Гегелевский логический процесс и его критика со стороны К. Поппера и В. Соловьева. Претендует ли гегелевская диалектика на то, чтобы быть универсальным научным методом познания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гегелевский логический процесс и его критика со стороны К. Поппера и В. Соловьева. Претендует ли гегелевская диалектика на то, чтобы быть универсальным научным методом познания.



Статья Карла Поппера впервые была опубликована в 1940 г.; она была написа­на на основе доклада, прочитанного в Кентерберийском университете в Новой Зеландии в 1937 г. Статья касается в основном гегелевской диалектики и ее сторонников. Сам термин «диалектика» в истории философии употреблялся в разном смысле: как учение об искусстве спора в античности, как синоним термина «логика» в Средние века и в специфически гегелевском и послегегелевском его понимании. Прошло более 50-ти лет со дня первой публикации статьи К. Поппера, но она актуальна и для наших дней. Стоит иметь в виду, что как статья Поппера, так и его книга «Открытое общество и его враги» не направлены специально против марксизма. Основной противник К. Поппера – это тоталитаризм в его германской реализации. Конечно, попперовская критика диалектики касается и диалектики в марксистском понимании. К. Поппер отмечает два аспекта философии К. Маркса, вызывающие его симпатии. Это ее антипсихологизм и гуманизм. К. Поппер, по-видимому, не знаком ни с идеями русского славя­нофильства (идейно восходящего к прусско-немецкому романтизму и национализму), ни с идеями российских «легальных» марксистов и выросшей на этой основе так называемой философии религиозного возрождения. Однако его критика диалектики относится и к последним направлениям философской и ду­ховной жизни. Все это придает дополнительную значимость публикации статьи К. Поппера в переводе на русский язык.

К. Поппер концентрирует свое внимание на двух аспектах диалектики: диалектике как теории развития и диалектике как логике.

К. Поппер приводит убедительные аргументы против понимания развития как совершающегося по определенному плану, как чего-то стремящегося к осуществ­лению определенной цели. Согласно К. Попперу, история осуществляется методом проб и ошибок. Никакого предопределения нет: история открыта в будущее. Проб­лема, поднимаемая К. Поппером, есть проблема взаимоотношения локальных и глобальных принципов. Я бы сказал, что глобальные законы, согласно Попперу, не имеют самостоятельной ценности; они допустимы, если только оправдываются ло­кальными принципами взаимодействия. Проблема, поднимаемая Поппером, имеет богатую историю. В истории философии и науки она обсуждалась при формулировке т. н. вариационных принципов. Пафос К. Поппера понятен,– он выступает против понимания истории как совершающейся по законам железной необходимости, как проходящей определенные стадии, как совершающейся помимо человека.

К. Поппер дает очень аргументированную критику гегелевских идей диалектической логики. Одним из принципов диалектики, понимаемой как логика, является отказ от закона непротиворечия. Согласно этому подходу могут быть истинными противоречивые утверждения типа А и не-А. К. Поппер показы­вает, что при очень простых предпосылках – принятии, что из «р» следует «р или q» и из «р или q» и «не-p» следует «q»,– мы из противоречия можем вывести произвольное утверждение. Таким образом, в обычной логике принятие противо­речивого утверждения разрушает всю систему. К. Поппер пишет, что в принципе возможна логическая система, в которой из противоречия не следовало бы все что угодно. К. Поппер пишет: «Я специально занимался этим вопросом и пришел к выводу, что такая система возможна». К. Поппер построил систему, дуальную интуиционистской (см. статью К. Поппера «О теории дедукции», опубликованную в 1948 г. в трудах голландской академии наук). К. Поппер отмечает, что эта система очень слабая, в ней не имеет места даже обычный modusponens. К. Поппер приходит к следующему выводу: «По моему мнению, подобная система совершенно непригодна для вывода заклю­чений, хотя и представляет, возможно, некоторый интерес для тех, кто специализируется на построении формальных систем».

Однако развитие логики показало важность подобного рода систем. Более того, как мы покажем ниже, системы, дуальные интуиционистской, реализуют центральную идею попперовской философии науки – идею фальсификационизма.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-18; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.005 с.)