Методика обучения передачам мяча и совершенствование в них. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения передачам мяча и совершенствование в них.



Планирующая подача (прямая и боковая) —

высота подброса незначительна, чуть вышеголовы несколько впереди себя, амплитуда замаха укороченная. Ударсопровождается мгновенно тормозящим действием, фиксирующим дистальные звеньяруки в положении удара. Удар по мячу плоской напряженной кистью по центрумяча.

Примерные упражнения для обучения:
1. Имитация — на счет раз — из стойки вскинуть рукув положении замаха; на счет два
—подброс мяча; на счет три — ударное движение
2. Из положения руки с мячом внизу вскинуть вверх (новыезаносить мяч за голову) и бросок мяча вперед (для прямых подач)
3. То же, но бросок одной рукой с переводом мяча в одну руку
4.Бросок мяча одной рукой (руки держат мяч правой (левой)сверху левой (правой)
снизучуть выше пояса; вскинуть мяч вперед — вверх в конце вскидывания левую (правую)руку отводят от мяча
5. Подброс мяча перед собой на высоту чуть выше вытянутой руки. Вмомент подброса замах для удара иудар по мячу с поддерживанием мяча не бьющей рукой (для прямых и боковых подач)
6. В стойке — удар по подвешенному мячу (для прямых и боковыхподач)
7. Подача в стену, впартнера, через сетку с 3,6,9 м.

Ошибки при обучении подачам:
— подброс мяча не оптимальный по высоте
— подброс мяча не в сагитальной плоскости
— удар по мячу не точный (сверху, сбоку)
— скорость бьющей руки незначительна
— встреча бьющей руки с мячом не на оптимальнойвысоте

 

Прямой нападающий удар —
состоит изразбега, прыжка, удара по мячу и приземления. Обучение проводить толькорасчленено в такой последовательности: прыжок вверх с места толчком двумяногами, разбег вместе с прыжком и замахом, удар по мячу. Во время выполненияразбега и прыжка решаются две задачи: достижение максимальной точности соотношению к траектории полета мяча и оптимальной высоты прыжка. Не определение характера траектории полет мяча, волейболист выполняет один-два ступающих шагов замедленном темпе (1-ая фаза разбега). Определив характер траектории полетамяча, спортсмен корректирует скорость своего перемещения (2-я фаза). Затем напрыгивание— стопорящий шаг (3-я фаза). В последнем шаге нога выносится вытянутой впередскачком и ставится на пятку. Руки отводятся назад и в момент приставления сзадистоящей ноги к стопорящей делают маховое движение вперед-вверх. Не бьющая рука выносится примахе до уровня груди, головы. Перед отталкиванием наиболее рациональнымявляется параллельное положение стоп или небольшой разворот их к наружи.

Высота прыжказависит в основном от угла сгибания ног в коленных суставах.

Прямой нападающийудар с переводом влево -
разбег и прыжокобычный. Замах, как при нападающем ударе по ходу разбега, но передсоприкосновением с мячом резким движением предплечья и особенно кисти перевестимяч влево. Кисть соприкасается с мячом справа-сверху (для правшей).

Прямой нападающий удар с переводом вправо -
разбег,прыжок, замах обычный, но при выполнении удара игрок поворачивает туловищевлево. В фазе удара бьющую руку развернуть несколько к наружи и резкимдвижением кисти в этом же направлении перевести вправо. Кисть ложится на мяч слевой стороны (для правшей).

Обманный удар -
разбег,толчок, прыжок обычны. В ударном движении руку выносят на вертикаль несколькосогнутой в локте (локтем вперед). Удар по мячу производится за счет разгибанияруки в локте и хлестообразным движением кисти.

Примерные упражнения для обучения:
1. Прыжок с места вверх с махом рук
2. То же, но с поворотом на 90, 180, 360
3. Прыжок вверх толком двумя ногами после одногошагавпред, в сторону
4. Прыжки с подкидного мостика
5. Спрыгивание с возвышения
а)Сделать вперед широкий шаг, ставя ногу на пятку — приставить другую ногу ивыполнить прыжок (в момент первого шага руки отводятся назад)
б)То же, но выполнить быстро
в)То же, но первый (стопорящий) шаг выполнить скачком
г)То же, но выполнить с 2-х, 3-х шагов
д)То же, но с доставанием предмета на высоте
е)То же, но разбег с линии нападения

