Конституционная монархия: признаки и разновидности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционная монархия: признаки и разновидности



Буржуазно-демократические революции в XVII-XVIII вв. пытались преодолеть явные недостатки абсолютных монархий, стремились создать умеренные формы правления, ограничивающие абсолютную власть монарха и способные достигнуть компромисса между исторически уходящим классом феодалов и растущей буржуазией. Такой формой стала конституционная монархия, при которой власть монарха ограничена представительным органом - парламентом. Ограничение власти монарха фиксировалось в конституции, которую принимал парламент и не вправе был изменить монарх[25,с.197]. Конституционная монархия имела две разновидности: дуалистическую и парламентскую.

Дуалистическая монархия.

Исторически дуалистическая монархия являлась переходной формой правления от абсолютной к парламентской монархии, призванной обеспечить компромисс интересов феодалов и буржуазии. По этой причине она характеризуется дуализмом государственной власти, состоящим в том, что монарх преимущественно отражает интересы феодальной знати, а парламент - интересы «третьего сословия»[13,с.389].

Дуалистическая монархия характеризуется следующими признаками:

- юридически, по конституции, верховная власть разделена между парламентом, который наделен законодательной властью и избирается народом, и монархом, которому принадлежит исполнительная власть;

- поскольку разделение власти не является завершенным, король обладает правом вето на решения парламента и издания декретов - законов, равных по юридической силе законам парламента;

- управление государством монарх осуществляет путем назначения премьер-министра и правительства, которые ответственны только перед ним;

- монарх имеет право на роспуск парламента;

- король назначает руководителей местного управления и самоуправления, которые ответственны перед ним.

К началу XX в. дуалистическая монархия себя изжила. В юридически чистом виде эта форма правления длительное время существовала в кайзеровской Германии в 1871-1917 гг.

В современных условиях дуалистическая монархия трансформировалась, освободилась от некоторых архаичных черт и приобрела новые. В известном смысле с некоторыми превращенными чертами она функционирует в Иордании и Марокко[27,с.93].

Согласно Конституции 1952 г. верховная власть в Иордании формально разделена между королем и парламентом с преобладанием властных полномочий у монарха.

Главой государства является король: он не несет ответственности за свои действия. Согласно Конституции, источником королевской власти является народ, однако фактически легитимность монаршей власти основана на авторитете правителя, священности его права на престол и управление нацией. Титул короля передается по наследству, но принципу майората (по мужской линии к старшему сыну). Монарх непременно должен быть законнорожденным и исповедовать ислам.

Король является главой исполнительной власти и имеет исключительное право назначать и снимать с должности премьер-министра и по его рекомендации министров, назначает и отстраняет губернаторов провинций. Кроме этого монарх провозглашен верховным главнокомандующим вооруженными силами и представляет свою страну на международной арене: объявляет войну и заключает мир.

Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту (Национальной ассамблее), состоящему из Сената (верхняя палата) и Палаты депутатов (нижняя палата). Однако монарх, в сфере законодательной власти также имеет значительные полномочия. Король назначает 30 членов и спикера Сената и отрешает их от должности. Нижняя палата (80 депутатов) избирается на выборах, которые назначаются королем. Ему принадлежит исключительное право продлевать срок полномочий нижней палаты не менее чем на один год и не более чем на два года[2,с.250]. В сфере законодательной власти король обладает правом отлагательного вето на законы, принятые парламентом. Кроме того, он имеет право роспуска палаты депутатов, право созыва или отсрочки сессии Национальной ассамблеи.

Хотя судебная власть по Конституции, Иордании провозглашается независимой, она осуществляется от имени короля, который имеет право «даровать прощение» или смягчать приговор. Ни один смертный приговор не может быть приведен в действие без предварительного подтверждения королем. Глава государства обладает правом назначать и снимать с должности судей публичного и шариатского судов.

Казалось бы, Хошимитское (Иорданское) королевство по форме правления по многим признакам сходно с дуалистической монархией, однако не в чистом виде. В Иордании используется принцип двойной инвеституры: правительство (Совет министров) несет ответственность не только перед королем, но и перед Палатой депутатов.

Парламентская монархия.

