Упражнение «Парикмахер-неудачник». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Парикмахер-неудачник».



Чик! Чик! Чик! Чик!

Челку я себе подстриг!                 (С радостью)

Чик! Чик! Чик! Ча!

Чудо челка у меня!                        (С гордостью)

ЧИк-чик! чИк-чик! чИк-чик! чОк!

Отхватил волос клочок!                 (С испугом)

Чик! Чик! Чик! Ха! Что за челка?                                  

       Чепуха!                                 (С досадой)

Короткими движениями пальцев рук (ножницы) «подстри­гаем челку», имитируя звук ножниц энергичными звуками Ч.

Упражнение помогает тренировать чистое произнесение звука Ч, не давая ему возможности превратиться в звук Щ. Соединить четкое, отрывистое произнесение Ч с активным движением диафрагмы. «Подлаивать» тренируемый звук.

Упражнение «Воробьи». Представьте, что вы «воробьи». Прыгаете около удочки с насаженным на крючок червяком и «чирикаете».

Первый.    Чик-чирик, чей червячок?

Второй.     Чей червяк? Чирик, молчок!

                   На крючочке червячок.                   

                   Попадешься на крючок.                         

Первый. На крючок? Чего? Чего?

                   Не боюсь я ничего! 

                   Червячка с крючка схвачу!

                   Чик-чирик! И — проглочу!           

Хотя упражнение делается сидя, но при вере в то, что вы «воробьи», невольно рождаются быстрые, легкие характерные движения головы, тела, которыми сопровождается текст. Острый, быстрый поворот головы «шустрого воробья» и такие же острые, быстрые движения языка (в верхние зубы и — отскок на глас­ную), энергичный, короткий выдох при произнесении согласного Ч, легкое движение диафрагмы.

Трудными звуками русской речи являются губно-зубные В, Ф. Они западают, их не слышно чаще всего в начале слова, что искажает смысл. «В – вообще очень нелюбимая буква. Она запирает звук, требует особой постановки говорильного аппарата, свойственной только ей да еще букве " Ф " (верхние зубы на нижней губе)». (См.: Волконский С. Выразительное слово. – СПб, 1913, с. 65). Именно потому, что эти согласные действи­тельно запирают звук, и надо тренировать особую активность их произнесения.

Вспомните знакомое по дыхательной гимнастике упражнение «Пульверизатор» (ф! ф! ф!..) и закрепите активное произнесение согласного «ф» в текстах. Например, покрыв волосы лаком, рас­сматриваете себя в зеркале и оцениваете новую прическу:

И в фас, и в профиль

                   "Фантази"

 К физиономии Зизи.

                   Факт.

Упражнение «Воля». Вы идете в метель и вьюгу. Ветер бьет в лицо, валит с ног... Погрузите себя в атмосферу обстоя­тельств: вызовите дрожь в теле, в губах, которые, не переставая дрожать, издают тянущийся, дрожащий звук ВВВВВВВВ-ВВВВВВВВВВ...

Начинайте действовать, призывая всю свою волю к преодолению препятствий.

– Эй, ветрило-ветродуй,

Ветродуй,

       в лицо не дуй!

Валишь с ног и в дрожь           

       вгоняешь,

Воешь, свищешь

       и пугаешь?.

Не возьмешь!

       Я волевой.

В страх не ввергнешь,

       Вой не вой!..

Вьюга вдруг взвилась и взвыла,

Вьюга вспять поворотила!

Верх взять воля помогла.

Воля все превозмогла.

       Воспитывайте волю!

Сохраняйте дрожащее «ВВВ» в стихах: удваивайте и утраи­вайте согласный «в», когда дрожа от холода, разговариваете с ветром.

Русская речь требует хорошо натренированного языка, потому что двенадцать согласных в нашей речи образуются при движении кончика или передней части языка по направлению к верхним зубам или передней части твердого нёба: Д, Т, Н, Ц, Ч, 3, С, Ж, Ш, Щ, Л, Р.

Надо добиться хорошей вибрации кончика языка, чтобы со­норный согласный Р не «проваливался» в слове среди звучания других согласных и гласных. И хотя в русской речи Р менее раскатистый, чем, допустим, в испанском языке, но он должен звучать определенно, не искажать смысла слова.