При прыжке оберуки махом выносятся вверх.
- Имитация ударного движения на месте, в прыжке, сразбега
- Удар по мячу кистью стоя на коленях
- Удар по подвешанному на высоте вытянутой рукимячу
- Удар в стену через пол на месте и в прыжке
- Нападающий удар в парах на месте и в прыжке(один набрасывает мяч или пасует)
- Броски теннисных мячей через сетку на месте и сразбега
- Удар через сетку стоя на возвышении ссобственного подброса
- То же, но мяч набрасывает партнер
- Удар через сетку с места в прыжке с собственногоподброса
- То же, но мяч набрасывает партнер
- То же, но с одного, двух, трех шагов
- То же, но с передачи партнера

Ошибки при обучении нападающему удару
1. Стопорящий шаг на носок
2. Остановка перед отталкиванием
3. Нет махового движения вперед-верх не бьющей руки
4. Удар согнутой в локте рукой
5. В момент удара опускание локтя вниз
6. Ранний или поздний разбег
7. Неправильный ритм и темп разбега
8. Неправильная глубина приседа перед отталкиваниеми постановка стоп
9. Медленное отталкивание
10. Недостаточная сила удара и неточное наложениекисти на мяче
11. Приземление после удара на прямые ноги

 

Построение Содержание ОМУ
Каждый занимающийся обязан выполнить 10 подач подряд без ошибок. В случае ошибки счет подач возобновляется с нуля. Подачи должны быть сложными. Можно предлагать определённую зону поражения.

 

Построение Содержание ОМУ
Подача в предлагаемую зону. Перед выполнение игрок сам громко называет зону. Упр. можно проводить в виде соревнования, оговорив заранее способ и силу подач.

 

Построение Содержание ОМУ
Над верхним краем сетки на высоте 1 м натянут шнур. Занимающиеся должны выполнить подачу между шнуром и сеткой. Упр. можно проводить в виде соревнования. Касание шнура мячом является ошибкой. Усложнение упр. необходимо поразить определённые зоны.

 

Построение Содержание ОМУ
Подающий, выполняя подачи в определенной последовательности (в квадраты зон 1, 2, 3 и т.д.), стремится набрать максимальное количество очков - 21. Упр. проводиться в виде соревнования. Способ и сила подач должны быть оговорены перед началом.

 

Построение Содержание ОМУ
Игроки располагаются в парах через сетку. Один подает точно на партнера, а тот направляет мяч в определённую зону. Принимающий занимает места поочередно в разных зонах площадки. Зона, в которую он направляет мяч, меняется по заданию. Упр. можно проводить по- разному: а) прием выполняется только с одной стороны площадки, и после 10-12 приемов игроки меняются местами; б) игроки поочерёдно выполняют подачу и прием каждый на своей стороне площадки. В каждом из этих вариантов на площадке могут располагаться одновременно 4-6 пар игроков.

 

№6Техника передачи мяча двумя руками сверху, методика обучения и совершенствование

Верхняя передача (рис 1а) чаще всего используется у сетки для нападающего удара как второе касание мяча. Это требует от игроков своевременного, точного выхода к мячу и принятия удобной стойки: ноги согнуты в коленях и расставлены на ширину плеч, руки согнуты и выставлены в перед, кисти отведены назад, развернуты друг к другу и находятся на уровне плеча.

Передача начинается с разгибания ног, в которое последовательно включаются туловище и руки.

Основную роль при передаче выполняют первые фаланги большого, указательного и среднего пальцев. Разгибание кистей в лучезапястном суставе и эластичное движение пальцев придают полету мяча нужное направление (рис 1б). В зависимости от характера передачи (высота, длина, направление, скорость и т. п.) игрок обязан постоянно корректировать свои действия.

Завершается передача пружинистым движением пальцев и кистей, за счет которого мяч выталкива­ется в новом напра­влении. При этом ноги почти полностью выпрямляются в коленных, а руки в локтевых суставах.

Соотношение уступающего и направляющего (преодолевающего) движений руками в момент передачи во многом зависит от встречной скорости полета мяча и от расстоянияпередачи. Чем больше встречная скорость, тем напряженнее и короче движение рук. В передачах на небольшое расстояние амплитуда движений руками уменьшается, но более активны движения кистей и паль­цев (кистевой способ).

Подготовительные упражнения

Определение навыком приема подачи во многом зависит от уровня развития определенных физических качеств, развитие которых и составляет начальный этапподготовки. В группе этих упражнений (подготовительных) входят следующие:

 Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями. То же, но кисти сомкнуты (пальцы сцеплены)

 Из упора стоя у стены, одновременное попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах: ладони располагаются на стене пальцами вверх, в стороны, вниз,пальцы сомкнуты или расставлены.

