Формирование классического типа научной рациональности и механической картины в Новое время. Метафизический метод мышления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование классического типа научной рациональности и механической картины в Новое время. Метафизический метод мышления.



 

Рождение феномена научной рациональности связано с коренным реформированием европейской философии в Новое время, выразившимся в её сциентизации и методологизации. Основателем этой реформы принято считать Р. Декарта, побудившего человеческий разум освободиться от оков мистики и откровения, от рассудочной ограниченности схоластики.Цель основателей рациональности состояла в утверждении науки (прежде всего математики и математизированного естествознания) как безоговорочного единственного лидера. Наука Нового времени лишила легитимности любые апелляции к теологическим связям при объяснении явлений природы. Декарт и его последователи считали, что Бог является "первой", истинной, но не единственной субстанцией. Благодаря ему приходят к единству две другие субстанции - материальная и мыслящая. В материальной субстанции человек способен разобраться, познавая созданное свыше. Рационализм в широком смысле - это уверенность в способности разума, особенно разума просвещенного, руководимого правильным методом (с позиций эмпиризма рассуждал Ф. Бэкон, а с позиций рационализма - Р. Декарт), разгадать загадки природы, познать окружающий мир и самого человека и непременно с помощью разума постигать Бога. Философы Нового времени с помощью здравого смысла пытались решать практические жизненные задачи и в конечном счете переустроить общество на разумных началах. В отличие от Абсолюта человеческий разум - сомневающийся, ищущий, способный к заблуждениям и иллюзиям. Классическая парадигма была первоначально связана с поисками "правильной" методологии научного исследования, которая должна привести к построению точной картины природы. Изменчивость и вариантность - признак заблуждения, возникающего в силу субъективных привнесений ("идолов" или "призраков", как их называл Бэкон). Субъект познания при таком рассмотрении как бы выносился за скобки. Согласно этому представлению, принципы рационального высказывания должны были быть подчинены критической рефлексии, точному расчету и идеологической непредвзятости. Считалось, что они должны сохранять свое значение в любую эпоху, в любом культурно-историческом регионе. В конце XIX в. начинается глобальная научная революция, связанная со становлением неклассического естествознания. Изменение исходных требований к конечной интерпретации научной теории и понимание того, какой именно должна и может быть теория, претендующая на описание явления, - все эти постепенные изменения привели к новому пониманию того, что следует считать образцом научности и рациональности. В рамках классического естествознания возникли элементы нового неклассического мышления. Под метафизикой понимаются учения, которые рассматривают мир непротиворечивым, неизменным своей основе, а предметы и явления в нем вне связи друг с другом. Движение и развитие метафизики сводят чаще всего к чисто количественным изменениям.

Софистика- сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, т.н. софизмов, т.е. всякого рода уловок, замаскированных внешней формальной правильностью. (вырывание событий из их связи с др., т.е. за правдоподобной формой рассуждений скрываются нарушения правил логики, часто формальной логики. Эклектика - соединение различных, иногда противоположных философских взглядов, теоретических предпосылок, ценностных суждений и т.п. Как методологический прием, заключающийся в бессистемном сборе и сочетаний различных сведений и знаний. Э характеризуется неумением выделять главные, ведущие закономерности, объясняющие процессы развития в природном и социальном мире. Метафизика – первофилософия. Ее задача – докопаться до истины путем описания богатого многообразия и загадочных глубин бытия, а также через построение и толкование связи всего сущего. Предмет изучения метафизики: бытие; ничто; свобода; бессмертие.

10. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта. Их роль в развитии методологии науки Нового времени.

 

На рубеже XVI и XVII в. жил в Англии Фрэнсис Бэкон Веруламский (род. 1561, ум. 1626), занимавший должность государственного канцлера и бывший одним из основателей новой философии. Он возвел в принцип своего учения опыт и наблюдение, призывая тем к научному исследованию природы. Своим «Новым Органоном» (1620) он положил начало эмпирическому направлению философии, основывающемуся на опытном изучении действительности. Он даже предпринял с этой точки зрения большую энциклопедию человеческих знаний («Instauratio magna»), которую, однако, не успел окончить. Другим родоначальником новой философии был француз Декарт, представитель умозрительного направления, изложивший цельное миросозерцание в знаменитом «Рассуждении о методе» и «Началах философии» (1644). Декарт, бывший, кроме того, первым математиком нового времени, поставил задачею своей философии найти такое положение, которое нельзя было бы подвергать сомнению, из которого, как из аксиомы, можно было бы вывести все другие истины. Человек имеет право сомневаться в существовании всего, кроме существования мыслящего я: «я мыслю, следовательно, я существую» (cogito, ergo sum), – таков был чисто индивидуалистический исходный пункт его философии. Бэкон и Декарт были первыми философами нового времени, освободившимися от авторитетов классического возрождения – Платона и Аристотеля, и почти одновременно они положили начало двум противоположным направлениям новой философии, из которых одно видело источник знания в человеческом опыте, другое – в человеческом разуме. Оба эти направления были поддержаны развитием естествознания и математики, находившихся, как сказано, в пренебрежении у гуманистов.

Всё это научное и философское развитие совершалось уже за пределами эпохи возрождения, когда светский, по самой основе своей, гуманизм уступил место религиозной реформации.

 «Эмпиризм» - философское учение и направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания, возводящий все знания к опыту. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Ф. Бэкон считается родоначальником английской философии, настаивавшей на изучении природы с помощью индуктивного метода. Значение науки – настраивать на ум, чтобы он не оставался в покое и не застывал в своих недостатках.

Выделил два типа наук:

– которые опираются на веру (астрология, магия)

– неблагородные, и науки, которые происходят из трех способностей души, сосредотачивающих в себе знания, память (на ней основывается история), воображение (поэзия), рассудок (философия). Философия имеет дело не с индивидуальными и чувствительными впечатлениями, а абстрактными понятиями, выведенными из них, соединяющими законами природы и фактами действительности.

У философии 3 объекта: Бог, природа, человек и троякий путь воздействия. Природа воздействует на интеллект непосредственно, Бог через творение (преломленными лучами), человек – отраженными лучами и отсюда в философии выделяются: учение о Божестве, учение о природе, учение о человеке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-18; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.004 с.)