Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Житие святой Марии Египетской ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
В одном из палестинских монастырей жил в VI веке старец Зосима. Еще ребенком он поступил в святую обитель и с тех пор не переставал трудиться и в точности исполнять все монастырские правила, усердно постясь и молясь беспрестанно. Однажды он смущен был помыслом: „Есть ли, в самом деле, на земле монах, который бы мог показать мне такие подвиги и добродетели, каких я не совершал? Найдется ли в пустыне человек, превосходящий меня в делах своих?“ В то время, как он рассуждал таким образом, к нему явился Ангел и сказал: „Есть подвиги гораздо выше тех, которые ты совершаешь; если хочешь узнать о них, иди в монастырь, который стоит недалеко от реки Иордан“. Зосима тотчас вышел из кельи и отправился в указанную ему обитель. Его радушно встретили там, и он объявил братиям, что по внушению Божиему пришел поучиться к ним. Зосима стал разделять труды и молитвы иноков и удивлялся их тихой и святой жизни. Они беспрестанно работали и молились, мало вкушали пищи, добровольно терпели бедность и лишения. Редко кто отлучался из монастыря, и ворота, всегда почти затворенные, торжественно отворялись только в воскресенье пред Великим постом. В этот день вся братия вместе причащалась Святых Таин и после обеда все выходили из монастыря. Оставались только двое или трое монахов для служения в церкви; все же прочие шли к Иордану. Там они прощались друг с другом, и после этого всякий брал с собой немного пищи и уходил на весь Великий пост в пустыню. К Страстной неделе все снова собирались в монастырь; но никто не спрашивал друг у друга, кого он встретил в пустыне и в каких трудах провел это время. Совесть каждого была одна свидетельницей его подвигов. По примеру братии, в следующий Великий пост Зосима также вышел из монастыря с тем, чтобы пожить в пустыне. Он переправился за Иордан и двадцать дней ходил по пустыне, исполняя свое подвижническое правило. Остановившись однажды для молитвы, он с удивлением увидел вдали человека. Зосима обрадовался такой встрече среди безлюдного места и стал звать незнакомца; но тот, заметив его, хотел удалиться. Зосима пошел за ним вслед, но не мог догнать. Наконец, подошедши к одному иссохшему ручью, он закричал незнакомцу, чтобы он подождал его Бога ради, и услышал в ответ: „Зосима, не иди за мной; но если хочешь благословить меня, то брось мне свою верхнюю одежду; я бедная женщина; платье мое давно истлело в этой пустыне“. Зосима удивился, что знают имя его. Он тотчас исполнил желание отшельницы, которая, прикрывшись рясой его, подошла и поклонилась ему в ноги. „Ты священник, – говорила она, – и тебе следует первому благословить меня“.
Смущенный старец сам упал на колени и сказал: „Но ты духовная мать, ты умертвила плоть свою, и в тебе видны дары небесные, потому что ты знаешь имя мое и звание, хотя прежде никогда не встречала меня“. – Благословен Бог, желающий спасения всякому человеку, – отвечала она. – Зачем пришел ты сюда? Конечно, по внушению Духа Святого. Скажи же мне, старец, как живут христиане? Поведай мне о Церкви Божией и о царях земных. – Господь соблюдает их молитвами угодников Своих, и ты, духовная мать, помолись о грешном мире. – Молитва грешницы бессильна, но я должна исполнить, что ты повелеваешь, помолимся вместе. Сказав это, она подняла глаза и руки к небу и долго-долго молилась безмолвно. Зосима, опустив глаза, тоже стоял в безмолвии. Когда он поднял взор, то с изумлением увидел, что святая несколько отделилась от земли; казалось, что она готова была вознестись на небо. Зосима в страхе упал на колени и стал сомневаться, точно ли все это было в действительности или его только смущает видение; но услышал голос отшельницы. – Я не дух, – сказала она, – я бедная, грешная женщина, омытая водой крещения. – О, расскажи мне о жизни твоей и о делах твоих, – воскликнул тогда Зосима. – Теперь вижу, зачем Господь привел меня в эту пустыню; расскажи мне о подвигах твоих не для того, чтобы похвалиться ими, но чтобы наставить меня. – Чем мне хвалиться? – отвечала отшельница. – Стыдно мне и рассказывать о своей жизни; когда ты узнаешь о грехах моих, то с ужасом отвернешься от меня. Но ничего от тебя не скрою для того, чтоб ты усерднее помолился о моем спасении. Родина моя – Египет. На