 Из упора стоя у стены отталкивание ладонными и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой.

 В упоре лежа передвижения на руках по кругу, носки ног на месте.

 Передвижение в упоре лежа, ноги удерживает партнер (для мальчиков).

 Из упора присев, разгибаясь вперед-вверх, перейти в упор лежа.

 Броски набивного мяча (вес 1 кг) снизу двумя руками в стену, после отражения от стены подставить руки (положение приема снизу).

 То же в парах, расстояние – 3-4 м.

Бег с ускорением из статического положения в ответ на сигнал (обычно зрительный) и остановка после пробегания расстояния от 1 до 5 м.

 То же, но ускорение вправо, влево, спиной вперед.

 То же, но приставными шагами – лицом, правым, левым боком, спиной вперед.

 Упражнения с ловлей набивного мяча весом 1 кг двумя руками на уровне коленей, руки прямые.

 Броски набивного мяча (1 кг) на расстоянии до 10 м и ловля руками снизу. Броски различных мячей на расстояние 15-20 м и ловля.

 

 

В этих упражнениях вырабатывается умение соразмерять свои действия с учетом направления полета мяча и развивается скорость реакции на движущийсяобъект, что очень важно при приеме подачи.

Перечисленные упражнения применяются в занятиях систематически, даже тогда, когда юные спортсмены уже научились играть в волейбол. Послеопределенного периода использования этих упражнений приступают к упражнениям с волейбольным мячом. Вначале применяют подводящие упражнения.

Подводящие упражнения

В первую очередь надо научить правильному положению рук, кистей. Наиболее распространенным является такое положение рук, когда правая ладонь накладывается на левую, большой палец левой руки прижимается к пальцам правой и располагается параллельно большому пальцу правой руки. Обе кисти отгибаются внизу и в приеме мяча не участвуют. На рис. 2 показаны способы соединения кистей рук. Каждый спортсмен выбирает для себя способ

 Отбивание волейбольного мяча, подвешенного на шнуре. Движение рук - главным образом за счет разгибания ног – в плечевых суставах незначительно, в локтевых отсутствует. Основная задача – почувствовать положение рук в момент приема.

 То же, после перемещения вправо, влево и остановки.

 Прием мяча снизу, мяч набрасывает партнер (расстояние – 2-3 м, которое затем постепенно увеличивается до 10-15 м).

 У стены: отбивание мяча снизу многократно, встречное движение руками незначительное и производится преимущественно за счет разгибания ног.

 То же, но мяч посылать в стену передачей сверху двумя руками. Расстояние постепенно увеличивается.выполнять на месте и после перемещения вперед, вправо, влево, назад.

 

 

а,б,в - правильно, г, д, е - с ошибками

рис. 2

 То же, но мяч посылать в стену ударом одной рукой.

 Передачи над собой снизу многократно (жонглирование).

 Броски мяча вверх-вперед, догнать и выполнить прием снизу после его отскока.

 Прием мяча в зону 6, мяч через сетку набрасывает партнер.

Систематическое применение подготовительных упражнений (для развития специальных качеств) и освоение подводящих упражнений создают прочную основу для овладения навыками приема подачи в совершенстве. Главными здесь будут упражнения по технике. Они весьма многообразны.

 

Передача мяча на месте

1. Передача мяча партнеру. Расстояние между учениками около 4 м. Партнер набрасывает мяч пе­редающему игроку так, чтобы ему было удобно принять его двумя руками снизу. Передающий, приняв мяч, из исходного положения передает его партнеру. Обратить внимание на технику выполнения приема.

2. Передача мяча партнеру с выпадом в сторо­ны, вперед, назад. Партнер набрасывает мяч на 0,5 м левее, правее передающего, ближе к нему или за его голову. Передающий, сделав выпад, стремится при­нять мяч на нижнюю часть параллельно расположен­ных предплечий и согласованным движением ног, туловища и рук передает мяч. Обратить внимание учащихся на необходимость своевременного выпол­нения выпада к падающему мячу.

3. Прием и передача мячей, летящих по различ­ным траекториям. Игроки в парах располагаются на расстоянии 3—5 м друг от друга, поочередно пере­дают мяч по низкой, средней и высокой траектории. Обратить внимание на изменение угла наклона рук при приеме и передаче в зависимости от траектории полета мяча: чем ниже траектория, тем больше угол наклона рук с последующим активным встречным движением их вперед-вверх.

