Разработка стратегии управления муниципальным долгом города Моршанска 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка стратегии управления муниципальным долгом города Моршанска



 

Управление государственным долгом и ведение реестра долговых обязательств осуществляется в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ и Постановлением администрация Моршанского района Тамбовской области №25 от 19.01.2011 "Об утверждении Порядка ведения муниципальной долговой книги Моршанского района".

В условиях действующей бюджетной политики роль долговой политики заключается в балансировке бюджета, т.е. приведении доходной части бюджета с учетом источников финансирования в форме заемных средств в соответствие с необходимыми расходами. Система управления долгом участвует в процессе планирования инвестиционных расходов бюджета с учетом возможностей бюджета по привлечению заемных средств. Это обеспечивает связь долговой и инвестиционной политики, что ведет к повышению качества планирования капитальных расходов бюджета.

Управление долгом и условными обязательствами играет вспомогательную роль по отношению к финансовой политике администрации муниципального образования.

Главной задачей управления долгом является привлечение заемных средств для финансирования расходов бюджета, с учетом потребностей в расходах и возможностей исполнения администрацией города Моршанска своих расходных полномочий в срок и полном объеме. Основным ее элементом является оценка потребностей в заимствованиях с учетом имеющихся возможностей. Привлечение прямых и принятие условных обязательств осуществляется затем в рамках этих потребностей.

Система управления муниципальным долгом города Моршанск включает следующие элементы:

.   Институциональная структура системы управления прямыми и условными обязательствами.

.   Система учета прямых и условных обязательств.

.   Система анализа информации и поддержки принятия решений в сфере долговой политики.

.   Система планирования прямых и условных обязательств и принятия решений о привлечении заимствований.

.   Система раскрытия информации.

.   Управление рисками.

Основным элементом системы управления долгом является институциональная структура системы, которая включает:

а) административно-организационную структуру управления;

б) нормативно-правовую базу, определяющую все механизмы управления прямыми и условными обязательствами, функции системы управления, а также организационную структуру управления и механизмы взаимодействия отдельных элементов этой структуры;

в) регламентно-методическую базу, которая определяет реализацию механизмов управления долгом и условными обязательствами на практике.

Общими принципами системы управления долгом города Моршанск и условными обязательствами являются:

Принцип безопасности.

Этот принцип подразумевает сохранение объема долговых обязательств муниципального образования на экономически безопасном уровне, с учетом всех возможных рисков.

Экономически безопасным считается такой объём долга, при котором муниципальное образование в состоянии обеспечить исполнение своих обязательств по обслуживанию и погашению долга, а также всех остальных принятых на себя бюджетных обязательств за счет доходов муниципального бюджета. Принцип реализуется на этапе планирования долга.

Полнота - полнота охвата системой управления всех объектов управления.

В текущей практике этот принцип не выполнен, т.к. перечень объектов управления долговой политики является неполным. Соблюдение принципа полноты позволит проводить более эффективную долговую и бюджетную политику.

Внутренняя непротиворечивость - чёткое разделение отдельных обязательств на прямые и условные в соответствии с экономической сутью этих обязательств и управление прямыми и условными обязательствами в соответствии с их специфическим особенностями.

Прозрачность - ясность, чёткость и по возможности простота механизмов и процедур управления прямыми и условными обязательствами.

Открытость - доступность для всех заинтересованных лиц информации о долговых и условных обязательствах, а также о таких показателях долговой политики, как консолидированный долг и индикаторы управления долговыми обязательствами.

Данный принцип предполагает раскрытие информации, которая дает представление об объеме, структуре обязательств, а также основных приоритетах долговой политики администрации муниципального образования.

Организационная целостность - максимальная концентрация полномочий и ответственности по управлению прямыми и условными обязательствами в одной структурной единице исполнительного органа власти.

Анализ показывает, что эффективное управление прямыми и условными обязательствами невозможно без соблюдения организационной целостности.

Унификация и формализация - максимально возможная формализация процедур управления прямыми и условными обязательствами.

