Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По медицинской микробиологии, вирусологии
По медицинской микробиологии, вирусологии «Морфология и физиология микроорганизмов. Общая вирусология» (учебно-методическое пособие для студентов лечебного факультета) Ф.И.О. ________________________________________________________ Факультет ____________________________________________________
Курс __________________________________________________________ Группа ________________________________________________________ Симферополь – 20 18 г. Дата __________________ Занятие №1
Тема: Организация микробиологической лаборатории. Правила работы. Выполнение требований биологической безопасности. Методы микробиологического исследования. Методы микроскопического исследования. Техника микроскопии. Методы окраски. Морфология микробов (бактерий и грибов).
Вопросы для обсуждения:
Практические задания: 1. Ознакомиться с организацией и правилами работы кафедры микробиологии как микробиологической лаборатории. 2. Изучить методы микроскопии и правила работы с иммерсионным объективом. 3. Записать методы микробиологического исследования: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Микроскопировать окрашенный препарат Sarcina flava. Зарисовать.
5. Микроскопировать окрашенные препараты с бактериями различной формы: а) кокки (Staphylococcus aureus, Streptococcus pyogenes);
б) палочковидные (Escherichia coli, Bacillus anthracis);
в) извитые (Treponema pallidum).
6. Микроскопировать окрашенные препараты дрожжеподобных грибов (Candida spp.) и плесневых грибов (Mucor spp.).
Подпись преподавателя _________________ Дата__________________ Занятие №2
Тема: Прокариоты и эукариоты. Классификация прокариот. Структура бактериальной клетки. Капсулы. Жгутики. Споры. Методы их выявления. Сложные методы окраски. Окраска по Граму.
Вопросы для обсуждения:
Практические задания:
1. Окрасить по Граму фиксированный препарат, приготовленный из смеси бактерий (Escherichia coli и Bacillus cer е us), микроскопировать.
2. Микроскопировать препарат Mycobacterium tuberculosis в мокроте больного, окрашенный по Цилю-Нильсену.
3. Выявить гранулы волютина в окрашенных по Нейссеру/Лёффлеру мазках из Corynebacterium diphtheriae, зарисовать.
4. Приготовить препарат-мазок из культуры Klebsiella pneumoniae, окрасить по Бурри-Гинсу, микроскопировать, зарисовать.
5. Микроскопировать препараты, приготовленные из спорообразующих бактерий (бациллы и клостридии), окрашенных по Пешкову/Ожешко, зарисовать.
6. Наблюдать подвижность микроорганизмов в препарате «раздавленная капля» из сенного настоя.
7. Определить тип строения клеточной стенки и отметить основные её структурные компоненты.
8. Написать обязательные и непостоянные элементы бактериальной клетки:
Обязательные элементы Непостоянные элементы __________________________ ___________________________ __________________________ ___________________________ __________________________ ___________________________ __________________________ ___________________________ __________________________ ___________________________ __________________________ ___________________________ Подпись преподавателя _________________ Дата__________________ Занятие №3
Тема: Физиология прокариот: питание бактерий. Культивирование бактерий. Питательные среды. Методы стерилизации и дезинфекции.
Вопросы для обсуждения:
Практические задания:
1. Изучить питательные среды и их компоненты: а) компоненты питательных сред: пептон, агар-агар, желатин, NaCl и другие; б) питательные среды: мясо-пептонный бульон (МПБ), мясо-пептонный агар (МПА), кровяной агар, сывороточный агар, среды Эндо и Плоскирева. 2. Заполнить таблицу: Таблица 1.
Классификация ферментов Биохимическая |
Генетическая |
Биологическая | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
конститутивные ферменты(кодируются обычно генами хромосомы) | индуцибельные ферменты (чаще кодируются генами плазмид и транспозонов) | Экзо- ферменты | Эндо- ферменты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Ознакомиться с применяемой в микробиологических исследованиях лабораторной посудой (чашки Петри, пипетки, шпатели, колбы, пробирки) и правилами подготовки ее к стерилизации.
4. Ознакомиться с работой парового (автоклава) и сухожарового стерилизаторов, бактериальных фильтров.
5. Ознакомиться с наиболее часто применяемыми дезинфектантами (хлорамин, хлорная известь) и антисептиками (70% этанол, 5% спиртовый раствор йода, растворы калия перманганата, хлоргексидина, мирамистина и другие).
|
6. Заполнить таблицу:
Таблица 2.
