не отличаются от кораблей Греции и эллинистических государств Малой Азии. У римлян мы встречаем те же десятки и сотни весел в качестве основного движителя судна, ту же многоярусную компоновку, приблизительно ту же эстетику фор- и ахтерштевней.

       Всё то же – но на новом витке эволюции. Корабли становятся крупнее. Они обзаводятся бортовой артиллерией (лат. tormenta), постоянной партией морской пехоты (лат. manipularii или liburnarii), оснащаются штурмовыми трапами-"воронами" и боевыми башнями.

       По римской классификации все боевые корабли назывались naves longae, «длинные корабли», за счет своих сравнительно узких корпусов, выдерживающих пропорцию ширины к длине 1:6 и больше.

       Противоположностью боевым кораблям были транспортные (naves rotundae, «круглые корабли»).

       Боевые корабли делились по признаку наличия/отсутствия тарана на naves rostrae (с тараном) и все прочие, "просто" корабли. Также, поскольку иногда корабли с одним, а то и с двумя рядами весел не имели палубы, то существовало разделение на корабли открытые, naves apertae (у греков – афракты), и корабли закрытые, naves constratae (у греков – катафракты).

       Основной, наиболее точной и распространенной классификацией является деление боевых кораблей в зависимости от количества рядов весел.

· Корабли с одним рядом весел (по вертикали) назывались монеры (moneris) или униремы, а в современной литературе часто именуются просто галерами,

· с двумя – биремы или либурны,

· с тремя – триеры или триремы,

· с четырьмя – тетреры или квадриремы,

· с пятью – пентеры или квинкверемы,

· с шестью – гексеры.

       Однако дальше четкая классификация «смазывается». В античной литературе можно встретить упоминания гептер, октер, эннер, децемрем и так вплоть до седецимрем (шестнадцатирядных кораблей). Если понимать под этим количество гребных ярусов, то получится полная чушь. Как с точки зрения технической, так и военной.

       Единственно представимое смысловое наполнение этих названий – общее количество гребцов на одном борту по одному срезу (секции) во всех ярусах. То есть, например, если в нижнем ряду на одно весло имеем одного гребца, в следующем – двух, в третьем – трех и т.д., то тогда суммарно в пяти ярусах получим 1+2+3+4+5 = 15 гребцов. Такой корабль можно, конечно, назвать квиндецимремой. Но особого смысла в подобном названии не будет, потому что по сути это будет квинкверема или пентера, т.е. пятиярусный боевой корабль. А сколько гребцов приводят в движение пять весел одной секции – не суть важно.

       Большие корабли во многих случаях бронировались бронзовыми пластинами и почти всегда завешивались перед боем смоченными в воде воловьими шкурами для защиты от зажигательных снарядов.

       Римские корабли были в среднем больше аналогичных по классу греческих или карфагенских. При попутном ветре на корабле устанавливали мачты (до трех на квинкверемах и гексерах) и поднимали на них паруса. Перед боем паруса скатывали и помещали в чехлы, а мачты укладывали на палубу.

       Подавляющее большинство римских боевых кораблей, в отличие, например, от египетских, вообще не имели стационарных, несъёмных, мачт.

       Римские корабли, как и греческие, были оптимизированы для ведения прибрежных морских сражений, а не для длительных рейдов в открытом море.

Обеспечить хорошую обитаемость среднего корабля для полутора сотен гребцов, двух-трех десятков матросов и центурии морской пехоты было невозможно. Поэтому вечером флот приставал к берегу. Экипажи, гребцы и большая часть морских пехотинцев сходила с кораблей и ночевала в палатках. Утром плыли дальше.

       Корабли строились быстро. За 40-60 дней римляне могли построить квинкверему и полностью ввести ее в строй. Этим объясняются внушительные размеры римских флотов во время Пунических войн. Например, по некоторым подсчетам (осторожным и оттого наверняка заниженным), во время Первой Пунической войны (264-241 гг. до н.э.) римляне ввели в строй более тысячи боевых кораблей первого класса: от триремы до квинкверемы (то есть не считая унирем и бирем).

       Корабли имели относительно низкую мореходность, и в случае сильного внезапного шторма флот рисковал погибнуть едва ли не в полном составе. В частности, во время той же Первой Пунической войны из-за штормов и бурь римляне потеряли по меньшей мере 200 кораблей первого класса. С другой стороны, за счет достаточно прогрессивных технологий, если корабль не погибал от ненастья или в бою с врагом, он служил удивительно долго. Нормальным сроком службы считались 25-30 лет. (Для сравнения: английский линейный корабль "Дредноут" (1906 г.) морально устарел через восемь лет после постройки, а американские авианосцы типа "Эссекс" были выведены в резерв через 10-15 лет после начала эксплуатации.)

