Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормативно-правовая основа выборов в Российской Федерации
Конституция РФ не имеет специальной главы об избирательной системе. Отдельные нормы, касающиеся избирательной системы и избирательного права, в Конституции есть. В частности, в Конституции говорится: · «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (ч. 3 ст. 3); · «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» (ч. 2 ст. 32); · «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда» (ч. 3 ст. 32); · «Президент Российской Федерации избирается на 6 лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (ч. 1 ст. 81); · «Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом» (ч. 4 ст. 81); · «Государственная Дума избирается сроком на 5 лет» (ч. 1 ст. 96); · «Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом» (ч. 2 ст. 96); · выборы предусмотрены и как способ осуществления населением местного самоуправления (ч. 2 ст. 130). Тем не менее, существует потребность в отдельной главе Конституции об избирательной системе, и предложения об этом регулярно высказываются в конституционно-правовой литературе. Вопрос о необходимости федеральных основ избирательной системы и избирательного процесса встал практически сразу после принятия Конституции РФ 1993 г. Во-первых, это было обусловлено нормами самой Конституции: если выборы — высшее непосредственное выражение власти народа, нельзя же отдать это «на откуп» субъектам РФ; к тому же по ст. 71 Конституции регулирование прав и свобод человека и гражданина отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, а по ст. 72 к совместному ведению Федерации и ее субъектов относится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. И все это предполагало принятие актов Федерации по вопросам избирательного права. Во-вторых, необходимость федерального регулирования обусловлена и тем, что при его отсутствии наблюдался сильный разнобой в закреплении институтов избирательной системы и избирательного права на уровне субъектов. Таким образом, федеральное вмешательство настоятельно требовалось для обеспечения как единства подходов, так и прав граждан независимо от того, в каком субъекте РФ они проживают. В-третьих, федеральное законодательство необходимо и для выборов органов государственной власти самой Федерации.
Итак, первая группа специальных источников избирательного права — федеральные избирательные законы, причем как общего характера, так и по конкретным видам федеральных выборов. Говоря об актах общего характера, напомним, что в 1994 г. был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». В 1997 г. ему на смену приходит Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В 2002 г. принимается одноименный новый акт — ныне действующий Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Закон об основных гарантиях избирательных прав). Роль данного Закона исключительно велика. Во-первых, он: является главным специальным актом по вопросам избирательной системы и избирательного права; определяет основные гарантии реализации российскими гражданами конституционного права на участие в любых выборах и референдумах, проводимых на территории страны; имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. С нормами данного Закона должны сочетаться иные федеральные акты. Статья 1 Закона гласит, что федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов РФ могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Законом. Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить этому Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта РФ, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат данному Федеральному закону, применяются нормы последнего.
Во-вторых, в том случае, если нет актов избирательного законодательства по конкретным видам выборов или акты устарели и не приведены в соответствие с названным Законом, выборы проводятся на основе данного Федерального закона. Этот Закон допускает (если правовая база субъектов РФ для выборов их органов власти и органов местного самоуправления несовершенна, а норм данного Закона и иных федеральных законов недостаточно) проведение выборов также на основе указов Президента РФ (п. 4 ст. 11). Акты специального характера касаются 2 видов федеральных выборов — выборов депутатов Государственной Думы и выборов Президента РФ. Первые выборы депутатов Государственной Думы проводились в 1993 г. на основе Положения о выборах депутатов Государственной Думы, утвержденного Президентом РФ в 1993 г. Выборы депутатов Государственной Думы 1995 г. и 1999 г. проводились по федеральным законам соответственно 1995 г. и 1999 г. о выборах депутатов Государственной Думы. В 2002 г. был принят Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы, согласно которому проводились выборы в 2003 г. Поскольку принято радикальное решение о переходе к выборам депутатов Государственной Думы только по партийным спискам, 18 мая 2005 г. принят новый Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Закон о выборах депутатов Государственной Думы). На его основе проводились очередные выборы в 2007 и 2011 гг. 22.02. 2014 г. данный закон был заменён новым одноимённым ФЗ, по которому проводились выборы 2016 года. Напомним, что Конституция допускает роспуск Государственной Думы Президентом РФ, следовательно, в этом случае проводятся внеочередные выборы, назначаемые Президентом РФ. Выборы Президента РФ после принятия Конституции РФ 1993 г. проводились в 1996 г. на основе Федерального закона 1996 г. о выборах Президента РФ. В 1999 г. принят новый Федеральный закон о выборах Президента РФ. Выборы проводились в 2000 г. в связи с досрочной отставкой первого Президента РФ. В настоящее время действует Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации», по которому проводились выборы Президента РФ в 2004, 2008, 2012, 2018 гг. Как отмечалось ранее, Совет Федерации у нас не избирается, а формируется. Поэтому Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» не является источником избирательного права. Вторая группа источников избирательного права — избирательные законы субъектов РФ. До 2005 г. это могли быть следующие виды актов: законы о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ; законы о выборах высших должностных лиц субъектов РФ — президентов, губернаторов, глав правительств; законы о выборах депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления (это могут быть и один общий закон, и 2 самостоятельных закона). В связи с введением в декабре 2004 г. порядка, по которому глава исполнительной власти не избирался населением субъекта РФ, а предложенная Президентом РФ кандидатура на должность главы наделялась полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ решением органа законодательной власти субъекта РФ, законы субъектов о выборах главы исполнительной власти были исключены из числа источников избирательного права. С восстановлением в 2012 г. выборности глав исполнительной власти субъектов РФ субъекты стали принимать новые законы о выборах этих лиц, такие законы вновь вошли в круг источников избирательного права.
В ряде субъектов РФ приняты комплексные акты — избирательные кодексы. На федеральном уровне политики, депутаты и ученые также обсуждают идею принятия избирательного кодекса Российской Федерации. Третья группа источников, играющих немаловажную роль в формировании основных позиций избирательного права и избирательного процесса, — это постановления Конституционного Суда РФ. Актов Конституционного Суда РФ по вопросам избирательной системы принято довольно много. В них отражаются как общие моменты, касающиеся любых выборов в нашей стране, так и особенности выборов отдельных уровней — депутатов Государственной Думы, депутатов органов законодательной власти субъектов РФ, выборных должностных лиц и т. д. Четвертая группа источников — нормативные акты (инструкции, методические разъяснения и др.) Центральной избирательной комиссии РФ, а в субъектах РФ — аналогичные документы избирательных комиссий субъектов РФ. Эти акты исключительно важны, особенно в части организационных аспектов выборов, работы избирательных комиссий, документации, отчетности и т. п. На определенном этапе положения подобных документов могут восполнять отсутствие соответствующих норм в избирательных законах, в последующем такие правила становятся содержанием законов. Однако многие текущие моменты выборов, и прежде всего процессуального и так называемого технологического характера, все равно остаются предметом инструктивных документов руководящего уровня избирательных комиссий.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 850; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.009 с.) |