двенадцатом году я бежала из родительского дома и ушла жить в Александрию. Там, посреди соблазнов большого и роскошного города, я вела самую порочную жизнь. Семнадцати лет я была уже всем известна пороками своими. Так проходили лета моей молодости. Однажды, это было в самое время жатвы, я увидела толпу народа, которая спешила к морскому берегу; на вопрос мой сказали мне, что едут в Иерусалим и что туда отплывают корабли к празднику Воздвижения Креста Господня. Я побежала за народом и упросила взять и меня на корабль. Мне было весело в шумной и многолюдной толпе, и во все время плавания я соблазняла спутников моих смехом и крайним бесстыдством. Когда мы прибыли в Иерусалим, я пошла за народом к церкви. Было так тесно, что я с трудом пробралась к дверям; но напрасно старалась я войти в саму церковь; какая-то невидимая сила меня удерживала, и я не могла преодолеть ее. Изнемогая от усталости, я отошла в сторону, стала на церковной паперти и, прислонившись к стене, размышляла о том, отчего я не могу войти в церковь, как и другие? Тогда свет Божий коснулся сердца моего; открылись мои душевные очи; я поняла, что грехи мои не пускают меня в церковь. Мне стало ясно, что жизнь моя противна заповедям Иисуса Христа. С ужасом стала я припоминать все грехи свои и со слезами и рыданиями била себя в грудь. Долго и горько плакала я, как вдруг, случайно поднявши глаза, увидела на стене образ Богородицы. Я усердно стала молиться ей. „Пречистая, – взывала я, – знаю, что я грешница, недостойная и смотреть на образ Твой; но я слышала, что Сын Твой, Спаситель мира, для того и пришел на землю, чтобы призвать грешников к покаянию. Помоги мне, дай мне силу войти в церковь и увидеть то древо, на котором Он пострадал. Если я удостоюсь этой милости, то оставлю грешную жизнь свою и пойду, куда Ты повелишь“. Так молилась я, и мне показалось, что молитва моя услышана. Дрожа от волнения и страха, я опять подошла к церковным дверям и тут же без труда вошла в церковь. Я приложилась к древу Креста Господня, молилась со слезами и познала тайну Божия милосердия. Потом я опять возвратилась к иконе Божией Матери. „Ты, Пречистая, явила мне Свое преблагое человеколюбие, – взывала я, – не возгнушалась недостойной моей молитвой; Ты показала мне святыню, на которую я не смела взирать. Я исполню свое обещание; но не оставляй меня, будь моей руководительницей и укажи путь к покаянию“. Только что я сказала это, мне послышался как бы далекий голос, который говорил мне: „Иди за Иордан, там найдешь покой для души твоей“.
Я послушалась этого голоса и тотчас же отправилась в путь; дорогой кто-то подал мне несколько денег; я пошла к хлебнику, купила у него три хлеба и расспросила о дороге. Я шла три дня и наконец дошла до монастыря святого Иоанна Предтечи, близ самой реки Иордана. Искупавшись в святой реке, я пошла в церковь и сподобилась причаститься Святых Таин. В тот же день переправилась я на другой берег и, помолясь Пресвятой Богородице, пошла бесплодной пустыней. Таким образом я нашла себе убежище от душевных бурь и от искушений и поселилась здесь, ожидая Бога, спасающего меня. – Давно ли ты пришла сюда? – спросил Зосима. – Вот уже сорок семь лет, как я вышла из святого города. – Но как ты могла жить в таком отдалении от людей? Чем питалась ты? – О Зосима, как рассказать тебе, что я испытала в этой пустыне! Я принесла сюда только два с половиной хлеба, питалась кореньями и терпела страшный голод. Я мучилась, вспоминая о сладкой пище, которую всегда имела в Египте. Здесь иногда не было простой воды, а мне хотелось тех дорогих вин, которые прежде я пила без меры. Язык мой против моей воли настраивался повторять те безумные песни, которые прежде утешали меня; тщетно старалась я бороться со своими злыми навыками. Случалось, что я падала на землю от изнеможения. Платье мое истлело от времени, и тело в эти годы искушений содрогалось от холода или горело от зноя; целые дни лежала я на земле без чувств. Всего более мучили меня дурные мысли и грешные желания. Простершись на земле, я взывала к Богу о помощи и не вставала до тех пор, пока усмирялось мое сердце. Какой-то чудный свет тогда озарял меня, я чувствовала небесное спокойствие и благодарила Небесную мою Споручницу. Так мучилась я семнадцать лет, но потом настало время покоя. Ты видишь, Господь сохранил и тело, и душу мою.
