Техника речи. Артикуляционная гимнастика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техника речи. Артикуляционная гимнастика



При профессиональном использовании го​лоса для того, чтобы голосовой аппарат смог выдержать иногда очень большую нагрузку, требуются другие установки голосоведения, и в связи с этим вырабатываются специаль​ные приемы, которые носят название техники речи.

Кроме того, необходимы мероприятия про​филактического характера, касающиеся рацио​нального использования голоса по силе, тесси​туре (для певцов) и по количеству времени, в течение которого эксплуатируется голос (для всех остальных лиц голосовых профессий). Так, физиологические нормы позволяют использо​вать голос без ущерба для его качества не боль​ше 4-х часов в день. В связи с этим одновремен​но с упражнениями дыхательной гимнастики следует выполнять упражнения артикуляцион​ной гимнастики для активизации мышц ар​тикуля​ционного аппарата. Б. Вайкль советует ежедневно уделять время дыхательной гимнас​тике: «Только тот, кто всегда в хорошей форме, может преодолевать голосовые перегрузки».

Упражнения артикуляционной гимнасти​ки имеют своей целью выработку четкости, правильности движений всех частей артикуля​ционного аппарата и координированную его ра​боту с органами дыхания и голосообразования.

При этом разные виды артикуляционных упражнений снимают напряженность с мышц голосового аппарата или же, наоборот, устраня​ют слабость, вялость мышц.

Упражнения для мышц шеи и наружных мышц гортани

1.​ Пальцы рук сцепить в «замок», положить на затылок. Отклонять голову назад с сопротив​лением рук. Выполнить 5 раз.

2.​ Сжатыми в кулаки кистями рук подперать подбородок. Наклонять голову вперед с сопротивлением рук. Выполнить 5 раз.

3.​ Ладонями сжать голову. Наклоны головы в стороны с сопротивлением рук. Выполнить 5 раз.

4.​ Нижнюю челюсть выдвинуть вперед, подержать под счет до 5. Выполнить 5 раз.

5.​ Нижнюю челюсть слегка втянуть назад, подержать под счет до 5. Выполнить 5 раз.

6.​ Нижнюю челюсть перевести в левую сторону, правую сторону. Выполнить 5 раз.

7.​ Опустить углы рта книзу, при этом напря​гаются мышцы шеи, подержать под счет до 5. Выполнить 5 раз.

8.​ Надуть щеки − втянуть щеки в полость рта между зубами (переключения). Выполнить 5 раз.

9.​ Воздухом раздувать щеки, с силой выдохнуть сквозь сомкнутые губы. Выполнить 5 раз.

10.​ Приподнять щеки, подержать под счет до 5. Выполнить 5 раз.

11.​ Раздуть щеки − втянуть щеки в полость рта между зубами (переключения). Выполнить 5 раз.

12.​ Опустить голову − запрокинуть кверху. Повернуть голову направо − налево. Выполнить 5 раз.

Каждое упражнение нужно выполнять чет​ко, точно. Если обучающийся не может выпол​нить весь комплекс упражнений по 5 раз, сле​дует начинать с трех раз, постепенно увеличи​вая нагрузку.

Упражнения для губ

1.​ Растянуть губы в «улыбке». Видны зубы. Удерживать данное положение под счет до 5 раз.

2.​ Губы вытянуть вперед, слегка округлив, «рупором». Удерживать данное положение под счет до 5 раз.

3.​ Губы вытянуть вперед «трубочкой». Удер​живать данное положение под счет до 5 раз.

4.​ Облизать губы круговым движением язы​ка.

5.​ Круговые движения языка за губами.

6.​ Губы в «улыбке» − вытянуть губы вперед «трубочкой» (переключения).

7.​ Втянуть губы в полость рта между зубами, «выбросить» губы вперед, раздается звук, приближенный к «J7».

8.​ Губы между зубами, «растирание губной помады».

Все упражнения выполнять по 5 раз.

Упражнения для языка

1.​ Положить широкий язык на нижнюю губу так, чтобы края языка касались углов рта. Удерживать язык в таком положении под счет до 5.

2.​ Высовывание языка наружу «жалом». Удерживать язык в таком положении под счет до 5.

3.​ Рот открыть как можно шире, кончик языка за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счет до 5.

4.​ Рот открыть, кончик языка:

-​ за верхние зубы,

-​ за нижние,

-​ в левую щеку,

-​ в правую щеку.

5.​ Сделать язык широким − узким (переключения).

6.​ Высунуть язык вперед − сильно оттянуть его назад, чтобы во рту образовался лишь мышечный комок (переключения).

7.​ Кончик языка за верхними зубами, открывать и закрывать рот, удерживая язык в прежнем положении.

8.​ Кончиком языка «погладить» изнутри ле​вую щеку − правую щеку.

9.​ Протиснуть кончик языка сквозь сомкнутые зубы.

10.​ Кончиком языка провести по твердому нёбу от передних зубов до мягкого нёба, и наоборот.

11.​ «Цоканье». Присосать язык к твердому нёбу и с силой его оторвать.

12.​ Провести кончиком языка по внутренней поверхности зубов − верхних, нижних. Справа − налево. Слева − направо.