Упражнение «Переполох». Передайте услышанный вами грачиный крик:

Слушай... 

– КРАжа!                                      

– КРАжа!                       

– КРАжа!                             

– ГРАбят,

БРАтцы!                                       

Где же стРАжа?

– Что уКРАли?

– Два пеРА,

– БезобРазие! С утРА...

– Вы уКРАли?

– Мы не бРАли.

–  БРАли!     

– БРАли!

– КРАли!

– КРАли!

Это я

Грачиный крик

Перевел На наш язык.

                                                                                         (А. Шибаев)

Упражнение «Переполох». Весна. Ранним утром спускаетесь к реке, чудо-песенкой радостно приветствуете пробуждающуюся природу:

Тю–рю–рюшеньки! Рю–ре!

Трю–рю–рюрь!

                  Привет заре!

Трю–рю–рюрь!

                  Привет апрелю,

И реке, и птичьим трелям,

И берёзкам, и рябине,

Что стоят, как на картине.

Те–ре! Ерь–Ерь! Трю–рю–рю!

Песней встретил я зарю.

Тю–рю–рюшеньки! Рю–ря!

Прелесть песенка моя!

Незамысловатая,

Даже глуповатая,

Ну и что ж!

       Зато язык

Мой вибрировать привык.

Если вы в самом деле действуете: приветствуете природу, делясь с нею радостным чувством удивления перед пробуждением жизни и внутренним взором видите объекты общения, – то Р звучит легко, свободно. Ведь и дыхание, и звук Р включается в активное действие.

Полезно создавать различные игровые ситуации, объединяя ряд упражнений единым содержанием.

Упражнение «Чаепитие».

Действие 1-е: Раздуть угли в самоваре.

       В миг раздуем уголёк.

       Нам поможет в том сапог: Ф!Ф!Ф!Ф!Ф! (третий вид    выдыхания–воздух "рывками выталкивается").

Д ействие 2-е: В самоваре закипела вода.

       Самовар наш закипел

       И по-своему запел: ПШШШ! ПШШШ! ПШШШ!

Действие 3-е: Заварка чая.

       В чайник чай. И кипятком!

       Льётся струйка шепотком: ШШШШШШШ!

Действие 4-е: Приглашение к столу.

       Приходите дяди, приходите тети,

       Если чай вы любите, если чай вы пьете!

Самовар зовет пить чай:

       Чай горячий наливайте

       Чай душистый попивайте!        (грудной регистр)

Чайник зовет пить чай:

       Чай горячий наливайте

       Чай душистый попивайте!        (в среднем регистре)

Чашки приглашают пить чай:

       Чай горячий наливайте

       Чай душистый попивайте!        (в головном регистре)

Действие 5-е: Наливается чай в чашки.

       В чашку крепкий чай… И вот–

Из-под крана струйка льет: СССССССССССССССС

(первый вид выдыхания.)

Действие 6-е: Кладется сахар в чашки.

       Кпту–кпто–кпта – положили три куска.

       Кпты–кптэ–кпти – положили тоже три.

Действие 7-е: Размешивается сахар.

       Ложечка желобоковыгибистая!

       Желобоковыгибистая ложечка!

       Размешаем сахар в чае: чаи! чаи! чаи! чаи!

Действие 8-е: Приступили к чаепитию.

       Пить люблю из чашки чай.

       Ой! Горячий! Ай–ай–ай!

       Нет, такой нельзя нам пить.

       Надо малость остудить: ФФФФФ! Ф! Ф! ФФФФФ! Ф!              Ф! ФФФ! (первый, второй, третий виды выдыхания.)

Действие 9-е: Ведется застольная беседа.

       Водовоз вёз воду из–под водопровода.

       Водовоз вёз воду из–под водопровода?

       Из–под водопровода водовоз вёз воду.

       Чудо –водица!

       Пьешь–пьешь – не напиться!

Действие 10-е: Конец чаепития.

Самовар опустел и на одном выдыхании, ровно, мерно, выпуская воздух говорит:

В другой раз гостите.

Чай пить приходите.

