Устранение аграмматической дислексии и дисграфий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устранение аграмматической дислексии и дисграфий



Аграмматические дислексии и дисграфий связаны с не­доразвитием грамматического строя речи и проявляются в аграмматизмах в процессе чтения и письма. При их устране­нии основной задачей является формирование обобщенных представлений о морфологической структуре слова и о син­таксической структуре предложений. Логопедическая рабо­та проводится в следующих направлениях: уточнение и ус­ложнение структуры предложения, развитие функции сло­воизменения, формирование навыков словообразования, развитие умений морфологического анализа слова, работа над однокоренными словами, закрепление грамматических форм в письменной речи.

Овладение морфологической системой языка должно осу­ществляться в тесной связи с усвоением структуры предло­жения. Содержание работы по развитию грамматического строя речи представлено в соответствующем разделе.

При устранении аграмматической дислексии и дисгра­фий широко используются письменные упражнения.

Примерные письменные упражнения:

1. Вставить пропущенные флексии, суффиксы, пристав­
ки в предложениях. Например: Дрова рубят топор.... Сахар
кладут в сахар.... Поезд...ъехал к станции.

2. К названию одного предмета дописать названия двух,
пяти предметов. Например: стул — два..., пять...; каран­
даш — два..., пять...; барабан — два..., пять....

3. Письменные ответы на вопросы (одним словом, сло­
восочетанием или предложением). Например: Где живет
белка? (В дупле.
Или: Белка живет в дупле.}

165


4. К названию большого предмета дописать название ма­
ленького предмета. Например: стол — столик, банка —...,
стул — стульчик, бант —..., кольцо
—....

5. К названию предмета дописать название его цвета. На­
пример: помидор..., репа..., огурец....

6. Дописать приставки в словах предложения:
Машина...ъехала в гараж. Дети...ъехали с горки. Грузовик

...ехал через мост. Мальчик...шел к забору. Девочка...шла с крыльца.

7. К названию предмета подобрать слово, отвечающее на
вопрос какой? какая? или какие?, и записать его:

Дом—... (деревянный), аквариум—... (стеклянный), шуба —... (меховая), платье —... (шелковое).

8. Из слов, данных в беспорядке, составить предложение
и записать его. Например: радуга, дождя, после, на, небе,
появилась.

9. Вставить в предложение слова вместо картинок. Запи-

сать предложение. Например: Девочка сорвала

10. Закончить предложение, подобрав нужное слово. Напри­
мер: На озере плавали белые.... Мальчик получил хорошую....

11. Придумать и записать предложения с данными слово­
сочетаниями. Детям предлагаются записанные на доске сло­
восочетания: вкусное яблоко, сочная трава, толстая книга,
сладкие конфеты, тяжелая сумка, холодное мороженое.

12. Добавить недостающую букву в глагольную форму. На­
пример: стул упал, девочка упал..., дерево упал....

13. Среди предложенных изображений предметов назвать
и записать предметы одного цвета. Например: красный шар,
красная машина, красное платье.

14. Изменить словосочетание, данное в скобках. Напри­
мер: Мама подарила дочке (красивая кукла).

15. К названию животного дописать название его детены­
ша. Например: волк — волчонок, лиса —..., заяц —..., мед­
ведь—....

166


 

16. Выделить и записать общую часть родственных слов.
Примерные группы слов: столик, столовая, столы; лед, ле­
дяной, ледокол; лес, лесной, лесник.

17. Диктанты предложений, текста.

Наиболее трудным для умственно отсталых детей являет­ся употребление в письменной речи предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения.

При определении этапов работы над предложно-падеж-ными конструкциями учитывается последовательность их ус­воения в онтогенезе. В связи с этим сначала отрабатывают­ся предлоги в, на, под с ярко выраженным конкретным зна­чением, а позднее — предлоги над, из, около, за, перед, меж­ ду, по и др.

При этом необходимо учитывать, что с предлогами упот­ребляются следующие падежные формы:

1) родительный падеж с предлогом у, обозначающий ме­
стонахождение, с предлогом с, из, до со значением направле­
ния действия (лежит у забора, берет с парты, из портфеля)',

2) дательный падеж с предлогом по (значение местона­
хождения), с предлогом к (значение направления действия).
Например: плывет по реке, идет к дому;

3) винительный падеж с предлогами в, на, за, под (значе­
ние направления действия). Например: ставит на стол,
кладет на стол, под стол, за стол',

4) творительный падеж с предлогами за, над, под перед
(значение местонахождения), обозначающий часть простран­
ства, в пределах которого совершается действие. Например:
лежит за книгой, перед книгой',

5) предложный падеж с предлогами в, на, обозначаю­
щий местонахождение предмета (лежит на столе).