       Поскольку на парусах ходили только при попутном ветре, а всё остальное время пользовались исключительно мускульной силой гребцов, то скорость кораблей оставляла желать лучшего. Более тяжелые римские корабли были еще медленнее греческих. «Быстроходным» считался корабль, способный выжать 7-8 узлов (14 км/ч), а для квинкверем вполне пристойной считалась крейсерская скорость в 3-4 узла.

       Экипаж корабля по подобию римской сухопутной армии назывался "центурией". На корабле было два главных должностных лица: капитан ("центурион"), ответственный за собственно плавание и навигацию, и центурион, ответственный за ведение боевых действий. Последний командовал несколькими десятками морских пехотинцев.

       Вопреки распространенному мнению, в республиканский период (V-I вв. до н.э.) все члены экипажа римских кораблей, включая и гребцов, были вольнонаемными. (То же самое, кстати, относится и к греческому флоту.) Однако позднее в качестве гребцов действительно начали использовать рабов и пленных.

       Командовали флотом первоначально два «военно-морских дуумвира» (duoviri navales). Впоследствии появились префекты (praefecti) флота, приблизительно эквивалентные по статусу современным адмиралам.

       Отдельными соединениями от нескольких до нескольких десятков кораблей в реальной боевой обстановке иногда распоряжались сухопутные командиры войск, перевозимых на кораблях данного соединения.

Римские галеры

       Боевое назначение — разведка, снабжение, посыльная служба и при соответствующей отделке парадные выезды полководцев.

       Это сравнительно высокобортный корабль с символическим тараном-трезубцем и кормовым акростолем в виде завитка раковины. Отдельно размещенные группы весел, укрепленные на балконах — кринолинах, — обеспечивали высокую маневренность галеры при плавании в узкостях или между кораблями эскадры.

Рисунок 5 Один из типов галеры, так называемая "актуария". Реконструирована по изображению на колонне Траяна.

       Кринолины располагались на разном уровне, что позволяло автономно работать каждой группе весел. Ближе к корме находились два мощных рулевых весла. При попутных ветрах галера этого типа иногда несла прямой парус - артемон на съемной наклонной мачте, крепившейся к акростолю.

Биремы и либурны

       Биремы представляли собой двухъярусные гребные суда, а либурны могли строиться как в двух-, так и в одноярусном варианте. Обычное число гребцов на биреме – 50-80, количество морских пехотинцев – 30-50. Для того, чтобы повысить вместимость этих кораблей, даже небольшие биремы и либурны нередко комплектовались закрытой палубой, чего обычно не делалось на судах аналогичного класса в других армиях.

  Рисунок 6 Мореходная либурна, дозорно-разведывательный корабль   Рисунок 7 Речная либурна для патрулирования Рейна  

       Уже в ходе Первой Пунической войны выяснилось, что биремы не могут эффективно бороться против карфагенских квадрирем с высоким бортом, защищенным от таранного удара множеством весел. Для борьбы с карфагенскими кораблями римляне начали строить квинкверемы. А биремы и либурны на протяжении следующих веков использовались для дозорной, посыльной и разведывательной службы, либо для боевых действий на мелководье. Также биремы могли эффективно применяться против торговых и боевых однорядных галер (как правило, пиратских), по сравнению с которыми были куда лучше вооружены и защищены.

       Наряду с мореходными либурнами римляне строили много различных типов речных либурн, которые использовались в боевых действиях и при патрулировании Рейна, Дуная, Нила. Если учитывать, что 20 даже не очень крупных либурн способны принять на борт полную когорту римской армии (600 человек), то станет ясно, что соединения маневренных либурн и бирем представляли собой идеальное тактическое средство быстрого реагирования в речных, лагунных и шхерных районах при действиях против пиратов, неприятельских фуражиров и переправляющихся через водные преграды варварских отрядов.

Трирема

Рисунок 8 Классическая трирема с форкастлем (носовой боевой башенкой)

       Трирема (см. рисунок) была более быстроходным кораблем по сравнению с квадри– и квинкверемами, и более мощным по сравнению с биремами и либурнами. При этом размеры триремы позволяли в случае необходимости разместить на ней метательные машины.

