Археологические и архитектурные памятники Нубии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Археологические и архитектурные памятники Нубии



В 1960-е гг. в связи со строительством Ассуанской плотины ЮНЕСКО начало знаменитую кампанию по охранно-спасательным работам, охватившим территорию Верхнего Египта и Нубии. В результате этих работ было в короткие сроки открыто и исследовано множество памятников христианской Нубии. Заброшенные храмы Нубии имели редкую даже для христианского Востока степень сохранности: уцелели не только стены, но часто и своды, а иногда даже крыши, которые спасали от непогоды замечательные фрески. Это позволило построить даже первичную типологию церквей Нубии: от базилик к крестообразным храмам с коробовыми сводами, а затем к малым квадратным купольным сооружениям. Это во многом напоминало развитие византийской архитектуры. Также образцом для нубийской церковной архитектуры служили храмы Аксума. Сохранившиеся фрагменты фресок позволяют говорить о стойком коптском и византийском влиянии.

Особо важные группы памятников были сосредоточены, в первую очередь, в  Фарасе, который был не простым городом или монастырем, а столицей провинции, в том числе церковной. Слои здесь давали разнообразный материал, начиная с древнеегипетского и кончая османским, но никакой другой район Нубии не имел столько крупных храмов. Были открыты интереснейшие: «У Речных Ворот», Южная и Северная церкви. В поднимавшемся над окрестностью холме к концу первого же сезона была найдена крипта епископа Иоанна с именами еще трех епископов и фресковой росписью. Базиликальный собор, как оказалось, освятили в 630 г. в честь Богородицы (сооружение было оставлено после захвата города врагами в начале XIII в.). Интерьер в целом принадлежал XII в., но лучшие фрагменты живописи сохранились от «золотого века» Нубии, IX—X вв., когда даже керамика отличалась прекрасным качеством и эстетическим совершенством. Некоторые из фресок восходили к VIII веку. Они впервые по-настоящему показали историю и живопись христианской Нубии. Церковь Фараса-Пахораса была хорошо организована. Штат епископа включал архиерея, священников и дьяконов (имена многих сохранились). Судя по изображениям, их одежда, украшения и ювелирные изделия были византийского происхождения. Нет сомнения в том, что церковь была государственной: в одной из надписей королева-мать отдает себя под покровительство Богородицы; на закладном камне собора говорится о богопомазании «христолюбивого» короля Меркурия; изображено, как королю Георгию II (X в.) покровительствуют Богородица и Христос, и т.д.

Вождей погребали в сводчатом склепе, с серебряной короной на голове и с дорогим оружием (железный меч в серебряных ножнах), их сопровождали не только собака и конь (тоже покрытый серебром), но и четыре удавленных веревками раба. Среди сокровищ столь многое было добыто в набегах на христианский Египет.

Собор города Ибрима был самой большой церковью Нубии и единственной, построенной целиком из камня. Огромный (почти 30x20 м), с пятью нефами, разделенными каменными аркадами, храм имел башню с юго-запада, вход с южной стороны и крипту.

Важное значение имели и раскопки в других нубийских городах, которые много говорят о сохранении христианского государства до конца XV в.

История нубийской живописи

Искусство и архитектура Нубии делятся традиционно на три периода:

- Ранний (VII—IX века),

- Классический (IX—XII века), когда наступил отход от манеры раннего периода, а также расцвет живописи и больше в ней свободы[4]. В этот период в живописи появились обширные иконографические программы, византийские образцы были обработаны так, что возник местный характер искусства. В конце периода появилось стремление к синтезу и упрощению форм, а также видно вдохновление искусством арабским — в основном в богатых орнаментах.

- Поздний (XIII—XIV века) — этот период характеризуется отсутствием ранних теологических циклов обработки изображений, простыми композициями с иерархической системой, плоской и диффузной текстурой, орнамент появлялся спорадически.

Другой тип категоризации нубийского искусства возник на основе изучения картин собора в Фарасе. Эта категоризация была создана в целях определения хронологии археологических объектов на основе доминирующих цветов в живописи. Здесь выделяются:

Христианская нубийская живопись неотделима от архитектуры. Стенопись была обнаружена в основном в религиозных зданиях и церквях в районе Мукурры и Нобатии (памятников из Алвы очень мало) на местах археологических раскопок в Фарасе, Старый Донголе, Вади-эс-Себуа, Тамите, Абдалла Нирки, Абу-Ода, Абд-эль-Гадира, Сонки Тино, Кулубнарти, Банганарти и Каср Ибриме.