А сегодня не обессудьте! Ффффсссссссссё…

Небрежность речи сказывается и в неправильном звучании мягких согласных Т—Д. Вместо Т слышится ТС; вместо Д—ДЗ:

ГдЗе растСяпа, да тСетСеря — Там не прибыль, а потСеря.

Не смотри, как рот дЗерет, А смотри, как дЗело идЗет.

Отчего происходит этот недостаток в звучании мягких со­гласных Т—Д?

Известно, что при произнесении согласных Д—Т язык, пе­редней своей частью плотно прижатый к альвеолам верхних зубов, под сильным давлением воздушной струи отскакивает от них и опускается вниз, за нижние резцы. При мягком звучании ТЬ—ДЬ происходит больший подъем средней части спинки языка. При изменении позиции языка важно сохранить плотную смычку кончика языка с альвеолами. При малейшей щели между языком и альвеолами ТЬ—ДЬ становятся «тсякающими» и «дзякающими».

Произнося «Дь-дь-дь-дь», попробуйте слегка двигать кончи­ком языка вверх и вниз по резцам (как бы протирая их). К согласному «Д» сразу же прибавляется призвук «3». Значит, для избавления от этого недостатка надо добиться того, чтобы кончик языка не скользил (образуя щель, в которую выходит воздух, порождая свистящие звуки 3—С), а плотно прилегая к верхним альвеолам, мгновенно отскакивал от верхних зубов, «взрывая» мягкие согласные Д—Т. Какие приспособления, ассоциации помогают излечивать этот недостаток? Их много.

Упражнение «Ток». Представьте, что ваши верхние зубы наэлектризованы. (Каким образом это случилось – фантазируй­те.) Когда вы хотите прижать к ним кончик языка, вас бьет током. Любопытно еще и еще раз проверить это ощущение, чтобы убедиться: существует ли оно?

Дя! – язык отскочил вместе с быстро опущенной нижней челюстью. Пробуйте еще раз. Осторожнее — ток!

А теперь чередуйте слоги: чистого звучаний «Tю с прИЗву-ком С – <<Тсю>>.

Тсё-Тё! Тся-Тя! Тси-Ти! Дзю-Дю! Дзё-Дё! Дзя-Дя! Дзи-Ди!

Не торопитесь произносить слоги. Заинтересуйтесь тем, что делает ваш язык. Любопытно ведь прислушаться к звукам, ко­торые изменяются при малейшем движении языка.

Слуховой анализатор и мышечная памятьвот главные врачеватели недостатков речи. Надо поэтому чередовать верное и неверное произнесение. Понять и услышать разницу звучания. «Ученики должны не только знать, понимать неправильное, но и воспроизводить его. Это наиболее исчерпывающий прием изу­чения ошибок, — пишет К. С. Станиславский. — Им надо уметь владеть. Правильное лучше оценивается, когда до конца охватываешь не только его, но и неправильное».(К. С. Станиславский. Соч., т. 3. С. 439.)

Упражнение «Звоночки». В одной руке звонок побольше, звонит он так: «дзинь-дзинь», а в другой — поменьше, звонит оп выше и звонче, издавая такой звук: «динь-динь». Позванивая то в один, то в другой звоночек, сыграйте «Чижика».

ДзИнь-дзинь! ДзИнь-дзинь! ДИнь-дИнь-дИнь! ДзИнь-Дзинь-дзинь! Динь-динь-дИнь! ДИнь! ДИнь!

Затем, непрерывно звоня во второй звоночек, созывайте дру­зей: Динь-динь-динь-динь-динь-дииь-динь-динь...

Упражнение «Утки». Окликаете, зовете торопливо ковы­ляющих по двору уток:

Ути, ути! Уть-уть-уть!

Что спешите?

Есть хотите?

К речке держите свой путь?

Уть-уть-уть-уть-уть-уть-уть!

Здесь 19 раз повторяются мягкие «ТЬ и ДЬ». Тренируйте четкое их произнесение. Особенно хорошо тренируется верное — без «тсяканья»—произнесение ТЬ в междометиях — коротких, сокращенных названиях уток, которыми мы скликаем их. Звук направлен как бы «к себе» — воздух идет вверх. Отсутствие пауз между словами не позволяет воздуху просачиваться вне звука.

