Виды юридических лиц, их организационно-правовые формы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды юридических лиц, их организационно-правовые формы.



Гражданское право: учебник: в 2 т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018. Т. 1

 

Понятие юридического лица

Правовой институт юридического лица представляет собой систему правовых норм, устанавливающих порядок возникновения, реорганизации и ликвидации юридических лиц, определяющих правосубъектность юридических лиц, формы и порядок деятельности их органов, а также особенности правового положения отдельных видов юридических лиц.

Наиболее важные нормы о юридических лицах включены в гл. 4 ГК (ст. ст. 48 - 123.28). Кроме того, нормы о юридических лицах содержатся в Законе о регистрации юридических лиц, Законе об акционерных обществах, Законе об обществах с ограниченной ответственностью, Законе об унитарных предприятиях, Законе о производственных кооперативах и др. (очень крупный институт).

Особо следует отметить, что некоторые юридические лица создаются на основании специальных федеральных законов (так созданы "Росатом", "Ростех", "Роскосмос" и др. публично-правовые компании и государственные корпорации). Их правовое положение определяется специальными законами о соответствующих юридических лицах. Положения ГК о юридических лицах применяются лишь субсидиарно - если иное не предусмотрено указанными специальными законами (п. 5 ст. 49 ГК).

 

В соответствии  ст. 48 ГК юридическое лицо как субъект гражданского права представляет собой организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные гражданские права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Виды юридических лиц

Виды юридических лиц - это подразделения всей системы юридических лиц, основные группы организаций, отражающих состояние и направления экономико-социальной и духовной жизни общества, участие граждан в различных объединениях, имеющих гражданскую правосубъектность.

Юридические лица классифицируются по различным основаниям. Основное подразделение юридических лиц в России отражает товарно-рыночные отношения и проводится по основной цели деятельности. Все юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК).

Коммерческие организации - это организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (п. 1 ст. 50 ГК). Это хозяйственные товарищества и общества (чаще всего создаются общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия).

Некоммерческие организации – это организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК).

Некоммерческие организации:

1) во-первых, не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, хотя и могут осуществлять деятельность, приносящую доход, если:
(а) это предусмотрено их уставами;
(б) это служит достижению целей, для которых они созданы;
(в) это соответствует таким целям;

2) во-вторых, не распределяют полученную прибыль между участниками. Как некоммерческие организации создаются учреждения, потребительские кооперативы (например, жилищно-строительные), общественные организации и т.д.

Очень важно: организационно-правовые формы как коммерческих, так и некоммерческих организаций исчерпывающим образом определены в ст. 50 ГК (п. п. 2, 3).

Значение деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие состоит в том, что прежде всего различается их правоспособность (у первых по общему правилу - общая, у вторых - специальная). Кроме того, различаются сферы деятельности (у первых - производство товаров, выполнение работ, оказание услуг и т.п., у вторых - управление, культура, образование и т.д.). Естественно, и правовое регулирование деятельности юридических лиц в этих сферах не может быть одинаковым.

 

Юридические лица делятся на корпоративные и унитарные. Критерий деления - наличие или отсутствие права участия (членства).

Корпоративные юридические лица: учредители (участники) данных юридически лиц обладают правом участия (членства). К таким юридическим лицам относятся хозяйственные товарищества и общества (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и др.), кооперативы и т.д. (абз. 1 п. 1 ст. 65.1 ГК).

Право участия означает, что участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.) в связи с таким участием обладают комплексом прав и обязанностей, которые условно именуют корпоративными правами (правильнее – корпоративные права и обязанности).

Корпоративные права есть собирательная категория, объединяющая имущественные и неимущественные организационные отношения. Так, в обществе с ограниченной ответственностью имущественным является право участвовать в распределении прибыли, право получать в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость. Наряду с имущественными обязательственными правами участник обладает и правами организационными. К ним относится право участвовать в управлении делами общества, получать информацию о его деятельности и др. Участник корпорации не только имеет права, но и несет обязанности, которые также являются имущественными и организационными. Так, он должен участвовать в образовании имущества корпорации (вносить вклады, взносы) - обязанность имущественного характера. Участник обязан не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности корпорации – организационная обязанность (прежде всего см. ст. ст. 65.1 - 65.3 ГК).