№ п/п | Метод | Аппаратура | Режим стерилизации | Стерилизуемый материал |
1 | Прокаливание | |||
2 | Горячий воздух | |||
3 | Пар под давлением | |||
4 | Текучий пар (дробная стерилизация) | |||
5 | Щадящее прогревание (тиндализация) |
Стерилизация - __________________________________________________
________________________________________________________________
Дезинфекция - ___________________________________________________
________________________________________________________________
Асептика - ______________________________________________________
________________________________________________________________ Антисептика - ___________________________________________________
________________________________________________________________
Подпись преподавателя ________________
Дата__________________
Занятие №4
Тема: Дыхание, размножение и рост бактерий. Выделение чистой культуры аэробных бактерий (1-й день исследования).
Вопросы для обсуждения:
1. Дыхание бактерий, сущность процесса.
2. Типы дыхания бактерий.
3. Ферменты и структуры клетки, принимающие участие в процессе дыхания.
4. Рост и способы размножения бактерий.
5. Механизм деления бактериальной клетки.
6. Фазы размножения культуры бактерий в стационарных условиях.
7. Культивирование аэробных бактерий. Факторы, влияющие на рост и размножение бактерий.
8. Бактериологический метод исследования, его этапы.
Практические задания:
1. Заполнить таблицу:
Дыхательные ферменты
Наличие дыхательных ферментов у:
2. Изучить технику посева исследуемого материала на плотные и в жидкие питательные среды.
3. Приготовить мазок из исследуемого материала (смесь бактерий), окрасить по Граму и микроскопировать.
4. Посеять исследуемый материал в чашку Петри с мясо-пептонным агаром.
5. Поставить посевы в термостат.
6. Оформить протокол исследования культуры аэробных бактерий (1-ый день).
|
Протокол
Занятие №5
Тема: Факторы влияющие на рост и размножение бактерий. Выделение чистой культуры аэробных бактерий (2 и 3-й дни исследования).
Вопросы для обсуждения:
1. Охарактеризивать вид, подвид, штамм, клон бактерий.
2. Культуральные свойства бактерий и способы их изучения.
3. Чистая и смешанная культура бактерий.
4. Оценка чистоты культур аэробных бактерий на 2 этапе бактериологического исследования.
Практические задания:
1. Ознакомиться с характером роста бактерий разных видов на плотных и в жидких питательных средах.
2. Изучить культуральные свойства бактерий, входящих в состав бактериальной смеси, посеянной на предыдущем занятии на чашки Петри с МПА (см. протокол, занятие № 4).
3. Выделить изолированные колонии двух типов (№1 и № 2), приготовить из них мазки, окрасить по Граму, микроскопировать.
4. Пересеять колонии культур №1 и №2 на скошенный мясо-пептонный агар (МПА).
5. Исследовать характер роста культур №1 и №2 на скошенном МПА и определить чистоту культур.
6. Пересеять чистые культуры №1 и №2 со скошенного МПА на дифференциально-диагностические среды.
7. Оформить протокол исследования культур аэробных бактерий (2 и 3 дни).
Протокол
Свойства колоний
Колонии
Таблица 2.
Характеристика морфологических и тинкториальных свойств бактерий, образующих колонии № 1 и № 2
Колонии | ||
№ 1 | № 2 | |
Морфологические | ||
Тинкториальные |
Рис.1. Препарат-мазок из Рис.2. Препарат-мазок из
колонии № 1, окраска по Граму колонии № 2, окраска по Граму
Пересев колоний № 1 и № 2 на скошенный МПА.
Посевы помещены в термостат при t __ С на _____ часов.
3-й день исследования
Характеристика роста культур № 1 и № 2 на скошенном МПА и определение их чистоты:
Культура № 1 _____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Культура № 2 ______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Вывод: Выделены чистые культуры бактерий. Произведен посев выделенных чистых культур № 1 и № 2 в среды Гисса или «пестрого ряда» (глюкоза, лактоза, сахароза, мальтоза, маннит) и МПБ для выявления индола и сероводорода.
Посевы помещены в термостат при t __ С на _____ часов.
Подпись преподавателя ________________
Дата__________________
Занятие №6
Тема: Ферменты бактерий. Идентификация чистых культур бактерий. Анаэробные бактерии. Выделение чистой культуры и идентификация анаэробных бактерий. Особенности культивирования и идентификации грибов.
|
Вопросы для обсуждения:
Практические задания:
1. Произвести учет ферментативных свойств культур №1 и №2.
2. Определить вид выделенных бактерий с помощью дифференциально-диагностических таблиц.
