Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы позитивного и негативного влияния на правосознание личности
Одной из важнейших и фундаментальных проблем в теории права является проблема формирования правосознания и правовой культуры. Актуальность данной проблемы связна с тем, что по сути дела, право есть продукт деятельности человека, и его содержание и исполнение во многом зависит от людей, от их сознания. 28.04. 2011 г. Президентом РФ были утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 г. № Пр-1168). В данных Основах подчёркивается, что развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов. Основные факторы, влияющие на состояние правовой грамотности и правосознания граждан. В условиях правового государства возрастает роль закона в системе социальных регуляторов, происходит усиление правовых начал в поведении людей, в жизни общества и государства. Недостаточный уровень правовой культуры и правосознания, правовой нигилизм граждан России являются серьезной проблемой обеспечения реализации принципов верховенства права. Условиями, способствующими распространению правового нигилизма, являются несовершенство законодательства Российской Федерации и практики его применения, избирательность в применении норм права, недостаточность институциональных механизмов, гарантирующих безусловное исполнение требований закона, неотвратимость, соразмерность и справедливость санкций за их нарушение. Правовой нигилизм девальвирует подлинные духовно-нравственные ценности, служит почвой для многих негативных социальных явлений (пьянство, наркомания, порнография, проституция, семейное насилие, бытовая преступность, пренебрежение правами и охраняемыми законом интересами окружающих, посягательство на чужую собственность, самоуправство, самосуд). На формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения оказывают влияние следующие факторы:
1) характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей; 2) качественный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания; 3) распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации; 4) доступность и понятность оказываемых в системе государственной и муниципальной службы услуг населению; доступность правосудия, судебной защиты нарушенных прав, безупречность и эффективность деятельности судов и органов, исполняющих судебные решения; строгое соблюдение государственными и муниципальными служащими норм закона и профессиональной этики; 5) понятность, доступность и эффективность законодательства, его адекватность реальной экономической и общественно-политической ситуации в стране, реализация в законодательстве принципов справедливости и равноправия, обеспечения соответствия норм права интересам и потребностям различных социальных групп; 6) систематический и качественный контроль за состоянием законодательства Российской Федерации в целях его оптимизации, выявления пробелов и противоречий, своевременной его инкорпорации и кодификации, а также контроль за правоприменением, выявление и анализ проблемных ситуаций, связанных с неправильным пониманием и применением закона; 7) эффективная, профессиональная и законная деятельность правоохранительных и иных уполномоченных органов по выявлению и пресечению преступлений и других нарушений закона, обеспечение неотвратимости соразмерного и справедливого наказания за нарушение закона; 8) обеспечение правопорядка в жизненно важных для большинства граждан сферах жизни, соблюдение нормативных требований организациями, осуществляющими реализацию товаров и оказывающими услуги населению; 9) доступность для граждан квалифицированной юридической помощи; неукоснительное соблюдение адвокатами и нотариусами, иными частнопрактикующими юристами в их профессиональной деятельности норм закона и профессиональной этики;
10) деятельность лиц творческих профессий и их объединений, средств массовой информации, организаторов эфирного и кабельного вещания, издательских организаций, производителей рекламной продукции, направленная на создание и распространение произведений, активно продвигающих в общественное сознание модель законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца; ограничение распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизирующих и пропагандирующих криминальное поведение.
Внешние факторы, влияющие на формирование правосознания, можно определить в зависимости от количества субъектов. К официальным источникам формирования правосознания относят: 1) органы власти и должностные лица, влияющие на формирование правосознания, путем вырабатываемой государственной политикой, а как ее результат - правотворческая и правоприменительная деятельность; 2) образовательные учреждения (не зависимо от форм собственности), формируют правосознание путем правового обучения в различных учебных заведениях, например, школе, колледже, Вузе, которое должно быть направлено на приобретение ребенком позитивных, духовных ориентиров, усвоение им нравственных норм, воспитание уважения к праву, развитие его воли; 3) средства массовой информации являются одним из основных источников формирования правосознания, а также средством правовой пропаганды, которая заключается в распространении правовых идей и правовых требований в обществе. И от того, насколько грамотной, объективной будет данная информация, зависит уровень правосознания и потребность совершать правомерные и противоправные действия. К неофициальным источникам, влияющим на формирование правосознания, относят: религия, ближайшее окружение человека. Религия, а именно ее исповедание, является фактором, влияющим на формирование правосознания. Именно этого мнения придерживаются многие авторы. Религия является источником, не только религиозных норм, но и нравственных, придавая им божественную силу, и ставит перед собой задачу воспитания законопослушной личности. Это не относится к деструктивным сектам, например, к сектам, которые способствуют формированию деформированного правосознания [14, с.331]. Огромное влияние на формирование правосознания человека оказывает его ближайшее окружение. Рассмотрим наиболее значимые объекты: · мнение большинства, усредненное мнение социально-демографической группы, к которой причисляет себя индивид - один из факторов, оказывающих существенное влияние на формирование правосознания. Оно может быть позитивным и негативным, способствующее или препятствующее осуществлению определенных общественных процессов, применению норм права; · в ближайшем окружении, особое место занимает семья, в которой начинается процесс социализации, т.е. формирование основы социально адаптированного поведения, путем прививания ребенку социальных ценностей связей [17, с.36].
