Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-культурной деятельности
Теория социально-культурной деятельности органически связана с педагогикой и психологией как науками о человеке, о развитии личности. Между психологией как научной дисциплиной, педагогикой и социально-культурной деятельностью существуют тесные взаимосвязи, так как предметом изучения социально-культурной деятельности являются закономерности духовного и творческого развития личности путем включения ее в процесс культуроформирующей деятельности. «Исходными основаниями для разработки педагогической теории социально-культурной деятельности традиционно выступает представление о ней как социальном институте, как особой системе духовного производства, функционирующей в сфере свободного времени, как средства воспроизведения в новых поколениях достигнутого обществом уровня культуры». Социально-культурная деятельность связана с педагогикой и психологией в том смысле, что в поле ее зрения находятся те же процессы и явления, которые изучаются педагогикой и психологией, но рассматриваются в определенном специфическом аспекте. Психология призвана сыграть важную роль в обеспечении гуманистического направления развития общества, в формировании гуманистического менталитета людей. Основы психологического знания необходимы каждому человеку в его повседневной жизни и деятельности. Психология как наука создает необходимую научно-информативную основу для организации различных видов СКД. Теория социально-культурной деятельности включает в свою структуру следующие психологические знания: общие закономерности развития психики; психологические характеристики деятельности и личности человека на каждом возрастном этапе; психологические механизмы усвоения человеком общественного и культурного опыта; психологические основы формирования личности в процессе обучения и воспитания; взаимосвязь воспитания и психического развития человека; изучение соотношения между возрастными и индивидуальными особенностями людей; методики и технологии психологической помощи и психологической коррекции поведения личности. Осуществляя указанные общие и связанные с ними частные задачи, современная психология работает в тесном контакте с педагогикой, с социально-культурной деятельностью. Ряд конкретных отраслей психологии - педагогическая психология и возрастная психология взаимодействуют с социально-культурной деятельностью.
Общая психология. Особое место среди прочих отраслей психологии занимает так называемая общая психология. Она не является такой ветвью психологической науки, которая могла бы быть поставлена в один ряд с педагогической, юридической, медицинской, военной, сравнительной психологией и т.д. Общая психология изучает закономерности психологического становления, развития и деятельности человека. В ее задачи входит разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений. Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность: общие закономерности ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, психологическую саморегуляцию, характер и темперамент, преобладающие мотивы поведения и т.д. Следующие понятия общей психологии используются в социально-культурной деятельности: психические процессы, психические состояния и психические свойства или особенности личности. К психическим процессам относят познавательные процессы: ощущения и восприятие, память, воображение и мышление, эмоциональные процессы. Соответственно, управление общим механизмом психической деятельности как определенного индивида, так и целых социальных групп, например, в ситуации праздника, обряда, вечера отдыха, театрализованной игровой программы и других форм СКД, строится на этой основе. Закономерности эмоциональных реакций, восприятия и отношения аудитории к происходящему, механизмы включения в ситуацию социально-культурной формы и т.д. - все это невозможно не учитывать при разработке сценария педагогической программы той или иной массовой формы социально-культурной деятельности. К психическим состояниям относятся проявление чувств, внимания, воли. К психическим свойствам или особенностям личности относят качества ума, мышления, устойчивые особенности волевой сферы, т.е. устойчивые качества личности. Безусловно, индивидуально-психологическое оценивается и учитывается руководителем-педагогом в работе с каждым участником досугового, художественно-творческого коллектива или социально-культурного объединения. Таюке разработка психологического понятия «атмосфера» (праздничная, клубная, спортивная) невозможна без знания общих закономерностей психологии. Социально-психологическая атмосфера досуговой аудитории проявляется в особом психическом настрое ее членов, в основе которого лежит отношение участников к происходящему, друг к другу и самому себе как члену данной аудитории.
