Проблема лишения гражданства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема лишения гражданства



Правило о том, что гражданина РФ нельзя лишить гражданства, было введено Законом о гражданстве 1991 г. впервые в отечественной истории. Акты РСФСР о гражданстве 1918—1921 гг., положения о гражданстве СССР 1924, 1930, 1931 гг., законы СССР о гражданстве СССР 1938, 1978, 1990 гг. предусматривали такую возможность, кстати, не редкую и в законодательстве многих зарубежных государств.

Лишение гражданства — это действие государства в лице его компетентного органа, прекращающего своим актом без учета воли гражданина его правовую связь со своим государством. Лишение гражданства — мера конституционно-правовой ответственности, конституционно-правовая санкция. Как правило, она применяется вопреки желанию лица прекратить гражданство своего государства, хотя лицо может и желать, чтобы его лишили гражданства, или же совершать деяния, заведомо делающие возможным применение такой меры, как лишение гражданства.

Некоторых вопросов конституционное положение о том, что гражданин РФ «не может быть лишен своего гражданства», все-таки не снимает. В частности, как быть в том случае, если россиянин поступит на службу в армию, в органы полиции, юстиции, безопасности иностранного государства? Некоторые страны допускают для таких случаев лишение гражданства, хотя и называют это более «элегантно» — прекращением или утратой гражданства.

Кстати, Европейская конвенция о гражданстве от 6 ноября 1997 г. (РФ подписала в тот же день) допускает несколько случаев утраты гражданства по инициативе государства, среди которых: добровольное приобретение гражданства другого государства; добровольная служба в иностранных вооруженных силах; поведение, причиняющее серьезный ущерб жизненно важным интересам государства; отсутствие подлинной связи между государством и гражданином, постоянно проживающим за границей. Правда, в Конвенции сказано, что государство не может предусматривать в своем внутреннем законодательстве утрату его гражданства, в том числе по перечисленным основаниям, если соответствующее лицо в результате этого становится лицом без гражданства.

 

Приобретение российского гражданства: общие положения, новое и прежнее, динамика

Любой закон о гражданстве обязательно определяет круг лиц, которые относятся к числу граждан соответствующего государства.

По Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г. (ст. 5) гражданами РФ являются лица:

1) которые имеют гражданство Российской Федерации на день вступления в силу данного Закона (1 июля 2002 г.);

2) которые приобрели российское гражданство в соответствии с названным Федеральным законом.

Приобретение гражданства регулируется ст. 11 «Основания приобретения гражданства Российской Федерации» Федерального закона 2002 г. Оно приобретается:

1) по рождению;

2) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

3) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

4) по иным основаниям, предусмотренным названным Федеральным законом или международным договором РФ.

По сравнению с Законом РФ 1991 г. перечень оснований в действующем Федеральном законе претерпел изменения.

Во-первых, Закон РФ 1991 г. говорил о приобретении российского гражданства в результате его признания, чего нет в действующем Федеральном законе (правда, признание как способ приобретения гражданства Российской Федерации появилось по новеллам от 12 ноября 2012 г., включенным в Федеральный закон).

Строго говоря, признание гражданства есть не столько способ его приобретения, сколько определение в Федеральном законе, кого считать российскими гражданами. Но в Российской Федерации на момент принятия первого Закона была необходимость назвать признание способом приобретения гражданства. В сложное время развала СССР Закон не мог исключить активного волеизъявления лица по поводу гражданства: хотя и исходил из того, что российскими гражданами являются все, кто постоянно проживает на ее территории, все же оставлял за каждым человеком право на определение своей связи с Российской Федерацией, оформляемой в виде ее гражданства.

Во-вторых, Закон РФ 1991 г. предусматривал также приобретение гражданства Российской Федерации в порядке его регистрации. Этого понятия нет в действующем Федеральном законе (хотя сходный порядок приобретения гражданства он тоже предусматривает). Специфика регистрации состояла в том, что при наличии определенных условий можно было обращаться не на имя Президента РФ, а в местные органы внутренних дел, если человек проживал в Российской Федерации, либо в дипломатические, консульские учреждения за границей, если человек не проживал в Российской Федерации. Эти органы и учреждения принимали решение по существу (ставили соответствующие штампы, выдавали вкладыши в прежний советский паспорт, справки о гражданстве).

В свое время многие люди были недовольны тем, что они, родившиеся в России и русские по национальности, должны доказывать свою принадлежность к стране и приобретать ее гражданство в порядке регистрации. Они полагали: если человек родился на территории РФ, проживал постоянно на ее территории в период существования СССР, если его родители были гражданами РФ,—он вправе получить гражданство Российской Федерации в порядке не регистрации, а его признания согласно ст. 13 Закона РФ 1991 г.

Конституционный Суд РФ в одном из своих постановлений отметил, что гражданин, имеющий гражданство Российской Федерации по рождению в прошлом, сохраняет его и после распада СССР, вплоть до того момента, пока оно не будет прекращено на основании его собственного волеизъявления. И проживание за границей не прекращает гражданства. После возвращения в Россию для такого гражданина, по решению Конституционного Суда, достаточно так называемой уведомительной регистрации. Ее отличие от регистрации как способа приобретения гражданства в том, что уведомительная регистрация имеет исключительно учетный характер. Конституционный Суд записал в своем постановлении, что регистрация как способ приобретения гражданства Российской Федерации не распространяется на тех лиц, которые родились на территории РФ, являлись гражданами бывшего СССР, не изъявили своего свободного желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации, выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР, не являются гражданами других государств (входивших в состав бывшего СССР) и впоследствии вернулись на постоянное жительство в Россию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.005 с.)