Слово Господне – защита моя; я питаюсь надеждой на спасение, ибо писано: не хлебом одним будет жить человек (Мф. 4, 4). Услышав, что отшельница упомянула слова Святого Писания, Зосима спросил, не приносил ли ей кто-нибудь книг? – Никто не приходил ко мне в пустыню, – отвечала святая, – но само Слово Божие вразумляет человека. Зосима, – продолжала она, – помолись о мне, грешнице, и исполни мою просьбу: в последний раз причастилась я в монастыре святого Иоанна; теперь усердно желаю приобщиться Тела и Крови Христовой, и хотелось бы мне исполнить это в тот самый день, когда Спаситель причастил Своих учеников. На будущий год ты не пойдешь в пустыню с прочей братией; но прошу тебя, в Великий Четверг приди на ту сторону Иордана, к селению, и принеси с собой Святые Дары; там увидимся мы опять. Исполни эту просьбу, а теперь отойди с миром и никому не говори о нашей встрече. Сказав это, святая попросила благословения у старца и удалилась. Зосима поцеловал землю, на которой стояла отшельница, и, поблагодарив Бога, пошел далее. Когда настало время возвратиться в монастырь, он пришел с прочей братией, но никому не рассказывал о том, что видел в пустыне. На следующий год Зосима занемог в начале Великого поста и, как предсказала святая, не пошел в пустыню с прочей братией. Вскоре ему стало легче; и в Великий Четверг, взяв Святые Дары, он пошел поздно вечером к Иордану. Долго ждал он и молился Богу о том, чтобы снова увидеть святую. Он с горечью думал, что, может быть, она уже приходила и, не нашедши его, ушла. С беспокойством смотрел он на реку, на которой не было ни одной лодки. Вдруг увидел он за рекой святую. Она быстро подходила к берегу. Ночь была светлая. Святая на минуту остановилась, сотворила над рекой крестное знамение и спокойно пошла по воде. Изумленный старец хотел поклониться ей в ноги, но она остановила его словами: „Что делаешь ты! Вспомни, что ты священник и что у тебя в руках Святые Дары“.
– Господь исполняет обещание Свое, – сказал Зосима. – Те, которые очищают сердце свое, уподобляются Ему в делах своих. Слава Богу, показавшему мне, как далек я от совершенства! Святая отшельница, помолившись и выслушав Символ веры и молитву Отче наш, причастилась Святых Таин и, подняв глаза к небу, сказала: Ныне отпущаеши рабу Твою по глаголу Твоему с миром. Потом, обратясь к Зосиме, сказала: „Исполни еще одну мою просьбу; через год приходи к тому месту, где в первый раз ты встретил меня; Богу угодно, чтоб ты снова увидел меня там“. Прощаясь с нею, Зосима просил ее вкусить плодов, которые принес для нее из монастыря; но она едва коснулась принесенной пищи, помолилась вместе со старцем и потом, снова перейдя по водам, скрылась. Через год Зосима пришел в пустыню; узнав те места, где в первый раз он встретил святую, он долго искал ее и наконец нашел – мертвую, лежащую на земле; руки ее были сложены как на молитве. С грустью подумал Зосима, что он не услышал ее последних приказаний и не знает, где похоронить ее. Вдруг он заметил слова, написанные на песке: „Отец Зосима, похорони здесь тело смиренной Марии, умершей первого апреля. Отдай прах праху“. Из этих слов Зосима узнал, что она скончалась в тот самый день, когда причастилась Святых Таин. Это было 1 апреля, в 530 году. Со слезами и молитвой похоронил ее старец и потом возвратился в монастырь. Там рассказывал он о подвигах святой Марии. Записали ее житие со слов его и положили совершать ее память в самый день ее кончины. На первой и пятой неделях Великого поста читается великий покаянный канон святого Андрея Критского, с присоединением молитвенных стихов и к Марии Египетской. Таковы, например: Бесстрастие небесное стяжала еси крайним на земли житием, мати... и дальше в том же каноне: Возопивши к Пречистой Богоматери, первее отринула еси неистовство страстей. На утрени четверга 5-й недели, среди великого канона, положено читать в церкви и житие святой отшельницы, загладившей трудом покаяния прежние грехи свои. Потому эта служба называется стоянием Марии Египетской. Для чего же Церковь напоминает нам о подвигах святой Марии? Для того, чтобы призвать нас к покаянию и показать торжество верующей души над греховными привычками и над грешной природой человеческой. В чем и как должны мы следовать примеру отшельницы? Господь хочет, чтоб и в семейной, и в общественной жизни мы готовы были жертвовать всем для исполнения христианских обязанностей, чтобы грешные желания и бесчестные намерения побеждались в нас крепкой силой веры и совести, которые одушевляли первых подвижников христианства. Лишения, которые они добровольно переносили, должны и нас располагать к терпению в трудах и бедности, к умеренности и простоте жизни среди богатства. Тяжелая борьба грешницы с дурными наклонностями и страстями должна невидимо происходить в душе каждого. Если мы выйдем из нее победителями, если и нам удастся одолеть в душе нашей порочные склонности и удалить искушения плоти нашей, то этим духовным подвигом мы так же верно угодим Богу, как угодила Ему святая Мария Египетская глубоким раскаянием и трудной жизнью в пустыне.