 

 

4. Прием и передача мячей, летящих с различ­ной скоростью. Учащиеся в парах располагаются на расстоянии 3—5 м друг от друга, поочередно пере­дают мяч, летящий с различной скоростью. Обратить внимание занимающихся на необходимость быстрого встречного движения рук к мячу, летящему с незна­чительной скоростью, и относительно медленном сме­щении рук вперед-вверх при увеличении скорости по­лета мяча. В том случае, когда мяч летит с большой скоростью, т. е. после удара, следует снижать ско­рость полета мяча за счет амортизации, когда в мо­мент приема мяча туловище несколько приподни­мается, а руки незначительно смещаются вверх-назад.

5. Игроки располагаются на расстоянии 1,5—2 м от стенки, передают мяч двумя руками снизу с уда­ром о стенку (максимальное количество раз).

6. Прием и передача мяча с изменением направ­ления под углом 45°. Трое учащихся располагаются у вершин воображаемого треугольника на расстоянии 3 м друг от друга. Передача мяча слева-направо, в средней стойке. Обратить внимание учащихся на не­обходимость движения рук в направлении вперед-вверх-вправо после соприкосновения с мячом; левая нога разгибается активно; тяжесть тела переносится на правую ногу. То же, но в другую сторону. Руки после соприкосновения с мячом движутся в направлении вперед-вверх-влево, правая но­га разгибается актив­но, тяжесть тела пере­носится на левую ногу.

7. Учащиеся по одному располагаются в зонах 4 и 3, колонна игроков — в зоне 5. Передача мяча из зоны 4 в зону 5, оттуда поочередно в зону 3 с возвращением мяча в зону 4.

8. Передача мяча из зоны 2 в зону 1, оттуда в зону 3 с возвращением мяча в зону 2. Основное внимание уделяется переда­че мяча из зоны 1 в зону 3.

9. Передача мяча с изменением направления под углом 90°

Учащиеся по одному располагаются в зонах 4 и 2, колонна игроков в зоне 6. Поочередно из зо­ны 6 направляют мяч в зону 2, затем в зону 4.

 

 

Прием и передача мяча через сетку. Учащиеся в колоннах располагаются с противоположных сторон сетки в 2 м от нее. Мяч передается по не­высокой траектории — 0,5—1 м над сеткой.

Игроки в колон­нах располагаются в зонах 4, водящие — в зонах 3.

Передача мя­ча из зоны 3 в зону 4, оттуда через сетку в зону 6.

Учащиеся в колоннах располагаются в зонах 2 правым боком к сетке, водящие в зонах 6. Пере­дача мяча из зоны 6 в зону 2, оттуда взону 6.

Прием мяча от сетки. Занимающиеся в колон­нах расположены в зонах 4 в 1,5 м от сетки лицом к ней. Водящий с мячом стоит в зоне 6 в 3—4 м от сетки и бросает мяч в сетку; мяч поочередно после выхода вперед принимают игроки, стоящие в колонне, и передают водящему в зону 3. Учащимся следует объяснить, что мяч отскакивает от сетки по-разному, в зависимости от того, в какое место сетки он попадает и с какой скоростью направлен в сетку.

Ускоренный нападающий удар

Структура подготовительной фазы удара (разбег, прыжок, замах) аналогична структуре скоростного удара. В ударном движении руки выносят вверх несколько согнутые в локте. Соответственно удар осуществляют выпрямлением руки в локте одновременным хлестообразным движением кисти. После удара по мячу движение руки резко тормозится, она останавливается сопровождающее движение минимально. Нападающий удар с переводом рукой.

В ударном движении при переводе влево от вертикальной оси рука движется по небольшой дуге вперед вправо так, чтобы кисть ложилась на мяч сверху и справа. Одновременно кисть супинирует, большой палец поднимается вверх. Вместе с движением руки левое плечо несколько выводят вперед. После удара по мячу руку опускают вниз вперед. Применяется для обведения блока соперника, а также для того, чтобы послать мяч в незащищенное место игровой площадки.

Медленные удары (обманы)

Иногда в игре необходимо направлять мяч близко к сетке, перебросить за блок или в зону, где отсутствует страховка. При обманах выше блока используют прямой медленный удар по ходу. Все подготовительные действия выполняются как в обычном нападающем ударе. В ударном движении руку перемещают, как в обычном нападающем ударе: на вертикаль выносят несколько согнутой в локте вперед, удар по мячу осуществляют разгибанием в локте, дистальными фалангами пальцев. При обманах мимо блока используют медленный нападающий удар с переводом руки вправо или влево.