Эффективным управлением долга могло бы стать осуществление из кредитных заемных средств финансирования инвестиционных проектов и развития экономики города. Однако промышленность города развита слабо. Наиболее крупные предприятия города - ООО «МОРШАНСКАЯ МАНУФАКТУРА» и ООО «МОРШАНСКХИММАШ». Всего 11% от общего количества предприятий малых предприятий. 60% занято розничной торговлей.

В законодательстве РФ отсутствуют описание процедур управления долговыми обязательствами, вследствие чего четкая система управления отсутствует.

Согласованность с федеральным и областным законодательством - выбор таких форм нормативно-правовой реализации механизмов новой системы управления долгом и условными обязательствами, включая нормативное определение обязательств, которые, во-первых, не противоречат федеральному и областному законодательству, а, во-вторых, реализуют все функциональные свойства новой системы.

Так как предлагаемая система реализуется в рамках управленческого учета, то данный принцип напрямую относится к построению эффективной управленческой системы, включающей среди прочего систему учета и аналитической поддержки принятия управленческих решений в долговой политике и связанный с этим документооборот.

С целью проведения эффективной долговой политики, необходимо определить объекты, управление которыми осуществляет администрация города Моршанска в рамках долговой политики.

На текущий момент объектами управления являются долговые обязательства, перечень которых определяется в Бюджетном Кодексе РФ:

.   Кредитные соглашения и договоры.

.   Государственные (муниципальные) займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ (муниципального образования).

.   Договоры и соглашения о получении субъектом РФ (муниципальным образованием) бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

.   Соглашения и договоры, заключенные от имени муниципального образования, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств муниципального образования прошлых лет.

.   Договоры о предоставлении государственных (муниципальных) гарантий субъекта РФ (муниципального образования).

Данный перечень является закрытым, т.е. иные обязательства не могут быть отнесены к долговым.

Этот перечень имеет два недостатка:

)   перечень является неполным, т.к. не включает кредиторскую задолженность бюджетных учреждений муниципального образования, по которой в силу субсидиарной ответственности муниципальное образование может стать должником, а также просроченную кредиторскую задолженность по обязательствам бюджета перед населением (зарплата и т.д.), которые являются полноценным долговым обязательством бюджета;

)   в перечень объектов, характеризующих долговые обязательства, а также в определение долга, входят гарантийные обязательства. Так как гарантии и прямые обязательства имеют разную природу, и управление гарантиями существенно отличается от управления заемными обязательствами, то эти объекты должны быть разделены.

Исходя из этого в управлении муниципальным долгом города Моршанска будут выделяться две группы обязательств - “прямые обязательства” и “условные обязательства”, применение которых будет ограничено сферой долговой политики муниципального образования, поскольку модифицировать определение долга не представляется возможным без изменения федерального законодательства.

В Российской Федерации уже несколько лет осуществляется последовательная реформа социальной сферы, нацеленная на улучшение качества социальных услуг населению и более эффективное использование бюджетных средств через реформирование всего социального блока. Оценка государственных социальных программ является одним из инструментов повышения эффективности социальной политики и улучшения качества социальных услуг.

Развитие малого предпринимательства имеет большое значение для экономической и социальной стабильности общества. Образование малых предприятий способствует смягчению социальной напряженности в обществе и обеспечению населения новыми рабочими местами.

В городе Моршанске предприятия малого бизнеса составляют более 50% от всех хозяйствующих субъектов.

На 01.01.2011 зарегистрировано 233 малых предприятий и 1110 индивидуальных предпринимателей.

В малом бизнесе занято 3350 человек. По сравнению с уровнем прошлого года численность занятых в малом бизнесе возросла почти на 40%.

Здесь четко прослеживается одна из его главных функций социального характера - обеспечение экономики города новыми рабочими местами.

Сумма уплаченных налогов субъектами малого предпринимательства за 2010 год составляет 97,3 млн. руб. Сумма инвестиции направленных на строительство и реконструкцию объектов торговли составляет 26,6 млн. руб.

Большинство малых предприятий зарегистрированных в городе осуществляют свою деятельность в области розничной торговли - более 60%. В промышленности сосредоточено 11 % от общего количества малых предприятий, на которых занято 368 человек.

Строительством занимаются только 6,0 % от общего количества малых предприятий.