Существование корпорации предполагает наличие участников (членов) корпорации и то, что ее "жизнь" определяется ими.

Унитарные юридические лица - их учредители не становятся участниками (членами), не имеют права участия (членства). К таким юридическим лицам относятся: государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании (абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК).

При сопоставлении корпоративных юридических лиц с унитарными создается впечатление, будто унитарные юридические лица "живут" сами по себе, независимо от учредителей (у учредителей нет права участия). Однако это не так. В корпоративных юридических лицах есть "внутренние" отношения (а) участников (членов) между собой, (б) участников (членов) с корпорацией. Кроме того, существуют "внешние" отношения - с третьими лицами. Естественно, у унитарных юридических лиц есть отношения "внешние". "Внутренние" же отношения неодинаковы у разных унитарных юридических лиц. Так, государственное предприятие и муниципальное унитарное предприятие создаются по решению соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. Имущество такого предприятия находится в государственной и муниципальной собственности. Руководитель (орган) юридического лица назначается собственником и подотчетен собственнику (ст. ст. 113 - 114 ГК). Таким образом, во "внутренних" отношениях здесь участвует собственник (публично-правовое образование), с одной стороны, и унитарное предприятие - с другой. При этом собственник (и только он) полновластно управляет унитарным предприятием. Аналогично можно охарактеризовать отношения, складывающиеся между учреждениями, а также автономными некоммерческими организациями и их учредителями ("правит" учредитель).

Такое унитарное юридическое лицо, как фонд, независимо от учредителя. Он не имеет права участия. Имущество фонда является его собственностью, и учредители не имеют на него имущественных прав. Управление фондом осуществляется высшим коллегиальным органом (учредитель не имеет отношения к управлению). И только если это предусмотрено законом, при ликвидации фонда его имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, возвращается учредителям (ст. ст. 123.17 - 123.20 ГК).

Значение деления юридических лиц на корпоративные и унитарные состоит в том, что благодаря такому делению становится возможным единообразное правовое регулирование однородных общественных отношений.

 

По характеру прав учредителей в отношении юридического лица и его имущества Гражданский кодекс в соответствии со ст. 48 подразделяет юридические лица на:

1) юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы);

2) юридические лица, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения);

3) юридические лица, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав: общественные и религиозные организации, благотворительные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

 

В гражданском праве проводится деление юридических лиц по признаку государственности - государственные (унитарные предприятия, публичные образования) и негосударственные юридические лица.

В этом отношении сохраняет существенное значение деление разнообразных юридических лиц на:

1) предприятия - организации, занимающиеся хозяйственной деятельностью и действующие на своей "собственнической" основе (праве собственности; праве хозяйственного ведения);

2) учреждения - управленческие, социально-культурные и иные субъекты, действующие на основе и в пределах публичной государственной собственности.

 

Коммерческие организации

 

Общие положения о коммерческих организациях.

Коммерческие организации - это организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (п. 1 ст. 50 ГК).

Коммерческие организации в ряду прочих искусственных субъектов гражданского оборота являются наиболее распространенными и, пожалуй, главными его участниками и "потребителями" правил о юридических лицах. Участие в гражданском обороте для коммерческих организаций является главной целью и смыслом существования, в отличие от некоммерческих организаций, для которых это, скорее, необходимость.

Определение юридического лица как коммерческой организации является исключительной прерогативой законодателя, т.е. юридическое лицо является коммерческой организацией не в силу волеизъявления ее участников, независимо от формы его выражения (например, указания в уставе или принятом единогласно решении), но в силу прямого указания закона.

