Советская экономика на пути от стагнации к кризису. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Советская экономика на пути от стагнации к кризису.



Бурное, противоречивое хрущёвское десятилетие, ознаменованное борьбой с культом личности Сталина, осуждением массовых репрессий, социальными переменами и экономическими экспериментами, сменилось длительной полосой брежневской «стабилизации», которая означала по сути дела возвращение к прежней идеологии управления страной. Но повернуть события вспять брежневское руководство уже не могло.

 После смещения высшего руководства в результате решений октябрьского (1964 г.) Пленума ЦК КПСС в стране был взят курс на стабилизацию. Первыми шагами власти явились отмены хрущёвских новаций, прежде всего разделения парторганизаций на промышленные и сельскохозяйственные. Воссоздали единство советских, профсоюзных, комсомольских структур. XXIII съезд КПСС исключил из Устава партии положение о ротации кадров, в управлении промышленностью упразднились совнархозы и вновь создавались централизованные органы – министерства. Все это усиливало политический консерватизм и укрепляло положение правящей элиты.

 Со второй половины 60-х и в 70-е гг. происходит корректировка идеологической доктрины. Начиная с XXIII съезда КПСС (1966 г.) в официальных документах партии уже не говорится о «развернутом коммунистическом строительстве по всему фронту», вводится в пропагандистский оборот тезис о построении в СССР, а затем и совершенствовании «развитого социалистического общества» как необходимой ступени на пути к коммунистическому обществу. В связи с этим появилось много вопросов, на которые фактически не было ответов. Один из них: почему при «развитом, зрелом социализме» в стране возник «стабильный» дефицит продуктов питания и товаров широкого потребления, возросли антиобщественные явления, такие как алкоголизм, коррупция, спекуляция, социальная апатия?

 Важное место в корректировке теории и практики коммунистического строительства заняло положение о «возрастающей роли КПСС в процессе коммунистического строительства». На XXIII съезде партии реанимировали пост Генерального секретаря ЦК КПСС. В новой Конституции СССР (1977 г.) была введена специальная шестая статья, которая гласила: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, является Коммунистическая партия Советского Союза». КПСС была впервые юридически оформлена как важнейшая государственная структура, как становой хребет общества и государства.

 Руководящая роль партии состояла в том, что она осуществляла подбор и расстановку кадров не только в собственной организации, но и во всех государственных и хозяйственных структурах, в общественных организациях граждан. Все важнейшие политические, социально-экономические решения принимались прежде всего высшим партийным руководством. Партийные организации получили право контроля деятельности администрации. В стране фактически сложилась ситуация, когда для занятия любой руководящей должности, для продвижения по служебной лестнице необходимо было состоять в рядах КПСС. Это обстоятельство послужило причиной резкого увеличения численности КПСС. В партию вступали не только по убеждению, но и в значительной степени из карьеристских соображений, что явилось одной из причин кризиса не только КПСС, но и всей советской системы.

45) Складывание государственной системы крепостного права в России в XVI–XVII вв. Процесс формирования крепостного права был длительным. Оно порождено феодальным общественным строем и являлось его главнейшим атрибутом. В эпоху политической раздробленности не было общего закона, определявшего положение крестьян и их обязанности. В процессе становления крепостничества в России можно выделить несколько этапов юридического закрепощения крестьян:

