То и в жизни он всегда будет только подражать, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

То и в жизни он всегда будет только подражать,



ДНЕВНИК

ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

 

Учебное пособие для учащихся

 

 

 

 

«Образован не тот, кто много знает,

а тот, кто хочет много знать и

кто умеет добывать эти знания»

В.П.Вахтеров

 

 

 

Автор:

Мирнова Марина Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания биологии, химии и естествознания Педагогического Института Южного Федерального Университета, учитель биологии, победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках национального проекта «Образование»;

 

 

От автора

«Если ученик не научился сам ничего творить,

То и в жизни он всегда будет только подражать,

Копировать, так как мало таких, которые бы,

Научившись копировать, умели делать

самостоятельно приложение этих сведений»

Л.Н. Толстой

В последнее время, при участии ребят в соревнованиях всероссийского уровня появилось новое требование – дневник регистрации данных. Конечно, при выполнении работ в области естественных наук каждый юный исследователь осуществляет записи результатов экспериментов. Однако, порой эти записи хаотичны, либо не систематизированы.

Поэтому, уже на стадии выбора темы или постановки задачи необходимо завести дневник. Что он из себя представляет?

По опыту работы предшествующих лет в качестве дневника лучше использовать общую тетрадь формата А4 со сшитыми, либо склеенными листами (только не на кольцах). Имеющуюся тетрадь разделите на несколько глав:

1. Выбор темы исследований. В этой главе Вы попытаетесь обосновать выбор цели, ее актуальность (объем свободного места около 5 листов).

2. Степень изученности проблемы. Здесь следует привести план по поиску литературы по изучаемой теме и библиографический список просмотренной литературы (необходимые для дальнейшей работы статьи лучше скопировать, либо распечатать - помещать их в дневник не обязательно, но возможно при наличии свободного места). Обратите внимание на правильность оформления этого списка.

3. Методы исследования. В этой части дневника постарайтесь привести библиографический список литературы, связанной с методами исследований и подробно опишите все используемые Вами методы анализа.

4. Полученные результаты – самая объемная часть тетради, поскольку именно здесь Вы будете отмечать все результаты Ваших экспериментов. Если Вы выполняете некоторые анализы (особенно с использованием физико-химических методов) вклейте полученные схемы, результаты или их копии в тетрадь, а потом поместите таблицы, графики, описывающие их.

5. Обсуждение полученных результатов. Для юного исследователя самая трудная часть описать полученные результаты. Поэтому, часто руководители идут на поводу у учащихся, делая за них эту сложную работу и допуская при этом очень большую ошибку. Ребенок никогда не овладеет научным языком, не научиться сам описывать свои данные, он не будет «чувствовать» свою работу. Поэтому, первый вариант этой части должен быть обязательно написан юным исследователем, а уже потом подвергаться правке со стороны научного руководителя или консультанта. Причем, взрослым необходимо помочь ребенку расставить приоритеты, осветить все полученные результаты (особенно если работа выполнялась не один год). У нас нет отрицательных результатов – все результаты важны. Если что-то не укладывается в предлагаемую Вами концепцию – проконсультируйтесь, а не выбрасывайте материал.

6. Выводы. Попытайтесь подумать, что же важного Вы получили в результате этой работы. Важного для Вас, для Ваших товарищей, родителей, учителей и т.д. Сформулируйте не более 3-4 таких позиций. Обязательно, проконсультируйтесь либо с Вашим научным руководителем, либо с консультантом, поскольку это очень важная часть работы

7. Практические рекомендации. А где можно использовать результаты Вашего исследования? Может быть, Вы сможете дать какие-нибудь рекомендации администрации школы? Или района где Вы живете? Следует отметить, что эта часть очень важна для оценки работы экспертами.

Правильное и своевременное оформление «Дневника исследователя» очень важно, как для объективной оценки Вашей работы, так и для сохранности полученных Вами результатов. А вдруг Вы продолжите исследования в ВУЗе? Или эта часть войдет в вашу кандидатскую диссертацию?

 

Удачи Вам! Давайте расти вместе!

 

 

 

 

Исследовательская

Работа состоит из разделов

 

1. Введение (отражены актуальность проблемы, объект и предмет исследования, гипотеза, цель и задачи)

2. Основная часть (раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)

3. Выводы (содержатся итоги работы)

4. Заключение (содержатся рекомендации)

5. Список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей)

6. Приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, фотографий и т.д.)

 

Прежде чем преступить к работе, надо поставить проблему, и выбрать тему исследования.