Упражнение «Телефон».

Тсякать, дзякать не хочу

И язык свой приучу

Говорить без С и З

Мягкий Т и мягкий Д

"Смычку крепче, да "поддаешь"

И дефект свой уберёшь,

Телефоны подключили

Дяде Пете, Тёте Моте.

Вмиг они заговорили.

День–деньской звонят–

Нет мочи!

Тётя Мотя дяде Пете:

– Вы как прежде заходите,

Телевизор посмотритею

Да чайку со мной попейте.–

Дядя Петя тёте Моте:

– Может, вы ко мне зайдёте

Да как прежде посидите

И со мной поговорите.–

ДИнь–динь! ДИнь–динь! Тень–тень! Тень!

Динькает он целый день…

Прежде в гости заходили.

Телефоны отучили.

Большим недостатком снижающим благозвучие речи, является смягчённое произношение согласных Ж, Ш. (жИзнь, жЯра, хороши, слышЮ…). Имеющим этот недостаток необходимо знать верную установку речевого аппарата и тренировать звуки в изолированном виде, в сочетании с другими согласными и, наконец, в текстах, взятых из литературы или специально сочинённых.

Речь вульгарная, когда

Мы смягчаем ЖЭ и ША:

Ширь, Во ржИ. КожЯнка. Ножик.

ЖЕра. ШЯрик. ЖЯрко. ВжИк…

Нет! Звучать мы так не будем!

Никогда не позабудем:

В речи–твёрдые ЖЭ, ША.

"ЖЫзнь конеШНо хороША.

ВаЖНо жЫзнью дорожЫть,

ВаЖНо жАдно жЫзнь прожЫть,

ЖЖАЖДой жАркою творя,

Щедро жАр душИ! Даря! –

Не прижал язык к зубам,

Дал свободу и покой,

Сразу ясно слышно нам:

Стала речь совсем иной,

Благозвучно зазвучала,

Благородной–русской стала.

Упражнение «Шалун».

Сшила НатаШа для МиШки Штаны.

Что-то Штанины УЖ слиШком длинны.

МиШка–Шалун наШ к НатаШе приШел,

Хвать за Штаны, Прокричал "хороШо!"

Упражнение «Жуир».

       Жёлтый Жук ЖуЖЖит, ЖуЖЖит,

       Вкруг Жучихи Жук круЖит:

       – БоЖе мой, Желанная.

       Жду и обоЖаю! Женственная, неЖная,

       Звать Женой Желаю!– Он ЖуЖЖит и неЖится.

       Жалкий и уЖасный. КруЖит он, конечно Же,

       Ждет ответ напрасно.

       – Ну Же, ну! Ответь Же! Выпускаешь Жало?

       – ПроЖигатель Жизни! Желчный!

       Не ЖуЖЖи, уЖалю!

Работая над дикцией необходимо тренировать мягкое произношение согласных С, Т, Д и других перед мягкими согласными, что определяется орфоэпическими правилами звучащего русского слова. По существующему закону "упреждения" речевой аппарат, "забегая вперёд", устанавливается для произнесения мягких гласных ЯЕЁЮИ. При этом язык прижимается к верхним боковым зубам и смягчает стоящие перед ним согласные.

Попробуйте это проверить произнося какой–нибудь мягкий гласный, например Е (ощутили прикосновение к верхнем боковым зубам?). И тут же переходите к произнесению слов с двумя согласными перед ним:

Ей–ей!–Две двери.

Ясно слышится мягкое звучание согласного Д перед мягким согласным В, в свою очередь, смягчён йотированным (мягким) гласным Е.

       Знаем мы закон "смягченья"

       Он возник от упрежденья

       Языка. Таков уж есть!

       Мягкий гласный произнесть

       Он спешит, не замечая,

И согласные смягчает:

Зьвёзды, сьпевка, песьни, сьвет,

Ветьви, сьтепь, сьмех, сьпички, сьлед…

На другой звучим манер

Перед ка, гэ, ха, и эр,

Нет смягченья перед ними:

Брызги, крики, хрипы, краски,

Крепость, схимник, схемы, маски…

Надо нам не забывать,

Где же надобно смягчать.

Упражнение «Шалун».