1) Судебник 1497 г.;2) Судебник 1550 г.;3) введение заповедных лет в 80-х гг. XVI в.;4) Указ 1592 г.;5) введение урочных лет в конце XVI − начале XVII в.;6) Соборное Уложение 1649 г.Юридическое оформление крепостного права началось в правление Ивана III с принятием свода законов единого российского государства − Судебника 1497 г. В XVII веке в экономическом развитии России, с одной стороны, появились такие явления, как товарное производство и рынок, а с другой – продолжали развиваться феодальные отношения, постепенно приспосабливавшиеся к рыночным отношениям. Это время характеризовалось также усилением самодержавия и складыванием предпосылок для перехода к абсолютной монархии. Кроме того, XVII в. − это эпоха массовых народных движений в России. В условиях развития товарного обращения вотчинные и помещичьи хозяйства стали постепенно втягиваться в товарно-денежные отношения, начался переход этих хозяйств от натурального производства к товарному, но основанному на крепостном труде. По Соборному Уложению 1649 г. крестьяне были окончательно прикреплены к земле. Особая его глава «Суд о крестьянах» отменяла «урочные лета» для сыска и возврата беглых крестьян, бессрочного розыска и возвращения беглых, устанавливала наследственность крепостного состояния и право землевладельца распоряжаться имуществом крепостного крестьянина. Соборное Уложение 1649 г. завершает создание государственной системы крепостного права. В условиях мобилизационного развития эта система была средством укрепления государства, подъема экономики и усиления вооруженных сил. На какое-то время государственная система крепостного права смогла обеспечить подъем производительных сил и решение внешнеполитических задач и подготовить определенные предпосылки для преобразований эпохи Петра I. Вместе с тем она консервировала отсталые формы общественных отношений, обрекала страну на консервативный, медленный путь социально-экономического развития в дальнейшем.

46) Реформы Петра I: причины и последствия. Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны. Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей. Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло рассрочиться на целый ряд поколений. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война. Военная реформа: В этот период происходит коренная реорганизация вооруженных сил. В России создается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с общеармейскими уставами. Главными из них были Воинский 1716 г. и Морской уставы 1720 г., в разработке которых участвовал Петр I. Создание регулярных армии и флота потребовало новых принципов их комплектования. В основу была положена рекрутская система, обладавшая несомненными преимуществами перед другими имевшими в то время формами комплектования. Дворянство освобождалось от рекрутской повинности, но для нее обязательна была военная или гражданская служба. Реформы органов власти и управления: В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма. Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти — Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. Взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены. В 1708 — 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянски характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство. Реформа сословного устройства русского общества: Петр ставил своей целью создание могущественного дворянского государства. Для этого нужно было распространить среди дворян знания, повысить их культуру, сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей, которые ставил перед собой Петр. Петр установил новую обязанность дворян — учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а затем должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться.Указами 1712,1714 и 1719 гг. был установлен порядок, по которому "родовитость" не принималась во внимание при назначении на должность и прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу Петра, имели возможность получить любой военный или гражданский чин. Не только "худородные" дворяне, но и даже люди "подлого" происхождения выдвигались Петром на видные государственные должности. Церковная реформа: Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах. Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени "княжескую" систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Реформы в области культуры и быта: Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации. Петр I в 1708 г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге. Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724 г. Академии наук в Петербурге. Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий. Вводились особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате. Реформы: значение, результаты и последствия: В стране не только сохранялись, но укреплялись и господствовали крепостнические отношения со всеми сопутствовавшими им порождениями как в экономике, так и в области надстройки. Однако изменения во всех сферах социально-экономической и политической жизни страны, постепенно накапливавшиеся и назревавшие в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития.

47) Отмена системы крепостного права в России и ее экономические последствия. 19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов (всего 17 документов), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России. Основные положения реформы: Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям — членству в сельском обществе и владению надельной землей.

  • Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.
  • Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления были сельское общество, высшей (административной) единицей — волость.
  • Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.
  • За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 49 лет.
  • Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;
  • Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось.
  • Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.

Крестьянин получил земли меньше, а вести хозяйство на 12 десятин невозможно, поэтому крестьянин арендовал землю у помещика, так называемые отрезки. И это не все. Теперь земля стала государственной, крестьянин выкупая землю не получал ее в собственность. Это стало тормозом развития капитализма. Земля для капитализма должна быть объектом частной собственности. Реформа привела к резкому ухудшению положения крестьян, она сделало невозможным для крестьянства накопление капитала. Однако считается что реформа - начало капитализма. Она освободила путь для развития капитализма. Потому что все-таки после реформы делается необходимым проведение и других реформ, способствует превращению России в буржуазную монархию.