Правовое значение квалификации законом юридического лица как коммерческой организации:

1) в силу закона основной целью деятельности такой организации является извлечение прибыли, что приводит к изменению презумпции о характере правоспособности - в отношении коммерческих организаций действует презумпция общего характера правоспособности (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК);

2) только коммерческие организации имеют право распределять прибыль между своими участниками, некоммерческие осуществлять аналогичную транзакцию не вправе, за исключением прямо предусмотренных законом случаев (п. 1 ст. 50 ГК);

3) правовой режим деятельности коммерческих организаций в установленных законом случаях определяется специальными правилами;

4) в отношении коммерческих организаций применяются значительно более высокие стандарты поведения при оценке их действий в контексте как субъективной добросовестности ("знал или должен был знать"), так и объективной добросовестности (честность, разумность), причем в некоторых случаях отношение к ним можно охарактеризовать как "безжалостное" - коммерческие организации должны все знать, все предвидеть, все просчитать. Проявление патернализма со стороны законодателя и правоприменителя в отношении коммерческих организаций является редким исключением из правила.

Согласно п. 2 ст. 50 ГК, юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:

1) хозяйственные товарищества и общества;

2) крестьянские (фермерские) хозяйства;

3) хозяйственные партнёрства;

4) производственные кооперативы;

5) государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Гражданским кодексом предусмотрен закрытый перечень видов коммерческих организаций (п. 2 ст. 50). Никаких иных видов коммерческих организаций нет. Не образуют, например, самостоятельной организационно-правовой формы коммерческих организаций предусмотренные гл. 3.1 Закона о РЦБ специализированные общества, равно как и акционерные общества работников (Закон о народных предприятиях). Указанные виды юридических лиц являются разновидностями хозяйственных обществ, в правовом положении которых имеются некоторые особенности, обусловленные самыми разными причинами.

Среди многочисленных классификаций юридических лиц в отношении коммерческих организаций наибольшее значение имеет деление на объединения лиц и объединения капиталов. Основание деления - доминирующий признак, положенный законодателем в основу формирования применимых правил. С точки зрения закона полное товарищество и производственный кооператив представляют собой договорные объединения лиц, основанные на личном участии членов, а объединение имущественных взносов носит, скорее, второстепенный характер. В свою очередь акционерное общество оценивается законом как объединение капиталов, для которого личное участие не имеет существенного значения. Одновременно есть промежуточные формы, такие как хозяйственные партнерства и общества с ограниченной ответственностью, в которых сочетаются и личные, и капиталистические начала. В зависимости от определения доминирующего элемента в правовом положении коммерческой организации определяются особенности метода правового регулирования. По общему правилу в корпоративном праве применяется императивный метод правового регулирования, однако в отношении коммерческих организаций указанное утверждение не является в полной степени верным. Методология регулирования корпоративных отношений существенно изменяется в зависимости от особенностей вида коммерческой организации. Так, в отношении договорных объединений, основанных исключительно или же преимущественно на личном участии членов корпорации, применяется опровержимая презумпция диспозитивности норм корпоративного права; в отношении смешанных - опровержимая презумпция императивности норм; наиболее интенсивно императивный метод правового регулирования применяется в отношении объединений капиталов.

Коммерческая организация является инструментом, посредством которого осуществляется участие в гражданском обороте, и как всякий инструмент он направлен на удовлетворение некоторых потребностей. Среди многочисленных утилитарных функций, которые выполняет конструкция юридического лица, допустимо выделить те из них, которые наиболее характерны именно для коммерческой организации и определяют существо и содержание нормативного регулирования.

Во-первых, конструкция коммерческой организации позволяет ограничить риск участия в предпринимательской деятельности размером имущественного взноса участника. Избрав такую форму осуществления экономической деятельности и внеся в качестве взноса некоторый имущественный вклад, лицо может быть уверено в том, что в случае экономической неудачи проекта личное имущество не будет подвергнуто взысканию кредиторов, а его риск ограничен размером имущественного взноса. Подобное отграничение имущественной массы юридического лица от имущества его учредителя принято именовать "принципом сепарации".

