Организация системы бюджетирования на предприятии: бюджетный цикл, бюджетный комитет. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация системы бюджетирования на предприятии: бюджетный цикл, бюджетный комитет.



Содержание, функции и принципы бюджетирования.

Стремление работать с максимальной экономи­ческой отдачей заставляет сегодня многие компа­нии реформировать как свою внутреннюю органи­зационную структуру, так и методы управления биз­несом, одним из которых является бюджетирование.

Бюджетирование позволяет согласовать деятель­ность подразделений внутри компании и подчинить ее общей стратегической цели. Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включа­ют плановые и отчетные (фактические) данные. В бюджетах отражены цели и задачи компании. Поэто­му в процессе бюджетирования обеспечивается те­кущий контроль за решениями и процедурами по достижению запланированных финансовых показа­телей в результате образования, распределения и ис­пользования хозяйственных средств компании на всех стадиях ее создания, деятельности, реорганиза­ции и ликвидации, а также в результате формиро­вания и изменения стоимостных оценок и пропор­ций активов и пассивов компании.

Бюджетирование — это система краткосрочного планирования, учета и контроля ресурсов и результа­тов деятельности коммерческой организации по цент­рам ответственности и/или сегментам бизнеса, позволяющая анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес-процессами.

В общем случае в процессе бюджетирования вы­полняются следующие задачи:

1. Планирование на предстоящий период позво­ляет дать оценку эффективности работы пред­приятия, а затем сравнить достигнутые ре­зультаты с плановыми.

2. Прогнозирование на более длительный пери­од дает возможность установить перспектив­ные цели и их выполнение в текущих планах развития предприятия.

3. Контроль и анализ деятельности отдельных подразделений предприятия осуществляются на основе показателей, устанавливаемых для каждого подразделения.

4. Контроль и анализ деятельности всего предприятия в целом (либо группы компаний в целом) на основе общефирменных (или общекорпоративных) целевых показателей.

5. Планирование и контроль денежных потоков, поскольку важнейшим усло­вием реализуемости любого плана предприятия (как долгосрочного, так и краткосрочного) является положительный платежный баланс в любой мо­мент времени.

Система бюджетирования предполагает многовариантный анализ финансовых последствий реализации намеченных планов, предусматривает анализ различных сценариев изменения финансового состояния предприятия, оценки финансовой устойчивости в изменяющихся условиях внешней хозяйственной среды.

Бюджетирование выполняет три основные функции: планирования, учета, контроля.

Функция планирования. Бюджетирование является основой для внутрифирменного планирования. Исходя из стратегических целей предприятия, бюджеты решают задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам деятельности предприятия, все затраты и результаты приобретают денежное выражение.

Функция учета. Система учета должна представлять точные факты по подразделениям, видам продукции, районам торговли или комбинации этих показателей. Благодаря бюджетированию на предприятии появляется возможность получать такую информацию, сравнивать намеченные цели с действительными результатами деятельности предприятия. Роль бюджетирования в управленческом учете состоит в том, чтобы отражать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме, своевременно представлять соответствующие показатели финансовой деятельности предприятия в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде.

Функция контроля. Бюджет представляет собой набор показателей или критериев, которые должны использоваться при контроле за деятельностью предприятия. Путем непрерывного сопоставления фактических данных с плановыми показателями можно оценивать деятельность на любом этапе. Бюджетное планирование позволяет выявить отклонения деятельности от того, что предполагалось бюджетом, и скорректировать действия. Бюджеты на предприятии должны постоянно пересматриваться и корректироваться по мере необходимости для того, чтобы сохранять их контролирующую роль.

В качестве основных принципов бюджетного планирования можно привести следующие:

- Унификация всех бюджетных форм, бюджетных периодов и процедур разработки для компании и всех структурных подразделений, независимо от специфики их хозяйственной деятельности;

- Совместимость бюджетных форм, форматов с установленными формами государственной отчетности;

- Совместимость вспомогательных бюджетных документов с основными бюджетными формами;

- Стабильность процедур бюджетирования и установленных целевых нормативов на протяжении всего бюджетного периода;

- Непрерывность процедуры составления бюджетов, что предусматривает регулярный пересмотр и корректировку ранее сделанных прогнозов на новый период, не ожидая завершения действующего;

- Заблаговременная формулировка финансовых целей всех подразделений в виде задания определенных норм рентабельности и т.д.

 

Самостоятельный бюджет

Содержание и структура бюджета производства.

 

Бюджет производства – это производственная программа, которая определяет запланированные номенклатуру и объем производства в бюджетном периоде (в натуральных показателях).