Перед изучением нападающих ударов должны быть освоены прыжки и верхние подачи.

Подводящие упражнения для освоения техники выполнения нападающего удара:

Прыжковые упражнения:

1. Напрыгивание на препятствие, либо прыжки через препятствие, например, через гимнастическую скамейку, тумбу

2. Прыжки через скакалку, напрыгивание на предметы различной высоты, серийные прыжки через препятствия (набивные мячи, гимнастические скамейки) и различные эстафеты.

3.Напрыгивание на подвешенные предметы.

4. Серийные прыжковые упражнения на гимнастической стенке

5. Прыжок вверх толчком двух ног. Обязателен вертикальный взлет. То же с поворотом на 90, 180 и 360

6. Прыжок вверх толчком двух ног с разбега в один, два, три шага. В последнем шаге впереди правая нога, левая к ней приставляется.

Упражнения для изучения ударного движения:

Метанием мяча одной и двумя руками из различных положений

Броски мяча через сетку в прыжке, без прыжка волейбольных, набивных мячей

Броски мяча в парах

Имитация нападающего удара при напрыгивании на подвешенный мяч

5. Броски набивного мяча весом 1 кг кистями — одной (правой, левой) и двумя руками из положения руки вверх.

6. Стоя лицом, боком и спиной к гимнастической стене, упражнения с резиновым спортинвентарем для плечевого пояса.

7. Жим штанги лежа.

8. Броски набивного мяча весом 1 — 2 кг из-за головы двумя руками, одной рукой над головой («крюком»)

9. Приседание и быстрое выпрямление ног со взмахом рук вверх, то же с набивным мячом (двумя) в руках; то же с прыжком вверх.

10. Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед.

11. Спрыгивание (высота 40 — 80 см.) с последующим прыжком вверх.

12. Броски теннисного мяча через сетку в прыжке с разбега, выполняя движения нападающего удара

13. Подбрасывание мяча на различную высоту (в том числе очень высоко) и удар по мячу над головой стоя на месте и в прыжке.

15. Нападающий удар через сетку по подброшенному мячу.

6. Нападающий удар с передачи.

ОБУЧЕНИЕ ТАКТИКЕ ИГРЫ И ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Тактическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на достижение эффективного применения технических приемов в сложной игровой обстановке с помощью тактических действий, которые представляют собой рациональную форму организации деятельности волейболистов в игре для достижения успеха.

Можно выделить ряд факторов, предопределяющих успешность тактических действий волейболиста в игре. Во-первых, высокий уровень развития специальных качеств — быстроты сложных реакций, быстроты ответных действий, ориентировки, сообразительности и т. п. Во-вторых, высокая степень надежности технических приемов в сложных игровых условиях. В-третьих, единство первых двух факторов, выражающееся в высоком уровне овладения навыками индивидуальных и коллективных тактических действий в нападении и защите.

Тактическую подготовку нельзя сводить к обучению волейболистов тактическим действиям. Основу успешных действий волейболистов в игре составляют специальные качества (наблюдательность, быстрота реакции и т. д.) и умение гибко использовать технические приемы. Собственно же тактические действия служат своеобразной формой организации действий волейболистов индивидуально, в группах и команде в условиях единоборства с соперником, позволяющие наиболее полно реализовать качества, умения и навыки, приобретенные в процессе учебно-тренировочных занятий.

Первый этап тактической по д гот ов к и направлен на развитие у занимающихся определенных физических и интеллектуальных качеств, лежащих в основе успешных тактических действий. Эффективными средствами здесь являются различные упражнения, подвижные игры и эстафеты, которые требуют проявления быстроты реакции и ориентировки, быстроты ответных действий, сообразительности, наблюдательности, переключения с одних действий на другие и т. д. Благоприятшяе возможности для развития этих ценных качеств имеются в детском возрасте.

Второй этап представляет собой формирование тактических умений в процессе обучения учащихся техническим приемам. Обучение следует построить так, чтобы в игре проявилось единство техники и тактики. Достигается это двумя путями. Во-первых, по мере овладения тем или иным техническим приемом его «соединяют» с качествами, обусловливающими успех тактических действий.

Третий этап тактической подготовки — изучение собственно тактических действий: индивидуальных, групповых и командных в нападении и защите. На первый план здесь выступают упражнения по тактике, игровые упражнения и двусторонняя игра.