Переход от дуалистической монархии к парламентской оказывается возможным благодаря наличию ряда факторов. Зрелости гражданского общества, кристаллизации социально-экономических интересов населения, их устойчивости, существованию многочисленного «среднего класса», функционированию конкурентной партийной системы, способной отражать интересы социальных групп и общностей сформированное демократических традиций и политической культуры гражданственности[16,с.84].

В этих условиях согласование многообразных социальных интересов и потребностей осуществляется не сосредоточением властных полномочий в руках монарха, а благодаря их разумному распределению между различными органами государственной власти, их своевременному реагированию на требования общества, стремлению к компромиссу основных политических сил. Этот диалог власти и политических партий, движений, отражающих интересы и чаяния населения, может опираться на национальную традицию, символ единства общества, общность исторической судьбы, олицетворяющихся в личности монарха. Многие промышленно развитые государства как в Европе (Великобритания, Дания, Норвегия, Бельгия, Швеция, Испания, Голландия и т.д.), так и в Азии (Япония) являются по форме правления парламентскими монархиями[14,с.552].

Парламентская монархия обладает рядом юридических признаков:

- характер власти монарха наследственный и пожизненный;

- монарх царствует, но не правит. Будучи главой государства, он выполняет представительную функцию, является символом государства. Формально обладая властными полномочиями, монарх их самостоятельно не использует, они оказываются «спящими»;

- режим взаимодействия законодательной власти (она сосредоточена у парламента) и исполнительной (она находится у правительства) основан на принципе сотрудничества, а не жестокого разделения;

- правительство формируется парламентом и ответственно перед ним, т.е. ему принадлежит право юридической инвеституры. Формально это делает монарх, однако фактически лидер победившей на выборах партии формирует правительство из числа депутатов своей фракции;

- монарх юридически безответствен, что выражается в принципе контрасигнатуры, когда акты монарха скрепляются подписью премьер-министра или министра, несущего ответственность за него.

Общие черты парламентской монархии могут приобретать конкретно-исторические формы, обладать национальной спецификой. Это может касаться объема властных полномочий монарха, особенностей его взаимодействия с парламентом и правительством. Для иллюстрации этих различий сравним британскую и испанскую парламентские монархии.

Власть монарха и в Великобритании, и в Испании пожизненная и наследственная. В этих странах используется кастильская система престолонаследия, согласно которой престол передается по мужской линии, а наличие младшего брата исключает возможность занять престол для старшей сестры. Королевой Британии является Елизавета II из династии Виндзоров, занявшая трон в 1952 г. Король Испании — Хуан Карлос I Бурбон, взошедший на престол после смерти диктатора Франко в 1975 г.

Однако природа монаршей власти различна в этих странах. Если в Испании источником государственной власти является народ и власть не носит божественного характера, то в Британии источник власти - монарх, «суверен», являющийся одновременно главой англиканской и пресвитерианской Церкви. Именно понятием «суверен» обычно определяют статус монарха в Британии, и он не носит титула главы государства, хотя является таковым, обладая широкими властными полномочиями, на практике «спящими», большинство которых он реализует «по совету и с согласия» премьер-министра.

В Испании король является главой государства и получает верховную власть из рук парламента, которому присягает во время коронации. Парламент Испании (генеральные кортесы) признает неспособность короля осуществлять свои полномочия и назначает законного наследника или регента в случае несовершеннолетия наследника. Как глава государства испанский король не входит ни в одну из ветвей власти, т.е. не обладает функциями главы исполнительной власти и реальными полномочиями в сфере законодательной власти. Он стоит над органами верховной власти, выступая символом единства и преемственности государства, арбитром и гарантом эффективного функционирования государственных органов. Монарх Испании является верховным главнокомандующим, осуществляет право помилования, назначает послов и дипломатических представителей, с предварительного согласия кортесов объявляет войну и заключает мир, подписывает международные договоры, жалует гражданские и воинские должности, награждает орденами и присваивает почетные звания[11,с.214].

Согласно традиции монарх, в Британии включается в состав парламента как один из его главных элементов: термином «Корона» обозначаются все органы исполнительной власти, а члены правительства — слугами Короны. Монарх не может посещать заседания парламента без специального приглашения. Полномочия монарха существуют в форме королевских прерогатив, т.е. исключительных прав, не исходящих от парламента. Большинство этих прерогатив существуют номинально. Так, обладая правом абсолютного вето на законы парламента, монарх не пользуется им с 1707 г. Монарх является главнокомандующим вооруженными силами Великобритании, хотя в период военных действий эта функция переходит к премьер-министру.