Анализируя основные факторы, детерминирующие процесс формирования правосознания, можно отметить: все они - социальные, экономические, политические, психологические, образуют сложную систему взаимодействия общества и личности. Подобное несогласованное воздействий влечет за собой негативное отношение к праву. Для того чтобы изменить направление регрессивного развития правосознания, необходимо так организовать систему правового воспитания, чтобы к одной из его первостепенных задач относилась коррекция и гармонизация влияния всех факторов, формирующих правосознание и как следствие, правомерного поведения. Осуществление правового поведения проходит в несколько стадий: потребности - интерес как осознанная потребность - борьба мотивов при выборе вариантов поведения - определение цели и средств ее достижения - оценка реальной ситуации - принятие решения - действия по реализации принятого решения. Сбой и деформация желаемого для общества поведения, возможны на каждой из перечисленных стадий. Так, на стадии формирования интереса искаженно могут восприниматься потребности, вызывающие, например, преступления против собственности. В то же время нормальные потребности и интересы могут вступать в противоречие с имеющимися возможностями их удовлетворения, что негативно сказывается на выборе средств достижения поставленной цели. Иногда искаженно воспринимается конкретная жизненная ситуация, нарушается сложившаяся система ценностных ориентиров, что ведет к противоправному поведению. Кроме того, правосознание является специфическим регулятором правового поведения, так как: · включает процесс отражения и осмысления различных явлений общественной жизни и практической деятельностью людей в области функционирования права; · правосознание всегда отражается в поведении людей, в их деятельности в правовой сфере; · оказывает воздействие на мотивы, которые используются людьми при принятии определенных решений. Оно включает в сознание индивида, а также социальной группы, избираемой установочной оценки для выработки определенных отношений к разнообразным правовым явлениям. В том числе к праву в целом, его идеям и принципам, к императивности провозглашенных норм права; · затрагивает интересы и потребности человека, вызывает у него определенные переживания, определенные эмоционально-волевое отношение к фактам, явлениям и процессам социально-правовой действительности.
Также можно провести классификацию факторов, влияющих на правовое сознание, в соответствии со структурой правосознания. Следует отметить, что существуют факторы, которые влияют, как на правосознание в целом, так и на его отдельные структурные элементы. Как известно, в структуру правосознания входят 2 элемента: а) правовая идеология; б) правовая психология. Следовательно, все факторы, влияющие на правовое сознание можно разделить на факторы, влияющие на формирование правовой идеологии, и факторы, влияющие на формирование правовой психологии. Поскольку правовая идеология - это совокупность знаний и представлений о действующем праве и явлениях правовой реальности, то к числу факторов, влияющих на формирование правовой идеологии, можно отнести: доступность нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования. Доступность выражается, в частности, в обнародовании закона или иного нормативно-правового акта или международного договора. В ст. 15 Конституции РФ закреплено следующее положение: «Законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Таким образом, все нормативно-правовые акты, нормативные договоры, за исключением локальных нормативных актов, подлежат официальному опубликованию. Локальные нормативные акты должны быть доведены до сведения членов и работников указанной организации. Следующим фактором, влияющим на формирование правосознания, является способность индивида воспринимать правовую информацию. Следующим фактором, влияющим на формирование правосознания, является активность самого индивида по поиску правовой информации. В результате всех этих факторов осуществляется формирование соответствующих знаний и представлений о действующем праве (правовой идеологии). Что же касается факторов, влияющих на формирование правовой психологии (то есть совокупности убеждений, чувств, эмоций, оценок действующего права и явлений правовой реальности), то к числу факторов, влияющих на ее формирование, можно отнести осознание ценности права. В философии под ценностью понимается «объект или процесс мира, имеющий положительное значение для жизни человека». Ценность права - способность права содействовать удовлетворению основных потребностей субъектов права путем устранения препятствий, стоящих на этом пути. На наш взгляд, ценность права состоит в том, что право, содействуя удовлетворению потребности одного субъекта права путем предоставления ему свободы, но не абсолютной, а такой, которая не противоречит свободе другого субъекта права; установления определенного порядка и обеспечения справедливости. Следовательно, первой стадией механизма ценностно-мотивационного действия права является осознание ценности свободы, порядка, справедливости. Нет такого осознания - и ценностно-мотивационный механизм не работает. Так, например, если индивидуум не осознает ценность свободы, то он и не может осознать ценность субъективного права, которое является мерой возможного поведения участников правоотношения. Но если индивидуум не осознает ценность субъективного права, то он не может осознать и ценность объективного права, поскольку основным содержанием объективного права являются субъективные права и обязанности.
