Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП – склонности к девиантному поведению Э.В. Леус)

Поиск

Методика предназначена для измерения для оценки степени выраженности дезадаптации у подростков с разными видами девиантного поведения. Определяют показатели выраженности зависимого поведения (ЗП), самоповреждающего поведения (СП), агрессивного поведения (АП), делинквентного поведения (ДП), социально обусловленного поведения (СОП) по содержанию вопросов, каждый из которых оценивают в баллах по шкале опросника.

Испытуемому предлагается выразить свое отношение по каждому из указанных вопросов, которые даны в доступной форме и обращены лично, выбрав один из трех возможных предлагаемых вариантов ответов, который более всего свойственен на настоящее время, и отметить его в бланке.

 

  ВОПРОС ДА ИНОГДА НЕТ
1 Я всегда сдерживаю свои обещания.      
2 У меня бывают мысли, которыми я не хотел бы делиться.      
3 Разозлившись, я нередко выхожу из себя.      
4 Бывает, что я сплетничаю.      
5 Бывает, что я говорю о вещах, в которых ничего не смыслю.      
6 Я всегда говорю только правду.      
7 Я люблю прихвастнуть.      
8 Я никогда не опаздываю.      
9 Все свои привычки я считаю хорошими.      
10 Бывает, спорю и ссорюсь с родителями.      
11 Бывает, я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.      
12 Я всегда покупаю билет в транспорте.      
13 Бывает, мне хочется выругаться грубыми нецензурными словами.      
14 Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.      
15 Я никогда не нарушаю правил общественного поведения.      
16 Я не хочу учиться и работать.      
17 Я могу уйти из дома жить в другое место.      
18 Меня забирали в полицию за плохое поведение.      
19 Я могу взять чужое, если мне надо или очень хочется.      
20 Состою на учете в подразделении по делам несовершеннолетних.      
21 Меня часто обижают окружающие (обзывают, бьют, отбирают деньги и вещи).      
22 У меня есть судимые родственники и/или знакомые.      
23 У меня бывают сильные желания, которые обязательно надо исполнить.      
24 У меня бывает желание отомстить, восстановить справедливость.      
25 Я не верю окружающим.      
26 Хочу быть великим и всесильным.      
27 Я испытываю отчаяние, обиду, бессильный гнев.      
28 Я завидую своим одноклассникам, другим людям, взрослым.      
29 Если нельзя, но очень хочется – значит можно.      
30 Сильным и богатым людям необязательно соблюдать все правила и законы.      
31 Я курю.      
32 Я употребляю пиво и/или другие спиртные напитки.      
33 Я нюхал клей, растворители, пробовал наркотики, курительные смеси.      
34 Мои родители злоупотребляют спиртным.      
35 Мои друзья курят, употребляют спиртное.      
36 Люди пьют за компанию, для поддержания хорошего настроения      
37 Пить и курить – это признаки взрослости.      
38 Я пью/курю из-за проблем в семье, школе, от одиночества.      
39 Дети и взрослые пьют и курят, потому что это модно и доступно.      
40 Дети пьют и курят из любопытства, по глупости.      
41 Удовольствие — это главное, к чему стоит стремиться в жизни.       
42 Мне необходимы сильные переживания и чувства.      
43 Я хотел бы попробовать спиртное, сигареты, наркотики, если бы этого никто не узнал.      
44 Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.      
45 Если в моей компании будет принято, то и я буду курить и пить пиво.      
46 Я редко жалею животных, людей.      
47 Я часто пререкаюсь или ругаюсь с учителями, одноклассниками.      
48 Я часто ссорюсь с родителями.      
49 Я не прощаю обиды.      
50 Если у меня плохое настроение, то я испорчу его еще кому-нибудь.      
51 Люблю посплетничать.      
52 Люблю, чтобы мне подчинялись.      
53 Предпочитаю споры решать дракой, а не словами.      
54 За компанию с друзьями могу что-нибудь сломать, приставать к посторонним.      
55 Часто испытываю раздражение, отвращение, злость, ярость, бешенство.      
56 У меня бывает желание что-то сломать, громко хлопнуть дверью, покричать, поругаться или подраться.      
57 В порыве гнева я могу накричать или ударить кого-то.      
58 Я охотно бы участвовал вкаких-нибудьбоевых действиях.      
59 Могу нарочно испортить чужую вещь, если мне что-то не нравится.      
60 Я хочу быть взрослым и сильным.      
61 Я чувствую, что меня никто не понимает, мной никто не интересуется.      
62 Я чувствую, что от меня ничего не зависит, безнадежность, беспомощность.      
63 Я могу причинить себе боль.      
64 Я бы взялся за опасное для жизни дело, если быза это хорошо заплатили.      
65 Было бы лучше, если бы я умер.      
66 Я испытываю чувство вины перед окружающими, родителями.      
67 Я не люблю решать проблемы сам.      
68 У меня есть желания, которые никак не могут исполниться.      
69 Я не очень хороший человек.      
70 Я не всегда понимаю, что можно делать, а что нельзя.      
71 Я часто не могу решиться на какой-либо поступок.      
72 Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.      
73 Я нуждаюсь в теплых, доверительных отношениях.      
74 Терпеть боль назло мне бывает даже приятно.      
75 Я испытываю потребность в острых ощущениях.            