Однако у монархов Испании и Британии существует право на роспуск парламента, которое они осуществляют «но совету и согласию» премьер-министра. Механизм функционирования государственной власти в обеих странах довольно схож. Он основан на принципе парламентаризма, который предполагает формирование и ответственность правительства перед парламентом. Номинально монархи Испании и Британии предлагают кандидатуру премьер-министра. Однако этой кандидатурой является лидер той политической партии, которая победила па парламентских выборах. Дело в том, что правительство в парламентских системах эффективно работает, если опирается на доверие парламента, а это оказывается возможным в том случае, когда большинство депутатов являются сторонниками победившей партии и тем самым одобряют кандидатуру премьер-министра. Поэтому в парламентской монархии не существует жесткого разделения властей, а используется принцип сотрудничества законодательной и исполнительной властей. В силу этого в парламентских монархиях реальной и весьма значительной политической властью обладает премьер-министр, поскольку он опирается на поддержку парламента.

Монархи в Британии и Испании юридически безответственны. Издаваемые ими акты скрепляются подписями премьер-министра или министра, ответственного за их реализацию.

Таким образом, в данном параграфе было рассмотрена конституционная монархия: признаки и разновидности.

Монархия в современном мире

 

Как известно, на сегодняшний день монархическая форма правления существует в 50 странах мира.

Монархия существует в таких странах Европы, как Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция. В Америке монархиями являются (по крайней мере, формально) Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Гренада, Канада, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Ямайка, в Азии - Бахрейн, Бруней, Иордания, Катар, Кувейт, Малайзия, Непал, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония; в Африке - Лесото, Марокко, Свазиленд; в Океании - Самоа, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы острова, наконец, монархией является Австралия[29,с.213].

Говоря о специфике монархической государственности в современных условиях, следует исходить из того, что в последние годы мощное воздействие на нее осуществляют процессы демократизации в мире, которые начались в 1974-91 гг. Наиболее четко это проявилось в Непале, где в 2008 году в результате народной революции была свергнута власть короля. Однако следует помнить, что в двух странах (Испания, Камбоджа) произошли процессы реставрации монархии, а бывшие британские доминионы (Канада, Австралия) на референдумах обычно отказываются установить у себя республику.

Так, в Испании с 1947 года, т.е. после восстановления монархии, регентский совет возглавил генералиссимус Ф. Франко, после смерти которого, осенью 1975 года на престол вступил король Хуан Карлос I из династии испанских Бурбонов.

Среди ученых нет единодушия относительно перечня стран, которые являются абсолютными монархиями. К их числу относят лишь Оман и Саудовскую Аравию. Г.Д. Берман добавляет к ним Катар; А.С. Алексеев – Катар и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ); А. Мишин дополняет этот перечень Кувейтом и Бахрейном; А.В. Серегин на место Бахрейна ставит Бруней; Е.Л. Сигачева называет Саудовскую Аравию, Оман, Катар и Бруней; В. Чиркин – Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Оман и Бруней.

Парламентская монархия – вид конституционной монархии, при которой монарх является лишь формальной частью государственной власти, то есть монарх является данью традиции и не является верховным носителем власти. В таком государстве действует принцип разделения властей. В наше время, к примеру, таких государств можно привести Японию, Великобританию, Бельгию. В современной Великобритании, титул королевы существует как дань традициям, но всё же королевская подпись играет не мало важную роль. При всём этом фактически государством управляет премьер-министр.

В государствах конституционной монархии (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция и др.) наблюдается развитое разделение властей при признании принципа верховенства законодательного (представительного) органа над исполнительным. Гегемония парламента в политической жизни страны выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием депутатов. Поэтому государь вынужден назначать главой кабинета министров лидера партии или коалиции политических сил, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест. Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит». Правом «вето» в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, венценосец на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства[15,с.94]. Как правило, государь лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются    центральным исполнительным органом государства и контрассигнуются (скрепляются) его главой или ответствующими министрами, для придания им юридической силы. Тем самым правительство в целом или соответствующий министр, принимают на себя ответственность за подписанный акт монарха, потому что сам государь не может привлекаться к административной, уголовной и иным видам юридической ответственности (в Великобритании это выражается принципом «Король не может быть не прав»), так как государь - «источник справедливости и чести».

