Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Арабский Халифат и развитие торговли, ремесла и науки
· Халиф Муавия перенес столицу из «города пророка» Медины в центр скотоводства и караванных путей Дамаск (661) и одновременно основал арабский флот. · Халиф ал-Мансур, чтобы удержать контроль над Ираном, решил выстроить новый столичный город Багдад (762) на Тигре. С основанием Багдада (762) к нему стянулись нити Великого шелкового пути, на котором арабы захватили Мерв, Балх и другие оазисные города. · Начался рассвет портовой Бассоры. От нее направлялись корабли по Дороге ароматов. · Арабские «синдбады-мореходы» стали осваивать океанические пути к югу вдоль берегов Африки до экваториального острова Занзибар и более далекого острова Мадагаскар. · У иранцев и восточных римлян арабы заимствовали монетные образы, создав развитую денежную систему: медяков для мелких покупок, серебряных дирхемов и золотых динаров для крупных сделок. · У китайцев арабы узнали секрет производства бумаги, вместе с десятичной системой счисления, пригодившейся в деловых расчетах и введения практики долговых расписок - «сакков» (чеков). · К мусульманской торговле относятся такие понятия, как базар – «торг на отрытом месте, установленном рядами лавок», магазин (махзин) – «лавка, склад товаров не в рядах, а в отдельном доме или на этаже», киоск – «беседка для торга». · Основав на юге Испании поселение Тарифа, арабы стали взимать с проходивших через пролив кораблей пошлины в размере 1/10 ценности груза. Возникло понятие тариф – ставка, взимаемая за провоз товара через границу. · Ростовщичество в пределах Халифата дозволялось только иноверным «людям Писания» - христианам-сирийцам и иудеям (евреям). · Из евреев выделилась общность купцов, называвшихся раданитами (радхонитами) и создавших в IX веке евразийскую торговую сеть (от юго-запада Европы до Индии и Китая через Средиземное море до Египта и Ливана, оттуда либо через Месопотамию, либо через Красное море до Персидского залива и дальше). Раданиты, странствуя, торговали пряностями, шелковыми тканями, мехами, украшениями, оружием, рабами. · Корабли от Бассоры, от иранского города Сираф и с острова Ормуз (Хурмуз) держали путь через порты Индии, остров Шри-Ланка, п-ов Малакку до города Гуанчжоу в устье Жемчужной реки (самая южная в Китае) Сицзян. Гуанчжоу стал центром китайской торговли с мусульманами.
· В ходе восстания в Китае против династии Тан (879), Гуанчжоу был захвачен, что привело к избиению иноземных купцов (евреев, арабов, иранцев). После этой резни в мусульманско-китайской торговле наступил длительный перерыв. · Акультурация – завоз полезных растений в Средиземноморье и на Ближний Восток моркови, хлебного и суданского кормового сорго, риса, сахарного тростника и манго · Формирование стиля восточной роскоши, давший импульс монументальному строительству и многим ремеслам. Развитие текстильного, красильного, керамического, кожевенного, деревообделочного и ювелирного ремесел. · В халифате выращивались специальные травы для окрашивания тканей: индигофера – синий, шафран – оранжевый, сафлор – желтый · Кошениль – “культурное насекомое” · Халиф Ал-Мансур инициировал перевод на арабский греческих сочинений по медицине, философии и математике · Варракины – переписчики книг и владельцы книжных лавок · Аль-Мамун основывает Дом Мудрости (829г.). ал-Хорезма – положил начало алгебре как самостоятельной науке; ал-Кинди – описал 100 рецептов лечебных масел, духов и освежающих средств; Абул-Вафа – книга “О том, что необходимо ремесленнику из геометрических построений ”
13. Православная Ромея и Константинополь – «золотой мост» между Востоком и Западом Ромея – восточная Римская Империя со столицей в Константинополе (Византия) долгое время занимала уникальное место между востоком и западом. В ней по-прежнему сосредоточились некоторые из мировых торговых путей (средиземноморского, индо-аравийско-красноморского (Дорога ароматов), караванного Великого шелкового); золотые солиды Ромеи надолго стали мировыми деньгами. Константинополь остался единственным не подконтрольным мусульманам крупным перевалочным пунктом на торговых путях из Азии в Европу, удержав значение средиземноморского «золотого моста». В Константинополе особенно развивались следующие ремесла: строительство и изготовление декоративных предметов роскоши и изысканной церковной утвари, что требовало дорогостоящих материалов и утонченного мастерства. После кражи яиц тутового шелкопряда из Китая в Византии появились государственные мастерские по выделке шелковых и шерстяных тканей (гинекеи).