Отношение к принципу сепарации является неоднозначным, существует вполне обоснованное мнение, что ограничение имущественной ответственности способно причинить существенный вред интересам кредиторов и действительно причиняет таковой. Вместе с тем следует признать, что именно принцип сепарации стимулирует предпринимательскую активность, побуждает к началу коммерческих проектов. Так или иначе, следует предположить, что отказ от принципа сепарации в отношении коммерческих организаций недопустим, поскольку его отсутствие принесет радикально более негативные последствия, чем его наличие, это своего рода "необходимое зло".

Во-вторых, юридическая конструкция коммерческой корпорации представляет собой инструмент, позволяющий организовать взаимодействие и согласовать разнонаправленные интересы самой корпорации, интересы ее участников и менеджмента. В правоприменительной практике признано, что корпорации построены на демократических принципах управления, которые заключаются в том числе и в том, что большинство имеет возможность подавить, подчинить волю меньшинства.

Юридическая конструкция коммерческой корпорации содержит в себе компенсационные механизмы, позволяющие устранить несправедливость, которая проистекает из возможности подавления воли меньшинства, ограничить произвол доминирующего большинства, в частности: право выхода из корпорации, в том числе и в случае, если принятое большинством решение правомерно ограничивает интересы меньшинства; различные пороги голосования (принятие решений простым или же квалифицированным большинством); право обжалования решений, которые нарушают права меньшинства или же самой корпорации, в том числе и по мотиву экономической нецелесообразности таковых. С другой стороны, имеются и правила, которые не допускают такое осуществление меньшинством своих прав, которое бы в значительной степени причиняло ущерб самой корпорации и большинству.

В корпоративном праве критерием допустимости подавления воли меньшинства является понятие "общее благо", выработанное в практике Конституционного Суда: при разрешении споров, связанных со столкновением интересов различных групп в коммерческих корпорациях, и при оценке допустимости подчинения меньшинства воле большинства следует искать баланс интересов и исходить из того, что любого рода попрание воли меньшинства должно преследовать законную цель достижения общего для коммерческой корпорации интереса, блага, содержанием которого является эффективное управление корпорацией, повышение стоимости корпоративных прав, улучшение управления дочерними обществами, повышение инвестиционной привлекательности и в конечном счете приобретение конкурентных преимуществ как на внутреннем, так и на международном рынке такой корпорацией.

Нормативный массив, регулирующий правовое положение коммерческих организаций, представлен как общими положениями гл. 4 ГК, специальными нормами, относимыми к отдельным видам коммерческих организаций, так и специальными законами, которые существуют в отношении всех разновидностей коммерческих организаций, за исключением полных товариществ и крестьянских фермерских хозяйств, что обусловлено особенностями правовой природы таковых. Нормы ГК и специальных законов соотносятся по принципу lex specialis derogat generali.

При оценке содержания норм корпоративного права, определяющих правовое положение коммерческих организаций, следует учитывать ряд принципов.

Принцип приоритета интересов третьих лиц над интересами участников коммерческой корпорации. Во всех случаях, когда встает вопрос о конкуренции таких интересов в контексте норм корпоративного права, приоритет должен отдаваться именно интересам третьих лиц, если из закона прямо, недвусмысленно не вытекает иное. Например, неясные положения учредительных документов, на которые опиралось третье лицо, вступая в отношения с коммерческой корпорацией, во всех случаях должны интерпретироваться против интересов участников корпорации. Например, неясность, запутанность положений устава корпорации об ограничении полномочий исполнительного органа в случае возникновения спора о том, вышел ли исполнительный орган при совершении сделки за пределы таких полномочий, должна толковаться против участников корпорации с постановлением вывода о том, что выход за пределы полномочий не имел места.

Процессуальные доказательственные презумпции должны всегда работать против участника коммерческой корпорации, в частности в тех случаях, когда закон ставит правовые последствия в зависимость от того, был ли осведомлен кредитор корпорации о тех или иных обстоятельствах; обязанность по доказыванию такой осведомленности должна возлагаться на участника корпорации или же саму корпорацию, а собственно стандарт доказывания должен быть достаточно высоким. Например, именно корпорация или ее участник должны доказывать, что лицо, указанное в реестре в качестве исполнительного органа, по тем или иным причинам в действительности таковым не являлось, а третье лицо, вступая в отношения с корпорацией, знало об этом или должно было знать.

