Диагностика знаний и представлений детей о семье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика знаний и представлений детей о семье



К концу учебного года дети могут:

Ÿ знать имена и отчества родителей, называть имена и отчества дедушек и бабушек.

Ÿ иметь элементарные представления о том, что такое семья, что у семьи есть история и традиции.

Ÿ знать и понимать слова, обозначающие родство (мама, папа, родители, бабушка, дедушка, муж, жена, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра).

Ÿ понимать родственные отношения: дети – родители (мама, папа – сын, дочь, бабушка и дедушка – родители мамы или папы ребенка), бабушка и дедушка – внук, внучка, брат – сестра (дядя или тетя – брат или сестра мамы или папы).

Ÿ иметь интерес к истории своей семьи и ее традициям.

Ÿ уважительно относиться к окружающим (родным и близким).

Ÿ радовать старших своими хорошими поступками.

Ÿ выполнять постоянные обязанности по дому.

Ÿ уважительно относиться к труду и занятиям членов семьи.

Рекомендации для родителей:

Ÿ рассматривать с ребенком фотографии родственников, помогать находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками (цвет волос, цвет глаз). Рассказывать о своей работе, объяснять, где работают члены семьи, как важен их труд для всех людей;

Ÿ знакомить ребенка с семейными традициями, привлекать к посильному участию в подготовке семейных праздников.

Задания для детей:

1. Используя дидактические наглядные материалы (карточки, на которых изображены члены отвлеченной, идеальной модели семьи, фотографии из семейных альбомов детей), назвать слова, обозначающие родство, объяснить родственные отношения.

С этой целью можно использовать дидактические упражнения «Семейный хоровод», «Где-то в шумном городе», которые знакомы ребятам со средней группы.

2. Опираясь на наглядные материалы (иллюстрации, репродукции картин, фотографии членов своей семьи), постараться ответить на вопрос: «Что такое семья?»

3. С помощью фотографий из семейного альбома рассказать о членах своей семьи, назвать имена и отчества взрослых (папы, мамы, бабушек и дедушек), братьев и сестер.

В процессе индивидуальных бесед, а также наблюдений в ходе занятий и игр необходимо обращать внимание на наличие у детей интереса к семейным традициям, профессиям их родных.

Ситуации для обсуждения. Чем ты можешь порадовать своих родных: в обычные дни, в повседневной жизни; в праздничный день; когда кому-нибудь из твоих родных нездоровится или он чем-либо расстроен (грустит, сердится)?

Критерии оценки

№ п/п Критерии Баллы
1   2 3 4     5   6   7   8   9   10 Уверенно называет свое имя и фамилию, называет имена и отчества своих родителей. Знает и называет имена и отчества своих дедушек и бабушек. Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра. Понимает родственные отношения: родители, дети, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, муж, жена. Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать. Знает о том, что в семье у всех есть домашние обязанности. Знает, что нужно помогать взрослым. Проявляет свою заботу о родных и близких, помогая им, выполняя свои домашние обязанности. Проявляет интерес к профессиональной деятельности своих родителей. Старается радовать старших своими хорошими поступками. Имеет элементарные представления о том, что такое семья 2   2 2 2     2   2   2   2   2   2

Примерные уровни оценки

Уровни Баллы
Ниже среднего Средний Высокий 4–8 10–16 18–22

Примерная характеристика уровней знаний

Ниже среднего. Называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает и называет слова, обозначающие родство: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра сын, дочь, внук, внучка, муж, жена. Может проявлять эмоциональную отзывчивость; имеет представления о том, что взрослым нужно помогать. Понимает некоторые родственные отношения.

Средний. Уверенно называет свое имя и фамилию. Знает имена и отчества родителей. Называет имена бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка. Понимает, что бабушка и дедушка – это родители мамы или папы. Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать; проявляет заботу, помогает им, выполняет домашние обязанности.

Высокий. Уверенно называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей, бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра. Понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка. Понимает, что бабушка и дедушка – это родители мамы или папы, дядя или тетя – брат или сестра его родителей. Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать. Имеет представления о том, что в семье у всех есть домашние обязанности. Проявляет свою заботу о родных и близких, помогая им, выполняя свои домашние обязанности. Старается радовать старших своими хорошими поступками. Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям. Проявляет интерес к профессиональной деятельности своих родителей. Имеет элементарные представления о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер).

Е. В. Вальчук

Месяц № п/п Тема Программное содержание
1 2 3 4

Сентябрь

1

Лето Систематизировать представления о временах года
Моя семья Формировать интерес к родословной. Учить составлять генеалогическое древо

2

Лес Знакомить с особенностями внешнего вида и названием деревьев леса
Моя семья Формировать интерес к родословной. Учить составлять генеалогическое древо

Продолжение табл.

1 2 3 4

 

3

Лес Упражнять в различении деревьев по внешним признакам
Моя семья Учить называть имена и отчества членов семьи

4

Сад Закреплять знания о плодовых деревьях сада
Моя семья Уточнять обязанности по дому всех членов семьи

Октябрь

1

Осень Систематизировать представления о временах года. Выявлять причины происходящих изменений в природе
Моя семья Закреплять знания об обязанностях детей в семье

2

Осень Дать элементарные сведения о труде людей осенью
Труд взрослых Расширять представления о профессиях. Учить называть место работы родителей, иметь элементарные представления о профессии родителей

3

Ягоды Уточнять названия, отличительные признаки и качества лесных ягод
Труд взрослых Расширять представления о профессиях. Знакомить с профессией земледельца

4

Ягоды Уточнять названия, отличительные признаки и качества садовых ягод
Труд взрослых Расширять представления о профессиях. Знакомить с профессией строителя

Ноябрь

1

Поздняя осень Закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Выявлять причины происходящих изменений в природе
Труд взрослых Расширять представления о профессиях. Знакомить с профессией работников транспорта

2

Одежда. Обувь Закреплять знания о сезонной одежде и обуви
Наш дом Знакомить с предметами, облегчающими жизнь человека в быту (кофемолка, мясорубка)

3

Овощи Уточнять названия, отличительные признаки овощей и их качества
Наш дом Знакомить с предметами, облегчающими жизнь человека в быту (миксер, пылесос, микроволновая печь)

Продолжение табл.