Он опирается на бюджет продаж, учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов, а также величину внешних закупок. Для расчета объема товаров, которые должны быть произведены, используется следующая универсальная формула:

 

ТМС готовой продукции на начало периода + Планируемый объем производства продукции =

 

= Планируемый объем продаж + ТМС готовой продукции на конец периода.

 

Необходимый объем выпуска продукции определяется, таким образом, как планируемый объем продаж плюс желаемый запас продукции на конец периода минус запасы готовой продукции на начало периода. Сложным моментом является определение оптимального запаса продукции на конец периода. С одной стороны, большой запас продукции поможет отреагировать на непредвиденные скачки спроса и перебои с поставкой сырья, с другой стороны деньги, вложенные в запасы, не приносят дохода.

Как правило, запас готовой продукции на конец периода выражают в процентах относительно продаж следующего периода. Эта величина должна учитывать погрешность прогноза объема продаж и историю отношений с покупателями.

Одновременно с бюджетом производства следует составлять бюджет производственных запасов. Он должен отражать планируемые уровни запасов сырья, материалов и готовой продукции. Бюджет подготавливается в стоимостном выражении и призван количественно представить опасения снабженцев предприятия относительно перебоев в поставках сырья, неточности прогноза продаж и др. Информация бюджета производственных запасов используется также при составлении прогнозного баланса и отчета о прибылях и убытках.

 

Содержание, функции и принципы бюджетирования.

Стремление работать с максимальной экономи­ческой отдачей заставляет сегодня многие компа­нии реформировать как свою внутреннюю органи­зационную структуру, так и методы управления биз­несом, одним из которых является бюджетирование.

Бюджетирование позволяет согласовать деятель­ность подразделений внутри компании и подчинить ее общей стратегической цели. Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включа­ют плановые и отчетные (фактические) данные. В бюджетах отражены цели и задачи компании. Поэто­му в процессе бюджетирования обеспечивается те­кущий контроль за решениями и процедурами по достижению запланированных финансовых показа­телей в результате образования, распределения и ис­пользования хозяйственных средств компании на всех стадиях ее создания, деятельности, реорганиза­ции и ликвидации, а также в результате формиро­вания и изменения стоимостных оценок и пропор­ций активов и пассивов компании.

Бюджетирование — это система краткосрочного планирования, учета и контроля ресурсов и результа­тов деятельности коммерческой организации по цент­рам ответственности и/или сегментам бизнеса, позволяющая анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес-процессами.

В общем случае в процессе бюджетирования вы­полняются следующие задачи:

1. Планирование на предстоящий период позво­ляет дать оценку эффективности работы пред­приятия, а затем сравнить достигнутые ре­зультаты с плановыми.

2. Прогнозирование на более длительный пери­од дает возможность установить перспектив­ные цели и их выполнение в текущих планах развития предприятия.

3. Контроль и анализ деятельности отдельных подразделений предприятия осуществляются на основе показателей, устанавливаемых для каждого подразделения.

4. Контроль и анализ деятельности всего предприятия в целом (либо группы компаний в целом) на основе общефирменных (или общекорпоративных) целевых показателей.

5. Планирование и контроль денежных потоков, поскольку важнейшим усло­вием реализуемости любого плана предприятия (как долгосрочного, так и краткосрочного) является положительный платежный баланс в любой мо­мент времени.

Система бюджетирования предполагает многовариантный анализ финансовых последствий реализации намеченных планов, предусматривает анализ различных сценариев изменения финансового состояния предприятия, оценки финансовой устойчивости в изменяющихся условиях внешней хозяйственной среды.

Бюджетирование выполняет три основные функции: планирования, учета, контроля.

Функция планирования. Бюджетирование является основой для внутрифирменного планирования. Исходя из стратегических целей предприятия, бюджеты решают задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам деятельности предприятия, все затраты и результаты приобретают денежное выражение.

Функция учета. Система учета должна представлять точные факты по подразделениям, видам продукции, районам торговли или комбинации этих показателей. Благодаря бюджетированию на предприятии появляется возможность получать такую информацию, сравнивать намеченные цели с действительными результатами деятельности предприятия. Роль бюджетирования в управленческом учете состоит в том, чтобы отражать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме, своевременно представлять соответствующие показатели финансовой деятельности предприятия в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде.

Функция контроля. Бюджет представляет собой набор показателей или критериев, которые должны использоваться при контроле за деятельностью предприятия. Путем непрерывного сопоставления фактических данных с плановыми показателями можно оценивать деятельность на любом этапе. Бюджетное планирование позволяет выявить отклонения деятельности от того, что предполагалось бюджетом, и скорректировать действия. Бюджеты на предприятии должны постоянно пересматриваться и корректироваться по мере необходимости для того, чтобы сохранять их контролирующую роль.

