Диагностика творческих способностей детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика творческих способностей детей



 

В современных условиях особое значение приобретает создание психодиагностических методик, позволяющих выявлять и оценивать различные стороны психики ребенка. В самых разных видах творческой деятельности среди важных качеств называют такие особенности психики, как избирательность восприятия, наблюдательность, оперативная память, гибкость мышления, быстрота обобщения и оценки ситуации, принятия решения.

Очевидно, что творческие способности ребенка должны проявляться и развиваться в игровой и учебной деятельности. Важная роль в творческом развитии ребенка принадлежит школе. В процессе усвоения знаний, умений, навыков и осуществляется развитие детей. В настоящее время школа выдвигает одну из основных задач: развитие таких качеств личности ребенка, которые обеспечивают ему возможность самостоятельно приобретать новые знания, гибко, оперативно их использовать в ситуациях, не заданных непосредственно обучением. Реализация этой задачи предполагает не только специальное построение и организацию процесса усвоения знаний, умений и навыков, но и целенаправленное формирование различных сторон личности ребенка. А это связано с необходимостью определить содержание и структуру творческого развития, разработать научно обоснованные методы выявления и оценки различных его сторон для более эффективного формирования в процессе обучения.

Сложность природы творческих образований, многообразие факторов, влияющих на их становление и развитие, определяют многие трудности в создании и использовании методик. Основное ядро творческого развития, как уже говорилось, - развитие интеллекта ребенка.

Подчеркивая особую роль интеллекта в целостной системе психического и творческого развития человека, некоторые исследователи относили его, наряду с социальной адаптацией и работоспособностью, к основным ресурсам личности. В общей совокупности творческого потенциала человека интеллектуальное развитие занимает ведущее место, поскольку непосредственно определяет степень готовности к усвоению и переработке знаний и умений, обеспечивает возможность приспосабливаться к новым условиям, активно их преобразовывать, планировать и оценивать свои действия, целеполагать и прогнозировать их промежуточные и конечные результаты, организовывать в системы прошлый опыт.

Существует множество разнообразных определений интеллекта, среди которых наиболее известны следующие три:

- способность к обучению;

- способность оперировать абстрактными отношениями;

- приспособление к новой ситуации.

В психологии весьма интенсивно разрабатываются проблемы творческого развития ребенка. В исследовании этой проблемы психологи исходят из общих теоретических положений, относящихся к развитию ребенка в целом. Разные исследовательские школы и направления пытаются определить содержание данного понятия, исследовать формирование творческих особенностей и интеллекта под влиянием культурного компонента, проявления его на различных этапах возрастного и индивидуального развития. Широкий размах приобрели исследования, показывающие огромную роль обучения в творческом и интеллектуальном развитии детей, выявлены различные системы воспитывающих воздействий; обнаружена тесная связь между уровнем развития интеллекта и содержанием обучения, обеспечивающим формирование теоретических обобщений подлинно научного характера.

 

9. Культурологический анализ современного образования

 

Сфера педагогики, психологии и образования – это, с одной стороны, специализированная область культуры, обеспечивающая трансляцию накопленного в обществе социально значимого опыта, с другой – особая, относительно самостоятельная субкультура.

Реализация идеи образования в организационном и других аспектах и приводит к формированию социального института образования и соответствующей образовательной субкультуры. Их функционирование и развитие поддерживаются системой норм, органами управления, системой воспроизводства функциональных ролей, средствами коммуникации. В передовых в культурном отношении странах Германии, России, Англии, Франции, США социальный институт образования складывается во второй половине XIX столетия. В рамках этого института идея образования не только была полностью реализована, но и получила дальнейшее развитие.

Исследования, идущие в рамках психологии образования, а также инновационная педагогическая практика приводят к новому образу человека. Именно на представления и идеалы человека в конечном счете опираются концепции образования. Содержание и цель педагогической деятельности состоят в том, чтобы ввести молодого человека в жизнь, вооружив его всеми необходимыми знаниями, навыками, способностями.

Цель обучения и воспитания в любой этно-культурной формации – формирование у ребенка творческой активности, которая откроет специалисту возможность самому порождать новые способы и виды деятельности, входить в новые для него профессиональные сферы, позволит в короткий срок переориентировать направленность его труда. Сегодня этот тезис переосмыслен, как требование не просто транслировать информацию, а учить обобщенным способам деятельности, самому мышлению.

Культура – это совокупность существующих материальных и духовных условий жизни людей, сложившихся способов их деятельности, обычаев, социальных институтов, включая и саму систему образования, совокупность, образующая своего рода живой организм, равновесную и одновременно динамичную систему. Наконец, культура это также и сознательная, целеустремленная, творческая активность индивидов и сообществ, стремление поддержать традиции, улучшить и упорядочить жизнь, осуществить какие-либо изменения, противостоять разрушительным, антигуманным тенденциям.