 

Постановка проблемы

От правильного выбора темы и корректности ее формулировки в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребенку и при этом должна нести в себе познавательный заряд.

Тема исследования младшего школьника должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как в силу возрастных особенностей способность долго концентрировать внимание, на одном объекте у учащихся начальной школы ограничена.

Специалисты в области психологии творчества часто подчеркивают, что умение поставить вопрос (выделить проблему) часто ценится выше умения его решить. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка проблемы и отбор материала для ее решения.

Выполняя данную работу с младшими школьниками, педагог должен осознавать, что за этими детскими исследованиями стоят очень глубокие и в высшей степени важные проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

 

ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

Тема – отражает характерные черты проблемы.

Что бы определиться с темой попытайтесь ответить для начала на следующие вопросы, это поможет "подтолкнуть" вас к правильному выбору:

- Что мне интересно больше всего?

_____________________________________________________________

- Чем я хочу заниматься в первую очередь?

_____________________________________________________________

- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

_____________________________________________________________

- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?

_____________________________________________________________

- О чём хотелось бы узнать как можно больше?

_____________________________________________________________

- Чем я мог бы гордиться?

______________________________________________________________

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.

Тема может быть:

· - фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

· - экспериментальной (предполагает проведение собственных наблюдений и экспериментов);

· - изобретательской;

· - теоретической (ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках).

 

ВВЕДЕНИЕ

В этом разделе, обычно не превышающем 1-2 страницы, описывают степень изученности проблемы другими авторами, ее актуальность, цели и задачи, гипотеза. Во введении желательно обосновать выбор объекта исследования и его предмет.

Объектную область исследования – это область, сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.

Объект исследования – явление или предмет, на которые направлена чья-либо деятельность или внимание.

Нельзя путать объект исследования с предметом – это конкретная часть объекта, которая изучается. Так, человек – объект изучения многих областей (наук): медицины, психологии, демографии, философии и т.д. Но каждая из них изучает в человеке разные стороны.

Предмет исследования медицины – строение и физиологические процессы, философии – мировоззрение человека, а демографии – численность его популяции. Таким образом, объект – это целое, а предмет является частью объекта. Изучается именно предмет, т.е. конкретное свойство объекта.

ЗАДАЧИ -

n Выявить…

n Разработать…

n Установить…

n Изучить…

n Провести…

n Решить…

n Проанализировать…

n Обобщить…

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ

(раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)

Выбор методов

Актуализация поиска новой информации создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами. При проведении детьми учебных исследований очень важны в образовательном плане такие методы, как наблюдение и эксперимент.

МЕТОД в науке - это способ познания, исследования в какой-либо области. Приступая к исследовательской деятельности, необходимо иметь четкие представления о методах исследования:

· анализ

· синтез

· аналогия

· измерение

· наблюдение

· эксперимент моделирование

· классификация

В эмпирических методах познания (сбор, первичная обработка научных фактов) используются такие способы и приемы, как наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение.

В эмпирическо-теоретических методах применяются: аналогия, классификация, анализ, индукция, дедукция. Теоретические методы исследований связаны с методом восхождения от абстрактного к конкретному, моделированием, экспериментом.

Изучение литературы

Поиск источников новой информации вызван потребностью проведения собственного исследования. Это дает возможность приобщить ребенка, на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей, к работе с самыми разными источниками.

В настоящее время издается большое количество прекрасно иллюстрированных детских энциклопедий, справочников. Они посвящены различной тематике, имеют краткие и доступные детям информативные тексты. Но следует учитывать, что в книге мы встречаемся с информацией, кем-то уже добытой.

Главный смысл настоящего исследования - добыть знания самостоятельно. Поэтому необходимо помочь начинающим исследователям провести наблюдения, организовать эксперименты, обработать информацию.

Собранные сведения анализируются и обобщаются, для ребенка это очень сложная задача. Но именно в этом процессе развиваются мышление и творческие способности младшего школьника. Выделение им главной идеи, попытка дать определение некоторым основным понятиям по своей мыслительной сложности ничем не отличаются от работы настоящего ученого. Иным является лишь степень "новизны" самих фактов.

Дети, благодаря объективно существующему у них уровню "наивной креативности" (Т. Рибо, Л.С. Выготский и др.), легко справляются с этими задачами. Они не отягощены "грузом определений классиков", поэтому на вопрос о том, что это, отвечают легко.