Вторым фактором, влияющим на формирование правовой психологии, является осознание не только своей, но и чужой свободы, т е признание принципа «моя свобода начинается и заканчивается там, где соответственно заканчивается и начинается свобода другого». Без этого осознания субъект права будет предъявлять к другим постоянно претензии и одновременно нарушать чужие права. Такое постоянное игнорирование чужих прав может сформировать негативную установку по отношению к действующему праву. Третьим является осознание того, что право есть нормативная форма свободы, порядка, справедливости. К числу факторов, влияющих на правовую психологию, можно отнести: умение индивида анализировать полученную правовую информацию; умение оценивать значимость той или иной правовой нормы для индивида; умение индивида формировать соответствующее отношение к действующему праву, к деятельности по толкованию норм права к своим правам и обязанностям и к правам и обязанностям других субъектов права. Под влиянием данных факторов индивид либо осознает необходимость соблюдать нормы права, либо стремиться игнорировать правовые предписания при каждом удобном случае, что и воплощается в поведении и деятельности субъекта права.
Одно и то же по содержанию правосознание, но различное по характеру настроение и эмоциональной направленности, оказывает далеко не одинаковое воздействие на поведение и поступки индивида, его деятельность. Отклонения от норм сознания и поведения личности зависят от целого ряда причин, среди которых большое значение имеет влияние отрицательных факторов на формирование сознания личности. Исследования лиц, совершивших преступления, в целом подтвердили изложенный выше вывод и позволили выявить следующие закономерности: · правосознание лица, совершившего преступление, как правило, по ряду аспектов не совпадает с существующим общественным правосознанием, противоречит правовым нормам; · преступник отрицает конкретную правовую норму или группу норм, защищающих те общественные отношения, на которые он посягнул; · преступник принимает как правильную и справедливую действующую правовую норму, в соответствии с которой он был осужден, в ее абстрактном понимании, однако считает приговор несправедливым (обычно излишне суровым) в отношении себя. Следовательно, при перевоспитании осужденных необходимо работать над восстановлением не правосознания вообще, а именно тех его аспектов, которые утрачены или отрицаются данной личностью. Правосознание является функцией возраста. Оно формируется в течение всей жизни индивида. Новорожденный ребенок правосознанием не обладает, оно формируется в личности по мере ее социализации. Развитие индивидуального правосознания тесно связано с правоспособностью и дееспособностью личности. В нормативно-оценочной стороне правосознания могут содержаться консервативные элементы, развитие которых отстает от задач, стоящих перед общественной группой, общественным субъектом. Такими консервативными элементами являются социальные привычки и традиции правового характера. Высокий уровень индивидуального правосознания является фактором, обеспечивающим права и интересы личности в условиях, когда большинство граждан смирились с этими нарушениями. Причины и условия деформации правового сознания - это социальные явления и процессы объективного и субъективного характера, которые детерминируют искаженное правосознание как свое следствие. Данные факторы по своей природе всегда противоречат интересам общества и причиняют вред отношениям в обществе. Все вместе они формируют определенную систему. Для того чтобы изучить сущность этих явлений необходимо классифицировать их в зависимости от содержания, последствий и уровня функционирования [7, с.37]. Главными причинами правового инфантилизма в настоящее время являются: 1) не продуманный курс преобразований, которые проводятся в стране; 2) частичная ликвидация бесплатного высшего образования; 3) нет хорошо организованной системы юридической подготовки; 4) низкий образовательный уровень отдельной части населения; 5) низкие моральные качества значительной части членов общества. Причинами правового нигилизма российских граждан выступают: 1) социально-экономический кризис; 2) политическая напряженность; 3) кризис правовой системы и отсутствие правовой стабильности. Инфантилизм, нигилизм, негативизм, идеализм, эгоцентризм как формы деформации правового сознания располагаются в органической взаимосвязи и единстве: 1) они взаимосвязаны структурно и функционально; 2) каждая из них обладает качественным своеобразием и несводимостью к другим формам. Структурная их взаимосвязь проявляется в том, что каждая предыдущая по степени регрессивности форма в определенной степени включается в последующую более регрессивную, но не исчерпывает ее содержание. Различные формы деформации правосознания имеет свои специфические детерминанты, они имеют и общие для всех причины. Инфантилизм, нигилизм, негативизм, идеализм, эгоцентризм отличаются степенью деформированности правового сознания, что определяются неодинаковым объемом и интенсивностью детерминирующих факторов и что самое важное специфическим их сочетанием. К ним относятся: 1) экономические факторы (спад производства, снижение объема промышленной и сельскохозяйственной продукции, снижение реальной заработной платы и т.