Быть нужным
Есть два основных пути построения своей жизни. Первый, эгоистический, – это жить для себя, стараться как можно полнее удовлетворять все свои желания и страсти и видеть в этом смысл жизни. Второй, жертвенный, – это путь Христов, когда человек борется со своими эгоистическими желаниями и страстями, старается жить по воле Божией, часто жертвуя своими интересами ради нужды ближних, ища духовного совершенства и Царства Небесного. Примеров первого, эгоистического пути мы встречаем в жизни несравненно больше, чем пути Христова. Конечно, гораздо проще и, с первого взгляда, несравненно приятней жить для себя, „брать от жизни все“, переходя от одного удовольствия к другому, ища в жизни только наслаждений. Но как мы с вами уже говорили, это путь тупиковый и гибельный. На нем человек не только не реализует данный ему от Бога талант жизни, не только не проявляет в себе образ Божий, но уничтожает и растлевает то доброе, что имел в себе от рождения. Люди, живущие по страстям, выжигают в себе образ Божий, становятся послушными орудиями в руках демонических сил. И как падшие духи могут только уничтожать и разлагать, создавая иллюзию жизни, так и страстные люди, духовно уничтожая себя, разлагают все вокруг. Люди, идущие по жертвенному пути, наоборот, духовно созидая себя, помогают и способствуют правильному развитию своих ближних. Потому что Бог есть созидающая любовь и те, кто идут по пути Христову, изливают благодать на все вокруг. Давайте вспомним, кого больше всего мы любим. Наверное, маму, папу и тех, кто нам помогал, жертвовал ради нас своими силами и временем. То есть, по сути дела, тех, кто вложил в нас частицу своей души. Жертвовал собой, своими интересами и желаниями ради нашего блага. Кто-то из святых сказал замечательную фразу: „Что отдал, то твое“. Давайте вдумаемся в ее смысл. Когда ты отдал, то в своем поступке уподобился Богу и не лишился чего-то, а, наоборот, приумножил свою добродетель, увеличил свой духовный потенциал. И это потому, что дал Богу место в своей душе, а Он бесконечно благ и многомилостив. И чем больше живет в тебе Святой Дух, тем богаче и мощнее ты становишься, постепенно уподобляясь Богу. А чем больше живешь „для себя“, тем дальше удаляешься от Творца, превращаясь в своеобразную „черную дыру“, которая все поглощает и ничего не излучает. Такие люди всегда одиноки и никому не нужны. Быть нужным... Это значит – жить по заповедям Господним: полагая душу свою за ближних своих. Это значит – быть проводником воли Божией на земле, а не рабом своих нечистых желаний и страстей. Первая и самая главная заповедь Господня гласит: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем помышлением твоим и ближнего твоего, как самого себя. Человек, который так живет, – всем нужен, всем приятен, ибо через него идет духовный свет и вечная Жизнь.
Вопросы на осмысление 1. В чем суть и чем отличаются эгоистический и жертвенный, Христов, пути построения жизни? 2. Что случается с людьми, которые живут по своим страстям? 3. Как ты понимаешь выражение „что отдал, то твое“? 4. Что значит „быть нужным“? Нужно ли „быть нужным“?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На этой страничке мы прощаемся с тобой, дорогой друг! Мы надеемся, что изучение этой книги помогло тебе лучше познать себя, понять свое место и назначение в этом мире. Особенно хотелось, чтобы ты понял, что данная тебе Богом свобода не является свободой жизни по страстям, а наоборот, победой и властвованием над ними. Умению жить и поступать согласно воле Божией надо учиться, и это невозможно без добродетелей воздержания, терпения и смирения. Нужно помнить, что если человек не желает ограничивать себя в чем-либо, то он не способен ни на какую борьбу со страстями и тем более с нечистыми духами. Ты же, воин Христов, призван бороться и побеждать искушения мира, плоти и козни диавольские. Награда победителю – святость и вечная счастливая жизнь в Боге и Его любви. Дорогой друг! Мы надеемся, что знания, которые ты почерпнул из этой книги, не просто останутся в твоей памяти, а будут действенным руководством в твоей жизни. Да благословит тебя Господь Бог во всех твоих благих начинаниях и стремлениях! Слава Богу за все!
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.037 с.) |