3. Закончить оформление протокола бактериологического исследования аэробных бактерий.
Таблица 1.
Дифференциально-диагностические свойства некоторых видов бактерий рода Bacillus
Вид
|
Ферментация
Образование
Подвижность
Оксидаза
Каталаза
Таблица 2.
Характеристика некоторых свойств E scherichia сoli
Ферментация |
Образование |
Подвижность |
Оксидаза |
Каталаза |
Образование спор | |||||
Глюкозы | лактозы | сахарозы | мальтозы | маниита | индола | H2 S | ||||
КГ | КГ | - | КГ | КГ | + | - | + | - | + | - |
Протокол
Ферментация
(К, КГ или (-)
Образование
(+ / -)
Подвижность
(+ / -)
Наличие спор
(+ / -)
Предположительный
В ид
Бактерий
Заключение: на основании изученных морфологических, тинкториальных, культуральных и биохимических свойств выделенных бактерий можно предположить, что культура №1 относится к виду ____________________, а культура № 2 представляет собой вид ____________________.
Для окончательной идентификации исследование нужно продолжить.
4. Изучить характер роста анаэробных бактерий (посев почвы) в среде Китта-Тароцци.
1. Без прогрева. Рост 24 ч при 37оС ___________________ | 1. Прогрев при 800С, 25 мин. Рост 24 ч при 37оС ___________________ |
5. Приготовить мазки и окрасить их по Граму, микроскопировать и зарисовать.
| Рис. 1. Препарат-мазок из среды Китта-Тароцци. Окраска по Граму |
6. Произвести пересев смешанной культуры из среды Китта-Тароцци в высокие столбики МПА с глюкозой (0,5 %) методом разведения для по-
лучения изолированных колоний.
7. Дополнить схемы выделения чистой культуры анаэробных бактерий с использованием методов Цейслера и Вейнберга.
1 | 2 | 3 |
Рис. 2. Схема выделения чистой культуры анаэробных бактерий с использованием метода Цейсслера
| |||||||||||
Рис. 3. Схема выделения чистой культуры анаэробных бактерий с использованием метода Вейнберга.
8. Изучить культуральные свойства анаэробных бактерий в сахарном МПА и среде Вильсона-Блера.
9. Произвести учет ферментативных свойств клостридий в средах Гисса и
внести данные в таблицу.
Таблица 4.
Наименование
Вида
Ферментация углеводов
Расположение спор
Отношениек О2
Вывод: _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
10. Изучить культуральные свойства грибов рода Candida на среде Сабуро.
11. Изучить культуральные свойства плесневых грибов.
Подпись преподавателя ________________
Дата__________________
Занятие №7
Тема: Вирусы. Классификация. Морфология и строение вирионов. Взаимодействие вируса с клеткой.
Вопросы для обсуждения:
Практические задания:
1. Изучить классификацию вирусов, морфологию и строение вирионов с помощью таблиц.
2. Зарисовать структуру простого и сложного вириона.
Рис. 1. Схема строения простого Рис. 2. Схема строения сложного
вириона. вириона.
3. Подписать типы симметрии капсидов:
5. Изучить стадии взаимодействия вируса с клеткой.
1._________________________ 2. ________________________ 3. ________________________ 4. ________________________ 5.________________________ 6.________________________ |
6. Заполнить таблицу:
Эклипс-фаза для следующих вирусов: | |||
Тип вируса | + РНК | ДНК | Ретровирус |
Транскрипция вируса | |||
Репликация вирусного генома |
Пример заполнения таблицы:
Транскрипция вируса | “-” РНК | РНК зависимая РНК-полимераза ----------------> | “+” РНК | -------> R -------> рибосома | Синтез белка |
Репликация вирусного генома | “-” РНК | Вирусная РНК-полимераза ----------------> | “+” РНК | Вирусная РНК-полимераза ----------------> | “-” РНК |
Подпись преподавателя ________________
Дата__________________
Занятие №8
Тема: Методы культивирования вирусов. Индикация вирусов в клеточных культурах и курином эмбрионе. Вирусы бактерий (фаги). Идентификация бактерий с помощью фагов.
Вопросы для обсуждения:
1. Вирусологический метод исследования, его этапы.
2. Методы культивирования вирусов.
3. Получение и приготовление первичных, перевиваемых и полуперевиваемых культур клеток.
4. Что представляют собой однослойные, суспензионные и органные культуры клеток?
5. Способы заражения куриного эмбриона.