Предложно-падежные конструкции обозначают как мес­тонахождение предмета, место действия, так и направле­ние. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные зна­чения. Например, предлог в с винительным падежом обо­значает направление действия, а с предложным падежом — местонахождение (кладет в стол, но лежит в столе).

Исходя из этого при проведении логопедической работы необходимо уточнить и отдифференцировать различные зна­чения одного и того же предлога. Так, сначала нужно уточ-

167


нить понимание и употребление предлога в со значением местонахождения (где?), а затем— тот же предлог, но со значением направления действия (куда?).

В большинстве случаев нарушение понимания и упот­ребления предложных конструкций проявляется в неправиль­ном использовании не только предлогов, но и падежных окончаний. В связи с этим проводится работа как над усво­ением значения предлогов, так и над правильным оформле­нием флексий в предложных констукциях. Первоначально предлог отрабатывается с существительными только одного склонения, постепенно включаются существительные дру­гих склонений. Так, например, предлог в со значением на­правления действия (винительный падеж) сначала исполь­зуется с существительными 2-го склонения, затем 3-го, имеющими нулевое окончание в этом падеже (кладет в стол, в шкаф, в ящик, в тетрадь). Впоследствии этот же предлог отрабатывается с существительными 1-го склонения (кладет в книгу, в машину, в сумку, в парту).

Употребление предложно-падежных конструкций целесо­образно давать в приглагольных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значение предлога и падежная форма существительного. Например: лежит (где?) в порт­ феле; кладет (куда?) в портфель.

Особенно это важно в конструкциях, обозначающих на­правление действия. Употребление того или иного предлога со значением направления действия часто определяется в словосочетании характером глагольной приставки. В рус­ском языке имеется определенное соответствие в использова­нии глагольных приставок и предлогов: входит в дом (вв), выходит из дома (вы — из), подходит к дому (под — к), отхо­ дит от дерева (от — от),

В связи с этим необходимо проводить работу по уточне­нию соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога. Можно использовать задания по добавлению пред­лога в падежной флексии существительного в словосочета­ниях с глаголом: влетела... (клетка), вылетела... (клетка), подлетела... (клетка), отлетела... (клетка), залетела... (клетка).

Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от дру­гих предлогов. Работа над предлогом проводится в двух на-

168


правлениях: над уточнением его конкретного значения и над падежной формой существительного, с которым он упот­ребляется.

Значение предлога уточняется с помощью графической схемы. Например:

на

под —

-о-

После изолированной работы над отдельными предлога­ми проводится дифференциация нескольких предлогов.

С целью уточнения понимания предлогов в импрессив-ной речи рекомендуются такие задания:

1. Предлагаются картинки с различным пространствен­
ным расположением предметов (ложка в стакане, ложка на
стакане, ложка под стаканом), а также вопросы к ним: "Где
ложка в стакане? Где ложка на стакане? Где ложка под стака­
ном?" Ребенок должен показать соответствующую картинку.

2. Выполнить действия с предметами в соответствии с за­
даниями логопеда, например: "Положи карандаш в пенал,
под пенал, на пенал", "Положи ручку на книгу, в книгу,
под книгу".

Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи предлагается назвать, где расположен предмет на картинке (птичка в клетке, под клеткой, на клет­ ке; тетрадь на альбоме, в альбоме, под альбомом)', назвать действия с предметами, которые выполняет логопед; приду­мать предложение на основе выполненного действия или по сюжетной картинке; составить предложение из слов в на­чальной форме (например: Мальчик, выпускать, птичка, из, клетка).

Рекомендуются следующие игры в лото:

1. Логопед называет предметы. Ребенок закрывает кар­
тинку соответствующим предлогом, написанным на карточ­
ке. Примерные картинки: птичка под клеткой, книга на
столе, цветы в вазе.

2. Детям раздаются карточки с тремя картинками на раз­
личные предлоги (голуби на крыше, ложка в стакане, кош­
ка под столом). Логопед называет предлог. Дети закрывают
карточкой соответствующую картинку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.12 (0.014 с.)