Двести две я знаю песни

Твердо наизусть.

Пусть поют со мною вместе

Коль нахлынет грусть!

Песни все простые,

Песни небольшие.

       Если вы споёте песню

       Станет с песней мир чудесней!

Произнеся этот текст верно орфоэпически (смягчая согласные), а затем твердо, легко убедиться в том, что мягкое их звучание более благозвучно, а твердое "режет слух".

Обеспечив слышимость и разборчивость своей речи, создав тем самым условия благоприятного восприятия её слушателями, следует заняться совершенствованием функций голоса, быть "выразителем мысли", "проводником чувств", то есть заняться тренировкой средств речевой выразительности.

           

                   Контрольные вопросы

1. Какова роль техники звучащего слова в искусстве чтеца, актёра, оратора, педагога?

2. Что надо знать о трех видах выдыхания?

3. Что вносит в речь навык «переключения дыхания»?

4. Что надо знать об атаках голоса?

5.  Что дает тренировка двух форм речи?

6. Какие условия надо соблюдать при упражнениях, построенных по типу «лая»?

7. Какие упражнения помогают воспитывать свободу фонационных путей?

8. Какие упражнения помогают вырабатывать собранность звука?

9. Какова природа возникновения недостатков звучания согласных ч, ть, дь, ж, ш?

10. Какова роль согласных в звучащей речи.

11. Почему в работу над голосом полезно включать взрывные согласные?

12. Что надо знать о приеме голосо–речевого тренинга, построенном на включении междометий?

13. Как следует понимать процесс восприятия речи слушателями?

14. Какой штамп звучания характерен для многих представителей эстрадного и драматического искусства? Почему надо с ним бороться?

15. Как следует понимать принцип опосредствованного воздействия на работу голосо-речевого аппарата?

16. Какие приемы тренинга помогают добиваться качественных результатов в работе над совершенствованием речевых навыков?

           Задания для самостоятельной работы

1. Изучив методические приемы тренинга, построенные на опосредство­ванном воздействии на работу голосо-речевого аппарата, ежедневно трени­роваться, хорошо понимая целевые установки каждого упражнения, зная результат, к которому надо стремиться.

2. Составить индивидуальный «блок голосо-речевой разминки», направ­ленной на исправление недостатков дыхания, голосоведения, дикции. «Блок голосо-речевой разминки» составляется в следующей последовательности:

Дыхательная гимнастика: упражнения, тренирующие три вида выды­хания.

Формирование голоса на мягкой атаке: упражнения, построенные по типу «стона».

Опора звука: упражнения, построенные по типу «подлаивания».

Дикционный тренинг: серия упражнений, тренирующих четкое произне­сение отдельных звуков речи, во всевозможных сочетаниях, в словах, фразах, стихотворных текстах.

Исправление голосо-речевых недостатков: свистящих з и с, дзяканья и тсяканья, смягчения шипящих согласных; снятие напряжения, обогащение индивидуального тембра грудным резонированием, прикрытие «белого» звука и т. д.

Упражнения каждый отбирает себе сам, меняя их на другие в процессе тренировки.

3. В целях развития речевого слуха, воспитания чувства фонетического состава слова систематически вести «полевые записи», фиксируя услы­шанные слова, фразы, звуковой состав которых искажен говорящим (выпа­дение или замена согласных звуков и их групп, выпадение гласных, целых слогов и даже частей слова из словесного комплекса). Ежемесячно записы­вать не менее 25–30 слов в «Антисловарь». (так образно названы "полевые записи").

                         

                          Речевая выразительность

Мелодика речи. Среди всех средств речевой выразительности главное место принадлежит фонетическим средствам. Именно голос, дикция, мелодика речи, логика звучащего слова, диапазон, сила звука, темпо-ритм речи, тембрирование, логические и психологические паузы, различный характер произнесения звуков – все, что входит в понятие «интонирование речи», играет первостепенную роль в речевом действии. Из всех перечисленных составных интонации самого пристального внимания требует мелодика речи. Если языковое выражение мысли должно быть понятным, то голо­совое - ярким и точным. Значит, необходимо развивать при­родную способность голоса к модуляции, звуковысотным изме­нениям тона.