6. Индикация вирусов в клеточных культурах и курином эмбрионе.
7. Культивирование вирусов в организме лабораторных животных (биологический метод исследования).
8. Ультраструктура и морфологические типы вирусов бактерий.
9. Взаимодействие вирулентного фага с бактериальной клеткой.
10. Взаимодействие умеренного фага с бактериальной клеткой и результат этого процесса.
11. Отличия лизогенных бактерий от нелизогенных. Фаговая конверсия.
12. Практическое использование вирусов бактерий.
13. Тесты на фагочувствительность и фаготипирование бактерий.
Практические задания:
1. Ознакомиться с методами приготовления клеточных культур и назначением сред (199, Игла), солевых растворов (раствор Хенкса, раствор фосфатного буфера с антибиотиками), специальных реактивов (трипсин, версен).
2. Изучить методы заражения и вскрытия куриного эмбриона. Подписать способы заражения, применяемые для накопления различных вирусов.
3. Микроскопировать клеточную культуру Hela, зараженную энтеровирусами, с целью обнаружения цитопатического действия вирусов.
4. Выявить цитопатическое действие энтеровирусов по образованию бляшек в культуре клеток под бентонитовым покрытием.
5. Поставить реакцию гемагглютинации с аллантоисной жидкостью куриного эмбриона, зараженного вирусом гриппа, по схеме.
6. Учесть результат реакции гемагглютинации (РГА) и определить гемагглютинационный титр вируса. Данные внести в таблицу.
Таблица 1.
Схема постановки реакции гемагглютинации для определения титра вируса
Ингредиенты
В мл
Лунки
Условные обозначения:
(+) - полная агглютинация эритроцитов, имеет вид зонтика
(-) - компактный осадок эритроцитов, как в контроле, имеет вид «пуговки»
7. Зарисовать видимые проявления РГА:
Лунки полистиролового планшета
|
1:10 1:20 1:40 1:80 1:160 контроль
Разведения аллантоисной жидкости эритроцитов
Заключение: титр вируса гриппа 1:_______
8. Написать методы индикации вирусов:
в клеточных культурах тканей и в курином эмбрионе:
_________________________________ ___________________________
_________________________________ ___________________________ _________________________________ ___________________________ _________________________________ ___________________________ _________________________________ ___________________________
9. Установить биовар холерного вибриона с помощью определения его чувствительности к диагностическим фагам.
10. Определить фаговары культур золотистого стафилококка, и дать заключение об источниках (источнике) инфекции.
11. Оформить протокол.
12. Результаты определения фаговаров культур золотистого стафилококка:
Культура № 1 Культура № 2 Культура № 3
Культура № 1 ___________________________________________________
Культура № 2 ___________________________________________________
Культура № 3 ___________________________________________
13. Заключение по результатам фаготипирования культур _____________________________________________________________
Подпись преподавателя ________________
Занятие №9
Контрольное занятие №1.
I. Практические задания:
1. Микроскопировать препараты - мазки с помощью иммерсионного объектива и определить морфологические свойства бактерий (Staphylococcus aureus, Streptococcus pyogenes, Escherichia coli, Bacillus anthracis), дрожжеподобных грибов рода Candida.
2. Дать характеристику культуральным свойствам бактерий на мясо-пептонном агаре в чашках Петри.
3. Произвести учет ферментативных свойств исследуемых культур бактерий.
4. Среды для культивирования анаэробных бактерий (Китта-Тароцци, Вильсон-Блера).
5. Проанализировать результаты фаготипирования исследуемых культур Staphylococcus aureus и дать эпидемиологическое заключение: из одного источника инфекции или нескольких выделены культуры.
6. Дать характеристику культуральным свойствам дрожжеподобных грибов рода Candida на агаре Сабуро в чашках Петри.
II. Тестовый контроль знаний.
III. Устный опрос
Тема: «Морфология, структура и культивирование микроорганизмов».
1. Принципы микроскопии. Основные методы микроскопирования. Методы окраски. Изучение морфологии и отдельных структур микроорганизмов.
2. Систематика микроорганизмов (прокариоты, грибы, простейшие, вирусы). Принципы классификации. Понятие о виде как основной таксономической единице. Таксономические категории. Номенклатура. Основные отличия прокариотов от эукариотов.
3. Строение и химический состав клеточной стенки грамположительных и грамотрицательных бактерий. Бактерии с дефектом синтеза клеточной стенки: протопласты, сферопласты, L – формы.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.307 с.)