Уточнить, конкретизировать определение ребенка всегда можно, а вот научить его смело высказывать свою точку зрения - очень важная дача.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Этот раздел включает в себя решение вопросов, которые поставлены в разделе «введение», сопоставление материалов изложенных в подразделах «результатов» между собой, а также с ранее опубликованными данными других авторов.

В итоге выявляют общие закономерности, причинно-следственные связи, зависимости. Если позволяют силы, то здесь же полезно оценить место полученных результатов в системе научного знания, т.е. согласуются или противоречат найденные закономерности имеющимся по вопросу исследований теориям, гипотезам.

ВЫВОДЫ

– четко сформулированные, обычно пронумерованные итоги «обсуждения».

Стандартная ошибка – приведение в разделе «выводы» конспективного изложения «результатов». Если четких выводов сделать не удалось, а это случается весьма часто, особенно при непродолжительных исследованиях, то пишут «общие закономерности» или «резюме», где итоги работы излагают в более пространной форме

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(содержатся рекомендации)

Здесь пишут о дальнейших перспективах работы и приносят благодарности, тем, кто помогал авторам в работе. Вполне допустимо «выводы» («резюме», «общие закономерности») и «заключение» при необходимости объединить в один раздел.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

- это раздел, в котором описаны источники информации, использованные при выполнении данной исследовательской работы.

Здесь в алфавитном порядке, по фамилии первых авторов, указывают полные библиографические данные тех источников, которые были процитированы в тексте.

Если есть ссылки на несколько статей одного автора, то в списке литературы их располагают в хронологическом порядке, причем, сначала упоминают работы, написанные одним автором, а затем в соавторстве с другими исследователями.

Статьи на иностранных языках располагают в списке цитированной литературы после отечественных, также выстраивая их в алфавитном порядке (алфавит латинский).

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

- это раздел, в котором представлен материал, не вошедший в основное содержание рукописи, но имеющий прямое отношение к проекту

· рисунки,

· фотографии,

· диаграммы,

· схемы,

· карты,

· фотографии и т.д.).

Титульный лист.

n название (наименование) организации (учреждения, ведомства), которое обеспечивало работу над проектом, располагают в верхней части титульного листа;

n название (тему) проекта, исследования располагают в средней части титульного листа и выполняют крупным шрифтом;

n сведения об авторе (авторах) проекта - фамилия, имя, место учебы - располагают в правой части листа;

n сведения о руководителе и научном руководителе проекта - фамилия, имя, отчество, научное звание, место работы и должность - располагают в правой части титульного листа под сведениями об авторе проекта;

n название места (населенного пункта) и года выполнения проекта располагают в нижней части листа.

 

Оглавление

перечисляются основные разделы работы с указанием их расположения на страницах.

 

(вторая страница, с нее начинает ставиться номер-2): перечисляются основные разделы работы с указанием их расположения на страницах. Порядковый номер не ставится возле разделов: введение, выводы, заключение, список литературы, приложение.

На титульном листе работы должна быть представлена следующая информация: название работы, инициалы и фамилия автора (авторов) и руководителя, на базе какой организации выполнена работа, год написания.

Если работа выполнена коллективом авторов, то их фамилии упоминают обычно в таком порядке: первой пишут фамилию автора писавшего данную работу, соавторов упоминают в алфавитном порядке или, что бывает реже, с учетом степени участия каждого.

Названия видов животных, растений, микроорганизмов в тексте приводят на русском языке и лишь при первом упоминании, в скобках дают латинское название и указывают автора, впервые описавшего этот вид (обычно курсивом).

Ссылки в тексте на другие источники делают в квадратных скобках. Например: «Как известно, у Байкала проходит восточная граница ареала сибирского крота» [5]. В конце работы должен быть приведен список процитированной литературы с полными библиографическими данными источников (см. выше) и порядковый номер соответствует номеру на ссылке.

Иллюстрации - наглядное отображение материала. Это таблицы, графики, диаграммы, рисунки, фотографии, схемы, карты и т.п. каждая иллюстрация должна иметь название, точно отражающее ту информацию, которую она несет. Название должно быть тщательно продумано и, по возможности, лаконично.

Все иллюстрации нумеруются. Отдельная нумерация для таблиц и отдельная для рисунков. Рисунком считают все иллюстрации, не относящиеся к таблицам. Иногда отдельную нумерацию вводят для фотографий. В тексте иллюстрации располагают (и нумеруют) по мере их упоминания. Например: «Численность лесных мышей в биотопе №1 заметно выше (табл.3)», «Серая полевка – фоновый вид лесов Приамурья (фото 1)», «Границы индивидуальных участков самца №4 и самца №8 не соприкасаются (рис.7)».

