Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность предметных и личностных компетенций учащихся при изучении истории и обществоведения и пути их формированияСтр 1 из 2Следующая ⇒
Формирование общекультурной компетенции Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Многие учителя знают, что ученики, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине. Для преодоления этого барьера нужна специальная работа, в которой учитель помогает ребенку прояснить задачу, выделить предметную составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации, новых обозначениях. Возможны следующие пути решения этой проблемы: - используются задания с информационно – познавательной направленностью; - практикуются задания для домашней работы на составление текстовых заданий. Анализ составленных заданий происходит на уроке учениками с использованием слов: по сравнению с…, в отличие от…, предположим, вероятно, по-моему…, это имеет отношение к…, я делаю вывод…, я не согласен с…, я предпочитаю…, моя задача состоит в… - система историко-обществоведческих понятий и заданий обеспечивающих формирование целостной и разносторонней исторической картины мира; - оценочно-толерантные задания и тексты, содержащие описание противоречивых исторических явлений с позиций разных действующих сторон (разных народов, разных партий и т.п.). - устные задания на грамотное произношение и употребление имен, терминов, географических названий и др. (для формирования грамотной, логически верной речи); во время устной работы учитель всегда следит за грамотностью речи учеников;
Формирование информационной компетенции О сформированности информационной компетенции свидетельствует умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.
Для развития данного вида компетентности учитель использует следующие приемы: - при изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения понятиям; - подготовка собственных презентаций, с использованием материала из разных источников, включая Internet; - предоставляет учащимся возможность составлять самим всевозможные тестовые конструкции. - при подготовке к уроку учитель использует задания из других источников, в которых данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков, звуков, видеоисточников и т.д. Подобные задания не только формируют информационные компетенции, но и помогают накапливать жизненный опыт.
Сущность предметных и личностных компетенций учащихся при изучении истории и обществоведения и пути их формирования «Ребенок имеет право на получение образования... которое бы способствовало его общему культурному развитию и, благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить чувство ответственности и стать полезным членом общества». Из «Декларации прав ребенка», принятой Генеральной Ассамблей ООН. 20.11.1959г. Современное образование претерпевает изменения. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Модернизация образования осуществлялась всегда — в той или иной мере. В настоящее время главным изменением в обществе влияющим на ситуацию в сфере образования, является ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Цели образования XXI века, обозначенные президентом Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования Жаком Делором, сформулированы так: «уметь жить», «уметь работать», «уметь жить вместе», «уметь учиться».
Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией. В качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества, необходимопыт самостоятельной деятельности т.е. ключевые компетентности. В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной сферах. Роджер Левин писал: «Мы слишком часто даем детям ответы, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решать». Чтобы помочь ребёнку научиться находить истину современная педагогическая наука в качестве идеологической основы новых образовательных стандартов предлагает компетентностный подход. Наиболее полная характеристика компетентностного подхода дана в работах Андрея Викторовича Хуторского. По его мнению, «введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для современной школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций». Говоря о компетентностном подходе, необходимо при этом различать такие понятия: Компетентностный подход – совокупность принципов, которые определяют постановку целей, содержание обучения, организацию образовательного процесса, содержание контроля и оценки, направленных на овладение учащимися актуальными компетенциями. С позиции этого подхода непосредственным результатом образовательной деятельности является сформированность у учащихся компетенций. Компетенция (лат. competencia) – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом необходимым для эффективной деятельности; заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. В связи с тем, что в современной педагогической науке еще не выработана консолидированная позиция по вопросу классификации компетенций, видится целесообразным при их определении использовать предложенную А. В. Хуторским трехуровневую иерархию компетенций: • ключевые (метапредметные: «мета» - за, над - общий для всех предметов) компетенции, относящиеся к общему содержанию образования. Ключевые компетенции – это определённые обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов как в личной, так и в профессиональной сферах жизни;
• общепредметные компетенции, относящиеся к определенному кругу учебных предметов, например, социально-гуманитарного цикла; • предметные компетенции, которые имеют конкретное описание и возможность их формирования в рамках преподавания определенного предмета, в нашем случае - истории. Хуторской А. В. в своих исследованиях выделил следующие группы ключевых компетенций образования:
Учитель истории должен подготовить учащихся к необходимости владеть большим объемом исторической информации, знать досконально понятийный аппарат, уметь критически анализировать исторические документы, выстроить историческую вертикаль, сформулировать свое суждение о важнейших исторических событиях, знать историографию вопроса. При компетентсностном подходе в содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они и хранятся в энциклопедиях, Интернет-сайтах и т. д. В то же время учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем. Ключевые компетенции лежат в основе формирования перечня предметных и личностных компетенций.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.014 с.) |