Выбор вектора развития Украины и интеграции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор вектора развития Украины и интеграции



 

В данный момент Украина оказывается между двумя интеграционными объединениями - Европейским Союзом на Западе и Таможенным Союзом на Востоке. Проводимая ранее украинским руководством политика многовекторности, основанная на неприсоединении к какому-либо интеграционному объединению, постепенно теряет свою эффективность. Основой политики многовекторности, проводимой Украиной, являлось использование противоречий, как между РФ и странами Европейского Союза и США, так и между бывшими постсоветскими республиками. Использование противоречий, помогало добиваться различных экономических послаблений. Например: в газовом вопросе была возможность используя противоречия между РФ и Туркменистаном, добиваться скидок на газ от России под угрозой заключения газового контракта с Туркменистаном, а противоречия между Республикой Беларусь и Российской Федерацией давали возможность продвигать товары украинского машиностроения на рынки СНГ. Кроме того, используя различные интересы между США и РФ, Украина могла получать различные льготные кредиты и транши по программам сотрудничества с ЕС и США. Однако с созданием и началом полноценного функционирования Таможенного Союза Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан, возник новый субъект экономических отношений, влияющий на Украину и ее геополитическую ориентацию.

Аналогичная ситуация и со странами ЕС. Страны-члены ЕС в политической и внешнеэкономической деятельности выступают единым субъектом, но кризис существенно влияет на ситуацию. Таким образом, Украина оказалась между двумя интеграционными образованиями, не присоединившись ни к одному из них. Нахождение Украины в таком положении не может продолжаться долго. Страна рискует полностью утратить свой суверенитет и экономический потенциал. Республика Кыргызстан тому пример: страна оказалась между высокоразвитым Китаем и Казахстаном, как членом Таможенного Союза, а экономические связи с Таджикистаном крайне слабы, в силу аграрного характера центральноазиатских республик. В результате Кыргызстан вынужден интегрироваться в Таможенный Союз. Интеграция намечена на 2014 г.

Исходя из вышеизложенного, у Украины есть следующие пути развития:

.   не присоединяться ни к Таможенному Союзу, ни к Зоне Свободной Торговли с ЕС;

2. принять участие в Европейских интеграционных процессах, подписав ЗСТ с ЕС;

.   принять участие как субъект интеграции в Евразийских интеграционных процессах:

a.  стать членом Таможенного Союза;

b. остановиться на достигнутом этапе интеграции как член ЗСТ с СНГ.

Для оценки эффективности возможных путей интеграционного развития Украины было проведено Исследование институтом экономики и прогнозирования НАНУ и Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН по заказу Евразийского банка развития.

Для оценки макроэкономического эффекта различных вариантов участия Украины в процессах региональной экономической интеграции на базе комплекса межотраслевых экономических моделей России, Казахстана, Беларуси и Украины были проведены расчеты по ряду сценариев, которые различаются вариантами взаимоотношений Украины с Единым экономическим пространством (ЕЭП России, Белоруссии и Казахстана). Рассматривались следующие сценарии: сценарий сохранения текущей ситуации (базовый), при котором Украина не присоединяется ни к зоне свободной торговли СНГ (ЗСТ СНГ), ни к ЕЭП; сценарий вхождения Украины в зону свободной торговли СНГ (ЗСТ СНГ); сценарий полномасштабного вступления Украины в ЕЭП с Россией, Белоруссией и Казахстаном и последующим присоединением к ЕЭС; сценарий неучастия Украины в ЕЭП и ЕЭС с одновременным созданием зоны свободной торговли с ЕС (ЗСТ ЕС).

Сопоставление результатов, полученных при расчетах по перечисленным выше сценариям, показывает, что наибольшие значения прироста объемов экспорта и ВВП по отношению к базовому сценарию (в рамках которого Украина не вступает ни в зону свободной торговли с ЕС, ни в ЕЭП) наблюдаются в варианте вступления Украины в ЕЭП с технологическим сближением, но без формирования единой валютной системы.

Высокие значения прироста экспорта также наблюдаются в сценарии образования Украиной зоны свободной торговли с ЕС, однако из-за значительного роста импорта и снижения экспорта в ЕЭП в данном сценарии ВВП Украины снижается.

Исследованные сценарии показывают, что основными критериями для увеличения динамики валового внутреннего продукта при выборе таможенной политики являются обеспечение расширения рынков для обрабатывающей промышленности (в частности, транспортного машиностроения) и уменьшение затрат на сырье и энергоносители как за счет внедрения новых технологий, так и за счет снижения доли таможенных платежей в их стоимости. В этой связи вступление Украины в ЕЭП представляется более выгодным вариантом по сравнению с образованием зоны свободной торговли с ЕС, поскольку предоставит украинской промышленности большие конкурентные преимущества на создаваемом едином рынке. Это позволит обеспечить финансовые ресурсы для осуществления необходимых капитальных вложений и проведения модернизации, что позволит в дальнейшем расширять объемы торговли на мировом рынке в целом.