Изменение основного тона — настолько естественное явление нормальной человеческой речи, что отсутствие звуковысотных изменений воспринимается как резкое нарушение речи и может даже свидетельствовать о психической ненормальности человека.

Звуковысотные сигналы несут различную информацию: пе­редают интонацию предложения (повествовательного, вопроси­тельного, побудительного, восклицательного), выделяют ударное слово в предложении, указывают на смысловое значение раз­личных компонентов речи (например, движение тона вниз выделяет вводное предложение), выражают эмоциональное отно­шение к предмету разговора.

 Мелодические рисунки являются готовыми формами, кото­рые хранятся в человеческой памяти как определенный запас интонаций родного языка, родной речи. Они — основа общест­венного воздействия в речевом общении. За них «цепляется» наш слух. По ним верно воспринимаем и осмысливаем речь говорящего и даем оценку ему.

Речь человека индивидуальна и неповторима. Интонации рождаются в процессе выполнения конкретной задачи, в кон­кретных условиях общения, конкретным человеком (кто, кому, где, зачем, с каким отношением и т. д.). Однако неповторимый строй интонаций отдельного человека проявляется на основе общих закономерностей звучащего слова. Поэтому и надо тре­нировать существующие определенные модели, схемы предло­жений русской речи.

Передавая содержание, оратор чаще всего пользуется конст­рукцией повествовательного предложения. Для нее характерна восходяще-нисходящаялиния звучания. Она позволяет спо­койно, убедительно «вкладывать» в сознание слушателей свои мысли:

                                                      добро,

                                Сделав

Центр голоса –––––––––––––––––––––––––––––         

                                           не хвались.

 

Чтобы научиться легко понижать тон голоса в конце фразы, надо начинать говорить на среднем тоне («центре» своего голоса), обязательно несколько повышая тон в середине фразы, «чтоб мысль развить, не оборвать, не уронить», а затем опускаяего кточке. Тогда фраза будет иметь начало, вершину и конец. Оказывается, не так просто опустить тон голоса в конце фразы. Обратите внимание на распространившуюся сейчас манеру гово­рить с интонацией , не свойственной русской речи, как бы «зади­рая» концы фраз:

                                                         не хвались.

                                     добро,

                  Сделав ­________________________

 

 

Фраза с «задранными» концами приближается к вопроси­тельной, создает впечатление неуверенности, звучит с интонацией удивления, сомнения.         

Очень важно обратить внимание на характерное для русской речи выделение ударного слова путем понижения тона голоса. Это вносит в речь говорящего покой, убедительность, усиливает впечатление уверенности говорящего в своих суждениях, вносит дополнительный оттенок значения.

Но не всегда так получается, потому, что существует определенная трудность. Дело в том, что при выделении главного слова, которое содержит наиболь­шую информацию, мы его не только несколько растягиваем, выделяем мелодически, но и усиливаем звучание. А при усилении голос стремится к повышению (если им не владеть). И тогда вместо утверждения слышится неуверенный вопрос, снижается значимость сказанного.

Тренируйте же навык понижения тона голоса на ударном слове в упражнении на снятие ударений! Понижение голоса начинается с ударного слова, где бы оно ни стояло — в конце, середине или начале фразы.

                                  

           

                                          голоса

                          тон                     на ударном

   понижаю                                                                        с л о в е.

Я

                                                     голоса

                          тон                  на у д а р н о м

    понижаю                                                                       слове.

Я

                                        тон

   понижаю             г о л о с а

Я                                                                      на ударном                                                      понижаю                                                                  слове.

Я                           т о н

                                          голоса

            н и                                                  на ударном

  п о         ж а ю                                                             слове.

Я                            тон

                                         голоса             

                                                                         на ударном

                                                                                                   слове. 

 

Проследите за тем, чтобы все безударные слова «бежали» под ударное слово — не повышайте на них тон голоса.

