Конституционно-правовая природа и сущность судебной власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовая природа и сущность судебной власти



Судебная власть — один из видов государственной власти РФ. Это самостоятельный вид государственной власти, имеющий строго определенные функции, осуществляемые специально предназначенной для этого системой, и организационно отделенный от других видов государственной власти РФ. Существование судебной власти в качестве самостоятельной ветви власти предусмотрено Конституцией РФ. В ст. 10 Конституции РФ закреплены концептуальные положения-нормы, устанавливающие, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, тесно взаимодействующие между собой. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти действуют самостоятельно в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. Данная норма, помещенная в гл. 1 Конституции РФ, дает основания для общего вывода о том, что наличие судебной власти является одним из неотъемлемых атрибутов конституционного строя Российской Федерации.

Несмотря на то что органы государственной власти весьма разнообразны, в своей совокупности они представляют собой единую систему, олицетворяющую государственную власть. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех властных органов возложено на Президента РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

Федеральные органы государственной власти сгруппированы в систему, представляющую собой согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих ветвей, систему взаимных сдержек и противовесов (постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П). К числу федеральных органов относятся Президент РФ, Федеральное Собрание России (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка, Уполномоченный по защите прав предпринимателей, Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг, прокуратура РФ, Конституционное Собрание, ЦИК РФ. Установление их системы, порядка организации и деятельности, а также их формирование относятся к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71 Конституции РФ).

Следует отметить, что в Российской Федерации предпринимались шаги по регламентации системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти в едином законодательном акте. В 1994 г. был разработан проект федерального закона «О концепции кодекса законов о федеральных органах государственной власти». Им предусматривалось принятие 48 федеральных конституционных законов и федеральных законов, закрепляющих конституционные полномочия, осуществляемые Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, всеми органами исполнительной власти Российской Федерации, судами. Однако идея разработки данного кодекса не получила поддержки в Государственной Думе.

 

Исходя из сказанного, судебную власть можно определить как элемент конституционного строя России, самостоятельный вид государственной власти РФ, охватывающий специальную систему органов, задача которых — осуществляемое от имени государства правосудие, т. е. оценка различных действий, актов, бездействия на предмет их соответствия закону, отраженная в судебном решении, принимаемом по определенной форме судопроизводства и являющемся общеобязательным.

Расшифровывая данное понятие, отметим следующие моменты.

1) Судебная власть не только самостоятельна, но и независима от других ветвей государственной власти, а также от общественной власти и от местного самоуправления как форм публичной власти народа в Российской Федерации.

2) Судебная власть целенаправленно выполняет задачи защиты законных интересов граждан, организаций, общества и государства, в том числе и, в особенности, от противоправных действий. Конечно, такие задачи стоят перед всеми субъектами права, но именно для суда они являются предопределяющими в его природе и назначении.

3) Никто не вправе выполнять функции судебной власти вместо нее, вершить правосудие, какими бы экстренными ни были обстоятельства; нельзя оправдывать подмену судебной власти и благородными мотивами. Судебную власть осуществляют специальные государственные органы. Разумеется, есть вопросы, примыкающие к правосудию, которые решают парламенты, их палаты (например, амнистия), главы государств (в частности, помилование). Однако такие вопросы не относятся к судебной власти. Ни парламент, ни глава государства, ни другие органы не ставят под сомнение акт правосудия, не оценивают его, а исходят из непреклонного действия судебного решения.

4) Судебная власть создана для выполнения задач правосудия. Она не может принимать законы, указы и т. д., нормативное регулирование общественных отношений как специальная функция не ее предназначение, хотя решения определенных, прежде всего высших, судов могут иметь нормоустанавливающее значение в том смысле, что они отражают позиции судов, становящиеся обязательными для тех, кто вступает в соответствующие отношения. Судебная власть не вправе также выполнять и функции исполнительной власти. Оценивая юридические акты, судебная власть не исследует причины их зарождения и принятия, это не ее задача, она воспринимает документ таким, каким он представлен суду для оценки. Рассматривая уголовные дела, судебная власть не подменяет органы, которые выполняли близкие задачи — дознание, следствие.

5) Из сказанного следует еще одно проявление назначения судебной власти — она занимает свое место в системе сдержек и противовесов в отношениях между властями в государстве. При этом надо иметь в виду, что судебная власть многогранна. Рассматривая уголовные дела, разрешая имущественные споры и т. п., суды реализуют одну часть своих задач, когда о сдерживающих факторах в отношении других властей можно говорить лишь в плане обязательности судебного решения. Но вот когда суд разрешает споры между иными властями либо оценивает их акты, тогда и проявляется роль судебной власти как элемента системы сдержек и противовесов.

6) В конституционно-правовой природе и сущности судебной власти заложено и то, что базой ее решений являются конституция и законы (в расширительном значении данного слова) государства. Если совершено преступление, если стороны приходят в суд со своим спором, все ждут не просто мнения суда, а его решения, основанного на нормах права. Конституция укрепляет авторитет суда не только тем, что он, суд, действует от имени государства, но также и тем, что его решения есть интерпретация закона для конкретной ситуации. Отсюда вытекает и такое требование, как обязательность судебного решения не только для участников соответствующего процесса, но и для иных субъектов права.

7) Особенностью конституционно-правовой природы судебной власти является и то, что она осуществляется в рамках определенных форм судопроизводства и процессуальных правил. Это означает следующее:
а) каждое из обращений в суд имеет свои форму и параметры, предполагает вид как суда, так и производства;
б) у каждого вида судопроизводства есть много общего с другими, но есть и особенное, откуда вытекают собственные процессуальные правила, и суд обязан ими руководствоваться.

8) Судебная власть осуществляется преимущественно на профессиональной основе. Судьи — специальные государственные служащие, получившие необходимое юридическое образование, достигшие определенного возраста и доказавшие свою профессиональную и жизненную подготовленность для данного вида работы. Судейство является основным видом их трудовой деятельности. В осуществлении судебной власти могут участвовать и специально не подготовленные граждане — в виде заседателей; их участие сочетается с работой судей-профессионалов, помогающих этим лицам в формулировании и выражении позиции данных лиц при оценке соответствующих обстоятельств.

 

Алжеев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.006 с.)