Глава ш коррекционно-логопедическая работа с детьми с детским церебральным параличем в возрасте от одного года до трех лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава ш коррекционно-логопедическая работа с детьми с детским церебральным параличем в возрасте от одного года до трех лет



Исследование психомоторного развития детей

С детским церебральным параличом в возрасте от одного года до двух лет

 

В качестве базовых методик при диагностике психомотор­ного развития детей второго года жизни, можно рекомендовать методики Г.В. Пантюхиной, Г.Л. Печоры, Э.Л. Фрукт (1983), О. В. Баженовой (1986), Ю.А. Лисичкиной (2004), методику Гриф­фите (в переводе Кешишян, 2000), М.Л. Дунайкина (2001). Для оценки характера, степени нарушений и прогноза, определения коррекционной направленности мероприятий требуется каче­ственный клинический анализ отклонений психомоторного развития. С этой целью используют методики Л.Т. Журбы, Е.Н. Мастюковой и Е.Д. Айнгорн (1981).

Для исследования психомоторного развития ребенка второ­го года жизни приводим шкалу Гриффите (перевод Е.С. Кеши­шян, 2000, скрининговая система).

Оценка психомоторного развития проводится по каждой графе: моторика, социальная адаптация, слух и речь, глаза и ру­ки, способность к игре. Определяется, какого вида деятельнос­ти достиг ребенок и каков его балл по этой функции. Сравни­вается балл, который он набирает, с тем баллом, который он должен иметь в его возрасте. Например, в два года ребенок дол­жен иметь по моторике 51 балл, а он достиг только 43, т. е. толь­ко карабкается по лестнице. По графе «слух и речь» в два года ребенок должен иметь 51 балл, а он реально набирает только 36 баллов, что соответствует 1 году 3 месяцам.

Условно можно представить нормативы второго года жизни по шкале Гриффите в виде таблицы № 2:

Шкала психомоторного развития по Гриффите

Второй год

Месяц жизни Моторика балл Социальная адаптация балл Слух и речь балл Глаза и руки балл Способность к игре балл
  Забирает­ся на одну ступеньку   Кладет и выни­мает маленькие предметы из чашки во время игры   Явно пытает­ся петь   Любит дер­жать мелкие игрушки   Среди всех игру­шек находит спрятанную иг­рушку или кубик  
  Стоит сам   Пытается помо­гать при одева­нии   Несколько се­кунд рассмат­ривает картин­ки в книжке   Появляется разница меж­ду правой и левой рукой   Вкладывает предмет в пред­назначенное для него отверстие  
  Ходит сам   Держит чашку во время еды   Откликается на свое имя   Играет с мя­чиком   Открывает две разные по форме коробки  
  Стоит на коленях или на стуле   Самостоятель­но пользуется ложкой, не про­ливая пищу   Подыгрывает при считалоч-ках и стишках   Укладывает кубики в ко­робку, когда его просят об этом   Пытается взби­раться вверх по лестнице  
  Пытается взбирать­ся по лест­нице   Показывает на ботиночки, что­бы их одели   Пользуется четырьмя— пятью ясны­ми словами   Любит дви­гать малень­кие машинки   Вкладывает кру­жочки друг в дру­га  
                     
              ~        
  Любит толкать иг­рушечную лошадку или коля­ску   Пытается по­вернуть двер­ную ручку   Выделяет оп­ределенный предмет среди множества   Ставит куби­ки друг на Друга   В игровой форме вынимает и кла­дет обратно ку­бики    
  Любит толкать иг­рушечную лошадку или коля­ску   Пытается по­вернуть двер­ную ручку   Выделяет оп­ределенный предмет среди множества   Ставит куби­ки друг на Друга   В игровой форме вынимает и кла­дет обратно ку­бики    
  Уверенно ходит   Появляются на­выки чисто­плотности   Пользуется шестью-семь ю словами   Лучше рисует каракули — более длин­ными линия­ми   Вкладывает квадратики друг в друга    
  Наклоня­ется за иг­рушкой   Хорошо пьет из наполовину на­полненной чашки   Вставляет в лепет пони­маемые слова   Находит за­вернутую иг­рушку   Складывает два элемента пира­миды    
  Взбирает­ся на ни- зкий стул   Может снять туфли и носки   С удовольст­вием рассмат­ривает книж­ки и картинки   Помогает со­бирать иг­рушки   Осознанно за­крывает коробку крышкой,    
  Ходит впе­ред и назад с поворо­том   Нравится рас­сматривать книжку со взрослыми   Находит два заданных предмета в коробке   Собирает пи­рамидку из трех состав­ных частей   Вкладывает три и более кружка друг в друга    
  Ходит и тянет за собой на веревочке машину   Называет одну часть тела   Пользуется девятью сло­вами   Кидает мячик   Может вложить два кубика друг в друга, в коробку и закрыть ее    
                                           

Окончание табл.