Новая идея образования должна исходить не столько из идеи подготовки подрастающего человека к зрелости, подготовки, предполагающей усвоение знаний, сколько из идеи вовлечения человека в активный процесс открытия, освоения мира. Педагог должен приоткрывать для ученика новые реальности, помогать ему войти в них, делиться собственным опытом погружения в эти миры их освоения. Не столько преподавать, сколько заряжать интересом, увлекать, помогать, делиться опытом. В свою очередь, ученик, открывая для себя новые миры, входя в них, осваивая их, должен рассматривать образование как процесс принципиально двусторонний. Не только направленный в мир, но и обращенный на самого ученика. Образование предполагает работу, направленную на самого себя, на собственное изменение. В новой идее образования открытие и освоение мира неотделимо от открытия и освоения себя, путь в мир есть одновременно путь к себе, открытия себя, «выслушивание» своей природы и духовности, выращивание в себе новых сил, способностей, ощущений и переживаний.

Необходимым требованием современного образования является и этическая ориентация развития человека. Образованный человек – это человек культуры, человек воспитанный, способствующий сохранению культуры, укрепляющий ее. Образованный человек – это именно человек, а не специалист или личность, причем человек культурный, подготовленный к жизни. Подготовленный не только к нормальной жизни и отлаженному производству, но и к испытаниям, к смене образа жизни, к изменениям. Нельзя предполагать, что в эпоху всеобщего кризиса культуры, мучительного образования элементов новой культуры, глобальных преобразований и сдвигов дети избегут изменений, проблем, болезненных метаморфоз. Подобно тому как стало естественным образовательное требование, связанное с умением обучаться и переучиваться, должно стать естественным требование для образованного человека быть готовым к испытаниям, к неоднократной смене своих представлений, мировоззрения, мироощущения. В частности, поэтому содержание современного образования не может быть сведено к знаниям и предметам, а технология образования -–к обучению знаниям и пассивному их усвоению.

Не менее важно учесть требование, вытекающее из самого духа нашего времени, а именно: образовательные воздействия должны быть с определенного периода индивидуальными, т.е. обеспечивать для личности свободу выбора образовательного пути. Начиная с подросткового возраста складывается личность человека, для которой характерны стремление к самостоятельному поведению, формированию Я-концепции, индивидуального мироощущения, программы жизненного пути, определенной работы над собой. С этого периода человек уже не может воспринимать образование просто как нечто данное ему от рождения, подобно пище, воздуху или условиям жизни, он вырабатывает к нему собственное отношение. Более того, он может начать сам образовывать себя. Подобный шаг, происходящий у кого раньше, у кого позже, знаменует смыкание образования с самообразованием.

Не менее существенно, что переход к самообразованию связан с иным типом психологического изменения: образование через самообразование подчиняется в этом случае целям личностного роста и совершенствования, становится моментом психической активности человека, формой его культурного бытия.

 

10. Реформы творческого образования детей в различных этно-культурных формациях

 

Пожалуй, наиболее впечаляющим в сфере образования в настоящее время являются перманентные реформы образования. Можно даже сказать, что мы живем в эпоху перманентного педагогического эксперимента. Например, известно, что на смену русской классической школе и гимназии конца XIX – начала XX столетия пришли сначала пролетарская школа 20-30-х годов, затем советская классическая школа с единой программой и стабильным составом учебных предметов. Но начиная с 70-х годов в школе осуществляются разнообразные эксперименты и набирает силу движение педагогов-новаторов, предлагаются как новые программы обучения, так и новые организационные формы школы. Сегодня мы наблюдаем и отдельные попытки на новой основе возродить дореволюционную школу.

Западная педагогика и школа естественно развивались несколько иначе, чем советские, но и здесь прослеживается сходная закономерность: педагогические реформы и эксперименты практически идут с начала века. Развивается и альтернативная педагогика.

В большинстве замыслов развития детей встает проблема реализуемости задуманного и рассчитанного. Известно, что многие реформы творческого образования в нашей стране, и в Европе не достигли своих целей, хотя и оказали определенное влияние на развитие образования.

Отмечается такой фактор, препятствующий осуществлению реформ, как несогласованность или противоречивость целей реформы. Если свести воедино все требования к творческому образованию, предъявляемые философией образования, то приходится признать, что многие из них не согласованы между собой. Действительно, ряд этих требований представляет собой сформулированные в нормативном виде идеалы, причем их реализуемость не обсуждалась, другие требования к образованию – это установки на модернизацию, но программа и ресурсы такой модернизации, как правило, не задаются. К тому же нужно учесть, что различные требования к образованию выдвигаются разными субъектами, выступающими от лица разных групп населения, разных сфер культуры и экономики.

Сегодня существует плюрализм культур и неоднородность культуры. Как следствие – множество субъектов и разнородных требований к творческому образованию. В настоящее время мы не имеем дело с единой практикой творческого развития ребенка, напротив, как ответ на поликультурную цивилизацию и свободу образовательного выбора формируются разные, существенно различающиеся виды педагогических практик.