1 2 3 4

 

4

Овощи Систематизировать знания об использовании овощей в пищу
Наш дом Знакомить с предметами, создающими комфорт (палас, бра, вентилятор)

Декабрь

1

Зима Систематизировать представление о временах года. Выявлять причины происходящих в природе изменений
Наш дом Знакомить с предметами, создающими комфорт (телевизор, холодильник)

2

Зима Дать элементарные сведения о труде людей зимой
Наш дом Учить сравнивать и группировать предметы по тем или иным признакам и функциональному назначению

3

Одежда Закреплять знания о сезонной одежде и обуви
Наш дом Учить сравнивать и группировать предметы по тем или иным признакам и функциональному назначению

4

Дикие животные Знакомить с повадками диких животных и условиями их жизни. Дать элементарные сведения о взаимосвязи животных со средой обитания
Наш дом Учить соблюдать технику безопасности: не играть с огнем, не пользоваться электрическими приборами

Январь

1

Дикие животные Уточнять названия детенышей диких животных
Наш дом Учить соблюдать технику безопасности: не трогать без разрешения острые, колющие и режущие предметы

2

Дикие животные Рассказывать об охране природы, о помощи человека диким животным
Наш дом Знакомить с функциями пожарной службы

3

Птицы Уточнить названия и внешние признаки птиц нашего края
Наш дом Знакомить с функциями полиции

4

Птицы Рассказывать об охране природы, о помощи человека птицам
Наш дом Знакомить с функциями «скорой помощи»

Продолжение табл.

1 2 3 4

Февраль

1

Домашние животные Уточнять названия и внешние признаки домашних животных (корова, коза, овца, лошадь); названия детенышей диких животных
Наша армия Расширять представление о Российской армии. Рассказывать о защитниках Отечества в годы Великой Отечественной войны

2

Домашние животные Рассказывать об уходе за домашними животными; какие продукты питания и вещи мы получаем от домашних животных
Наша армия Расширять представление о Российской армии. Рассказывать о героях Великой Отечественной войны – земляках

3

Домашние птицы Уточнять названия и внешние признаки домашних птиц, названия их детенышей
Наша армия Расширять представление о Российской армии. Рассказывать о защитниках Отечества в наши дни

4

Домашние птицы Рассказывать об уходе за домашними птицами; какие продукты питания и вещи мы получаем от домашних птиц
Наш город (поселок) Уточнять знания о достопримечательностях родного города (поселка)

Март

1

Зоопарк Учить называть животных, обитающих в других странах (лев, тигр, жираф, крокодил)
Наш город Учить называть свой точный адрес, домашний телефон

2

Весна Систематизировать представление о временах года. Дать элементарные сведения о труде людей весной
Наш город (поселок) Уточнять названия и назначение общественного и грузового транспорта
3 Комнатные растения Учить рассматривать комнатные растения, находящиеся в группе. Дать об одном-двух из них элементарную информацию. Уточнять правила ухода за комнатными растениями. Стимулировать желание ухаживать за комнатными растениями

4

Наш город Уточнять правила поведения в общественном транспорте
Рыбы Знакомить с особенностями внешнего вида, названием и средой обитания рыб (щука, карась, сом)

Окончание табл.

1 2 3 4
    Наш город (поселок) Повторять правила дорожного движения. Знакомить со знаком «Переход»

Апрель

1

Рыбы Упражнять в различении рыб по внешним признакам
Наш город (поселок) Экскурсия по улицам города (поселка) «Знаки на улице»

2

Аквариум Учить рассматривать декоративных рыбок. Дать об одной-двух из них элементарную информацию. Объяснять правила ухода за аквариумом
Наша страна Знакомить с достопримечательностями родного края

3

Поздняя весна Систематизировать представление детей о временах года. Учить выявлять причины происходящих изменений в природе
Наша страна Знакомить с достопримечательностями родного края. Дать понятие «малая родина»

4

Одежда. Обувь Закреплять знания о сезонной одежде и обуви
Наша страна Формировать представление о России как огромной многонациональной стране

Май

1

Цветы Уточнять названия цветов. Учить различать лесные (полевые) и садовые цветы
Наша страна Формировать представление о России как огромной многонациональной стране

2

Насекомые Формировать элементарные представления о насекомых (стрекоза, кузнечик). Дать сведения о необходимости борьбы с мухами в помещениях
Наша страна Знакомить со столицей России – Москвой

3

Земноводные Пополнять знания о земноводных. Рассказывать о среде обитания лягушек
Наша страна Знакомить с флагом и гербом нашей страны

4

Пресмыка- ющиеся Дать первоначальные сведения о пресмыкающихся. Рассказывать о повадках змей. Учить определять внешние признаки ужа
Наша страна Знакомить с гимном нашей страны

* От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

Развернутое комплексно-тематическое планирование
организованной образовательной деятельности
(содержание психолого-педагогической работы)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.024 с.)