14. Феодализм Феодализм - общественный строй, в основе которого лежит собственность феодалов на землю и другие средства производства, на крестьян-земледельцев, находящихся в крепостной зависимости, а также право феодалов осуществлять государственную власть на своей территории. Власть наделяла духовенство и военно-служилое сословие правом присвоения (частично или целиком) прибавочного продукта на определённой территории. Три сословия в экономике христианского Запада: Сеньориальное землевладение и повинности крепостных: феодализм подразумевал строй магнатского землевладения на основе личной военно-служебной верности более крупному землевладельцу-покровителю – сюзерену. Отсюда две категории господ-владетелей: феодалы светские и духовные, соответствующие 2 высшим привилегированным сословиям: поземельной родовитой знати (дворянству) и клиру (духовенству). Источники их доходов – поборы с третьего сословия (непосредственные производители, объединенные в соседские общины). С распространением католицизма появилась еще одна классификация: «молящиеся, сражающиеся и трудящиеся». Сеньориальное землевладение и повинности крепостных: бенефиции (лены) – прижизненные владения. Ими наделялись служившие королю тяжеловооруженные конники. Также ленами владели герцоги, графы и сеньоры, которые, в свою очередь также обладали правом раздавать бенефиции собственным воинам-конникам – баронам или вассалам. Земельное пожалование устанавливало союз между сеньором и вассалом, последний обязывался нести ратную повинность в войске сеньора, защищать границы его владений и выкупать из плена в случае поражения. Из-за военных вторжений и междоусобиц распространились прекарные сделки, по которым просителю-селянину передавался в пользование участок земли пожизненно или на 1-2 поколение при условии, что селянин будет выплачивать оброк монетами или продуктами покровителю, а иногда и отрабатывать в его владениях. Так происходило прикрепление к ленам работников, не владевших оружием. Отработки крепостных включали полевую барщину, пастьбу господского скота, уход за охотничьими собаками, рубку и доставку дров, транспортировку грузов, строительство помещений и изгородей, рытье рвов и канав, очистку прудов, изготовление мебели для замков. Продуктовый (натуральный) оброк состоял из долей урожая зерновых и винограда, приплода скота и домашней птицы, а также долей домашнего изготовления хлеба, солода, молочных продуктов, овечьей шерсти, льняного и конопляного полотна. С распространением водяных мельниц феодалы обратили их в свою монополию, принуждая селян расплачиваться 1/16 муки за помол. Аналогичные поборы – баналитеты – взимались за пользование господскими хлебопекарнями и прессами для отжима вина. Земельные наделы крепостных поселян располагались вокруг замка и деревни открытым полями – полосами, который каждый держатель обрабатывал в соответствии с севооборотом, установленным общиной. Чтобы сгладить различия в плодородии, община распределяла наделы на 10-20 полос, лежащих в разных местах (чересполосица). Селяне также располагали дворовыми участками, на которых могли выращивать овощи и в редких случаях разводить кур, гусей, кроликов. Оставшиеся после удовлетворения собственных потребностей и уплаты оброка избытки продуктов и домашнего рукоделия можно было продать на местном рынке.
Натурально-хозяйственные тенденции: сеньоры возводили на своих землях мощные замки, ставшие 1-й монументальной архитектурой западной цивилизации. Превращение бенефициев-ленов в замковые сеньории стало одной из причин феодальной раздробленности. С юга и востока на Запад поступали товары для церковного обихода и богослужения и потребления знати (пряности, благовония, лампадное масло, воск, шелковые ткани, драгоценные камни, стеклянные бусы, меха). Самые необходимые товары – хлеб, вино, корм для скота и др. – поступали в монастыри и замки за счет полевой барщины и оброка. Мясо для замков могли добывать только рыцари.