48) Денежная реформа 1897 (денежная реформа Витте) — денежная реформа, установившая золотой монометаллизм рубля или свободный обмен рубля на золото (золотой стандарт рубля). Реформа также означала девальвацию рубля по курсу «двух третей», которая прошла без ожидавшихся некоторыми потрясений. Подготовка реформы началась в 1880-х гг. и была вызвана неустойчивостью денежной системы. Министр финансов С. Ю. Витте в феврале 1895 представил императору Николаю II доклад о необходимости введения золотого обращения. С.Витте принял решение ввести золотой стандарт, принятый в Англии, а не золото-серебряный, принятый во Франции. Законом от 8 мая 1895 было разрешено заключать сделки на золото, тогда же всем конторам и отделениям Государственного банка было предоставлено право покупать золотую монету, а 8 конторам и 25 отделениям также производить платежи этой монетой. В июне 1895 Государственному банку был разрешён приём золотой монеты на текущий счёт (этому примеру последовали частные петербургские банки); в ноябре 1895 был допущен приём золотой монеты кассами всех правительственных учреждений и казённых железных дорог. В декабре 1895 был установлен курс кредитного (бумажного) рубля в размере 7 руб. 40 коп. за золотой полуимпериал номиналом 5 руб.

49) Аграрная реформа П.А.Столыпина. После революции 1905–1907 гг. стало совершенно очевидно, что аграрную проблему страны необходимо решать как можно быстрее. Переход к буржуазному преобразованию страны затронул и русскую деревню. Одним из наиболее важных этапов проводимых реформ стала столыпинская аграрная реформа. По мнению П.А. Столыпина, существовало несколько серьезных причин для возникновения экономического кризиса сельского хозяйства: в деревне все было подчинено общинному правлению, которое фактически уравнивало сельских тружеников; наличие сложностей по внедрению технических и других инноваций на селе; невозможность крестьянина отойти от общины и приобрести собственный земельный участок; общее уменьшения ссуд, выделяемых Крестьянским банком. Министр-реформатор пытался донести идею перестройки общероссийской экономики через реформу всего сельского хозяйства.9 ноября 1906 г. содержание реформы было обнародовано в указе «О дополнении некоторых положений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». С 1910 г. данный указ, принятый и утвержденный Государственной Думой, стал законом, по которому крестьянству разрешалось выходить из общины вместе с землей. Выделенные отдельные земельные участки получили название отрубов, а в случае переноса туда крестьянином своего хозяйства – хуторов. За период 1908–1911 гг. общину покинули свыше половины всех дворов с тем, чтобы наладить собственное хозяйство и приобщиться к предпринимательству. В 1908–1909 гг. количество домохозяйств-выходцев достигло более 0,5 млн в год. С 1914 гг. их количество снизилось до 98 тыс. в год, с 1915 г. – до 35 тыс., а с 1916 г. выход крестьянских дворов из общин прекратился совсем. Это напрямую связано с началом Первой мировой войны и революционными событиями 1917 г. За десятилетие после столыпинского указа 2,5 млн крестьян вышли из общины и получили землю в собственность. Это около 25 % всего сельского населения страны. Такой маленький процент обусловлен несколькими причинами:

1) общину покидали две категории ее членов – кулаки и бедняки. Последние не все из нее выходили. Большинство крестьян предпочитали иметь свою землю не в частной собственности, а в форме общинного надела. Такая земля была гарантирована и не отбиралась даже в случае нестабильного ведения хозяйства;

2) выходцами из общинного землепользования часто становились те крестьяне, которые оставались ими только номинально, т. е. переселившиеся в город фактически переходили в ряды пролетариата. Они продавали свои наделы, которые скупались кулаками (иногда до 20–40 участков), объединявшими их в фермерские хозяйства;

3) возвращение из Сибири крестьян-переселенцев. Правительство всячески способствовало переезду населения центральных регионов России на сибирские земли. Для правящего режима такой шаг был очень выгоден. Во-первых, туда отправлялась «беспокойная часть» крестьян (склонных к бунтам). Во-вторых, имеющиеся земельные угодья раздавались тем, кто нуждался в земле. В-третьих, огромные пустующие северные территории теперь осваивались новыми жителями. Существовало препятствие – путь из центра в Сибирь был долгим. Многие крестьяне по дороге до места теряли свой скот, а без лошади обработка земли была невозможна. Суровые климатические условия были еще не знакомы. По незнанию особенностей местной природы урожаи часто были скудные, несмотря на плодородные земли. За первые три года реформ на север мигрировало свыше 2 млн переселенцев, но спустя какое-то время почти половина из них вернулась на прежние места проживания.

