Внеурочные формы организации учебной работы по математике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внеурочные формы организации учебной работы по математике



Внеклассная работа по математике

 

ЗАДАЧИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ.

  1. Углубить и расширить знания и практические навыки учащихся.
  2. Развить логическое мышление.
  3. Выявить наиболее одаренных детей, способствовать их дальнейшему развитию.
  4. Воспитывать настойчивость, любовь к труду, организованность, коллективизм.

Внеклассная работа строится на принципе добровольности; оценки не выставляются, но работа должна поощряться; на занятиях используется доступный учащимся материал повышенной трудности в занимательной форме.

 

 

Виды внеклассной работы

  1. Внеклассное занятие или час занимательной математики.

Проводится 1-2 раза в месяц от 15 до 20 минут. Эти занятия должны быть связаны с работой на уроке, но задания повышенной сложности, решаются задачи-смекалки,ребусы, кроссворды, задачи в стихах. Можно использовать видеофильмы, плакаты, рисунки, вводить сказочных героев. Можно вести подсчет очков, выбрать победителя, наградить победителя.

  1. Математический уголок.

 

Делается под руководством учителя, можно выставить лучшие тетради, справочную информацию, таблицы с заданиями, конверт для ответов учащихся.

  1. Математический вечер.

 

Организуется для учащихся параллельных классов в виде соревнования команд. В период подготовки можно выпустить математическую газету. Соревнование команд оценивает жюри.

  1.  Математический кружок.

 

Для учащихся, проявляющих интерес к математике. Можно знакомить детей с новыми приемами вычислений, решать задачи повышенной сложности. Можно использовать форму КВН.

  1. Математическая викторина.

Это одна из форм организации соревнования между командами. В ходе проведения викторины предлагается система вопросов, задач, примеров, доступных детям этой возрастной группы.

  1. Конкурсы. Олимпиады.

 

Конкурсы проводят с целью выявления лучших математиков класса, задания выполняют письменно и оцениваются очками. Олимпиады проводят для параллельных классов. Они позволяют выбрать наиболее способных учащихся, а победителей отправляют на окружные или городские олимпиады.

 

НУМЕРАЦИЯ

ДОЧИСЛОВОЙ ПЕРИОД

(подготовительный)

М1(ч.1) стр.3-18

Этапы концентра «Десяток»

  • Дочисловой (подготовительный)
  • Нумерация чисел
  • Сложение и вычитание

Урок математики в начальных классах

Историческая справка

Урок, как форма обучения, возникла в середине 16 века и была обоснована как полезная и возможная форма коллективного обучения групп детей от 30 до 50 человек, имеющих одинаковый возраст и уровень готовности к обучению, Яном Амосом Каменским.

В России урок был официально закреплен Уставом народных училищ в 1786г., который был принят при Екатерине 2. В дальнейшем эстафета научного обоснования и развития урока, как основной формы обучения, была подхвачена великим русским педагогом К.Д. Ушинским.

Традиционная структура урока

( иллюстрационно- наглядная)

 

Сообщение цели   Повторение   Изложение     Контроль   Закрепление

(устный счет)        пройденного      нового           знаний       и тренировка

                                  материала    материала

 

Развивающий урок

Постановка       Система выражений Первичное закрепление    Самоконтроль

учебной задачи  и заданий, приво-    (фронтальный опрос)    (самостоятельная

(устные упражне- дящие к новым                                                      работа с последу-

ния и новые          знаниям                                                                ющей проверкой

 проблемы)                                                                                                в классе)

 

Деятельность учителя при планировании урока можно представить схемой:

  • Отбор понятий, свойств, правил, приемов для рассмотрения на уроке    
  • Что я сам о них знаю
  • С какими из них дети встретятся впервые
  • Анализ заданий учебника
  • Какова функция этих заданий (развивающая или контролирующая)
  • Какие задания можно исключить и какие добавить
  • Какие трудности могут возникнуть у учащихся.

Тема

Перед, за, между, первый, второй…..