15. Устав Бенедикта Устав Бенедикта наставлял, что монастырь должен быть организованным таким образом, чтобы монахи могли производить все необходимое, не покидая его стен: иметь воду, мельницу, сад и различные ремесла. В итоге монахи сами занимались следующими делами: литье колоколов, изготовление стеклянных окон и ламп, красок, книжных переплётов, золотой и серебряной утвари (подсвечники, чаши, кубки), мозаичная отделка стен и полов. С повсеместным обложением землевладельцев церковной десятиной, монастыри «самообеспечивались» не столько трудом монахов, сколько трудом зависимых и подневольных держателей, часть из которых производила для монахов обувь, одежду, топоры, вилы, серпы и др. Так, с ростом феодализма монастыри превратились в центры стяжания богатства и стали взимать с зависимых поселян мясные и бочарные оброки, а также стали добиваться монополий на продажу соли и вина. Монастыри добились привилегий на устройство ярмарок. Особенности западно-христианской традиции в ее отношении к труду и торговле: следуя религиозным мотивам, католические монахи, а за ними – окрестные поселяне, врубались в леса, расчищая их под жилище и пашню. Углубление в леса стало исходным пунктом характерного именно для западного религиозного сознания положительного отношения к труду и техническим нововведениям. Это привело к «Великой распашке». Монахи основывали аббатства в ложбинах, сводили заросли под пахотные угодья и пасли вокруг домашний скот. На новых угодьях они ввели систему трехполья. В ходе Великой распашки произошло внедрение жесткого плечевого хомута, избавившего лошадь от сдавливания шеи; лошади стали запрягаться в плуг с отвалом для обработки тяжелых почв в странах, примыкающих к северным морям.
Система трехполья – это система полеводства с делением пашни на три поля, каждое из которых засевается сначала озимыми, затем яровыми – овсом, а на третий год оставляется под паром. Пашня делилась натрое: посевы озимых и яровых (с подсевами кормовых бобов) и отдыхающий участок под паром. Католические ордены:
16. Направления крестовых походов: Первый крестовый поход (1096 год) был организован решением римского папы Урбана II по просьбе византийского императора Алексея I с целью помощи восточным христианам в защите Анатолии (Малая Азия) от наступления сельджуков. В ходе похода также дополнительной целью стало освобождение священного города Иерусалима и Святой земли от мусульман. Итог – в июле 1099 года завоеван Иерусалим. Второй крестовый поход состоялся в 1147—1149 годах. Целями похода стала попытка поддержать шаткое христианское Иерусалимское королевство. Второй крестовый поход окончился полным неуспехом – поражением крестоносцев на Святой Земле. Третий крестовый поход (1189 – 1192) также закончился неудачно. Иерусалим остался под мусульманским контролем. Подъем среднего класса на Западе: крестоносная экспансия способствовала освобождению западных городов из-под власти светских и духовных сеньоров и усилению городской части третьего сословия, также объединявшейся в корпорации – торговые гильдии и ремесленные братства. С конца XI в. горожане повели борьбу со светскими и духовными феодалами за получение хартий, предоставляющих городским жителям права и вольности вплоть до самоуправляемой коммуны. Светские феодалы охотно шли на предоставление горожанам льгот и независимости в обмен на деньги. Наделение городов хартиями и статусом коммун означало превращение горожан в привилегированную часть 3-го сословия, или средний класс. Независимость получили следующие города: порты Брюгге, Гент, Ипр – переработка английской овечьей шерсти, цветных металлов в ткани-сукна и бронзовые изделия (Фландрия); Пиза, Сиена, Лукка (Италия); Кельн, Любек, Гамбург, Бремен, Кельн, Вормс, Шпайер, Швиц (Германия); Куттенберг – центр добычи серебра (Богемия).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.215.178 (0.02 с.) |