Социальным может быть любое государство, независимо от его экономической и идеологической сути. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальным может быть любое государство, независимо от его экономической и идеологической сути.



Принципиальная разница между социалистическим и сегодняшним социальным государствами состоит в следующем.

Социалистическое государство, существовавшее в нашей стране, было так называемым патерналистским государством. Оно взяло на себя заботы обо всех гражданах и во всей полноте: практически вся экономика была государственной, рабочие места создавались государством, оно платило заработную плату, предоставляло квартиры (остававшиеся в его собственности), организовывало медицинскую помощь, предоставляло места в детских учреждениях (являвшихся государственными), занималось снабжением населения продуктами питания через государственные торговые организации и т. д.

Нынешнее социальное государство в России отказалось от патернализма как своей главной функции. Да он и невозможен в условиях плюрализма форм собственности и особенно в ситуации, когда более двух третей экономики уже стало негосударственным сектором и развивается на базе частной собственности. Безусловно, это государство также должно думать о том, чтобы создавались новые рабочие места и не было безработицы, но выполняет оно данную задачу не директивными методами, а содействием развитию экономики. Государство продолжает сохранять в своей собственности ряд предприятий, объектов жилищного фонда, социальных учреждений; но наряду с этим оно стимулирует негосударственные формы удовлетворения запросов населения, тем более что эти формы все более расширяются.

Как и в отношении других конституционных категорий, в отношении социального государства в России можно говорить с точки зрения должного и сущего. Читая приведенные строки Конституции, можно сказать, что соответствующая им политика государства существует и какие-то мероприятия в интересах создания достойной жизни человека в стране предпринимаются. Тем не менее, мы еще далеки от настоящего социального государства. Поэтому записанное в ст. 7 Конституции скорее можно рассматривать как стратегическую задачу общества и государства на ближайшие не только годы, но и десятилетия. Однако само по себе закрепление данной черты Российского государства в Конституции является концептуально правильным. Страна отдает себе отчет в том, что по-настоящему свободными людьми могут быть те, кто живет достойно в социальном и экономическом отношениях, и ставит перед собой цель создания для этого необходимых условий.

 

Светское государство

В ст. 14 Конституции РФ сказано:

«1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Итак, Конституция исходит из того, что светским государством является такое государство, которое официально дистанцирует себя от религиозных объединений. Оно не дает никакой религии ранга государственной, т. е. официально поддерживаемой государством и оказывающей влияние на осуществление его политики. Государство дает гражданам свободу выбора религиозного вероисповедания или отказа от какого бы то ни было вероисповедания. Это отражено в ст. 28 Конституции и Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Названный Закон устанавливает следующие конкретные правила отношений между государством и религиозными объединениями. Государство:

1) не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

2) не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

3) не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит данному Федеральному закону;

4) обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях.

Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством РФ об образовании.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:

1) создается и осуществляет деятельность в соответствии с собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно собственным установлениям;

2) не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

3) не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

4) не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

Отделение религиозных объединений от государства не влечет ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

Таким образом, в светском государстве все религии равны перед законом. Что же касается политики государства в отношении религиозных объединений, она имеет как бы 2 составляющие. С одной стороны, государство должно одинаково относиться ко всем конфессиям, в законном порядке действующим на его территории. С другой стороны, государство проявляет большее внимание к тем религиям, которые охватывают широкий круг граждан страны, может оттенять историческую роль этих конфессий (но очень осторожно) в своих базовых законах по вопросам свободы вероисповедания, активнее сотрудничать с ними, приглашать представителей этих конфессий на государственные мероприятия и церемонии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.005 с.)