 

При обработке бланков, каждый ответ оценивается в количестве от 2 до 0 баллов; «да» - 2 балла, «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. Максимально по каждой шкале испытуемый может получить 30 баллов. Интерпретация полученных результатов основана на том, что более высокая суммарная оценка (в баллах) по шкале указывает на более высокую степень социально-психологической дезадаптации: значения от 21 до 30 баллов оцениваются как выраженная социально-психологическая дезадаптация, от 11 до 20 – легкая степень социально-психологической дезадаптации, от 0 до 10 – отсутствие признаков социально-психологической дезадаптации.

Разработанный способ представляет собой опросник, состоящий из 75 вопросов, разбитых на 5 блоков по 15 вопросов в каждом.

I шкала

социально обусловленное поведение

(СОП) (вопросы с 1 по 15)

0-10 отсутствие ориентации на социально обусловленное поведение, преобладает индивидуализация
11-20 обнаружена ориентация на социально обусловленное поведение – подростковая реакция группирования
21-30 сформированная модель социально обусловленного поведения

II шкала

делинквентное поведение

(ДП) (вопросы с 16 по 30

0-10 отсутствие признаков делинквентного поведения
11-20 обнаружена ситуативная предрасположенность к делинквентному поведению
21-30 сформированная модель делинквентного поведения

III шкала

зависимое (аддиктивное) поведение

(ЗП) (вопросы с 31 по 45)

0-10 отсутствие признаков зависимого поведения
11-20 обнаружена ситуативная предрасположенность к зависимому поведению
21-30 сформированная модель зависимого поведения

IV шкала

агрессивное поведение

(АП) (вопросы с 46 по 60)

0-10 отсутствие признаков агрессивного поведения
11-20 обнаружена ситуативная предрасположенность к агрессивному поведению
21-30 сформированная модель агрессивное поведения

V шкала

суицидальное (аутоагрессивное) поведение

(СП) (вопросы с 61 по 75)

0-10 отсутствие признаков аутоагрессивного поведения
11-20 обнаружена ситуативная предрасположенность к аутоагрессивному поведению
21-30 сформированная модель аутоагрессивное поведения

Опросника Айзенка EPI

Опросник EPI содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов.

Инструкция: Предлагаем Вам ответить вопросы, направленные на выявление Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый «естественный» ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если Вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак «+» (да), если нет – знак «-» (нет).

Текст опросника (вариант А),

1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлением, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить или посочувствовать?

3. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли трудно Вам отказываться от своих намерений?

5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать прежде чем действовать?

6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам невыгодно?

7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите, не тратите ли много времени на обдумывание?

9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что «на, спор» Вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?

12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, Вы выходите из себя?