Системный подход к вопросам малого и среднего предпринимательства в городе Моршанске, основанный на реализации областных и городских целевых программ, обеспечивает благоприятные условия для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, их конкурентоспособности, обеспечению занятости населения, а также увеличению уплаченных предпринимателями налоговых поступлений в бюджет.

Для достижения указанных целей постановлением администрации города от 25.05.2009 № 543 утверждена Программа развития малого и среднего предпринимательства в городе Моршанске на 2009-2011 годы. В рамках данной Программы предусмотрены мероприятия по финансовой и имущественной поддержке субъектов МСП.

В рамках реализации мероприятий Программы администрацией города было осуществлено:

размещение муниципального заказа у субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году на сумму 5,2 млн. руб., что в 4 раза больше, чем в 2009 году. Источники финансирования - местный бюджет, и средства ФОМС, заказчиками являлись бюджетные учреждения г. Моршанска.

с целью создания и поддержки начинающих предпринимательскую деятельность граждан, проведен конкурс на получение грантов, участие в котором приняли 2 человека. Конкурсный отбор прошел 1 безработный гражданин, сумма средств выделенных из областного бюджета на эти цели составила 250 тыс. руб.

125 человек из числа безработных граждан получили возможность организовать собственное дело в розничной торговле, производстве отделочных работ, оказании разного вида услуг. Сумма предоставленной поддержки из бюджета субъекта Федерации составила 58,8 тыс. руб. на каждого предпринимателя. Всего на реализацию этого мероприятия было направлено 7350,0 тыс. руб.

Безработным гражданам были предоставлены консультационные услуги по вопросам организации предпринимательской деятельности и самозанятости, проведено тестирование, оказано содействие в разработке и экспертизе бизнес-планов.

Численность населения города на 01.01.2012 года составила 41,5 человек.

Среднесписочная численность работающих на предприятиях и организациях (по кругу отчитывающихся крупных и средних предприятий города) за январь-декабрь 2011 года составляет 9621 человек, что выше уровня прошлого года на 1,6 %.

По информации, предоставленной органами статистики по Тамбовской области, в качестве индивидуальных предпринимателей зарегистрировано 1110 человек; численность работающих на малых предприятиях составляет 3350 человек.

Доходы на душу населения в 2011 году составили 15637,0 рубля.

Номинальные доходы составляют 117,1 % к уровню 2009 года, реальные среднедушевые денежные доходы населения с учётом роста потребительских цен составляют 110,7 %.

Тенденция повышения реальных денежных доходов населения 30 2010 год обусловлена стабилизацией ситуации в экономике, что привело к росту доходов наёмных работников и доходов от предпринимательской деятельности.

Соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума за 2011 год составляет 384,4 %.

Основная доля дохода, получаемого большинством занятого населения, приходится на заработную плату.

В течение года задолженности по выплате заработной платы работникам не было ни на одном предприятии города.

В январе-декабре 2011 года номинальная начисленная заработная плата работников по кругу отчитывающихся крупных и средних предприятий и некоммерческих организации города составила 13967,8 руб., что выше уровня соответствующего периода прошлого года на 13,8 %. Город Моршанск занимает второе место среди городов области по уровню заработной платы.

Наиболее высокие темпы роста заработной платы по сравнению с предыдущим годом отмечаются по следующим видам экономической деятельности: гостиницы и рестораны (196,3%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (137,2%), оптовая и розничная торговля (124,7%), обрабатывающие производства (115%).

Продолжает оставаться высокой дифференциация среднемесячной заработной платы в различных секторах экономики.

Наиболее высокая среднемесячная заработная плата (свыше 15 тыс. руб.) у работников транспорта и связи (25142,0 руб.), гостиниц и ресторанов (20517,2 руб.), государственного управления и обеспечение военной безопасности (16927,6 руб.), финансовой деятельности (17912,1 руб.), по производству и распределению газа и воды (15162,4 руб.), оптовой и розничной торговли (10118,2 руб.).

Среднесписочная численность работающих в муниципальных учреждениях города составила 2136 человек.

Среднемесячная заработная плата работников муниципальных учреждений в целом по городу за 2011 год увеличилась на 9,6 % и составила 7471,3 руб.