Максимальный суммарный положительный эффект интеграции для украинской экономики оценивается на периоде 2011-2030 гг. в 219 млрд. долл. США в ценах 2010 г. Итоговый эффект от создания ЕЭП и последующего присоединения к нему Украины оценивается за период 2011-2030 гг. в 1,1 трлн. долларов США (в ценах 2010 г.). При этом к концу прогнозного периода интеграция стран ЕЭП будет обеспечивать до 2,8% дополнительного ежегодного прироста суммарного ВВП четырех стран.

Создание ЗСТ со странами СНГ

В действительности же, Украина пока приняла участие только в ЗСТ СНГ. Для оценки влияния межстрановой торговли на экономическое развитие были проведены расчеты по ряду сценариев, которые различаются вариантами интеграции Украины со странами образовавшими ЕЭП.

В первом сценарии рассматривается вхождение Украины в зону свободной торговли СНГ (ЗСТ СНГ), начиная с 2012 года, в соответствии с международным договором, подписанным всеми четырьмя государствами 18.10.11 в Санкт-Петербурге. Этот договор, фиксируя режим свободной торговли, предполагает сохранение возможности применения защитных мер (в настоящее время действуют в ЕЭП в отношении импорта украинских труб, машиностроительного крепежа, нитей синтетических нейлоновых), наличие изъятий (в настоящее время сахар), а также экспортных пошлин (в настоящее время действуют на экспорт российских углеводородов, лес и некоторые другие сырьевые товары).

Согласно полученным результатам расчетов, такое развитие событий практически не скажется на экономической динамике России и Казахстана. Незначительно увеличивается экспорт и валовой внутренний продукт Беларуси. Наиболее существенный прирост наблюдается в объемах производства Украины, ВВП которой увеличивается в среднем на 0,5% (Табл.9).

Таким образом, можно сделать однозначный вывод о том, что вступление Украины в ЗСТ СНГ с изъятиями по ряду ключевых отраслей не может существенно повлиять на торгово-экономические отношения внутри постсоветского пространства. По сути, этот вариант может рассматриваться как сохранение текущего статуса с незначительным положительным эффектом для Украины за счет снятия небольшого количества барьеров в торговле со странами СНГ.

 

Таблица 2

Изменение основных макроэкономических показателей по сравнению с базовым вариантом (сценарий вступления Украины в ЗСТ СНГ изъятиями)

Россия 2010 2015 2020 2025 2030
Экспорт 0.00% 0.01% 0.01% 0.01% 0.01%
Импорт 0.00% 0.00% 0.00% 0.00% 0.01%
ВВП 0.00% 0.00% 0.00% 0.00% 0.00%
Казахстан 2010 2015 2020 2025 2030
Экспорт 0.00% 0.00% 0.00% 0.01% 0.01%
Импорт 0.00% 0.00% 0.00% 0.02% 0.02%
ВВП 0.00% 0.00% 0.00% 0.00% 0.00%
Белоруссия 2010 2015 2020 2025 2030
Экспорт 0.00% 0.04% 0.04% 0.04% 0.04%
Импорт 0.00% 0.00% 0.00% 0.00% 0.00%
ВВП 0.00% 0.02% 0.02% 0.02% 0.02%
Украина 2010 2015 2020 2025 2030
Экспорт 0.00% 2.38% 2.07% 1.77% 1.51%
Импорт 0.00% 0.00% 0.00% 0.03% 0.05%
ВВП 0.00% 0.65% 0.56% 0.48% 0.40%

Создание ЗСТ Украины и ЕС

В качестве еще одного сценария был рассмотрен вариант, в котором Украина вместо вхождения в единое экономическое пространство создает зону свободной торговли с Европейским союзом. В этом случае предполагается взаимная отмена таможенных пошлин между Украиной и странами ЕС. В то же время страны ЕЭП устанавливают таможенные пошлины для Украины на уровне значений, действующих при торговле с европейскими странами. При этом экспорт Украины в страны ЕС возрастает на 10%, импорт из стран ЕС вырастает на 15%.

Торговый оборот между странами ЕЭП и Украиной при этом сократится примерно на 2,5%. Данный сценарий по сравнению с базовым показывает более низкие темпы экономического роста России, Казахстана и Беларуси, что будет вызвано снижением объема их экспорта на Украину. Динамика ВВП Украины также является более низкой, чем в базовом сценарии, что будет связано со снижением объемов экспорта в страны ЕЭП и ростом импорта из стран Европейского союза, который будет больше, чем увеличение объемов экспорта в ЕС (Табл.11).