Освоение региона проходило с трудностями, но те из крестьян, которые их не побоялись и усердно трудились, смогли получить приличное состояние, благодаря чему Сибирь получила славу богатого крестьянства. В год сибиряки собирали от 60 до 150 пудов зерновых с десятины в отличие от 45 пудов, получаемых в Центральной России. Славилось также сибирское животноводство. Местные фермеры объединялись в кооперативы и совместно возводили маслодельные заводы, а также занимались сбытом масла.

В ходе аграрной реформы, проведенной П.А. Столыпиным, на селе появилась сельхозтехника (у кулаков и помещиков), и стало развиваться сельскохозяйственное машиностроение. Простое крестьянство начало переходить с сохи на плуг. Техническое оснащение позволило повысить урожайность. Повысившаяся товарность приходилась в основном на кулацкие и помещичьи хозяйства, дающие 3/4 товарного хлеба. И лишь 1/4 приходилась на все остальное крестьянство. Столыпинская реформа ускорила набирающий обороты процесс капитализации России.

50) Политика «военного коммунизма»: причины, основные направления реформ, последствия. Причины возникновения: военный коммунизм был обусловлен потребностями военного времени, Политика «военного коммунизма» в значительной степени была обусловлена также надеждами на скорейшее осуществление мировой революции. Сущность политики: Политика «военного коммунизма» включала комплекс мероприятий, затронувших экономическую и социально-политическую сферу. Основой «военного коммунизма» были чрезвычайные меры в снабжении городов и армии продовольствием, свертывание товарно-денежных отношений, национализации всей промышленности, включая мелкую, продразверстка, снабжение населения продовольственными и промышленными товарами по карточкам, всеобщая трудовая повинность и максимальная централизация управления народным хозяйством и страной в целом. Хронологически «военный коммунизм» приходится на период гражданской войны, однако отдельные элементы политики стали возникать еще в конце
1917 - начале 1918 гг. Это касается прежде всего национализации промышленности, банков и транспорта. В июне 1918 г. темпы ее убыстряются и в государственную собственность переходят все крупные и средние предприятия. В ноябре 1920 г. прошла конфискация мелких предприятий. Таким образом, произошло уничтожение частной собственности. Характерной чертой «военного коммунизма» является крайняя централизация управления народным хозяйством. Система централизованного управления диктовала необходимость приказного стиля руководства. Одной из черт политики «военного коммунизма» стала система чрезвычайных органов, в задачи которой входило подчинение всей экономики нуждам фронта. Одной из основных черт политики «военного коммунизма» является свертывание товарно-денежных отношений. 11 января 1919 г. для упорядочения обмена между городом и деревней декретом ВЦИК вводится продразверстка.Предписывалось изъятие у крестьян излишков, которые вначале определялись «потребностями крестьянской семьи, ограниченными установленной нормой». Однако вскоре излишки стали определяться уже потребностями государства и армии. Государство заранее объявляло цифры своих потребностей в хлебе, а затем их делили по губерниям, уездам и волостям. В 1920 г. в инструкциях, спускаемых на места сверху, разъяснялось, что «разверстка, данная на волость, уже является сама по себе определением излишков». И хотя крестьянам по продразверстке оставляли лишь минимум зерна, все же изначальная заданность поставок вносила определенность, и крестьяне продразверстку рассматривали как благо по сравнению с продотрядами. В условиях «военного коммунизма» существовала всеобщая трудовая повинность для лиц с 16 до 50 лет. «Военный коммунизм» рассматривался большевиками не только как политика, направленная на выживание советской власти, но и как начало строительства социализма. Последствия «военного коммунизма» невозможно отделить от последствий гражданской войны. Народное хозяйство было парализовано кризисом. В 1919 г. из-за отсутствия хлопка почти полностью встала текстильная отрасль. Она давала всего 4,7% продукции довоенного времени. Льняная промышленность давала только 29% от довоенного. Разваливалась тяжелая промышленность. В 1919 г. все домны страны потухли. Советская Россия не производила металла, а жила запасами, унаследованными от царского режима. В начале 1920 г. удалось запустить 15 доменных печей, и они давали около 3 % металла, выплавлявшегося в царской России накануне войны. Катастрофа в металлургии сказалась на металлообрабатывающем производстве: сотни предприятий закрывались, а те, что работали, периодически простаивали из-за трудностей с сырьем и топливом. Советская Россия, отрезанная от шахт Донбасса и бакинской нефти, испытывала топливный голод. Основным видом топлива стали дрова и торф. Промышленности и транспорту не хватало не только сырья и топлива, но и рабочих рук. К концу гражданской войны в промышленности было занято менее 50% численности пролетариата в 1913 г.