Напоминаем еще раз: голос наш способен на уровне одного слога воспроизводить пять способов его мелодического выделе­ния. При слове «Нет!» тон голоса может быть ровным (—), восходящим (/), нисходящим (\), восходяще-нисходящим (/\), нисходяще-восходящим (V). Такое владение голосовой гибкос­тью не только в пределах фразы, слова, но даже одного гласного звука в слове обеспечивает усиление психологической действен­ности звучащего слова

е

Не              ет!_

 

      

Надо обратить внимание на то, что в русской речи и мелодика вопросительных предложений носит восходяще-нисходящий характер звучания. Только в трех случаях восходящая линия звучания вопроса:

1) когда центр вопроса заключен в последнем слове: 

                                                       лекцию?                

                                                 на

                                   пошли

                            Вы

2) в неполных предложениях (без сказуемого) с союзом А:

 

                      он?       лекция?            

                  А         А                     

3) в предложениях, начинающихся со слова «разве»:

                                 ресно?                             

            это не инте

Разве  

          

Однако, если во фразе есть какое-либо обстоятельство, то

она принимает восходяще-нисходящий характер звучания:     

                                                       ресно                                                           

                                это не инте            для моло

                     Разве                                                  дежи?

 

Ко второму типу вопросительных интонаций (с восходяще-нисходящим рисунком) относятся:

1. Фразы с вопросительными словами, стоящими в начале:

                                                                                                       

     «Как вы себя чувствуете?», «Какая сегодня погода?»;

 

2. Фразы с вопросительными частицами ли, неужели:

                           

«Придут ли они?», «Неужели не придут?»,

                                        

  «Неужели это их не интересует?», «Думают ли они о деле?»;

 

3. Фразы с соединительным союзом или:          

                                                

«Поймут или нет?», «Ждать или уйти?»,                                                                                                                                                                                                                            

 

«Верит или сомневается?»

В вопросительной фразе после повышения тона не все умеют опустить его и тем самым снижают выразительность, действен­ность речи.

Прислушайтесь к тому, как убедительно звучит фраза, когда в конце тон голоса понижается в вопросительной интонации:

     да

Ког       человек

                            счастлив?                                       

 

К. С. Станиславский образно и точно по рисунку сравнил вопросительную интонацию с «кваканием»:                             

квА           квА

                         

  квА?                    квА?

Если текст состоит из нескольких вопросов, то они должны звучать обязательно по-разному: каждый последующий вопрос окрашивается более ярким мелодическим рисунком, звучит все более интенсивно.

В речи мы прибегаем к форме полного вопроса (или, как назвал К. С. Станиславский, «многоколенному кваканию»), когда вопросительной интонацией окрашивается каждое слово фразы. Такую форму вопроса рождает высшая степень удивления, изум­ления, недоумения, возмущения и т. п.

 

                                           нятно??

                Вам? непо                это??

       Как?!

 

Одной из распространенных мелодических конструкций, ис­пользуемых в живой речи, является конструкция перечисле­ния. Приводя ряд фактов, аргументов, доводов, примеров, мы помогаем слушателям следить за логикой развития мысли. При перечислении создастся восходящая линия звучания слов, фраз. Надо научиться ступенчато двигаться вверх, при этом уметь опускать тон голоса на перечисляемых словах. Это понижение подчеркивает эмоциональное отношение говорящего, фиксирует внимание на значении мысли. Часто перечисление играет роль усилителя речи:

 

Лицо являло след недавнего недуга,

Стыда, отчаянья, моленья и испуга...

(А. Н. Некрасов)

Перечисления бывают неограниченные и ограниченные. При неограниченном перечислении рисунок звучания мысли восхо­дящий  (/). Можно именно так прочесть эти строки Некрасова, слегка повышая каждое слово (но выделяя его понижением) и, не закончив перечислять многозначность оттенков чувств, отра­зившихся на лице несчастного, поставить после последнего слова многоточие. При ограниченном же перечислении конструкция фразы — восходяще-нисходящая: предпоследнее слово перечис­ления звучит на самом высоком тоне, а на последнем слове тон голоса понижается

моленья

  и испуга.

Оратор часто использует такую стилистическую фигуру, как антитеза – противопоставление. При мелодике противопос­тавления повышается тон голоса в первой части фразы и пони­жается во второй. И чем ярче этот рисунок повышения и пониже­ния тона голоса, тем сильнее противопоставляется одно другому:

                                          в уме,

                   не может быть     чего

Ничего                                              не было

                                                                                          в чувстве.