В учреждениях образования заработная плата в 2010 году увеличилась на 7% и составила 6206 рублей, в учреждении здравоохранения на 8,0% (8804,3 руб.), в учреждениях культуры на 7,5% (6146 руб.), в других учреждениях города на 16% (10120 руб.).

С 01.03.2012 года заработная плата работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения и культуры увеличилась на 10%.

Комитет по экономике и прогнозированию администрации города осуществляет контроль за состоянием условий и охраны труда во всех отраслях экономики. Это муниципальные и промышленные предприятия; автотранспортные предприятия; учреждения здравоохранения, образования, культуры.

Система охраны труда по своей сути представляет комплекс правовых, организационных, технических, социальных, экономических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мероприятий, осуществляемых с целью сохранения жизни и здоровья работников, предупреждения аварий, готовности организации к локализации возможных аварий и ликвидации их последствий.

По данным мониторинга, проводимого комитетом по экономике и прогнозированию, за 2011 год в целом по кругу отчитывающихся предприятий и учреждений города из общей среднесписочной численности работающих 70% составляют женщины. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года численность работающих женщин увеличилась в целом на 86 человек или на 2,7%.

В целом по кругу отчитывающихся предприятий и учреждений 15,6%, от среднесписочной численности работающих, работников работают в неблагоприятных условиях труда, это производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию или к его травме. По сравнению с 2009 годом численность работающих в неблагоприятных условиях труда сократилась на 27%. Численность работающих женщин в неблагоприятных условиях в целом по городу сократилась на 258 человек или на 40% по сравнению с прошлым годом.

За 2011 год направлено и израсходовано средств на организацию охраны труда 4782,6 тыс. рублей., что на 45.5% больше уровня прошлого года. В т.ч. на промышленных предприятиях материальные затраты израсходованные на охрану труда составляют больше половины от общегородских затрат. На муниципальных предприятиях материальные затраты, направленные на охрану труда увеличились на 20,5 % по сравнению с 2010 г.

Материальные затраты, направленные на охрану труда, за отчетный год, на одного работника по кругу отчитывающихся предприятий, организаций составили 1036 рублей, увеличение к соответствующему периоду прошлого года составляет 45 процентов.

С целью предупреждения профессиональных заболеваний на предприятиях организуются проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников. Согласно Типовым нормам, работникам выдается бесплатная специальная одежда, специальная обувь, средства индивидуальной защиты и моющие средства.

В течение года в рамках программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда работа проводилась по следующим направлениям:

Общественные работы были организованы на 5 предприятиях. Около 1000 человек приняли участие в общественных работах и временной занятости, находясь под риском увольнения.

Успешно реализована Программа антикризисных мер (организация общественных работ и временной занятости) на наиболее крупных предприятиях города, таких как ООО «МОРШАНСКАЯ МАНУФАКТУРА» и ООО «МОРШАНСКХИММАШ», что способствовало сохранению рабочих мест и стабилизации экономической деятельности на предприятиях.

Безработным гражданам были предоставлены консультационные услуги по вопросам организации предпринимательской деятельности и самозанятости, проведено тестирование, оказано содействие в разработке и экспертизе бизнес-планов.

Таким образом, видно, что, несмотря на достаточно сложную структуру долгов, Администрация города Моршанска следует всем необходимым мерам по оптимизации управления долгом Моршанска в условиях мирового финансового кризиса.

 


Заключение

 

Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Рассмотрев управление государственным и муниципальным долгом, можно сделать вывод, что задачи управления госдолгом России чрезвычайно сложны и вместе с тем актуальны для решения. Известно, что госдолг образуется в результате заимствований средств в бюджеты при их нехватке на реализацию тех целей, которые они воплощают в себе. Что касается Моршанского района, то стоит отметить, что глава Моршанского района ежеквартально представляет в Моршанский районный Совет народных депутатов информацию об исполнении районного бюджета, с пояснительной запиской в которой указываются сведения о составе муниципального долга Моршанского района.

Информация о структуре муниципального долга Моршанского района по видам задолженности и проект программы муниципальных внутренних заимствований Моршанского района на очередной финансовый год для финансирования покрытия дефицита районного бюджета, а также для финансирования расходов районного бюджета в пределах расходов на погашение муниципальных долговых обязательств Моршанского района представляются главой Моршанского района в Моршанский районный Совет народных депутатов одновременно с проектом решения о районном бюджете на очередной финансовый год.