51) Новая экономическая политика (НЭП): причины, основные направления реформ и их результат. Таким образом, отказ от политики «военного коммунизма» и переход к нэпу был обусловлен следующими причинами:

1. Прогрессирующий рост хозяйственной разрухи и невозможность ее преодоления методами «военного коммунизма».

2. Рост недовольства в стране и расширение движения «зеленых».

3. Политический кризис власти в 1920 г.

4. Крушение иллюзий большевиков о созидательной и мессианской исключительности рабочего класса и надежд на мировую революцию.

Сущность нэпа. Курс на новую экономическую политику взял Х съезд РКП(б). Чтобы начать выводить страну из разрухи, необходимо было ее накормить. Для решения этой задачи следовало прежде всего заинтересовать крестьянина в расширении производства сельскохозяйственной продукции. Именно поэтому на Х съезде РКП(б) было принято решение о замене продразверстки продналогом. Первоначально вводилось 13 налогов, но впоследствии они были заменены единым сельхозналогом. С 1924 г. он стал взиматься в денежном выражении. Переход к продналогу позволил крестьянам планировать свое хозяйство и самостоятельно распоряжаться излишками сельскохозяйственных продуктов. Это в свою очередь требовало восстановления рынка и товаро-денежных отношений, что стало одной из основных черт нэпа. 28 марта 1921 г. Восстановление рынка требовало отказа от административных и переходу к экономическим методам хозяйствования, в частности, к материальной заинтересованности. В 1921 г. отменена всеобщая трудовая повинность и карточная система, восстановлен принцип платности услуг транспорта, почты, телеграфа, жилищно-коммунального хозяйства. Это облегчило переход от уравнительной системы оплаты к сдельной (1922 г.). У молодой Советской республики не было средств, чтобы восстановить разрушенное войной хозяйство. Было решено прибегнуть к помощи частного капитала. 17 мая 1921 г. был издан декрет о частичной денационализации мелкой промышленности. Частным предпринимателям передавались в основном небольшие, полуразрушенные предприятия легкой промышленности, на восстановление которых требовались большие затраты. 7 июля был принят декрет о создании частных предприятий с числом работающих не более 20 человек. С появлением частной собственности экономика становится многоукладной. К середине 1920-х годов насчитывалось около 325 частных предприятий. Хотя, как уже отмечалось, их удельный вес в экономике страны составлял 8 %, но давали они 26% всей производимой продукции. В сельской местности частный сектор составляло кулацкое хозяйство. С лета 1921 г. было разрешено брать землю в аренду и использовать наемный труд в деревне (не более 5 человек). Но государство всячески сдерживало рост капиталистических элементов в деревне, поэтому к 1927 г. доля кулацких хозяйств в общей численности крестьянских дворов составляла 3,5%. С началом нэпа серьезные изменения происходят в государственном секторе экономики. В нем остались крупные и рентабельные предприятия, обеспеченные топливом и сырьем. Остальные либо закрывались, либо сдавались в аренду. Государственные предприятия подчинялись непосредственно ВСНХ. Полностью менялись система и методы управления промышленностью: вместо администрирования и централизации перешли к децентрализации и хозрасчету. Противоречивость новой экономической политики состоит в несоответствии экономических и политических преобразований. Несмотря на некоторое оживление работы Советов и демократизацию страны, ослабления политической монополии РКП(б) не произошло. Несмотря на всю противоречивость новая экономическая политика все же позволила в кратчайшие сроки восстановить народное хозяйство, поднять уровень жизни населения, активизировать различные политические институты и оздоровить культурную жизнь страны.