Месяц жизни Моторика балл Социальная адаптация балл Слух и речь балл Глаза и руки балл Способность к игре балл
  Карабкает­ся по лест­нице вниз и вверх   Просится на горшок, контр­олирует стул   Различает 4 заданных предмета сре­ди множества   Собирает пи­рамидку из 4 частей   Вкладывает раз­дельно кружоч­ки и квадратики в специальные пазы  
  Прыгает   Свободно поль­зуется ложкой   Пользуется 12 словами   Рисует длин­ные прямые линии   Может вложить три и более пред­метов различной формы  
  Бегает   Днем просится   Называет кар­тинку   Переливает воду из одной чашки в дру­гую   Правильно рас­кладывает фи­гурки разной формы и вклады­вает их в соответ­ствующие пазы  
  Уверенно ходит по лестнице вверх   Пытается рас­сказать, что с ним произошло   Комбинирует слова   Пытается ри­совать круго­вые фигуры на бумаге      

 

                     
                     
  Взбирает­ся на лю­бой стул, чтобы на него встать   За столом про­сит что-либо,. правильно на­зывая предмет   Различает и называет две картинки   Составляет пирамиду из пяти и более составных частей      
  Может спрыгнуть со сту­пеньки   Называет под­ряд две части тела   Слушает сказ­ки   Чертит верти­кальные ли­нии   Собирает домик из кубиков  
  Может сам сидеть за столом   Называет три и более части тела   Словарный запас - 20 четких слов   Собирает по­езд из трех ва­гончиков      
  Может ударить по мячу   Сам открывает дверь   Четко называ­ет свои иг­рушки   Пытается за­ставить иг­рушки дви­гаться   Играет с различ­ными элемента­ми «развивающе­го центра»  
  Свободно самостоя­тельно хо­дит по лестнице   Активно помо-гает раздевать его и одевать   Пользуется словами из четырех и бо­лее слогов   Чертит гори­зонтальные линии      

 

Сводная таблица баллов № 2

Месяцы Сумма баллов Месяцы Сумма баллов Месяцы Сумма баллов
  160-165       230-235
  170-175        
  180-185   210-215    
  190-195   220-225   250-255

 

Далее, по социальной адаптации обследуемый ребенок к двум годам достиг 38 баллов вместо 51 балла. По развитию «гла­за и руки» имеет уровень в 32 балла вместо 51 балла. И по спо­собности к игре наш испытуемый имеет 34 балла вместо 51 балла.

Итак:

Моторика — 43

Социальная адаптация - 38

Слухи речь — 36

Глаза и руки — 32

Способность к игре — 34

Общая сумма: 183 балла из 250-255 возможных.

Таким образом, двухлетний ребенок по развитию соответст­вует:

Моторика — 1 г. 7 мес.

Социальная адаптация — 1 г. 4 мес.

Слух и речь — 1 г. 3 мес.

Глаза и руки — 1 г. 1 мес.

Способность к игре — 1 г. 2 мес.

Можно представить график профиля психомоторного раз­вития исследуемого ребенка в возрасте двух лет.

График 2

График профиля психомоторного развития

Возраст Баллы

24 мес. 51 -

22 мес. 48 -

21 мес. 46 -.

20 мес. 44 -

19 мес. 42 -

17 мес. 40 -

16 мес. 38 -

15 мес. 36 -

14 мес. 34 -

13 мес. 32 -

 

12 мес. 30 -

1 2 3 : 4 5

 

 

Условная норма в 2 года Параметры обследования:

1. моторика

2. социальная адаптация

3. слух и речь

4. глаза и руки

5. способность к игре

Названия параметров не изменялись и приводятся в автор­ском варианте перевода (2000). Е.С. Кешишян шкалы Гриффите.

Анализируя результаты, полученные в ходе исследования испытуемого в двухлетнем возрасте, и соотнося график струк­туры психомоторного развития с условной нормой, можно от­метить выраженное отставание всех звеньев психического раз­вития в сочетании с существенным (на 6 мес.) отставанием мо­торной сферы в манипулятивно-предметной деятельности.

Из возможных 250—255 баллов ребенок набрал 183 балла. Необходимо установить причины отставания ребенка и провес­ти более углубленное исследование и в случае необходимости определить адекватные пути медико-психолого-педагогическо­го воздействия.

Ниже предлагается система логопедического обследования ребенка с ДЦП в ранний период (2—3 года). Эта система пред­лагает балльную оценку функций. На основании первичного обследования можно составить профиль развития ребенка (см. график № 3). Анализ результатов обследования поможет вы­брать приоритетные направления коррекционной работы. После проведенного курса коррекционных мероприятий можно про­вести повторное обследование с балльной оценкой и проследить количественную и качественную положительную динамику.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-26; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.171.202 (0.017 с.)