Цели:

  • Познакомить детей с порядковым счетом
  • Показать, что порядковый номер предмета зависит от порядка, в котором проводился счет предметов
  • Познакомить детей с порядковыми отношениями

Оборудование: иллюстрации книги К.И. Чуковского «Тараканище», счетный материал.

Ход урока

I Физкультминутка.

Учитель предлагает детям встать так, чтобы спереди от них было окно, а сзади стена со стендами или цветами. Затем повернуться так, чтобы перед ними (спереди) оказалась классная доска, а сзади стена.

 А теперь пусть попробуют встать так, чтобы то, что было спереди, стало сзади. И.наконец, невыполнимое задание: встать таким образом, чтобы классная доска была спереди, а окна были сзади (обратить внимание, что задание выполнить нельзя).

II Новый материал.

       а) Чтение отрывка из произведения «Тараканище» с использованием иллюстрации:

       Ехали медведи на велосипеде,

       А за ними кот задом наперед,

       А за ним комарики на воздушном шарике,

       А за ними раки на хромой собаке.

       Волки на кобыле, львы в автомобиле,

       Зайчики в трамвайчике, жаба на метле.

Вопросы: кто ехал перед комариками? после зайчиков? между раками и львами? И т.д.

       б) Работа по иллюстрации учебника стр.11.

Учитель спрашивает у детей, как называется сказка, рисунок к которой они видят. Затем проводится беседа по рисунку.

Кто стоит перед ежиком? За волком? Между зайцем и волком? Кто первым увидел теремок? Кто был вторым? А каким по счету был заяц? Еж? Волк? Медведь? Сколько всего зверей увидели теремок?

       в) Работа по рисунку с изображением кругов стр.11

Сколько всего кругов? Какой по счету красный круг? Голубой круг? Зеленый? Между какими кругами нарисован желтый? Какой круг нарисован перед желтым? Перед голубым?

V. Работа в тетрадях.

       А) нарисовать 4 красных круга и 5 синих. Показать, каких кругов больше, соединив красные и синие круги парами.

       Б) Нарисовать шары по образцу (на образце 3 больших шара и 1 маленький)

Раскрасить большие шары так, чтобы маленький шар был между синим и красным, а красный рядом с зеленым.

VI.Итог урока.    Вопрос: «Что вы расскажите сегодня маме про урок математики?»

Теория вопроса.

Натуральное число- это общее свойство класса непустых конечных равномощных между собой множеств.

Натуральное число обладает двумя свойствами: количественным и порядковым.

Количественное свойство выражается в том, что число характеризует мощность множества.

Порядковое свойство выражается в том, что каждое натуральное число занимает определенное место в ряду натуральных чисел.

Поэтому число следует вводить так, чтобы его порядковое и количественное свойства выступали одновременно и во взаимосвязи.

 

Методика изучения

Знакомство с новым числом проходит обычно по следующему плану:

  • Повторение пройденного
  • Образование нового числа
  • Знакомство с цифрой и ее записью
  • Сравнение нового числа с ранее изученным, место числа в ряду
  • Состав нового числа

Внеурочные формы организации учебной работы по математике

 

Все другие формы (кроме урока) организации учебной работы по математике- внеурочные индивидуальные и групповые занятия, домашняя самостоятельная работа, экскурсии- тесно связаны с уроком и подчинены ему.

Внеурочные занятия по математике проводятся либо с целью углубления и расширения знаний, полученных на уроке, либо с целью ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках. В первом случае это осуществляется через различные формы внеклассной работы по математике, во втором случае организуются индивидуальные или групповые занятия по мере надобности с теми детьми, у которых обнаружилось отставание по предмету и они не могут дальше продвигаться вперед вместе с классом.

Пробелы в знаниях, умениях, навыках могут появиться у ученика в результате пропуска уроков по болезни, а также в результате систематического отставания ученика на уроке по причине пониженной работоспособности, недостаточного внимания к его работе со стороны учителя, особенностей нервной системы и пр. К внеурочным занятиям учитель тщательно подбирает материал, продумывает методику работы. Особенно ценны упражнения с наглядными пособиями, которыми оперирует сам ученик, а также упражнения в пояснении приемов решения примеров и задач с опорой на рисунки, схемы, чертежи. Наметившиеся сдвиги в знаниях и умениях ученика учитель поддерживает и развивает на уроках, предлагая ученику во время самостоятельных работ специально подобранные упражнения.