Этно-культурный подход к инновационной творческой деятельности педагогов прошел значительный путь во многих странах и этнических группах.

Например, полем для этнографических исследований американских ученых стала большая часть культурных регионов Земли. Первые исследования проводились в целях изучения культур коренного населения Северной Америки, затем в сферу интересов американских исследователей вошли Латинская Америка, Африка, Океания и Азия. Был собран и систематизирован объемный и уникальный материал по истории культуры, который послужил источником для социокультурного анализа.

Особенностью американской школы культурного и творческого развития детей, помимо мирного сосуществования и взаимного обогащения различных методологических подходов является использования творческого наследия предшественников, что позволяет говорить о непрерывности традиций в американской школе развития.

Позже в американской школе произошли изменения в ориентации на изучение незападных, дописьменных культур к изучению культур всех типов, включая постиндустриальное общество. Одним из объектов тщательного изучения становится культура США. Изменились внешние привычные условия работы – резко сузилось поле этнографических исследований с исчезновением многих локальных культур с лица Земли.

Следует сказать о возникновении расово-культурной школы творческих исследований. Основная идея заключается в решающем воздействии расового фактора на развитие творческих способностей ребенка. Эта школа сформировалась в условиях борьбы за существование и естественном отборе, господства биологического подхода в социологии, широкого распространения всевозможных антропометрических измерений и попыток биологической классификации рас. Разумеется, что все это не могло не сказаться на особенностях развития расовой культуры и развития творческих способностей детей данной этнической группы.

Особое место занимает духовная школа творческого развития детей. Основой этой школы служило рассмотрение историй «переживания» в музыкальных произведениях многими великими композиторами. Типы «жизни» рассматривались как ценностно равноправные.

Еще раз скажем, что в психологии культура – это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его врожденном виде, а должно усваиваться каждым новым поколением заново, путем обучения у взрослых людей.

Этно-культурный компонент – это формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Он состоит из материальных и нематериальных элементов.

 


Заключение

 

В заключение работы сделаем выводы о том, что культура в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других особенностей, способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

Следует сказать, что все исследования творческого развития детей с раннего возраста связаны с общим прогрессом научных знаний, развивающихся на стыке наук о человеке, его духовной деятельности и творчестве. В данной работе мы рассмотрели такие вопросы, как одаренные или гениальные дети, а также природу таланта.

В данной работе перед нами стояла цель – рассмотреть этно-культурный компонент – как возможность реализации творческих способностей в музыкальном воспитании ребенка. Мы рассмотрели на различных примерах как реализуются способности детей определенного этно-культурного компонента. На примерах различных, известных деятелей музыкального искусства прошлого и современности. А также рассмотрели истоки гениальности детей в музыке. Изучили методы работы различных школ, работающих на развитие творческого потенциала детей. Таким образом, цель, поставленная перед нами, достигнута.

В процессе работы мы рассмотрели такие понятий как культура, этно-культурный компонент и его влияние на творческие способности детей, изучили влияние окружающей среды на развитие ребенка. Тем самым, мы достигли, поставленные перед нами в начале работы, задачи.

 


Список литературы

 

1. Акимова М.К. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2000г. – 489с.

2. Кедров Б.М. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001г. – 113с.

3. Козлова В.Т. Психология и культура. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001г. – 612с.

4. Мейснер Т. Реализованные и нереализованные способности. – Москва: «Крон-пресс», 2000г. – 289с.

5. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. Под редакцией Гуревича К.М. – Москва: «Педагогика», 2000г. – 345с.

6. Психология процессов художественного творчества. Учебное пособие. Под редакцией Егорова А.А. – Москва: «Наука», 2000г. – 531с.

7. Ревеж Г. Талант и гений. – Москва: «Наука», 2000г. – 361с.

8. Рыбакова Г.И. Воспитание ребенка. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2001г. – 301с.

9. Сухарева А.И. Воспитать гения. – Москва: «Наука», 2000г. – 488с.

10. Якиманская И.С. Поликультурные общества. – Москва: «Наука», 2003г. – 385с.


[1] Акимова М.К. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2000г. – с. 95

[2] Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. Под редакцией Гуревича К.М. – Москва: «Педагогика», 2000г. – с.11

[3] Козлова В.Т. Психология и культура. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001г. – с. 411

[4] Якиманская И.С. Поликультурные общества. – Москва: «Наука», 2003г. – с.191

[5] Мейснер Т. Реализованные и нереализованные способности. – Москва: «Крон-пресс», 2000г. – с.9

[6] Рыбакова Г.И. Воспитание ребенка. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2001г. – с.100

[7] Психология процессов художественного творчества. Учебное пособие. Под редакцией Егорова А.А. – Москва: «Наука», 2000г. – с.131

[8] Кедров Б.М. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001г. – с.12

[9] Сухарева А.И. Воспитать гения. – Москва: «Наука», 2000г. – с.335

[10] Ревеж Г. Талант и гений. – Москва: «Наука», 2000г. – с.242



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.026 с.)