Также не малое значение имеет и внешний долг РФ. Но целом можно выделить положительные моменты в вопросе внешнего долга:

снижается общий объем;снижается долговая нагрузка на экономику; из-за благоприятной внешней конъюнктуры тенденция уменьшения внешнего долга будет сохраняться и в дальнейшем.

В целом можно констатировать, что сложившаяся сегодня ситуация заставляет использовать наращивание государственного долга за счет кредитов на текущее финансирование социальных обязательств государства в ущерб инвестиционному и инновационному развитию национальной экономики, что в перспективе удлиняет фазу ее выхода из кризиса и не позволяет в полной мере осуществлять масштабные структурные преобразования.

Именно поэтому является актуальным, сегодня внедрение в практику управления государственным долгом России программно-целевого метода финансирования государственных инвестиционных расходов, в том числе за счет привлекаемых государством кредитных ресурсов. Кредитное финансирование бюджетных дефицитов уже не одно десятилетие является наиболее популярным инструментом экономической политики государств в силу того, что оно позволяет в краткосрочной перспективе снизить политические издержки, связанные с наращиванием государственных расходов без повышения налоговой нагрузки.

 


Список литературы

1. Положения об управлении муниципальным долгом Моршанского района №26 от 19.01.2011

.   Алехин Б.И. Государственный долг: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

.   Бескова И.А. Управление государственным внутренним долгом в РФ: Автореферат диссертации. - М.: ВЗФЭИ, 2009.

.   Вавилов А.П.. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления - М.: Городец-издат, 2010

.   Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учеб. пособие для вузов. - М.: Изд-во «Перспектива», 2009.

.   Волкова Н.М. Рынок субфедеральных и муниципальных ценных бумаг и его роль в решении социально-экономических проблем региона: Автореф. …дис. - М.: НИФИ Минфина РФ, 2009.

.   Ворожцов П. О принципах политики России в области управления государственным долгом. / Рынок ценных бумаг, №8, 2009, с.21

.   Головачев Д.Л. Теория, российская и мировая практика. - М., ЧеРо, 2008.

.   Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009.

.   Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Э.Дж. Доллан, К.Д. Кэмпбелл, Р.Дж.Кэмпбелл. - СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 2009.

.   Кудрин А. Государственный долг России. Перемена декораций. / Рынок ценных бумаг, №3, 2009, с.28

.   Литвиненко Л.Т., Нишатов Н.П., Удалищев Д.П. Рынок государственных ценных бумаг: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009.

.   Намсараева Е.М. Развитие российского рынка субфедеральных и муниципальных ценных бумаг: Автореферат диссертации. - М.: НИФИ Минфина РФ, 2009.

14. Путин В.В. Стенограмма выступления на расширенном заседании коллегии Министерства финансов Российской Федерации 17 апреля 2012г. www.minfin.ru <http://www.minfin.ru/>.

.   Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации:Учебник. - М.: Юрайт, 2009.

.   Свистунова И.Н. Управление государственным внешним долгом Российской Федерации: Автореферат диссертации. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2009.

.   Силуанов А.Г. Стенограмма выступления на расширенном заседании коллегии Минфина РФ от 17.04.12г.

.   Современный финансово-кредитный словарь / Под общ. ред. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского. - М.: ИНФРА-М, 2009.

.   Солдаткин С.Н. Государственный и муниципальный долг: Учебное пособие. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2010.

.   Управление инвестиционно-заемными системами: Учебник для вузов / Под ред. В. Климовича, С.М. Тумасянц. - М.: Изд. Дом. «РЦБ», 2008.

.   Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, 2009.

.   Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского и др. - М.: Изд-во «Перспектива»; Изд-во «Юрайт», 2009.

.   Хайхадаева О.Д. Внутренний государственный долг России и роль ценных бумаг в его формировании. - СПб.: Изд-во СПбУЭиФ, 2009.

.   www.minfin.ru <http://www.minfin.ru/>.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.99.7 (0.058 с.)