Основные негативные эффекты для украинской экономики возникнут за счет:

· снижения суммарного экспорта машиностроительной продукции;

· невозможности в силу ограничений по производственным мощностям ускоренно наращивать объемы производства и экспорта продукции металлургии, химической промышленности и сельского хозяйства;

· сохранения зависимости от импорта энергоносителей из стран ЕЭП при низкой эластичности объемов потребления от уровня цен; иными словами будет иметь место значительный рост затрат украинской экономики на энергоресурсы.

 

Таблица 3

Изменение основных макроэкономических показателей по сравнению с базовым вариантом (сценарий вступления Украины в ЗСТ с ЕС)

Россия 2010 2015 2020 2025 2030
Экспорт 0.00% 0.00% 0.00% 0.00% 0.00%
Импорт 0.00% 0.00% 0.00% 0.00% 0.00%
ВВП 0.00% 0.00% 0.00% 0.00% 0.00%
Казахстан 2010 2015 2020 2025 2030
Экспорт 0.00% 0.00% 0.00% 0.00% 0.00%
Импорт 0.00% -0.02% -0.01% -0.02% -0.01%
ВВП 0.00% 0.00% 0.00% 0.00% 0.00%
Беларусь 2010 2015 2020 2025 2030
Экспорт 0.00% 0.00% 0.00% 0.00% 0.00%
Импорт 0.00% 0.00% -0.03% -0.03% -0.03%
ВВП 0.00% 0.00% 0.00% 0.00% 0.00%
Украина 2010 2015 2020 2025 2030
Экспорт 0.00% -0.19% -0.08% 0.09% 0.27%
Импорт 0.00% 4.22% 4.03% 3.83% 3.54%
ВВП 0.00% -1.28% -1.22% -1.03% -0.94%

 

Таким образом:

1. Углубление интеграции внутри Единого экономического пространства России, Казахстана и Белоруссии (ЕЭП) за счет развития торговых связей, кооперации производств и выравнивания технологического уровня создает условия для дополнительного в среднем 2,5% -го ежегодного прироста совокупного ВВП этих стран до 2030 г. Суммарный накопленный эффект от создания ЕЭП без присоединения к нему Украины за период 2011-2030 гг. оценивается в 900 млрд. долл. США (в ценах 2010 г.);

2. При участии Украины в формирующемся Евразийском экономическом союзе (ЕЭС) с общей стратегией развития, сближением технологических уровней и наращиванием кооперационных связей оценка накопленного к 2030 г. эффекта в части масштабов ВВП может быть повышена до 6-7%. При этом доля машиностроительных видов деятельности в ВВП Украины увеличивается с 6 до 9%. В том числе, доля машин и оборудования в совокупном выпуске украинской продукции достигнет 6% к 2030 г., а ее доля в экспорте Украины в ЕЭП - 20%. В частности, развитие кооперационных связей в авиастроении будет способствовать росту товарооборота в данной отрасли. В структуре суммарного экспорта Украины в ЕЭП доля авиационной техники увеличивается к 2030 г. до 7%. Доля продукции судостроения в структуре экспорта Украины в страны ЕЭП возрастает к 2030 г. до 1,2%. Суммарный положительный эффект этого варианта интеграции для украинской экономики оценивается за период 2011-2030 г. г. в 219 млрд. долл. США в ценах 2010 г.;

3. Неучастие Украины в интеграционных процессах в рамках ЕврАзЭС ведет к консервации отраслевой структуры ее экономики и, как следствие, замедлению темпов экономического роста в условиях невозможности наращивания объемов экспортных поставок. Создание зоны свободной торговли (ЗСТ) СНГ не окажет существенного влияния ни на объемы внешней торговли, ни на темпы роста украинской экономики, ни на ее структуру. По сути, ЗСТ СНГ может рассматриваться как сохранение "statusquo" с незначительными положительными эффектами для украинской экономики (дополнительный прирост ВВП в среднем на 0,5% в год);

4. Вступление Украины с ЗСТ c ЕС повлечет ухудшение условий торговли с государствами-членами ЕЭС на 2,5%. При этом последние имеют возможность смягчения негативных последствий такого шага Украины посредством изъятий из отношений свободной торговли с Украиной, введения защитных мер, а также мер технического регулирования. В результате этих мер и увеличения объемов импорта из стран ЕС (15%), который не компенсирует некоторое увеличение объемов экспорта (10%), Украина будет терять ежегодно до 1,5% ВВП.

Следует учитывать, что при оценке торговых эффектов разных сценариев интеграции не учитывалось воздействие от снятия/минимизации нетарифных барьеров, эффект повышения эффективности рынков как следствие единой антимонопольной политики и единой политики госзакупок, эффект введения национального режима в отношении трудовой миграции. В связи с этим полученные результаты должны трактоваться как минимальные/консервативные оценки возможных эффектов от создания ЕЭП.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.50 (0.022 с.)