Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)



Другой субрегиональной группой в рамках СНГ с участием России являлось Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Формированию данного экономического объединения предшествовал ряд подготовительных этапов. В начале было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (6 января 1995 г.); далее - 20 января 1995 г. - Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан; Кыргызская Республика присоединилась к этим Соглашениям 29 марта 1996 г. Тогда же Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. 26 февраля 1999 г. к Соглашениям о Таможенном союзе и к названному Договору присоединился и Таджикистан.

В соответствии с Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях были учреждены совместные органы управления интеграцией: Межгосударственный совет, Интеграционный комитет (постоянно действующий исполнительный орган), Межпарламентская Ассамблея. В декабре 1996 г. Интеграционный комитет был наделен также функциями исполнительного органа Таможенного союза.

Договор о Таможенном союзе можно рассматривать как направление экономической интеграции в рамках тех государств Содружества, которые заявляли о готовности к более тесному экономическому взаимодействию. Объединение ставило перед собой весьма значительные цели: завершить в 1996 г. создание Таможенного союза, сформировать общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; развивать единые системы: транспортную, энергетическую и информационную; создать платежный союз и гармонизировать национальное законодательство.

К концу 1998 г. завышенные ожидания ускоренных темпов интеграции в рамках данной "пятерки" государств СНГ не оправдались, поэтому участники Таможенного союза постепенно пришли к пониманию более взвешенного и поэтапного движения по реализации поставленных целей, подписав 26 февраля 1999 г. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.

В мае 2000 г. на заседании Межгосударственного совета Российская Федерация предложила создать на базе "пятерки" полноценную межгосударственную экономическую организацию с четкой структурой и эффективно действующими интеграционными механизмами. Президенты Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана согласились с концепцией создания международной организации, в рамках которой суверенные государства могли бы эффективно сотрудничать, постепенно продвигаясь к более высоким ступеням интеграции.

10 октября 2000 г. был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (далее - Договор).

Членами ЕврАзЭС являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и с 2005 г. - Узбекистан. Однако в 2008 г. Узбекистан подал заявку на выход из Евразийского экономического сообщества.

Согласно учредительному Договору целями и задачами международной организации ЕврАзЭС являются эффективное продвижение процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализация других целей и задач, определенных в вышеназванных Соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Ранее заключенные Договаривающимися Сторонами между собой договоры, а также решения органов управления интеграцией продолжают действовать в части, не противоречащей учредительному Договору.

Обеспечивая преемственность созданных ранее Договаривающимися Сторонами органов управления интеграцией, для выполнения целей и задач Договора в рамках ЕврАзЭС создана организационно-правовая структура, в которую входят: Межгосударственный Совет (Межгоссовет); Интеграционный комитет; Межпарламентская Ассамблея (МПА); Суд Сообщества.

ЕврАзЭС как международная организация экономического профиля открыта для всех государств, которые примут на себя обязательства, вытекающие из Договора об учреждении этой организации и других действующих в рамках Сообщества договоров по списку, определяемому решением Межгосударственного Совета, и которые, по мнению членов ЕврАзЭС, могут и намерены эти обязательства выполнять.

Предусмотрена и процедура выхода из состава организации. Любая Договаривающаяся Сторона вправе выйти из состава ЕврАзЭС, предварительно урегулировав свои обязательства перед Сообществом и его членами и направив в Интеграционный Комитет официальное уведомление о выходе из Договора не позднее чем за 12 месяцев до даты выхода.

Правоспособность. ЕврАзЭС пользуется на территории каждой Договаривающейся Стороны правоспособностью, необходимой для реализации его целей и задач. Организация может устанавливать отношения с государствами и международными организациями и заключать с ними договоры.

ЕврАзЭС пользуется правами юридического лица и для реализации своих целей и задач может, в частности: заключать договоры; приобретать имущество и распоряжаться им; выступать в суде; открывать счета и совершать операции с денежными средствами.

 

  Таможенный союз. Развитие Содружества Независимых Государств не всегда соответствовало имеющимся возможностям интеграционного сближения стран - членов СНГ, в этом контексте появилась концепция разноскоростной и разноуровневой интеграции, которая позволила отдельным государствам СНГ перейти к более тесной интеграции, не дожидаясь остальных стран - партнеров по Содружеству. Такой подход, как известно, был реализован и в деятельности ЕврАзЭС, которое выросло из "таможенной пятерки" в Евразийское экономическое сообщество. Поэтапное интеграционное развитие позволило перейти от зоны свободной торговли России, Белоруссии и Казахстана к Таможенному союзу этих же стран с 1 января 2010 г., а с 1 января 2012 г. - к Единому экономическому пространству трех стран.

Идея создания Таможенного союза явилась альтернативой медленным темпам интеграции в рамках СНГ. Цель формирования Таможенного союза - создание единой таможенной территории, в пределах которой применяются единый таможенный тариф и другие единые меры торговли с третьими странами. Задачи Таможенного союза изложены в Договоре от 6 октября 2007 г. о его создании. Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 г. учредили Комиссию Таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза. Правила процедуры Комиссии Таможенного союза являются также правовой основой деятельности Комиссии Таможенного союза.

Высшими органами Союза являются межгосударственные советы на уровне глав государств и глав правительств.