Дуалистическая монархия – вид конституционной монархии, при которой монарх имеет всю полноту исполнительной власти и часть судебной. Представительный орган, в государстве с такой формой государственной власти, существует и является законотворческим органом, но монарх может наложить, абсолютное вето на принимаемы представительным органом законопроекты и при необходимости, монарх имеет право распустить этот орган. Примером могут послужить такие страны как Палестина, Марокко.

В дуалистической монархии, глава государства, обладает реальной властью, хотя и ограниченной в некоторой мере зачатками разделения властей, во всяком случае, отделением законодательной власти от исполнительной. Законодательная власть разделяется между венценосцем и парламентом, который избирается подданными или их определенной частью, если избирательное право цензовое. Кроме того, «монарх является человеком, который законами страны призван быть верховным государственным органом». Судебная власть, как правило, принадлежит государю, но она может быть и независимой[8,с.114].

Однако, разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются депутатским корпусом, глава государства пользуется правом абсолютного veto, т.е. без его утверждения они не вступают в силу. Кроме того, монарх обычно обладает полномочиями издавать чрезвычайные указы, имеющие силу законов, а главное государь может распускать парламент, фактически заменяя дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 году очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989-м году.

Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом, который может воздействовать на исполнительную власть, только используя свое право устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, может, однако, использоваться лишь раз в году, а, кроме того, депутаты, вступая в конфликт, с правительством и через него - с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска законодательного корпуса. Классическим примером дуалистической монархия в современном мире является марокканское королевство.

В коллегиальной монархии власть государя ограничивается другими равноправными с ним монархами или (и) особым коллегиальным органом, члены которого возглавляемые государем представляют собой коллективного главу государства.

Современным примером коллегиальной монархии являются ОАЭ и Андора. Так, в Объединённых Арабских Эмиратах функции главы государства осуществляются совместно Высшим федеральным советом (состоящим из семи эмиров и заседающим четыре раза в год) и президентом. Последний избирается Высшим федеральным советом из своего состава сроком на пять лет и является его председателем[17,с.60]. Каждый эмир в совете имеет один голос, причем наследственным правителям крупнейших эмиратов ОАЭ - Абу-Даби и Дубаи - принадлежит право абсолютного вето. В Княжестве Андорра глава государства представлен двумя равноправными персонами - президентом Франции и епископом Урхельским. Дуумвират между двумя правителями установился с 1278 г., когда власть над этой сеньорией поделили французский король и духовный прелат римской католической церкви. Соправители имеют титулы князей Андорры и представлены в стране наместниками - викариями (вигье). Викариев епископа сменяют через три года, а викарием Президента Франции служит назначаемый пожизненно префект французского департамента Восточные Пиринеи.

По мнению исследователей, сегодня в мире насчитывается около 1/3 государств с нетипичными формами монархической власти. К таким формам правления относятся:

- выборная монархия, которая существует в Малайзии и сочетает в себе признаки, как монархии, так и республики. Глава государства - вице-король избирается на пять лет из числа наследственных султанатов девяти малазийских штатов. Как правило, главой государства становится либо старейшина, либо тот, кто дольше других занимает престол монархии. В этой связи Малайзия остается монархией, поскольку главой государства может стать только один из правителей штата, а не любой гражданин;

- коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах, где властные полномочия принадлежат Совету эмиров семи объединившихся в федерацию эмиратов. В ОАЭ раз в пять лет также избирается председатель Высшего совета, однако вся полнота власти в целом принадлежит Совету семи эмиров. Именно поэтому Объединенные Арабские Эмираты признаются коллективной монархией;

- патриархальная монархия в небольшом Королевстве Свазиленд, где глава государства, по существу, вождь племени;

- теократия – такая форма монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках религиозного служителя, таким образом, глава церкви одновременно является и светским главой государства. Теократическая монархия существует только в Ватикане.

Как видно, государств с монархическими формами правления достаточно много, однако с нетрадиционными формами выделяют всего около пяти.