52) Индустриализация в СССР. Индустриализация - это создание и развитие крупной промышленности, в первую очередь тяжелой, преобразование всего народного хозяйства на основе крупного промышленного производства. Индустриализация не является этапом, присущим только социалистическому строительству. Она - обязательное условие модернизации страны. Однако к середине 1920-х годов для СССР ее проведение становится необходимым по ряду причин. Во-первых, к 1925 г. завершился восстановительный период. Советская экономика по основным показателям вышла на довоенный уровень. Во-вторых, более рационально предстояло решить проблемы размещения экономического потенциала страны. В-третьих, стимулом для форсирования индустриализации стала экономическая и политическая изоляция страны на международной арене. Находясь во враждебном капиталистическом окружении, СССР был под постоянной угрозой войны. Аграрная страна не имела шансов выстоять в случае военного столкновения с индустриально развитыми державами. Решение о начале индустриализации было принято на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 г. Источники проведения индустриализации: доходы от государственных предприятий, внутренние займы у населения, строжайшая экономия и бережливость на производстве, социалистическое соревнование. Решение столь сложной задачи было невозможно без перехода к долгосрочному планированию. В декабре 1927 г. XV съезд ВКП(б) принял директивы по составлению первого пятилетнего плана. Уже с 1929 года руководство страны начинает призывать к форсированию темпов индустриализации. Плановые задания пересматриваются в сторону увеличения. Страна была обязана выпускать вдвое больше, чем планировалось вначале, цветных и черных металлов, чугуна, автомобилей, сельскохозяйственных машин и др. В ряде отраслей (угле- и нефтедобыча) темпы прироста были еще выше. Новые контрольные цифры не были продуманы и не имели под собой реальной основы. И все же проведение индустриализации выявило ряд проблем. Во-первых, стало очевидным, что за счет планируемых источников осуществить широкое промышленное строительство невозможно. В начале 1930-х годов темпы развития промышленности начинают падать: в 1933 г. они составили 5% против 23,7% в 1928-1929 гг. Нехватка средств привела к «замораживанию» почти четверти строящихся предприятий. Не хватало стройматериалов, транспорт не справлялся с возросшим объемом перевозок. Социалистические предприятия из-за устаревшего оборудования и плохой организации труда давали небольшую прибыль. Жизненный уровень населения был невысок, поэтому внутренние займы были не столь эффективны. Сельское хозяйство становится главным источником, за счет которого удалось осуществить техническое переоснащение промышленности. Для получения дополнительных средств правительство начало выпускать займы, осуществило эмиссию денег, что вызвало резкое углубление инфляции. В поисках средств государство идет на крайние меры. В 1927 г. отменяется «сухой закон» и начинается широкая продажа спиртного. Индустриализация привела к колоссальным сдвигам. За годы первых пятилеток резко повысился экономический уровень СССР. Была создана современная тяжелая промышленность. Несмотря на огромные издержки, процент ежегодного прироста производства в среднем составлял от 10 до 16%, что было намного выше, чем в развитых капиталистических странах. К концу 1930-х гг. СССР стал одной из немногих стран, способных производить любой вид промышленной продукции, доступной в то время человечеству. Страна действительно обрела экономическую независимость и самостоятельность. Следует подчеркнуть, однако, что ускоренный рост тяжелой промышленности был достигнут прежде всего за счет разрушения производительных сил
деревни. Он не сопровождался модернизацией транспорта, жилищного строительства, коммунально-бытового обслуживания населения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.023 с.)