Домашняя самостоятельная работа по математике содействует вооружению учащихся умением самостоятельно овладевать знаниями, дает возможность учителю и родителям быть в курсе успехов школьника, помогает организовать свободное время детей дома, содействует воспитанию у них ценных качеств: трудолюбия, организованности, дисциплинированности, аккуратности и пр.

Домашние задания могут иметь разные цели: закрепление знаний и практических умений (решение примеров и задач), систематизация и обобщение приобретенных знаний и умений (составление примеров на изученный прием вычисления, составление задач и пр.); подготовка учащихся к работе, которая будет проводится на предстоящем уроке (наблюдения за жизненными явлениями, сбор числового материала, изготовление наглядных пособий и т.д.).

Домашние задания могут быть общие, индивидуальные и групповые, когда группа учащихся выполняет какое- то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при сборе числового материала одна группа узнает цены учебных принадлежностей, другая- цены продуктов, третья- цены игрушек и т.д. Групповые домашние задания содействуют воспитанию учащихся в духе коллективизма, формированию у детей чувства ответственности за порученное дело.

Руководство домашней учебной работой учитель осуществляет через инструктирование учащихся и через проверку выполненной работы. Важно, чтобы ученику была ясна цель домашнего задания, тогда он может с увлечением проделать неинтересную, но нужную работу. Ученик должен знать, что ему задано на дом и как он будет выполнять это задание. Поэтому необходимо давать пояснения к домашнему заданию.

Объем домашних заданий не должен быть слишком большим. Установлены примерные нормы времени выполнения домашних заданий учащимся по всем предметам:во 2 полугодии 1 класса 30-40мин., во 2классе-1час, 3класс-1,5 часа, 4 класс-2 часа. На выходные дни домашнее задание не задают.

Задавание уроков на дом только тогда целесообразно, когда организован учет выполнения заданий, качества выполнения этих заданий.

 

 

Проверка домашнего задания может осуществляться разными путями. Письменные работы проверяются учителем как дома, так в классе на уроке. Проверка и письменного, и устного домашнего задания может осуществляться на любом этапе урока. Целесообразно использовать проверку для подготовки к изучению нового материала. Очень часто проверка домашнего задания служит проверкой и оценкой знаний изученного материала (соединяется с устным опросом или самостоятельной работой учащихся).

Экскурсия  проводится с целью накопления непосредственных восприятий и наблюдений учащимися объектов и явлений, связанных с изучением материала по математике. Проводя экскурсии, предусмотренные программой, на природу и на производство (например, в сад, на ферму, в магазин, на фабрику, на стройплощадку и пр.), учитель организует наблюдения за количественными изменениями, сбор числового материала и т.п.

Экскурсия может явиться началом работы по теме программы. Цель ее- вызвать интерес к изучению темы, содействовать накоплению материала, необходимого для последующей работы по теме. Примером такой экскурсии может являться экскурсия на городскую улицу, во время которой учащиеся знакомятся с разными видами движения.

Экскурсия может быть организована в процессе работы над темой. Ее назначение- содействовать частичной проверке уже полученных знаний и умений, а также дополнить материал, необходимый для  дальнейшей работы по теме. Примером может служить экскурсия в магазин при изучении связей между величинами: цена, количество, стоимость пр. На экскурсии в магазине дети наблюдают процесс купли- продажи, прослеживают некоторые зависимости (больше купили- больше заплатили и т.д.), узнают цены товаров, правила пользования весами и т.д. Все это используется при составлении задач на последующих уроках.

Экскурсия может подвести итог работы по теме или нескольким темам. Цель этой экскурсии – закрепить и расширить знания учащихся, обобщить материал, полученный на уроке или ряде уроков. Пример экскурсии такого рода- измерительные работы на местности после изучения темы «Площадь геометрических фигур».

Для того чтобы экскурсия достигла успехов, она должна быть тщательно подготовлена и методически правильно проведена.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.017 с.)