Актуализация опорных знаний (начало работы с текстом до чтения) 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуализация опорных знаний (начало работы с текстом до чтения)



– Кто автор произведения? (Валентина Александровна Осеева) (Слайд 2)
– Что мы знаем о писательнице и её творчестве? (Советская детская писательница, 16 лет воспитывала малолетних правонарушителей и детей-беспризорников, на досуге сочиняла сказки и рассказы для них, раскрывая образы человеческие отношений, близкие детям, воспитывая добрые мысли и чувства)

– С какими произведениями знакомы? Какова их тематика?(Слайд 3) (Это поучительные произведения о детях и для детей, которые заставляют задуматься, что есть добро и зло, помогают различать плохие и хорошие поступки, учат уважению и любви к людям, честности, чуткости к окружающим)

Изучение нового материала

А) Работа с текстом до чтения

Работа с иллюстрациями к произведению (рассматривание иллюстраций, выявление главных героев, возможного сюжета) (Слайд 4)

– "Волшебное слово = заклинание в сказке", а зачем нам нужны "заклинания"? (Слайд 5)

– О чём может пойти речь в произведении?

Б) Работа с текстом во время чтения

Комментированное чтение (приём инсерт – чтение с пометками)

Учитель: Давайте начнем читать текст, обращая внимание на непонятные вам слова и отмечая слова, которые характеризуют главного героя. Возможно, у вас появятся вопросы, которые вы бы могли задать автору о герое и его поступках.

Чтение текста на стр. 168-169.

Словарная работа (при необходимости обратиться к словарю):

Покосился – смотреть искоса, сбоку
Буркнул – сказал невнятно, проворчал, пробормотал
Чуть не поддал хорошенько – не побил, не ударил
Всё равно от тебя не отстану – получу желаемой любой ценой, совершая любые поступки
Широко раскрыла глаза – удивилась
Стряпает – готовит пищу
Противень – четырехугольная жестяная сковорода, железный с загнутыми краями лист для выпечки пирогов
Поднял брови – удивился
Взъерошил волосы – растрепал, взлохматил

Слова, описывающие поведение Павлика: подвиньтесь, ну и ладно, а вам-то что, крикнул, стукнул кулаком, раскрыл рот, вскочил и побежал.

Слова, описывающие состояние Павлика: красное сердитое лицо мальчика, покосился, буркнул, сжал кулаки, чуть не поддал хорошенько, засопел от обиды, крикнул, стукнул кулаком, замолчал, раскрыл рот.

– Опишите поведение и настроение мальчика, когда он встретился со стариком. (Слайд 6)
– Как вы думаете, почему Павлик так разговаривал с пожилым человеком? (Он всегда так со всеми общается)

Выборочное чтение:

– Докажите, что это так. Перечитайте отрывки, в которых говорится об отношении Павлика к родным.

– Как Павлик разговаривал с сестрой? (Раздраженно).
– Как вёл себя с бабушкой? (Он обижался на неё).
– Как общался с братом? (Был назойлив и злился на него).
– Каким вы представили главного героя? (Обидчивый, грубый, назойливый…) (приём кластер) (Слайд 7)
– Почему Павлик так себя вёл? (Он не знает правил вежливости, не умеет разговаривать с родными и со старшими)
– Получается, главный герой не любит своих родных? Не уважает их?
– А какие взаимоотношения должны быть в семье? Ответы учащихся.

– Как вы думаете, какое слово сказал старик? А что мог еще сказать старик? (Объяснить, что так разговаривать невежливо, как нужно поступать, если хочешь, чтобы твою просьбу выполнили).
– Как нужно произносить волшебное слово? (Тихим голосом, глядя прямо в глаза) Почему?
– Что может произойти с героем дальше? (приём антиципации – предвосхищение, предугадывание).

– Давайте продолжим чтение, обращая внимание на реакцию домочадцев Павлика на волшебное слово: «сестра широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала; слово засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке; за столом все замолчали, сестра и бабушка стали просить, чтобы брат взял Павлика с собой; брат рассмеялся, потрепал по плечу, взъерошил волосы». (Слайд 8)
– Как вы думаете, изменится ли теперь жизнь? Как он будет относиться к своим родным? Почему? (Слайд 9)
– Старичок в сквере действительно волшебник? Какой он человек на самом деле? (Добрый, вежливый) (Слайд 10)
– А что значит быть добрым? Ответы учащихся.

В) работа с текстом после чтения

– А как вы понимаете слово "вежливость"? Ответы учащихся.
– Давайте обратимся к словарям: толковому, этимологическому, словарю синонимов (толкование слова) (Слайд 11)

Вежливый:

1) соблюдающий правила приличия; учтивый, предупредительный, обходительный;
2) знающий как себя вести.

Этимология слова "вежливый": исконно русское, появилось в XIII веке, происходит от глагола "ведать" = знать, было слово "вежа" = знаток, опытный, знающий человек; лексическое значение слова изменилось и с XVIII века это синоним к словам "обходительный", "воспитанный".

– Значит, наше волшебное слово это вежливое слово. Зачем нужны вежливые слова?
Ответы учащихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.004 с.)