13. Часто ли бывает, что Вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

14. Часто ли Вас беспокоят мысли о том, что Вам не следовало чего-либо делать или говорить?

15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что Вас легко задеть?

17. Любите ли Вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли иногда у Вас такие мысли, которыми Вам не хотелось бы делиться с другими людьми?

19. Верно ли, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?

20. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим числом самых близких друзей?

21. Много ли Вы мечтаете?

22. Когда на Вас кричат, отвечаете ли Вы тем же?

23. Считаете ли Вы все свои привычки хорошими?

24. Часто ли у Вас появляется чувство, что Вы в чем-то виноваты?

25. Способны ли Вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают натянуты до предела?

27. Слывете ли Вы за человека живого и веселого?

28. После того как дело сделано, часто ли Вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?

29. Чувствуете ли Вы себя неспокойно, находясь в большой компании?

30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

32. Если вы хотите узнать что-либо, предпочтете ли Вы найти это в книге, чем спросить у друзей?

33. Бывают ли у Вас сильные сердцебиения?

34. Нравится ли Вам работа, требующая сосредоточения?

35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

36. Всегда ли Вы говорите только правду?

37. Бывает ли Вам неприятно находиться в компании, где все подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли Вы?

39. Нравится ли Вам работа, требующая быстрого действия?

40. Верно ли, что Вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?

42. Опаздывали ли Вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?

43. Часто ли Вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что Вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком?

45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?

47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?

49. Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?

50. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Вашей работы?

51. Трудно ли Вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народа?

52. Беспокоит ли Вас чувство» что Вы чем-то хуже других?

53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

56. Любите ли Вы подшутить над другими?

57. Страдаете ли Вы бессонницей?

Ключ (к форме А и В).

1. Шкала экстраверсия- интроверсия:

«да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.

«нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

2. Шкала нейротизм - стабильность (эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность):

«да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 24, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43,45, 47, 50, 52, 55, 57.

3. Шкала лжи:

«да» (+): 6, 23, 36.

«нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Ответы, совпадающие с «ключом», оцениваются в 1 балл.

Средний балл по шкале экстраверсия - интроверсия: 11– 12. Менее 11 баллов соответствует интровертированному типу, более 12 баллов - экстравертированному.

Средний балл по шкале нейротизм - стабильность: 12–13. Менее 12 баллов - эмоциональная стабильность, более 33 баллов - эмоциональная нестабильность (нейротизм).

Показатель по шкале лжи. равный 4–5 баллам является критическим, он свидетельствует о тенденции отвечающего давать на вопросы "только «хорошие» ответы. Если у респондента по данной шкале количество баллов превышает 5, то результаты считаются недостоверными (в случае проведения психологического исследования они не используются).

 

Проективная методика «Восьмицветный тест Люшера» (тест цветовых выборов Люшера)

Инструкция. Выберите, цвет, который сейчас наиболее Вам приятен. Просьба к Вам при этом не связывать цвет карточки с цветом Вашей одежды или машины,отвлечься от них. Затем из оставшихся семи цветов выберите наиболее приятный. Повторите процедуру с оставшимися шести цветами, затем пятью и так до конца. Записывайте цвета в том порядке, котором они были выбраны от наиболее приятного до наименее. Через 2-3 мин опять вернитесь к 8 цветовым карточкам и проделайте то же самое. При этом не нужно ориентироваться на порядок раскладки в первом выборе, выбирайте цвета, как будто а впервые.

Ключ к тесту Люшера Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

Основные цвета: 1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность; 2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство; 3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение; 4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость. При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) серый (0). Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.

 Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования».

В результате тестирования получаем восемь позиций; первая и вторая — явное предпочтение (обозначаются + +); третья и четвертая — предпочтение (обозначаются х х); пятая и шестая — безразличие к цвету (обозначаются = =); седьмая и восьмая — антипатия к цвету (обозначаются — —) На основании анализа более 36 000 результатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций:

1-я позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения);

2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый;

3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация;

5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации;

7-я и 8-я позиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 15078; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.128 (0.009 с.)