В качестве основных принципов бюджетного планирования можно привести следующие:

- Унификация всех бюджетных форм, бюджетных периодов и процедур разработки для компании и всех структурных подразделений, независимо от специфики их хозяйственной деятельности;

- Совместимость бюджетных форм, форматов с установленными формами государственной отчетности;

- Совместимость вспомогательных бюджетных документов с основными бюджетными формами;

- Стабильность процедур бюджетирования и установленных целевых нормативов на протяжении всего бюджетного периода;

- Непрерывность процедуры составления бюджетов, что предусматривает регулярный пересмотр и корректировку ранее сделанных прогнозов на новый период, не ожидая завершения действующего;

- Заблаговременная формулировка финансовых целей всех подразделений в виде задания определенных норм рентабельности и т.д.

 

Организация системы бюджетирования на предприятии: бюджетный цикл, бюджетный комитет.

Можно выделить следующие этапы при постановке бюджетирования на предприятии:

1. Определение финансовой структуры предприятия. На данном этапе составляется перечень видов хозяйственной деятельности, исследуется организационная структура управления предприятием, выделяются центры финансовой ответственности (ЦФО), центры финансового учета (ЦФУ), центры доходов (ЦД), центры возникновения затрат (ЦВЗ).

Центр финансового учета – структурное подразделение или объединение подразделений, осуществляющих определенный набор хозяйственных операций, поддающихся учету.

Центр финансовой ответственности - структурное подразделение или объединение подразделений, осуществляющих операции, конечная цель которых – максимизация прибыли, способных оказывать непосредственное воздействие на прибыльность.

Центр доходов - структурное подразделение или объединение подразделений, деятельность которых направлена на получение дохода и не предусматривает учета прибыли.

Центр возникновения затрат - структурное подразделение или объединение подразделений, деятельность которых носит затратный характер.

2. Определение технологии бюджетирования. В ходе реализации этого этапа определяются виды и формы основных, операционных, вспомогательных бюджетов, разрабатывается последовательность составления различных бюджетов для ЦФО (ЦФУ, ЦД, ЦВЗ) и предприятия в целом, уничтожаются особенности консолидации бюджетов.

3. Определение форматов основных бюджетов. На данном этапе определяется основной набор статей доходов и расходов, притоков и оттоков денежных средств, активов и пассивов.

Структура бюджетного формата, конечно же, является индивидуальной для каждого предприятия исходя из специфики деятельности. Но при этом можно выделить некоторые общие требования к форматам бюджетов:

· по содержанию бюджеты должны быть максимально приближены к международным стандартам финансового учета (с выделением переменных и постоянных затрат, маржинальной прибыли и т.д.);

· по структуре бюджеты должны быть максимально приближены к отечественным формам бухгалтерской отчетности (для превышения эффективности сбора и обработки необходимых данных и т.д.);

· в качестве отдельных статей затрат должны фигурировать те виды издержек, доля которых в объеме продаж составляет не менее 1%.

4. Определение бюджетного регламента. В ходе реализации этого этапа определяется бюджетный период, сроки предоставления бюджетной отчетности ЦФО (ЦФУ, ЦД, ЦВЗ и т.д.), порядок согласования, корректировки и консолидации бюджетов.

Бюджетный период – это период времени, на который осуществляются, корректируются бюджеты и за который осуществляется контроль за их исполнением. Минимальный же бюджетный период представляет собой единицу измерения бюджетного периода (квартал, месяц, декада и т.д.). С учетом специфики предприятия или фирмы и характера хозяйственной конъюнктуры бюджетный период в РФ обычно вводится продолжительностью 1 календарный год (12 месяцев) с поквартальной, помесячной или подекадной разбивкой. За рубежом, где опыт применения бюджетирования и соответствующий инструментарий более развиты, бюджеты составляются на период от 1 года до 3 лет.

5. Организация бюджетного процесса. Этот шаг обусловлен определением круга участников бюджетного процесса и порядка их взаимодействия между ними. Здесь же разрабатываются должностные инструкции, положение о бюджетировании и прочие организационно-распорядительные документы.

Положение о бюджетировании включает следующие разделы:

1) общие положения (определения и термины, цели бюджетирования в компании);

2) значение системы финансового планирования в компании;

3) описание видов и структуры используемых бюджетов, общих принципов бюджетирования;

4) принятый бюджетный регламент;

5) описание организации финансового планирования и бюджетирования;

6) установленные целевые нормативы финансового плана, порядок распределения отчисления и прибыли.

Завершающим этапом при постановке бюджетирования на предприятии являются автоматизация финансовых расчетов, которая предполагает как составление прогнозных расчетов, так и постановку финансового учета и контроля. Здесь очень важным является правильный выбор программного обеспечения автоматизации финансового планирования на предприятии, которое будет адаптировано к специфике организации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.213.196 (0.033 с.)