Урок 113. Контрольный диктант 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 113. Контрольный диктант



 

I в а р и а н т

 

ЛЕТНЯЯ ГРОЗА

 

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперед.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь еще не прошел. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки. (85 слов.)

(По Б. Тимофееву.)

 

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е: по мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.

 

II в а р и а н т

 

Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришел в движение, и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника.

Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у нее с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.

В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев. (98 слов.)

(По В. Арсеньеву.)

 

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е: объяснить графически пунктуацию 2—3 предложений (на усмотрение учителя).

 

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

 

 

Урок 114. Самостоятельные и служебные части речи

Знать: самостоятельные и служебные части речи.

Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи.

 

I. Словарный диктант.

 

Предложить решение, правильный ответ, уложить вещи, громоздкий велосипед, беззаботный шофер, шоссейная дорога, арена цирка, трезвый расчет, акация на улице, вокзал налево, расчистить дорогу.

 

II. Запись под диктовку предложения Над космодромом раздался гул, и гигантская ракета за дрожала и медленно оторвалась от земли.

— Составьте схему предложения. Укажите слова, которые соответствуют данным схемам: существительное — , прилагательное, глагол — . Назовите слово без окончания. Что это за часть речи?

— Сделайте синтаксический разбор второй части предложения. Что связывает союз и?

 

III. Материал для наблюдений — с. 177 учебника.

— Что вы узнали нового из параграфа?

Упр. 460.

 

IV. Учащимся предлагается доказать, что знание того, к какой части речи относится слово, необходимо для: 1) выбора ряда орфограмм; 2) постановки тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым 3) правильного разбора слова по составу.

Запись в тетрадях:

гл. гл. гл., 2 л. не 3 скл. 3 скл.

1) Не бы л, не у влекался, гляди шь, товарищ , доч ь.

2) Цикорийрастение, которое добавляют в кофе. Желудьплод дуба. Бечевка — тонкая веревка.

3) Стих (сущ., глаг.), смел (кр. прилаг., глаг.), дали (сущ., глаг.), знать (сущ., глаг.), стекло (сущ., глаг.).

 

V. Запись под диктовку.

Учащиеся должны выделить в глаголах приставку, в существительных корни и графически объяснить в них орфограммы; в прилагательных окончания, определить, на что они указывают.

 

Здесь было много интересных растений. Все они уже отцвели, но еще не утратили своего летнего наряда, хотя листва их уже стала блекнуть и разукрашиваться в яркие осенние тона.

Лесной тополь-великан стоял на берегу реки. двести лет он охранял по рядок в лесу.

(По В. Арсеньеву.)

 

— Назовите слова без окончаний. Что это за часть речи? Слова каких еще частей речи встретились в тексте? Что связывают союзы в этих предложениях? Для чего служат предлоги? Укажите слово, которое придает глаголу отрицательный смысл.

 

Домашнее задание: подготовить сообщение на тему «Части речи в русском языке», используя таблицы упр. 462; повторить материал таблицы 9 «Роль существительного в предложении».

 

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 1204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.008 с.)