       Экипаж типовой триремы состоял из 150 гребцов, 12 моряков, приблизительно 80 морских пехотинцев и нескольких офицеров. Транспортная вместимость составляла при необходимости 200-250 легионеров.

       Трирема являлась своего рода «золотой серединой», многофункциональным крейсером античного флота. По этой причине триремы строились сотнями и представляли собой наиболее распространенный тип универсального боевого корабля Средиземноморья.

Сверхтяжёлые корабли

Рисунок 10 Квинкверема со штурмовым мостиком-"вороном" и двумя тяжёлыми баллистами

       Есть свидетельства, что римляне строили и более чем пятиярусные корабли. Так, когда в 117 г. н.э. легионеры Адриана достигли Персидского залива и Красного моря, они построили флот, флагманом которого якобы являлась гексера (см. рисунок). Впрочем, уже во время битвы с карфагенским флотом при Экноме (Первая Пуническая война) флагманскими кораблями римского флота были две гексеры («шестипалубники»).

       Согласно некоторым расчетам, самым большим кораблем, построенным по античным технологиям, мог быть семиярусный корабль длиной до 300 футов (ок.90 м). Корабль большей длины со всей неизбежностью сломался бы на волнах.

Рисунок 11 Гексера, супердредноут Античности (хорошо видны 6 скорпионов и одна тяжёлая баллиста)

       Как легко видеть, почти такие пропорции выдерживали римские эннеры и децимремы. И первые, и вторые никогда не строились массово. Античная историография модержит лишь несколько скупых упоминаний этих левиафанов. Очевидно, что эннеры и децимремы были весьма тихоходны и не могли выдерживать эскадренную скорость наравне с триремами и квинкверемами. По этой причине их использовали в качестве броненосцев береговой обороны для охраны своих гаваней, либо для осады неприятельских морских крепостей как передвижные платформы для штурмовых башен, телескопических штурмовых лестниц (самбука) и тяжелой артиллерии. В линейном сражении применить децимремы пытался Марк Антоний (31 г. до н.э., битва при Акциуме), однако они были сожжены быстроходными кораблями Октавиана Августа.

Рисунок 12 Эннера, еще один супердредноут Античности. Представляет собой 3-4 ярусный боевой корабль, на каждом весле по 2-3 гребца. (вооружение – до 12 метательных машин)

Рисунок 13 Децемрема (ок. 41 г. до н.э.). Представляет собой 2-3 ярусный боевой корабль, на каждом весле по 3-4 гребца. (вооружение – до 12 метательных машин)

Вооружение и тактика

Абордажный бой

       Главным оружием римского корабля были морские пехотинцы. Если корабли греков и эллинистических государств в качестве основного тактического приёма использовали mutatis mutandi таранный удар, то римляне ещё в Первую Пуническую войну сделали ставку на решительный абордажный бой.

Рисунок 14 Абордажный трап «ворон» (вид сбоку, вид спереди)   Рисунок 15 Римский легионер, главная ударная сила корабля  

       Римские manipularii (морские пехотинцы) имели отменные боевые качества. Карфагеняне, полагавшиеся на скорость и манёвренность своих кораблей, располагали более искусными моряками, но не смогли противопоставить римлянам аналогичных солдат. Сперва ими было проиграно морское сражение при Милах, а несколько лет спустя римские квинкиремы, оснащённые абордажными «воронами», сокрушили карфагенский флот при Эгатских островах.

       Со времён Первой Пунической войны штурмовой трап-«ворон» (лат. corvus) становится почти неотъемлемым атрибутом римских кораблей первого класса. «Ворон» представлял собой штурмовой трап особой конструкции, имел десять метров в длину и около 1.8 в ширину. «Вороном» он назван из-за характерной клювообразной формы большого железного крюка (см. Рисунок 14), находившегося на нижней поверхности штурмового трапа. Или протаранив неприятельское судно, или просто переломав ему вёсла в скользящем ударе, римский корабль резко опускал "ворон", который пробивал своим стальным крюком палубу и накрепко в ней застревал. Римская морская пехота обнажала мечи... А после этого, как пишут римские авторы, «всё решала личная доблесть и рвение воинов, желающих отличиться в бою на глазах у своих начальников».

Метательные машины

Рисунок 16 Скорпион, наиболее распространенная артиллерийская установка римского флота

Рисунок 17 Баллиста, тяжелый эвтитон римского флота



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.122 с.)