Принцип пропорциональности. Все выгоды и негативные последствия участия в коммерческой корпорации во всех случаях распределяются между участниками такой корпорации в соответствии с долей участия в корпорации. Всякое исключение из указанного правила допускается исключительно в случаях, прямо предусмотренных в законе и в предусмотренной законом форме. Отступление от принципа пропорциональности за пределами допустимого в соответствии с законом, например на основании договора, не имеет отношения к корпоративному праву и образует состав обязательства, которое связывает исключительно участников такового и не создает каких-либо последствий для третьих лиц.

Принцип непротивопоставимости внутренних договоренностей участников корпораций третьим лицам и локализации последствий конфликтов внутри коммерческой корпорации. То, что происходит между участниками коммерческой корпорации, остается внутри корпорации. Внутри корпорации могут иметь место различного рода отношения, в том числе с доминантой обязательственного, относительного элемента. Динамика внутренних отношений безразлична третьим лицам. Базовая презумпция: риск наступления негативных последствий несут участники корпорации, например, если в результате каких-либо нарушений процедур решение собрания корпорации было признано недействительным, последствия наступают для членов корпорации и если иное прямо не предусмотрено законом.

 

Некоммерческие организации

 

Институт юридического лица является, прежде всего, гражданско-правовым оформлением правосубъектности коммерческих организаций при осуществлении ими хозяйственной деятельности, участия в имущественных отношениях, в товарном обороте. Однако и другие организации, не занимающиеся специально хозяйственной деятельностью, а осуществляющие социально-культурные, управленческие и иные общественно полезные функции, - организации, деятельность которых направлена на осуществление некоммерческих целей (некоммерческие организации), для своей нормальной работы нуждаются в том, чтобы участвовать в имущественных отношениях. Им также необходимо владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, совершать определенные действия (в том числе хозяйственные операции), т.е. приобретать и осуществлять гражданские права и исполнять обязанности, что обусловливает необходимость признания таких некоммерческих организаций юридическими лицами.

Главное отличие в правовом положении всех таких организаций от коммерческих состоит в том, что коммерческие организации осуществляют хозяйственную деятельность, которая является для них основной и полностью регулируется гражданским правом, а для некоммерческих организаций хозяйственная деятельность является вспомогательной, обеспечивая их участие в имущественном обороте, и гражданско-правовой статус этих организаций носит второстепенный характер.

Некоммерческими организациями называются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК).

Некоммерческие организации создаются для управленческих, учебных, благотворительных целей.

Их предпринимательская деятельность обусловлена не целью получения прибыли, а достижением уставных задач, необходимостью материального обезпечения их основной деятельности, не связанной с участием в имущественных отношениях.

 

Специфика деятельности организации должна определять объем ее правоспособности. Поэтому закрепление того, является организация коммерческой или некоммерческой, помогает четко определить: какие формы юридических лиц могут иметь общую правоспособность, а какие - специальную. Основное гражданско-правовое последствие признания организации некоммерческой заключается в наделении ее специальной правоспособностью (п. 1 ст. 49 ГК).

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций исчерпывающе поименованы в ГК (п. 3 ст. 50 ГК). Предусмотрены следующие формы некоммерческих организаций:

1) потребительские кооперативы, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

2) общественные организации, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

2.1) общественные движения (пп. 2.1 введен Федеральным законом от 23.05.2015 N 133-ФЗ);

3) ассоциации (союзы), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;

4) товарищества собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;

5) казачьи общества, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) фонды, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

8) учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономные некоммерческие организации;

10) религиозные организации;

11) публично-правовые компании;

12) адвокатские палаты (пп. 12 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 268-ФЗ);

13) адвокатские образования (являющихся юридическими лицами) (пп. 13 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 268-ФЗ);

14) государственные корпорации (пп. 14 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 236-ФЗ);

15) нотариальные палаты (пп. 15 введен Федеральным законом от 07.02.2017 N 12-ФЗ).