д.); 2) социальные процессы (резкое расслоение российского общества и т.д.); 3) политические явления (борьба за власть в центре и в регионах, нестабильность политических институтов и т.д.); 4) правовые, факторы (эволюция российской правовой системы); 5) факторы общественной и духовной жизни (отсталое мировоззрение, мнимые ценности и т.д.). На искажение индивидуального правосознания, которое получило широкое распространение, наравне с факторами социальной среды, влияют также личностные качества и условия микросреды окружения [22. с.488]. Организация работы по преодолению деформации правового сознания должна быть максимальный эффект. В связи с этим нужно учитывать ряд особенностей по преодолению деформации, а именно: 1) учет действительно существующих процессов и противоречий социальной жизни, которые вызывают как свое следствие данное явление; 2) определение главных направлений по преодолению различных видов деформации правового сознания; 3) формулировка целей, способов и средств данной деятельности. Итак, основная работа по преодолению деформации правового сознания должна учитывать причины и условия возникновения данного явления. И на основе этого и должна строиться политика преодоления деформации правового сознания. Так как деформация правового сознания возникает и из-за недостатков учебно-воспитательной работы, а также вследствие воздействия отрицательных факторов внешней можно выделить два основных направления в разрешении имеющейся проблемы [22, с.489]: 1) Организация воспитательной работы по выработке положительного правосознания и недопущение его деформации. 2) Активное воздействие, как на пораженное правосознание, так и на породившие его причины и условия. Данные направления деятельности по преодолению деформации правового сознания требуют применения специальных методов воспитательного, предупредительного и принудительного характера. Главное место в механизме выработки позитивного правосознания и преодоления деформации правового сознания занимает социально-нормативное воспитание, основой которого выступает правовое обучение. Правовое воспитание - это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе. Правовое воспитание граждан осуществляется путем широко организованного преподавания правовых знаний, пропаганды права в средствах массовой информации. Большое значение для правового воспитания масс имеет практическая работа правоохранительных органов, деятельность которых широко освещается также в средствах массовой информации и становится достоянием общественности. Таким образом, принимать участие в правовом воспитании должны все граждане на протяжении всей жизни, они могут быть как в качестве воспитателей, так и в качестве воспитуемых, все зависит от того какие социальные роли они выполняют. Только в этом случае оно способно формировать у граждан позитивное правосознание.
Констатируя, можно сделать вывод о том, что на правосознание влияют множество факторов, которые в своей совокупности образуют механизм формирования правосознания, состоящий из следующих элементов: 1) идеологические элементы: обнародование нормативно-правового акта или международного договора; восприятие правовой информации, формирование соответствующих знаний и представлений о действующем праве и правовой реальности; 2) психологические элементы: осознание ценности права, анализ полученной правовой информации с целью выявления в этой информации положений, обеспечивающих свободу субъекту права, а также порядок и справедливость; оценка значимости данных положений для индивидуума; формирование соответствующего отношения к действующему праву, к деятельности по толкованию норм права, к своим правам и обязанностям и к правам и обязанностям других субъектов права; осознание необходимости соблюдать нормы права или стремление игнорировать правовые предписания при каждом удобном случае, и воплощение этого элемента в поведении субъекта права. Знание особенностей основных факторов, влияющих на правосознание, позволяет дать прогноз поведения индивидуума в той или иной ситуации. Так, попадание индивидуума с конформным поведением, чаще всего подростка, в криминальную среду делает из него наиболее опасного преступника, готового исполнять приказы главарей банды, которые впоследствии чаще всего его и подставляют, чтобы уйти от ответственности. Для лиц с маргинальным типов правомерного поведения риск совершения правонарушений есть, но он гораздо ниже, чем для лиц с конформным поведением, происходит это, как правило, тогда, когда лицо ошибочно полагает, что ничего ему за это (совершенное правонарушение) не будет. Самый низкий риск совершения правонарушения характерен для лиц с социальноактивным поведением. Они совершают правонарушения лишь в исключительных случаях, чаще всего в состоянии аффекта, или когда ситуация складывается так, что у них просто не видят иного выхода из сложившейся ситуации, кроме как совершить правонарушение.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 3066; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.052 с.) |