Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 7. Что обозначают буквы русского алфавита?
Письмо древнейших цивилизаций было пиктографическим -рисуночным, чуть позже - иероглифическим, когда знак мог обозначать и звук, и слог, и понятие. Новая эпоха в развитии письменности была открыта с появлением финикийского алфавита, который заимствовали и усовершенствовали греки. В греческом алфавите буква соответствовала звуку. Таким алфавитом, безусловно, гораздо удобнее пользоваться. На этот принцип соответствия буквы и звука ориентировался и создатель старославянской азбуки, прародительницы современного русского алфавита, солунский просветитель Константин (в монашестве Кирилл). Но русское письмо не фонетическое, не звуковое, а фонематическое. Иными словами, буква передает не звук, а фонему. Ту самую, которая определяется в результате позиционных чередований звуков. Если бы буква передавала звук, мы бы писали то, что слышим. Слышим [дуп] - и писали бы «дуп». Но мы пишем «дуб», потому что звук [п] на конце слова имеет «слабую» позицию, «верить» ему нельзя. Стоит только изменить форму слова, изменится и звук: был [дуп], не стало [дуба]. Число фонем не равно числу звуков. Лингвисты выделяют 39 фонем, из них 34 согласных и 5 гласных. Согласные фонемы - <п>, <п'>, <б>, <б'>, <м>, <м'>, <ф>, <ф'>, Не являются фонемами мягкие согласные [г'], [х'], [к']. Звуки [г'], [х'], [к'] бывают мягкими только перед гласными [и] и [э]. Считается, что мягкость у них не самостоятельная, а возникает под воздействием позиции. Гласные фонемы - <а>, <о>, <э>, <у>, <и>. Не является фонемой гласный звук [ы]. Он «не справляется» со всеми нагрузками, выпадающими надолго гласных фонем: не может стоять в начале слова. Урок 8. Особенности русского алфавита В русском алфавите 33 буквы: Аа [а], Бб [бэ], Вв [вэ], Гг [гэ], Дд [дэ], Ее [е], Её [ю], Жж [жэ], Зз [зэ], Ии [и], Йй (и краткое), Кк [ка], Лл [эль], Мм [эм], Нн [эн], Оо [о], Пп [пэ], Рр [эр], Сс [эс], Тт [тэ], УУ [У], Фф [эф], Хх [ха], Цц [цэ], Чч [чэ], Шш [ша], Щщ [ща], ъ (твердый знак)], ы [ы], ь (мягкий знак), Ээ (э оборотное) [э], Юю [ю], Яя [я]. 25 А фонем, как мы уже знаем, 39. Между числом букв и числом фонем также наблюдается некоторое несоответствие. С одной стороны, существуют буквы, которые не обозначают фонемы: ь, ъ, ы. Есть еще я, ё, ю, е. Это буквы-слоги. С другой - некоторым фонемам вообще не повезло, например, мягким. Только две мягкие фонемы -<ч'> и <ш'> — изображаются специальными буквами ч и щ.
Для изображения остальных мягких фонем приходится использовать сочетания букв: мь, нь, рь или мя, ни, ре и т. п. Для этого и служат специальная буква ь и так называемые йотированные буквы я, ё, е, ю, и. Наличие йотированных букв создает некоторую избыточность для изображения гласных звуков на письме. Звуки [а], [о], [э], [у] в одних случаях можно изобразить буквами а, о, э, у, в других - я, ё, е, ю. Йотированные буквы могут читаться как слоги, например в начале слова или после разделительных знаков, а иногда могут произноситься как звуки [а], [о], [э], [у] и обозначать мягкость предшествующего согласного. Ошибки взрослых. Каждая буква в алфавите имеет свое название. Необходимо добиться, чтобы дети, знакомясь с буквами, запоминали их «правильное» название: не «мэ», а «эм», не «фэ», а «эф» и т. п. Не менее важно объяснить детям, что звучание буквы не совпадает с ее названием. Так, буква м (эм) в одних случаях будет звучать как [м], а в других — как [м1]. Урок 9. Немного истории Некоторое несоответствие в русском языках между фонемами, звуками и существующими для их обозначения буквами объясняется историческими причинами. Русский алфавит произошел от старославянской азбуки - кириллицы. Однако звуковая система старославянского языка хотя и родственна русскому, все же не тождественна ему. Поэтому некоторые буквы (например, соответствующие носовым звукам, отсутствующим в русском языке, а также буквы очень трудные для письма) постепенно перестали употребляться, но из алфавита исчезли не сразу. Реформирование письменности, как показывает история, дело непростое: алфавит и буквы наделялись особым, священным характером. Существенные изменения в характере письменности, несмотря на их очевидную актуальность, приходились на периоды глобального реформирования в стране, причем отмеченного своей антиклерикальной1 направленностью: в это время не боялись поднять руку на все, что раньше считалось незыблемым и священным. Первая реформа орфографии была осуществлена во времена Петра I, и царь принимал в ней активное участие. Вторая реформа /1 о 17-1918) совпала с приходом к власти большевиков и была инициирована новой властью и новыми культурными установками.
Обе реформы были связаны с упразднением букв и с изменением начертания некоторых знаков. В общей сложности из 43 букв кириллицы 12 были исключены, а две новые (и, ё) добавлены. В результате, считают историки языка, русский алфавит приобрел «высшую степень абстракции и чистоты» (А. Зиновьев). 1 Антиклёрикаризм — движение, направленное против привилегий церкви и духовенства, их господствующей роли в обществе (но не против самой религии). 26
Гл а ва 2 ВВОДНЫЕ ЗАНЯТИЯ Занятие 1
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-18; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.76.213 (0.011 с.) |