Наряду с данными общей психологии в теории и практике социально-культурной деятельности учитываются данные «Возрастной психологии», «Педагогической психологии» и других отраслевых психологии. Возрастная психология исследует возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности - все это необходимо для эффективной организации информационно-просветительной, художественно-творческой и других видов социально-культурной деятельности. Возрастная психология подразделяется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию. Психические процессы и психические качества человека, определ яемые возрастом, необходимо учитывать при организации различных форм СКД. Методики работы с различными социально-демографическими группами, прежде всего, предполагают знание организатором особенностей психики человека в различных возрастных периодах. Например, для нормального развития ребенка с самого его рождения важное значение имеет общение. С рождения и на протяжении всего периода взросления последовательно и периодически сменяя друг друга, ведущие виды деятельности и формы общения, в конечном счете, и обеспечивают развитие личности ребенка (ролевая игра /дошкольный возраст/, учебная деятельность /младший школьный возраст/, интимно-личностное общение /подростковый возраст/, учебно-профессиональная деятельность /ранний юношеский возраст/) [2, с. 71]. Безусловно, целенаправленное воздействие на этот процесс в детских досуговых коллективах должно основываться на знании особенностей межличностного общения ребенка в каждом возрастном периоде с применением соответствующих методик коррекции и управления деятельностью и общением. Педагогическая психология имеет своим предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Ее данные используются для: а) управления процессом интеллектуальной и творческой деятельности в досуговых коллективах и творческих объединениях; б) организации педагогического процесса в творческом самодеятельном коллективе или ином досуговом объединении, создания оптимальной психологической атмосферы для разви тия всех участников коллектива с учетом индивидуально-психологических различий; в) выстраивания отношений в системе: руководитель коллектива, педагог «— /субъект воздействия/—» участники коллектива (объект воздействия) с учетом обратной связи; г) управления процессом межличностного общения в ситуациях больших и малых досуговых групп (социально-ориентированное общение и личностно-ориеитированное общение).
В атмосфере совместной деятельности, например, в хоровом самодеятельном коллективе, в процессе разучивания новых хоровых произведений, активного поиска решения заданий выдвигаемых хормейстером перед каждым участником, группой участников, хоровой партией, мужской и женской группами, по-новому могут раскрыться возможности и способности каждого. Активизация учебной деятельности с учетом психологических закономерностей общения и воспитания человека, будет способствовать осуществлению задач нравственного и эстетического воспитания членов коллектива. Социальная психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных группах. В структуру социальной психологии в настоящее время входят три круга проблем: 1. Социально-психологические явления в больших группах (в макросфере). 2. Социально-психологические явления в малых группах (вмикросфере). 3. Социально-психологические проявления личности человека (социальная психология личности). Все эти проблемы представлены в содержании и структуре социально-культурной деятельности. 1. Социально-психологические явления в больших группах применительно к среде социально-культурной деятельности рассматриваются следующим образом. Это механизмы и эффективность воздействия средств массовой коммуникации на различные общности людей. Деятельность и общение участников аудитории массовых форм СКД (праздники, народные гуляния, фестивали, гостиные и др.). Иными словами, весь комплекс явлений, связанный с взаимодействием людей данной общности, -эмоциональное состояние аудитории, ее потребности и интересы, особенности межличностного восприятия, взаимодействия и 2. Социально-психологические явления в малых группах в ситуации социально-культурной практики можно квалифицировать следующим образом: а) проблема управления и развития совместной деятельности и общения в досуговом объединении любого типа; б) проблемы групповой атмосферы, положение лидера и ведомых в группе; в) восприятие человека человеком в группе, ценностные ориентации, установки и т.д. 3. Социально-психологические проявления личности, их учет в организации различных форм СКД позволяют с наибольшей степенью вероятности удовлетворить и развить культурные потребности личности. Личность человека является объектом социальной психологии, аналогичной проблематикой занимается и теория СКД. При этом рассматривается, насколько личность соответствует социальным ожиданиям в больших и малых группах, как она принимает воздействие этих групп, каким образом она усваивает ценностные ориентации групп, какова зависимость самооценки личности от оценки группой и т.д. Также проблемы социальной психологии являются основой для изучения направленности личности, ее самооценки, самочувствия и самоуважения, перспектив личности, которые проявляются, развиваются и закрепляются в поведении личности как результате участия в формах СКД. Указанные три круга проблем социальной психологии не могут быть противопоставлены и предположены друг другу. В структуре СКД они представлены в единстве, обусловленном единством личности и общества, совокупностью отношений, в которой определяется сущность личности.