Монарх сегодня – арбитр государства, гарант его стабильности. Подтверждением этому могут быть слова выдающегося русского мыслителя Л.А. Тихомирова, который считал, что суть монархии не в произволе одного человека, а в единоличном выражении национального идеала: «...Идея монархической власти заключается не в том, чтобы отображать собственную волю монарха, которая базируется на мнении нации, а в том, чтобы отражать народный дух, народный идеал, выражать то, что думала бы нация и чего хотела бы нация, если бы стояла на высоте своей идеи».

Монархия также считается достаточно сильным интегрирующим институтом общества за то, что ее представляют политически и социально нейтральной. Исторический опыт свидетельствует, что монархия может играть действительно стабилизирующую роль в острых кризисных ситуациях, в условиях резкого обострения социальных проблем и конфликтов. Сочетание демократии и монархии в ХХ в. как демонстрирует практика на примере существования парламентарных монархий, дает превосходные результаты и обеспечивает этой форме правления существования в будущем[30,с.79]. Поэтому нельзя согласиться с утверждениями сторонников эволюционной теории, что формы верховной власти связаны с различными степенями экономического и культурного развития нации.

Дело в том, что существуют нации, которые на протяжении всего своего развития знали лишь одну форму правления. Так, Византия все время была монархией. Это же касается современных государств – Великобритании и Японии. Швейцарские же племена только завоеванием становились подданными монарха, а как только получали самостоятельность, возвращались к республиканской форме правления. Следовательно, когда форма правления государства не противоречит историческим традициям, менталитету нации, не навязывается силовыми методами ни извне, ни изнутри, а представляет собой естественный процесс, тогда и государственное образование будет крепким, способным к дальнейшему развитию не зависимо от того является ли оно монархией или республикой.

 

 

Заключение

Таким образом, монархия в современных условиях – это форма правления, при которой во главе государства стоит монарх, осуществляющий функции государственного управления в рамках и на основе монархического правосознания, который юридически не отвечает за свои действия.

Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.

Исторические традиции государственности проявляются не только в сохранении определенной формы правления, государственного устройства и политического режима. Они связаны с накопленным опытом взаимодействия государственной власти и гражданского общества, с особенностями развития институтов высшей государственной власти и опытом парламентаризма, с устойчивостью демократических традиций, с уровнем правовой культуры и характером правосознания населения и со многими другими факторами.

Монархия, без сомнения, на протяжении многих веков была важным инструментом объединения и универсальным символом единства нации и государства.

Главная причина сохранения института монарха в условиях сегодняшнего дня заключается в том, что он является выгодным определенным политическим силам. Несмотря на то, что во всех парламентарных монархиях наблюдается практическая нуллификация полномочий монарха, силы, заинтересованные в монархе, добиваются сохранения этого института предыдущей эпохи.

Так, в развитых странах монархия превратилась в символ преемственности исторических традиций, воплощение идеи национального государственного единства, непрерывности ее существования. Наиболее характерна эта особенность для развитых стран – Великобритании, Швеции, Дании, Японии, либо в силу сохранения в обществе значительных пережитков феодализма и устаревших форм общественной организации, что свойственно государствам Ближнего Востока – Оману, Объединенным Арабским Эмиратам, Саудовской Аравии и др.

В современных условиях можно выделить следующие типы монархий: абсолютную монархию в Западной Европе теократического типа; абсолютную монархию на Ближнем Востоке; парламентарную монархию Лихтенштейна, Люксембурга и Монако; парламентарную монархию других западноевропейских стран и Японии; парламентарную монархию в Марокко и Иордании; парламентарную монархию в Бутане, Непале, Камбодже и Таиланде; парламентарную монархию Тропической Африки и Океании.

Абсолютная монархия существует в Саудовской Аравии, Омане и других мусульманских странах. Такие государства, как правило, имеют октроированные конституции, не ограничивающие власть королей, эмиров, шахов, калифов и султанов. Монархи Саудовской Аравии и Омана считаются также высшими духовными лицами, что еще более укрепляет политическую силу царствующих персон. Однако, их власть не безгранична: особая роль принадлежит правящей семье, которая на своем совете решает, в частности, вопросы престолонаследия (наследует необязательно сын прежнего монарха) и может заставить монарха отречься от престола.

Таким образом, цель и задачи данной работы были достигнуты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1044; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.041 с.)