Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава II . Развитие речи на уроках чтения.
Вопрос о развитии устной речи в процессе обучения нерусских учащихся русскому языку всегда является основным. Прежде всего неродная речь постигается на основе овладения определенной лексикой, которая воспринимается учащимися на каждом уроке, начиная с младших классов и кончая выпускными. Без слов нет предложения, а без предложения нет связной речи. Поэтому усвоение лексики необходимо связывать с работой по составлению словосочетаний и предложений. Все работы по развитию речи подразделяются на подготовительную и основную. К предварительным (подготовительным) относятся упражнения, связанные с закреплением слов. Они проводятся путем повторного чтения слов учителем, учащимися, словотолкования на русском языке, составления словосочетаний, предложений. В начале каждого урока отводится время на устное повторение слов, изученных ранее и на предыдущем уроке. После ряда уроков по одной литературной теме можно провести словарный диктант, включив в него усвоенные на предыдущих уроках слова. Слов должно быть не очень много (10-20). К примеру, изучив рассказ «Муму», на последнем уроке можно провести словарный диктант, включив в него слова: глухонемой, усердно, находка, ухаживать, беда, зажмуриться, гибель, накрошил, утопил, поспешно, которые были изучены на предыдущих занятиях. К основным видам работ по развитию речи учащихся относятся: беседы, составление планов, монологическая и диалогическая речь, работы по картине и т. д. В азербайджанской школе особенно большое значение для развития речи учащихся придается ответам на вопросы. Ни один текст не изучается без проведения беседы по нему, причем практикуются две формы беседы: 1) ответы подбираются в изучаемом тексте, 2) ответы строятся самостоятельно. Если у учителя подобран иллюстрационный материал, по изучаемым темам, то это дает возможность провести беседу опираясь на него. Составление планов по прочитанным текстам способствует не только развитию речи, но и развитию логического мышления. Поэтому на уроках чтения следует уделять этой работе большое внимание. Нужно учить детей составлять планы в форме вопросов, назывных предложений или слов текста (цитатный план), учить составлять простые планы и сложные, причем не только всего текста, но и небольших отрывков изучаемого текста.
Выработка умения составлять планы к прочитанному начинается с коллективной работы под руководством учителя. И только постепенно, увеличивая долю самостоятельной работы учащихся, можно добиться выработки навыка самостоятельно составлять планы. Развитию монологической речи способствуют различные виды пересказа: подробный пересказ, краткий пересказ, выборочный пересказ, пересказ с изменением формы и другие. Пересказы, то есть связное изложение текста, могут быть устные и письменные. Задания к изучаемым текстам предусматривают пересказы, которые выливаются затем в письменные работы. Развитию диалогической речи способствуют проведение специальных тематических разговорных уроков. Проблема развития речи тесно связана с творческими работами по картине и различными видами сочинений. Картины должны быть подобраны по тематическому соответствию с изучаемыми текстами, а потому они не только воспитывают учащихся и развивают их речь, но и помогают глубже воспринять изучаемый литературный материал. Развитию речи способствуют и различные сочинения, которые проводятся во всех классах, но различаются по объему, сложности, тематике. Итак, методика преподавания литературы выдвигает в качестве основных направлений работы по развитию речи школьников при условии реализации деятельного подхода следующие направления: 1.Словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения и литературно-критических материалов. 2.Обучение школьников различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы от пересказов текста до индивидуально-творческих высказываний. 3.Организация речевой деятельности школьников в процессе диалогического общения. 4.Создание речевых ситуаций, стимулирующих развитие речи школьников на деятельной основе. Словарно-фразеологическая работа - одно из важнейших звеньев процесса осмысления художественного произведения и развития речи учащихся. Слово является основной еденицей сообщения, так как только оно обладает предметным значением. Без слова нет и не может быть предложения и тем более не может быть связной речи. Основные задачи словарной работы в национальной школе,описанные К.В.Мальцевой, можно свести к следующему.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.175 (0.005 с.) |