Одним из основополагающих условий формирования Таможенного союза, а тем более Единого экономического пространства государств является учет принципов и правил ВТО. Это связано с тем, что по состоянию на 1 октября 2012 г. из стран - участников СНГ Киргизия, Молдавия, Грузия, Армения, Украина и Россия уже являются членами ВТО. Вступление отдельных стран в ВТО предполагает либерализацию международной торговли путем устранения нетарифных ограничений доступа товаров на рынок при последовательном сокращении уровня импортных пошлин. Для государств с неустановившейся рыночной экономикой, низкой конкурентоспособностью собственных товаров и услуг вступление в ВТО должно быть достаточно взвешенным и продуманным мероприятием, особенно в условиях участия в международной организации - СНГ.

На базе сформированного и функционально "запущенного в действие" Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана создано Единое экономическое пространство. ЕврАзЭС достойно выполнил свою роль и явился фундаментом для ТС и ЕЭП. В этой связи 10 октября 2014 г. в ходе заседания межгосударственного совета ЕврАзЭС на саммите стран СНГ в Минске были подписаны документы о ликвидации ЕврАзЭс.

ЕАЭС

История создания Евразийского экономического союза. С 1 июля 2010 года в составе Белоруссии, Казахстана и России начал работу Таможенный союз.

18 ноября 2011 года президентами Казахстана, России и Белоруссии была принята Декларация о евразийской экономической интеграции, в которой было заявлено о переходе к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству (ЕЭП). 1 января 2012 года вступило в силу 17 межгосударственных соглашений, создающих правовую основу для формирования ЕЭП. Была сформирована Евразийская экономическая комиссия, заменившая упразднённую Комиссию Таможенного союза.

19 марта 2012 года на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС / Высшего Евразийского экономического совета было принято решение о подписании к 1 января 2015 года всеобъемлющего договора о формировании Евразийского экономического союза.

29 мая 2014 года в Астане Президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу 1 января 2015.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) начал действовать с 1 января 2015 г. В данный союз вошли Россия, Белоруссия и Казахстан. Уже 2 января 2015 г. к ЕАЭС присоединилась Армения. В августе того же года в состав союза вошла Киргизия.

Существует путаница в аббревиатурах (ЕАЭС или ЕврАзЭС). ЕврАзЭС — Евразийское экономическое сообществоявляется предшествующей ЕАЭС интеграционной организацией, упразднённой в связи с созданием ЕАЭС. На официальном сайте Евразийской экономической комиссии указано, что аббревиатура ЕАЭС принята во всех официальных международных документа. Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Целями создания ЕАЭС являлись обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

Договор ЕАЭС – это международное соглашение, учреждающее ЕАЭС, в рамках которого обеспечиваются свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в различных отраслях экономики.

 

Консультативный комитет по налоговой политике и администрированию при Коллегии Евразийской экономической комиссии. Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Комиссии и Коллегия Комиссии.

В Совет Комиссии входят заместители Премьер-министров государств-членов Союза.

Состав Коллегии ЕЭК формируют Председатель и Министры Комиссии.

Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития ЕАЭС, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках ЕАЭС.

В соответствии со статьей 19 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 13 от 15.03.2012 создан Консультативный комитет по налоговой политике и администрированию (далее - Консультативный комитет).

Распоряжением Коллегии ЕЭК от 28.09.2015 № 97 утвержден состав Консультативного комитета.

Председателем Консультативного комитета по налоговой политике и администрированию при Коллегии ЕЭК является Член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Т.М.Сулейменов.

В соответствии с Положением о Консультативном комитете по налоговой политике и администрированию, утвержденным Решением Коллегии ЕЭК от 15.03.2012 № 13, основными задачами Консультативного комитета является подготовка предложений для Коллегии, включая разработку проектов нормативных правовых документов Союза в сфере осуществления налоговой политики и администрирования, по следующим вопросам:

1) формирования единых подходов в проведении налоговой политики государств-членов ЕАЭС по согласованным направлениям;

2) гармонизации налоговых законодательств государств-членов ЕАЭС по согласованным направлениям;

3) совершенствования нормативно-правовой базы ЕАЭС в области:
- косвенного налогообложения во взаимной торговле на единой таможенной территории ЕАЭС;
- оборота подакцизных товаров (в том числе алкогольной продукции) на единой таможенной территории ЕАЭС;
- прямого налогообложения;

4) совершенствования налогового администрирования, включая вопросы налогового контроля за трансфертным ценообразованием;

5) совершенствования информационного взаимодействия налоговых органов государств-членов ЕАЭС;

6) обсуждение практических вопросов применения нормативно-правовой базы ЕАЭС, регулирующих аспекты налогообложения и подготовка рекомендаций по разрешению проблемных ситуаций.

 

Налогообложение в ЕАЭС. При продаже товаров между государствами – членами Евразийского экономического союза нет таможенного контроля, не взимаются таможенные пошлины и сборы.

Порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при поставке товаров, (выполнении работ, оказании услуг) между государствами - членами ЕАЭС регулируется нормами Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014 (далее – Договор о ЕАЭС) и положениями Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением № 18 к Договору о ЕАЭС.

При этом нормы указанных международных соглашений имеют приоритет перед Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 7 НК РФ).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.016 с.)