Таблицы и рисунки должны иметь пояснительные подписи, позволяющие читателю разобраться в том, что и где изображено, что отображает каждая цифра, в каких единицах проводили измерения, обязательна расшифровка нестандартных условных знаков. Для иллюстраций, заимствованных у других авторов, после названия необходимо дать ссылку на источник.

Таблицы. Служат для подачи материала в сжатом виде, при котором возможно сравнивать приводимые величины между собой. Содержат обычно средние величины, которые следует приводить со значениями ошибок. Как иллюстративный материал можно использовать таблицы со значениями «много», «мала», «часто», «редко», «есть», «нет», и т.д., но основная задача таблиц – нести фактический материал – это наиболее удобная форма его хранения.

Графики. Их задача – отражать количественную зависимость какого-либо показателя (показателей) от действия определенного фактора. Сравнение на графике нескольких итоговых, не зависящих друг от друга показателей – есть грубая ошибка. На каждой из осей графика должна быть нанесена шкала, в конце ее указан показатель и единицы измерения, в которых он отложен на оси. При нанесении на график нескольких кривых, их необходимо изображать разной штриховкой, а также отмечать все точки, по которым строили график. При необходимости для этих точек можно привести размер ошибок, отложив их в масштабе вертикальной шкалы по обе стороны от каждой точки.

Гистограмма. Наглядная форма отображения количественных соотношений, порой даже не связанных объектов или динамических процессов, когда их нельзя вычертить на графике, т.е., у исследователя нет оснований полагать, что соединяя точки на графике, он не допускает серьезных искажений.

Диаграмма. На ней показывают соотношение между долями, составляющими в сумме 100%. Диаграмма представляет собой круг, разделенный на секторы, выделенные цветом или штриховкой. Величина каждого сектора пропорциональна доле, которую он означает (1% + 3,6О). Внутри сектора или рядом с ним указывают цифрами величину, обозначенную этим сектором.

Карты, планы, схемы, рисунки. Здесь обычно не возникает существенных затруднений. Необходимо помнить о том, что подобные иллюстрации должны быть выполнены в масштабе, который обязательно учитывают либо в численном выражении, либо в линейном. Последний вариант предпочтительней, т.к. при увеличении или уменьшении рисунка (схемы, плана) масштаб сохраняется. Карты и планы необходимо ориентировать по сторонам света. Острый конец стрелки на иллюстрации обозначает направление на север. Традиционно карты и планы ориентируют северной стороной кверху

Порядковый номер не ставится возле разделов:

n введение,

n выводы,

n заключение,

n список литературы,

n приложение

Вам надо обратить внимание на группы умений,
на которые проектно-исследовательская деятельность
оказывает наибольшее влияние

n Исследовательские; генерировать идеи; выбирать лучшее решение.

n Коммуникативные. Сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, умение выходить из конфликтных ситуаций

n Оценочные; Оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других

n Информационные; Самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; Структурировать информацию; Сохранять информацию

n Презентационные; Выступать перед аудиторией; Отвечать на незапланированные вопросы; Использовать различные средства наглядности; Демонстрировать артистические возможности.

n Рефлексивные; Отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; Адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.

n Менеджерские. Проектировать процесс; Планировать деятельность – время, ресурсы; Принимать решения; Распределять обязанности при выполнении коллективного дела

 

КАК ПОДГОТОВИТЬ ДОКЛАД

Исследователь не может и не должен замыкаться в себе – необходимо творческое общение с заинтересованными людьми. Лучший способ для этого – участие в научных конференциях, которые не только расширяют кругозор участников, но и способствуют профессиональному росту докладчика и слушателей.

Основные правила подготовки и требования к докладу.

1. Доклад не должен быть длинным. Средний слушатель активно воспринимает информацию в течение 10-15 минут. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы изложить свои материалы и соображения. Для сравнения напомним, что продолжительность доклада кандидатской диссертации во время ее защиты – 20 минут.

2. Текст доклада (или тезисы) должен быть составлен, исходя из отведенного на него времени (10-15 минут – 3-4 страницы машинописного текста). Сэкономить время можно, поместив фактический материал в таблицы и другие наглядные иллюстрации. В процессе доклада лишь обращая внимание слушателей на ту или иную таблицу, график, схему.