Как видно, закрепленный в настоящее время в Гражданском кодексе перечень видов некоммерческих организаций очень разнороден, он построен на разных основаниях, включающих как организационно-правовые формы юридических лиц, так и направления деятельности организаций; некоторые из перечисленных форм некоммерческих организаций очень близки друг другу, тем не менее закон определяет их как самостоятельные виды юридических лиц.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).

В уставе некоммерческой организации, помимо тех сведений, которые должны содержаться в уставе всякого юридического лица, должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц.

Цели, ради которых создано юридическое лицо, род его деятельности, как они определены в его уставе, предопределяют не только то, какое имущество эта организация может иметь, но и то, в какие отношения может вступать, какие договоры она может заключать.

Однако необходимо разграничивать предмет уставной деятельности некоммерческой организации и конкретные правомочия по осуществлению этой деятельности. В сфере гражданского оборота конкретные правомочия такой организации могут быть шире предмета ее уставной деятельности.

Одной из форм реализации гражданской правоспособности некоммерческих организаций является их деятельность, приносящая доход.

Некоммерческие организации могут заниматься приносящей доход деятельностью лишь постольку, поскольку она служит достижению их целей и соответствует этим целям, ради которых они созданы, и предусмотрена уставом (п. 4 ст. 50 ГК). Такой деятельностью может быть производство товаров и услуг, отвечающих целям создания организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика (ст. 24 Закона о некоммерческих организациях).

Полученный доход должен использоваться некоммерческой организацией для покрытия расходов, связанных с той некоммерческой деятельностью, которая осуществляется для достижения целей, ради которых существует юридическое лицо. Обусловлено это недопущением отклонения деятельности некоммерческой организации от ее основной цели.

Исходя из того, что некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью, законом могут быть установлены ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм и видов (п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях), а также на отдельные виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации.

 

Некоммерческие организации являются либо корпоративными юридическими лицами (корпорациями), где участники юридического лица являются членами такой корпорации, либо унитарными юридическими лицами, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства (ст. 65.1 ГК).

Корпоративными некоммерческими организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 и ст. 65.1 ГК), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган.

Большая часть всех некоммерческих организаций относится к корпорациям.

Некоммерческие корпорации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, общественных движений, ассоциаций (союзов), адвокатских палат, адвокатских образований, товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, общин коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Признаки некоммерческой корпорации:

1) основная цель организации не связана с извлечением прибыли;

2) организация не распределяет полученную прибыль между участниками;

3) учредители (участники) приобретают право участия (членства) в них, обладают корпоративными правами и несут корпоративные обязанности, предусмотренные ст. 65.2 ГК;

4) учредители (участники) формируют высший орган некоммерческой корпорации в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК.

Все некоммерческие корпорации являются собственниками своего имущества, в том числе того, что передано членами корпорации в качестве имущественных взносов.

 

На сегодняшний день список некоммерческих организаций закрыт. До 2014 года он был открытый. Было 12 организаций, стало 16.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.

Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории.

Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном действующим законодательством и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Правовой статус, порядок создания и деятельности некоммерческих организаций определяются отдельными федеральными законами.

 

Также существовал центр исторического наследия президентов РФ. Он прекратил свои полномочия в мае 2008 года. Он являлся некоммерческой организацией и юридическим лицом.

Цели центра – изучение исторического наследия президента. Для этого он проводил конференции с участием видных политиков и общественных деятелей, осуществлял научно-исследовательскую, издательскую и благотворительную деятельность. Также он учреждал премии и стипендии центра.

Центр создавался Администрацией президента РФ.

Высшим органом являлся Попечительский Совет.

Центр вправе осуществлять предпринимательскую деятельность.

В 2008 году был принят Федеральный закон «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий» от 13.05.2008 г. № 68-ФЗ.

Согласно указанному Закону, Центр исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 2037; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.124 с.)