Преобладающей техникой, используемой нубийцами, была техника настенной полихромии а секко. Краска наносилась непосредственно на стену без соединения пигментов с раствором. Используемые пигменты были природного происхождения, такие как оксиды железа, которые позволяли получить тёплый, желтовато-коричневый цвет, соединения меди, чтобы приобрести тёмно-коричневый, зелёный и чёрный цвета, драгоценные лазурит, из которого получали синий цвет.

Первые стенописи рисовали в приспособленных к нуждам христианства языческих храмах, затем в христианских церквях и наконец в сакральных объектах, строившихся в VII веке. Форма базилики, характерная для новостроек, оказала значительное влияние на развитие иконографии, которая в то же время находилась под сильным влиянием византийского искусства. Ведущим типом архитектуры стала уже (в ранний период) популярная во всем христианском мире базилика с тремя или пятью нефами, притворами с западной стороны и часто с лестницей с юго-западной стороны, и полукруглым пресвитерием с восточной стороны. Апсида была окружена ризницей, как правило, в сочетании с узким проходом. К нефам примыкали капеллы, посвящённые святым или фундаторам храма. Вторым видом храмов, обычно встречающихся в крупных центрах, являются постройки, имеющие в плане крест. Украшение церквей была тесно связано с архитектурными формами и литургической традицией, следовательно, конкретные виды изображений имеют постоянное место в разных частях храма.

Христианская нубийская живопись в ранний период характеризовалась небольшим интересом к теологическим циклам из Нового или Ветхого Завета. Сцены из Священного Писания довольно случайны. Гораздо более популярными были одиночные, фронтальные представления Христа, Девы Марии, ангелов и архангелов, святых и фундаторов. Незначительное число сцен из Ветхого и Нового Завета приходится на классический период, то есть приблизительно от X века. Представлены на них Крещение Христа, история Валаама, исцеление слепого в купальне Силоам. Кроме того, в Фарасе и Старой Донголе найдены циклы повествования. Очень популярны в раннем и более интенсивно в классическом периоде, изображения нубийских покровителей, мирян, которые отдают себя под опеку святого.

Доминирующие иконографические типы — догматические и литургические — появляются в Нубии под влиянием искусства из Египта. Кроме того, только в Нубии и Египте в композициях присутствовали иконографические представления двух типов, разделённые декоративным поясом (цоколем).

Изучение нубийской христианской живописи ограничено из-за плохого состояния объектов. Живопись характеризуется простой, строгой, геометрической формой. Фигуры представлены в торжественных, ровных, фронтальных позициях. Лица нарисованы симметрично и схематически. Глаза, нос и уши ненатурально увеличены. Как правило, фон гладкий и простой, нет эффекта horror vacui. Иногда только фон усиливается фрагментами пейзажа или архитектурных элементов. Картины характеризуются наличием чётких контуров, применением плоских цветовых пятен, лишением элементов моделирования плоскости, дающего впечатление трёхмерности. Состояние объектов указывает на скудную цветовую палитру, мало разнообразную даже в пределах одного цвета. Доминирует землистый тон, реже появляются белые или фиолетовые тона и спорадически — оттенки зелёного цвета. Проблематично установить, была ли цветовая гамма шире.

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Какие связи существовали между нубийским землями и византийским Египтом?

2. Как проходила христианизация нубийских земель?

3. С чем связана победа монофизитства в Нубии?

4. Какие христианские княжества существовали в Нубии?

5. Как изменилась жизнь на нубийских землях с приходом мусульман?

6. Какие памятники культуры Нубии наиболее известны?

7. Под влиянием каких цивилизаций оказалась культура Нубии?

Задания для самостоятельной работы

1. Укажите, какие территории занимали нубийские государства и с какими странами наиболее сильно взаимодействовали.

2. Объясните, по каким причинам христианство совершенно исчезло в Нубии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.89.60 (0.007 с.)