Практика. Каналы нади, ноздри и два купола диафрагмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практика. Каналы нади, ноздри и два купола диафрагмы



Данная дыхательная медитация поможет составить общее представление о работе диафрагмы и усовершенствовать ее движения в процессе дыхания. Вы поймете, какая сторона диафрагмы скована, а какая движется с большей легкостью.

Примите удобное положение сидя, таз приподнят на высоту 8–15 см. Держите спину прямо, передняя часть тела готова к восприятию. Прочувствуйте крепкое мышечное крыло диафрагмы, натянутое через середину туловища. Начинайте дышать в естественном ритме, медленно и плавно. Сосредоточьте внимание на потоке дыхания, идущем через правую ноздрю. Насколько открыта ваша правая ноздря? Затем переключите внимание на правую сторону диафрагмы и почувствуйте, как она движется относительно печени. Представляет ли этот орган существенную помеху для нисходящего движения диафрагмы? Ощущаете ли вы какие-либо различия в характере движения ее правой и левой сторон? Правая сторона соответствует солнечному каналу тела (сурья- или пингала-нади).

Теперь сконцентрируйтесь на левой ноздре, сопряженной с левым сводом диафрагмы. Насколько открыта ваша левая ноздря по сравнению с правой? Обратите внимание на нисходящее движение левой стороны диафрагмы, когда она опускается к желудку. Эта часть диафрагмы ассоциируется с лунным каналом тела (ида-нади). Теперь еще раз сравните две стороны диафрагмы. Движется ли одна часть с большей легкостью, чем другая? Обратите внимание на некоторое покачивание на вдохе. Скорее всего, вы почувствуете бо́льшую скованность в правом своде, что обусловлено сравнительно высокой плотностью печени. Левая сторона обычно более подвижна, поскольку желудок полый и отличается большей эластичностью. По этой причине левая боковая сторона грудной клетки, как правило, несколько выпячена вперед относительно правых нижних ребер.

Исследуйте дыхание в течение 5–10 минут.

На алтаре диафрагмы

Прана, животворная сила человеческого тела, активизируется прежде всего за счет движения дыхательной диафрагмы. Благодаря расширению и сокращению диафрагмы возбуждаются и укрепляются все ткани организма. Таким образом, диафрагма представляет собой центр тела, движения которого наполняют жизнью каждое волокно, каждую клетку и каждый синапс. Поскольку прана в йоге является святыней, диафрагму можно считать живым алтарем. Вместо того чтобы быть зафиксированной, неподвижной платформой, этот алтарь находится в постоянном движении. Диафрагма движется непрерывно и вместе с ней перемещаются проходящие через нее органы и сосуды. Ее динамичное накачивающее действие являет собой самую основу жизнедеятельности. В санскрите эти животворные сокращения диафрагмы называются спандой (пульсацией, биением).

В христианской традиции алтарь представляет собой приподнятую конструкцию или возвышение, на котором совершается причастие, «изначальная жертва». На этом возвышении разворачивается необыкновенный, удивительный процесс алхимического воссоединения духа и материи. Мы уже знаем, какие алхимические преображения претерпевают тело и ум человека, практикующего йогу. В подобную алхимическую трансформацию верят католики: в ходе так называемого пресуществления хлеб превращается в тело, а вино – в кровь Христа. В человеческом теле алтарь диафрагмы представляет собой место, в котором прана подвергается алхимическому процессу преображения кислорода, взятого из воздуха, в кислород, порождаемый кровью, и его переноса во все ткани организма. Волшебство заключается в том, что при каждом вдохе этот алхимический процесс протекает заново. Таким образом, слово «дыхание» обозначает не только совершение вдохов и выдохов, но и путь, который снова и снова проходит дух.

Прана – это источник безграничной радости, дар, который всегда с человеком. Прана являет собой великое благо, и родиться существом, наделенным телом и умом, – значит обрести эту животворную силу. Во многих ранних йогических текстах прана восхваляется как средство постижения этой радости. Поэтому сущность тонкого тела носит имя ананда-коша, то есть «оболочка блаженства». В «Тайттирия-упанишаде» тело блаженства описывается следующим образом: «Воистину, обретя сущность (раса), человек сподобится блаженства. Ибо кто смог бы жить и дышать, если бы блаженство не было разлито в пространстве? Сущность – то, что наделяет блаженством» [2]. Алтарь диафрагмы, ритмично нагнетающий прану, сам по себе является источником этой радости. В медитативных состояниях, когда дыхание становится безмятежным и умиротворенным, мы переживаем это счастье снова и снова. Прана приносит нам радость, когда мы просто дышим. Для йога очищенная и разреженная прана, которая есть не что иное, как сознание (читта), служит средством обретения радости. Прана – источник читты, пробужденного разума в теле. Прана-читта непрерывно возбуждается в процессе дыхания.

Наша задача – освободить диафрагму, чтобы ее движения стали легкими и ничем не ограниченными, и тогда дыхание будет углубляться в повторяющихся циклах. Когда дыхание плавное и ритмичное (что достигается произнесением классической мантры Ом), человек преображается. Изменения происходят в работе сердечно-сосудистой системы, функционировании мозга, выработке гормонов и вибрациях духа.

Как мы уже знаем, ритмы пульсаций легких, сердца и диафрагмы неотделимы друг от друга. Сердце располагается на вершине диафрагмы, и его мембранная оболочка, перикард, является продолжением верхней поверхности диафрагмы, лежит на ней, как ритуальное подношение на алтаре. Когда мы совершаем обряд дыхания, сердце двигается при каждом вдохе и выдохе. Когда дыхание замедляется, а диафрагма становится более гибкой, сердце укрепляется и повышается эластичность его мышечных стенок. Отзывчивое сердце более открыто для радости. К сожалению, многие люди дышат поверхностно (в среднем дыхательной цикл длится всего три секунды), а скованность диафрагмы препятствует алхимическому слиянию духа и плоти.