13.​ Высунутым изо рта языком делать попеременные позы:

-​ широкий и закусить,

-​ узкий и открыть рот.

14.​ Кончик языка упереть в нижние зубы, сделать язык попеременно широким − узким.

15.​ Кончик языка упереть в верхние зубы, сделать язык широким − узким.

16.​ Поднимать и опускать заднюю часть спинки языка, как при произнесении «К, Г».

17.​ Присасывание спинки языка к нёбу сначала при закрытых челюстях, а затем при раскрытых.

18.​ Кончик языка за верхние зубы, раскрывать и закрывать рот, оставляя язык в прежнем положении.

19.​ Облизать губы круговым движением языка.

20.​ Губы в «улыбке», кончик языка в левый угол рта − в правый угол рта (переключения).

При этом рекомендуется выполнять все упражнения по 5 раз. Если обучающемуся труд​но сначала выполнять такие упражнения по 5 раз, он может начать с 3 раз, постепенно уве​личивая нагрузку.

Упражнения для мягкого нёба

Упражнения для мягкого нёба рекомендова​ны лицам, у которых слышится носовой отте​нок голоса. При этом наблюдаются нарушения в подвижности мягкого нёба. Ограничения в подвижности мягкого нёба отрицательно влия​ют на установку голосовых складок, так как они функционально связаны. Также на функ​цию нёбно-глоточного раскрытия оказывает влияние степень раскрытия рта, что изменяет форму и размеры ротоглоточного резонатора и соответственно его акустическую настройку.

1.​ Произносить «А» на твердой атаке. При этом мягкое нёбо отдвигается назад. Выполнять 4 раза.

2.​ Произносить «Э» на твердой атаке. При этом мягкое небо отдвигается назад. Выполнять 4 раза.

3.​ Произносить «А-Э» на твердой атаке. При этом мягкое нёбо отдвигается назад. Выполнять 4 раза.

4.​ «Покашливание», выполнять 5-6 раз.

5.​ «Зевнуть», задержать дыхание на высоте зевка. Выполнять 4 раза.

6.​ Дуть на воду через трубочку − до 30 секунд.

7.​ Глотать по 1 капле воды через пипетку. До 10 капель.

Все упражнения артикуляционной гимнас​тики выполнять спокойно, четко. Не следует напрягаться и делать упражнения, если пациент устал.

Нагрузка должна быть нормирован​ной, соответствовать возможностям организма каждого пациента. Необходимым условием тре​нировки голоса является мышечная свобода, полное расслабление.

Е. С. Алмазова предлагает для снятия на​пряжения артикуляционного аппарата и повы​шения его тонуса применять гигиенический массаж, который производится поглаживанием кончиков пальцев:

-​ от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы;

-​ от переносицы к околоушной впадине;

-​ от кончика носа по его спинке вверх и обратно;

-​ винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.

С. Т. Никольская придает большое значение вибрационному массажу, который производит​ся энергичным постукиванием пальцев по коже лица. При этом активизируется работа нервных окончаний, заложенных глубже в толще кож​ного покрова. Вибрационные раздражения по​дают сигналы в центральную нервную систему о работе резонаторов. Вибрации раздражают нервные окончания и таким образом поднима​ют тонус нервных центров, что рефлекторно влияет на дыхание, кровоснабжение, двига​тельную и голосовую функции, повышая силу и звонкость голоса. Вибрационный массаж − это еще и своего рода настройка голоса. Во время проведения вибрационного массажа включа​ется верхняя (черепная коробка, полость носа и рта) и нижняя (грудная полость) системы резонаторов, которые усиливаюти обогаща​ют звучание голоса. В. П. Морозов нашел, что «под действием вибрационной связи происхо​дит уточнение голосовой реакции». Благодаря своим исследованиям он выяснил, что вибрация лицевой части скелета в области носа приводит к значительному усилению высоких обертонов в границах 2000-4000 гц. Отсюда − увеличение звонкости, сочности, красоты, полетности зву​чания голоса.

При выполнении вибрационного массажа С. Т. Никольская предлагает энергично посту​кивать пальцами обеих рук:

-​ по лбу с произнесением звука «М» («мыча​ние»);

-​ по крыльям носа с произнесением звука «М»;

-​ по верхней губе с произнесением звука «В»;

-​ по нижней губе с произнесением звука «3»;

-​ по верхней части грудной клетки с произ​несением звука «Ж»;

-​ по нижним частям грудной клетки справа и слева с произнесением звука «М».

После проведения вибрационного массажа, который лучше проводить стоя, необходимо отдохнуть, сделав 5-10 медленных, спокойных вдохов и выдохов.

Все вышеперечисленные упражнения подго​тавливают голосовой аппарат к фонации. В ре​зультате тренировок, как правило, у пациентов исчезает рефлекторный кашель, пропадает ощущение инородного тела в гортани, значи​тельно удлиняется речевой выдох. Кроме этого, пациенты из-за полной вентиляции легких, а следовательно, и активного обмена веществ, на​чинают чувствовать себя гораздо лучше, мень​ше устают, могут выполнять профессиональные обязанности более эффективно.

После того как фонационный выдох оказы​вается достаточным, а органы артикуляции мо​гут выполнять свои функции в полном объеме, можно приступать к голосовым упражнениям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.016 с.)