Таким образом, психология как наука создает базу необхо-• димой научной информации, базу основных научных понятий для развития личности в ее общении и деятельности в различных социально-культурных ситуациях. Если психология изучает законы развития психики человека, то педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Педагогику определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Педагогика неразрывно связана с социально-культурной деятельностью, ее отраслевые теории представляют собой основу развития методик и технологий социально-культурной деятельности. Современными учеными теория социально-культурной деятельности рассматривается как самостоятельная, целостная, сложноорганизованная отрасль педагогической науки. Предметом теории социально-культурной деятельности является педагогический процесс развития социокультурной активности личности и общности в социально-педагогической, образовательной, художественно-творческой и других видах досуговой деятельности. Соответственно, предметом теоретического исследования социально-культурной деятельности выступают различные ее стороны, например: - процесс или отдельные моменты подготовки тех или иных форм социально-культурной деятельности; - взаимоотношения участников какого-либо творческого коллектива, профессионального коллектива, любительского объединения и др., объединения людей, функционирующего в процессе социально-культурной деятельности; - отдельные компоненты целостного педагогического процесса развития личности участников культурно-досуговой, или, шире — социально-культурной деятельности; - организационные взаимодействия, возникающие между учреждениями социально-культурной сферы по реализации каких-либо воспитательных задач; - психолого-педагогические условия организации социально-культурной деятельности конкретных категорий населения (детей, подростков, взрослого населения, пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями движения и др.).
Этот перечень не исчерпывает всех возможных аспектов социально-культурной деятельности, которые могут выступать в качестве предмета научного исследования. И каждый из указанных аспектов имеет прямое отношение к педагогике и к ее отраслевым теориям, таким как социальная педагогика, педагогика третьего возраста, сравнительная педагогика и другие. Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых. Социальная педагогика изучает общественное влияние на развитие личности. Личность становится объектом социальной педагогики, когда ее развитие, формирование, воспитание рассматриваются в системе взаимодействия с различными социальными общностями и когда изучаются личностные черты, качества, формы поведения, возникающие под влиянием этих воздействий. В этот круг входят следующие проблемы - развитие социальных потребностей, самосознания, социальных установок, умений и навыков межличностного общения. Применительно к социальной макросфере социальную педагогику интересуют проблемы совместной деятельности, внутригрупповых и межличностных отношений, ценностных ориентации, лидерства, групповой референтности, традиций, настроения. В этом качестве она безусловно связана с социально-культурной деятельностью, так как ее разработки используются в организации деятельности социально-культурных учреждений, организаций и объединений. Ведущие институты социально-культурной сферы (музеи, парки, клубы, библиотеки и т.д.) выполняют свои задачи, разрабатывая программы деятельности на основе закономерностей поведения личности и социальных общностей, выявленных социальной педагогикой. Таким образом, социально-культурная деятельность использует некоторые теории социальной педагогики, методы и средства с целью направленного влияния на поведение личности в социуме. Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которая называется педагогической. Она представляет собой вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим культурного опыта, создания условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в, обществе. Педагогическая деятельность является определяющей относительно социально-культурной деятельности. В теории социально-культурной деятельности разрабатывается следующий круг проблем, связанный с педагогическими исследованиями: • Педагогический процесс, формы его организации, методы осуществления, педагогические технологии; • Воспитание как педагогическое явление, сущность воспитания и его особенности, общие закономерности и принципы воспитания, социальное пространство воспитательного процесса; • Принципы и методы обучения; • Управление педагогическим коллективом. Таким образом, социально-культурная деятельность представляет собой результат развития психолого-педагогических знаний, которые составляют ее основу. Очевидно, что социально-культурная деятельность по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, однако самостоятельна и имеет свою специфику. Чтобы выявить ее особенности и связь с педагогической деятельностью, рассмотрим эти виды деятельности в сопоставлении.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.016 с.) |