Практика. Алтарь почитания

В данной медитативной практике за счет творческого воображения дыхательный ритм наполняется чувством бхакти (религиозного почитания). В ходе ее выполнения диафрагма становится святыней, а ее движения пробуждают в вашей душе искреннюю радость.

Примите удобное положение сидя и в процессе дыхания прочувствуйте восходящие и нисходящие движения диафрагмы. Позвольте дыханию быть легким и плавным. Представьте, что ваша диафрагма – живой алтарь, а сердце прикреплено непосредственно к его вершине. При каждом вдохе и выдохе представляйте, как сердце покачивается, повинуясь ритмичным движениям диафрагмы. Затем визуализируйте образ любимого человека, божественного существа, наставника или животного, к которому вы питаете безусловную любовь, и поместите его на вершину алтаря. Сделайте это так, как будто ставите фотографию или скульптуру на алтарь у себя дома или в месте, отведенном для практики. Поселите того, чей образ вселяет в вас силу и доброту и кто является для вас источником любви и заботы, в своем сердце. Обратите внимание на то, как это существо наполняет пространство вашего сердца чувством благодарности. Позвольте своему дыханию исполниться благожелательностью. Подумайте о том, что с каждым вдохом и выдохом в вас крепнет чувство благожелательности. Позвольте существу на алтаре воспитывать в вашей душе неосуждающее осознание. Пусть у вас в груди воцарится его добрая воля и все ваше тело исполнится чувством открытости. Обратите внимание на то, насколько плавным и легким стало ваше дыхание в результате данной визуализации. Медитируйте таким образом в течение 10–30 минут. Эта техника медитации способствует освобождению от горя, отчаяния и чувства утраты.

Прана, нади и пульс жизни

Прану часто приравнивают к «ветру» (вайю) – потокам живого воздуха, которые текут по мириадам невидимых каналов- нади, наполняя их энергией.

Нади не тождественны каким-либо физическим структурам. Как и меридианы в китайской медицине, они имеют сугубо энергетическую природу. Можно лишь сравнить эти энергетические каналы с сосудами, по которым перемещаются кровь и лимфа, а также с нервами, передающими электрические импульсы. Согласно «Шива-самхите», прана (и сознание), перемещаясь по 350 000 нади, достигает каждого уголка человеческого организма. Слово нади происходит от санскритского корня над, что означает «двигаться, протекать». Эти каналы пронизывают тело, подобно бесконечно малым прожилкам листа, тончайшим узорам в кристаллике льда или мельчайшим волокнам губки. Они представляют собой внутренние протоки, проходящие через все каналы тела, от крупных сосудов до микроскопических трубочек.

Биоэлектрические пульсации праны циркулируют не только по кровеносным сосудам вместе с кровью, но и по нервным путям, несущим импульсы ко всем живым тканям. Нейротрансмиттеры проходят через синапсы, возбуждая чувствительные нервные окончания и двигательные нейроны и порождая телесное электричество.

Нервная система поражает сложностью и запутанностью своего строения. При выполнении асан каналы нади, напоминающие нервные тракты, попеременно возбуждаются и успокаиваются, раскрываются и закрываются, что позволяет регулировать интенсивность течения праны.

С точки зрения йоги прана – это не просто жизненная сила биохимической природы: она ассоциируется с духом (брахманом). Брахман – синоним праны; это начало, середина и завершение всякой жизни. В «Тайттирия-упанишаде» сказано:

Пранаяма

Примечательной особенностью дыхания является способность человека менять ритм, с которым воздух входит в легкие и выходит из них. Нашим главным инструментом совершенствования праны является пранаяма. Мы не просто наблюдаем за дыхательным процессом со стороны, но активно управляем дыханием, углубляя, убыстряя или приостанавливая его. В телесных практиках традиционной йоги целью пранаямы является расширение присутствия божественной силы, которая наполняет нас жизнью.

В латинском языке эта сила называется анима (дыхание, дух, душа, жизненная сила), и это слово можно сопоставить с санскритским глагольным корнем ан – «дышать». Из этого корня образовано слово прана, а пранаяма – управление дыханием – занимает центральное место в классической йоге. Яма обозначает сдерживание и расширение, то есть дыхание можно задерживать, делать более глубоким или поверхностным. Кроме того, пранаяма имеет значение «освобождать дыхание», «снимать с него оковы» – если разбить это слово на два: прана и аяма. Аяма переводится как «свободный, ничем не сдерживаемый», так что задача пранаямы – не ограничивать дыхание, но освободить его.

Слово яма занимает важное место в «Катха-упанишаде», где говорится о боге Яме, властвующем над царством мертвых. В индийской мифологии это божество играет роль верховного сдерживателя. Очевидно, что, когда дыхание полностью останавливается и прана больше не может двигаться, жизнь прекращается. В свете этого можно считать, что пранаяма дает нам возможность встретиться со смертью при жизни, что представляет собой задачу наивысшей сложности. В практике пранаямы это достигается за счет прикосновения к нижней точке дыхания при завершении выдоха. На санскрите фаза выдоха называется речака – буквально «закрытие» или «опорожнение» (дыхания). Полное прекращение дыхания аналогично высшему состоянию йогической медитации, нирване, которая, согласно буддийскому учению, представляет собой выход из круга перерождений. Нирвана буквально означает «выдувание», «угасание» или просто «прекращение». В «Йога-сутрах» Патанджали говорится, что йога есть «прекращение умственной суеты» (читта вритти ниродха). Акт прекращения или гашения тесно связан с выдохом, высвобождающей фазой дыхательного цикла.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.01 с.)