3. Таблицы должны быть выполнены на больших листах бумаги (ватман) тушью или толстым фломастером (маркером), иметь названия, подписи. Цифры и текст должны быть различимы с последних рядов аудитории. Полезно пронумеровать иллюстрации и развесить их по порядку упоминания в докладе (что тоже экономит время). При использовании цветных иллюстраций не употребляйте белее четырех цветов, так как пестрота изображения осложняет восприятие.

4. Все чаще используется мультимедийные презентации. Основные требования, предъявляемые к ним:

1. Читабельность

2. Краткость

3. Информативность

4. Единый формат

5. Умеренность анимации

2. Если вы хотите не просто «отметиться» на конференции, а еще и донести результаты Ваших исследований до слушателей, то доклад необходимо «делать», а не читать по бумажке. Для того чтобы доклад прошел успешно, необходимо (особенно для начинающих), уже хорошо владея материалом, развесив дома таблицы и рисунки доложить материал вслух самому себе или мебели, лучше перед зеркалом, при этом постоянно сверяясь со временем (поместив часы в пределах видимости). Когда Вы сделаете доклад не сбиваясь, ровно и укладываясь во времени, повторите то же самое наиболее стойким друзьям или родственникам. На публике делать доклад труднее.

Предлагаем Вам примерный план публичного выступления учащегося

Примерный план публичного выступления

Пункты Варианты:
1.Приветствие «Добрый день!» Уважаемый председатель (ведущий) конференции! Уважаемые члены комиссии и присутствующие!»
2. Представление (фамилия, имя,) «Меня зовут_____________________. _________________»
3.Цель выступления «Цель моего выступления – дать новую информацию по теме проведенного мной исследования в области____________»
4. Название темы исследования «Название темы:__________________________________»
5. Актуальность исследования (обоснование выбора темы исследования) «Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами: во-первых,________________________________, во-вторых_______________________________, в третьих_____________________________________….»
6. Кратко о поставленной цели исследования и способах ее достижения «Цель моего исследования-___________________________. Основные задачи исследования и способы их решения: 1._______________________________________. 2._______________________________________. 3._______________________________________…»
7. Кратко о новых результатах в ходе проведенного исследования «В ходе проведения исследования получены следующие новые теоретические (или) практические результаты: 1. Получены новые знания следующего характера:_________, 2. Выдвинуты новые гипотезы и идеи:___________________, 3. Созданы новые творения в виде:_____________________, 4. Определены новые проблемы (задачи):________________.»
8. Выводы по результатам проведенного исследования «На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы: 1.__________________________________, 2.__________________________________, 3.________________________________…»
9. Кратко о дальнейших шагах по теме проведенного исследования «Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях: 1.______________________________, 2.______________________________, 3.____________________________….»
10. Благодарность за внимание к выступлению «Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»
Дискуссия по теме доклада:
11. Ответы на вопросы «Спасибо (благодарю) за вопрос, а) мой ответ….. б) у меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение данного вопроса мной не проводилось. - «Спасибо, Ваш вопрос понятен (интересен)…» - Простите, я не понял (-а) вопроса. Повторите его, пожалуйста!» - «Правильно ли я понимаю что задан вопрос:_____________?» - Ответ на данный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет предоставлено время, то я готов (-ва) ответить».
12. Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования «Благодарю за интерес и вопросы по теме проведенного мной исследования. Всего доброго».
     

Требования к презентации

 

· Читабельность

· Краткость

· Информативность

· Единый формат

· Умеренность анимации

Презентацию готовят по докладу, обратите внимание, чтобы пункты доклада совпадали с презентацией. Количество слайдов до 10.

Требования к исследовательской работе

Работа МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА не более 10 печатных листов.

Вводная часть - 1 лист. В этой части необходимо ответить на вопрос: Почему я выбрал эту тему?

Основная часть - 8 листов. Она в свою очередь может тоже состоять из нескольких частей, в которых излагается собранный материал.

Заключение - 1 лист. Это вывод. Что хотел узнать, что узнал, дальнейшие планы по работе над данной темой.

Титульный лист и лист со списком литературы обязательны, но в счет не входят. Возможно приложение (анкетирование, фотографии, рисунки и др.)

ДНЕВНИК

ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

 

Учебное пособие для учащихся

 

 

 

 

«Образован не тот, кто много знает,

а тот, кто хочет много знать и

кто умеет добывать эти знания»

В.П.Вахтеров

 

 

 

Автор:

Мирнова Марина Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания биологии, химии и естествознания Педагогического Института Южного Федерального Университета, учитель биологии, победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках национального проекта «Образование»;

 

 

От автора

«Если ученик не научился сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.249.30 (0.118 с.)