 


Поэтом можешь ты не быть.

Но гражданином быть обязан.

       (Н. А. Некрасов)

Пой лучше хорошо щегленком,

Чем дурно соловьем.   (И. Л. Крылов)

Мелодические схемы противопоставления и сопоставления хорошо тренируются на пословицах, поговорках, афоризмах, крылатых выражениях:

Не всегда говори I то, что знаешь, I но всегда знай то, I что говоришь.

Часто красиво говорят, I а слушать нечего.                                       

Что не складно, I то и не ладно.

Ничего не может быть в уме, I чего не было в чувстве,

Коротко и ясно, I оттого и прекрасно.

Не гордись званием, I а гордись знанием.

Пользуется оратор и побудительными предложениями в своей речи. Мелодическая схема их похожа на повествователь­ное предложение (восходяще-нисходящая линия звучания), но имеет свои особенности, которые надо знать. При побудительном предложении: 1) несколько выше произносится начало фразы; 2) значительно ниже высота тона последнего ударного слога во фразе; 3) больше интервал в высоте тона между самым высоким и следующим за ним низким тоном.

Бесконечно разнообразны мелодические конструкции вос­клицательных предложений, как бесконечны эмоции, чувства, волевые импульсы, желания, которыми сопровождается речь говорящего. Любое повествовательное, вопросительное предло­жение можно сказать с восклицанием: Ты меня понял. Ты меня понял!

Разница между повествовательными и восклицательными предложениями заключается в том, что восклицательное предложение произносится в более высоком регистре; с меньшим падением тона голоса на последнем ударном слоге; с большей интенсивностью произнесения.

 Есть восклица­ния, которые выражаются каким-либо местоимением (какой, какая, такой, такая), наречием (как), междометием (ах, ох, о, аи...), словами, перешедшими в междометие (батюшки, господи).

Чтобы уметь хорошо "рисовать" голосом мысль, надо развивать диапазон голоса.

ДИАПАЗОН ГОЛОСА

Понятие "диапазон" включает в себя охват, объем, совокуп­ность всех звуков различной высоты, доступных человеческому голосу. При расширении диапазона необходимо сохранять каче­ство звучания голоса во всех регистрах. Регистр – это часть звукоряда, это ряд звуков, объединенных, прежде всего тембро­вым единством.

Чтобы сохранить устойчивость, качество голоса во всех реги­страх: в верхнем (или головном), среднем и нижнем (или груд­ном), надо добиться совокупности работы резонаторов. Это зна­чит, что при звучании голоса в грудном регистре работает и головной резонатор, а при звучании в головном – и нижний. Этому способствует наш прием «подлаивания».

 

       Упражнение «Трап».

Диапазон свой разовью

В прыжках на трап и на траву.

Три разных трапа предо мной.

Я звуку помогу рукой.

«Подлаивать» не забывать.

И все три трапа можно «взять».

            трап! С трапа

С травы на|                            на траву.

                   трап! С трапа

                      

С травы на|                             на траву.

                                               

                     трап! С трапа

 

                    

С травы на|                               на траву.

                                         

Прибегайте к помощи руки, которая активно «прыгает» на воображаемый трап. За рукой, которая легко «вспрыгивает» па видимую внутренним взором высоту, свободно повышается и тон голоса.

       Упражнение «Этажи». Поднимайтесь по этажам, отсчи­тывая пройденные:

                                                        и шестой этаж...       

                                            и пятый этаж,

                                    и четвертый этаж,

                            и третий этаж,                                    

                    и второй этаж,                                                             

         И первый этаж,

 

Проверяйте опору звука, «подлаивая» слово «этаж». Слова «и первый, и второй, и третий...» как бы кладутся все выше и выше на следующие этажи: голос повышается от грудного в средний, затем в головной регистр.

Теперь спускайтесь вниз:

И шестой этаж,

             и пятый этаж,

                        и четвертый этаж,                                 

                                       и третий этаж,                               

и второй этаж,

и первый этаж.

Дойдя до «первого этажа», не «сажайте голос на горло», а обязательно держите его в высокой позиции — на «опоре» (и на грудных тонах посылая звук в головной резонатор).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.274 с.)