Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние Первой Мировой войны на поэзию серебряного века
Одно из наиболее значимых событий начала ХХ века - Первая мировая война. Она оказала влияние на творчество многих поэтов серебряного века. Примечательно, что даже акмеисты, демонстративно отказываясь от решения социальных проблем и утверждая принцип "искусства для искусства", не смогли остаться в стороне от происходящего. Может быть, именно Первая мировая война послужила толчком для распада этого течения. Я думаю, увидев невозможность оставаться в стороне от социальных и политических катаклизмов, потрясающих страну, самые талантливые из акмеистов почувствовали узость рамок, в которые заключили сами себя, и каждый из них пошел далее своим путем. В сборнике "Колчан" Н. Гумилева война предстает глазами очевидца и участника событий:
И залитые кровью недели Ослепительны и легки, Надо мною рвутся шрапнели, Птиц быстрей взлетают клинки. Я кричу, и мой голос дикий, Это медь ударяет в медь, Я, носитель мысли великой, Не могу, не могу умереть [11: 143].
Н. Гумилев, добровольцем записавшийся на фронт, получивший за мужество и порой безрассудную храбрость два солдатских "Георгия", изнутри видел и сознавал ужас войны, а "романтизация боя, встречавшаяся в стихотворениях, отражала мужественность и рыцарство личности поэта" [6: 193]. Империалистическая война повлияла на тематический строй гумилевских стихотворений: все чаще он начинает писать о России, о прапамяти, прародине. В. Маяковский тоже стремился попасть на фронт, но из-за политической неблагонадежности его не взяли. И все же Первая мировая война и на его творчество оказала сильное влияние. Стихотворение "Вам!" посвящено тем, кто во время Первой мировой войны много рассуждал о судьбах Отечества, но при этом не отказывал себе ни в каких удовольствиях:
Вам, проживающим за оргией оргию, имеющим ванную и теплый клозет! Как вам не стыдно о представленных к Георгию вычитывать из столбцов газет? Знаете ли вы, бездарные, многие, думающие нажраться лучше как,- может быть, сейчас бомбой ноги выдрало у Петрова поручика?..
Поэт открыто определяет свою гражданскую позицию, резко обличая буржуазное существование. Начиная с этого и подобных стихотворений у поэта формируется отношение к поэтическому слову как возможному орудию борьбы, нашедшее отражение в дальнейшей поэзии.
Первая мировая война изменила интонации и многих других поэтов Серебряного века. Один из них - М. Волошин.
В эти дни не спазмой трудных родов Схвачен дух: внутри разодран он Яростью сгрудившихся народов, Ужасом разъявшихся времён, -
пишет поэт о войне [10: 261]. Пытаясь осознать и художественно воплотить трагедию и нравственные уроки происходящего, Волошин пишет то, что думает, невзирая на официальную точку зрения:
В смутах усобиц и войн постигать целокупность, Быть не частью, а всем не с одной стороны, а с обеих [10: 265].
"Как поэт, я не имею права поднимать меч, раз мне дано Слово, и принимать участие в раздоре, раз мой долг - понимание. Тот, кто убежден, что лучше быть убитым, чем убивать, и что лучше быть побежденным, чем победителем, т.к. поражение на физическом плане есть победа на духовном - не может быть солдатом", - писал Волошин военному министру. Эти слова - выражение позиции автора, противостояния человекоубийству. Война превратила Волошина в пламенного патриота. Ахматова в годы Первой мировой войны хотя и не присоединилась к поэтам, выражавшим идею национального патриотизма, с болью отозвалась на трагедию народа:
Можжевельника запах сладкий От горящих лесов летит. Над ребятами стонут солдатки, Вдовий плач по деревне звенит[10: 98].
Первая мировая война совершила решительный переворот в поэтическом самосознании Ахматовой. По мере осознания ею масштаба переживаемых катастроф в ее мир все более властно входит категория памяти, с этого момента и до конца творческого пути поэта связанная для Ахматовой с понятием нравственного долга. Подводя итог второй главы, следует отметить, что поэты разных взглядов и идейных позиций, несмотря на часто декларируемый отказ от общественной борьбы и уход в элитарные, возвышенные сферы искусства, ощущали на себе влияние обстановки в стране, их волновала жизнь простых людей, они задумывались о будущем общественном устройстве России и мечтали видеть свою страну передовой и свободной.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.006 с.) |