Большое внимание должно быть уделено воспитанию умения быстро переключаться от выполнения одного действия к другому.

Двустороннюю игру вводят постепенно, ей предшествуют подготовительные к волейболу игры, подвижные игры, эстафеты.

Таким образом, формирование тактических умений начинается еще с подготовительных и подводящих упражнений, продолжается в упражнениях по технике, достигая наивысшего выражения в упражнениях по тактике, в учебных, контрольных играх и соревнованиях.

 

Построение Содержание ОМУ
Многократные прыжки у сетки (стены) с имитацией блокирования. При выполнении этого упражнения у сетки следует располагать занимающихся в шахматном порядке во избежании травм коленных суставов. Количество прыжков в одной серии 15-17. Блокирование можно выполнять и после приставного шага вправо-влево.
Построение Содержание ОМУ
Занимающиеся располагаются в парах друг против друга через сетку. Первый блокирующий,имитируяблокирование,перемещает руки над сеткой влево или вправо,второй блокирующий должен переместить руки при блокировании в соответствующую сторону. После приземления первый выполняет перемещение вдоль сетки и упражнение повторяется. Упражнение выполняется в быстром темпе,причем первый блокирующий может выполнять ложные подготовительные движения (момент отталкивания). Блокирующий,выполнявший в первой попытке перемещение левым плечом вперед, во второй меняется местом и заданием с партнером.
Построение Содержание ОМУ
Блокирующие расположены вдоль сетки с интервалом I, 5-2м в зонах 2,3,4. Первым начинает упр. блокирующий,стоящий направляющим группы занимающихся за площадкой. Он перемещается к блокирующему, стоящему в зоне 4 у сетки, и вместе с ним выполняет блокирование. После чего остается на месте, а его партнер перемещается в зону 3 и выполняет блокирование вместе с блокирующим зоны. 3. Аналогично блокирование выполняется в зоне 2. После чего блокирующий зоны 2 перемещается в конец группы. Перемещения на небольшие расстояния (до 2м) следует выполнять приставными шагами. После 15-20 повторений надо поменять направление выполнения упражнения.

Построение

Содержание

ОМУ

Занимающиеся располагаются на линии нападения в колонне по одному в зоне 4. Упр. начинает стоящий первым в колонне. Подойдя к сетке в зону 4, он выполняет блокирование,после чего быстро перемещается в зону 3 и делает то же. Тем временем в зоне 4 подходит следующий из колонны.Вернувшись в зону 4 из зоны 3,блокирующий подбегает к стоящему игроку и они выполняют групповой блок. После этого они вдвоём перемещаются в зону 3 и выполняют групповой блок.После приземления правый блокирующий перемещается в зону 2 для постановки индивидуального блока,а левый убегает в зону 4 для постановки группового блока с подошедшим из колонны игроком,и упражнение повторяется.

После ухода из зоны 4 блокирующих каждый очередной игрок из колонны должен подойти к сетке,иначе блокирование он будет выполнять с разбега.Действия игроков на блоке должны быть согласованными. Определяющим для начала прыжка является правый блокирующий.
         
Построение Содержание ОМУ
Нападающие располагаются в колоннах по одному в зоне 4,3,2 одной половины площадки. В зоне 3 через сетку-блокирующий.Посигналу нападающий зоны 4 выполняет удар со своего подброса через сетку. Блокирующий зоны 3 должен успеть поставить ему блок,после чего перемещается в зону 3,а затем в зону 2 для блокирования нап. ударов. Нападающий,выполнивудар,бежит за мячом и становится в конец колонны. Очередность выполнения ударов регулирует тренер,располагаясь за спиной блокирующего и подавая нападающим зрительный сигнал.

 

№10Индивидуальные тактические действия в нападении и защите, методика обучения

Индивидуальные тактические действия составляют основу тактического мастерства волейболиста. Они служат своеобразным мостиком, соединяющим технику и тактику в учебно-тренировочном процессе.

Индивидуальную тактику действий в нападении составляют действия без мяча (при выборе места) и с мячом (при передачах, подачах, атакующих ударах).

Развитие специальных качеств и содействие формированию тактических умений в процессе подготовительных и подводящих упражнений. Основу упражнений составляют задания в ответ на сигналы (преимущественно зрительные). В качестве сигналов используют различные положения мяча: мяч поднят одной рукой или двумя, опущен вниз, подброшен вверх и т. д. Большое внимание следует уделять упражнениям, в которых учащиеся должны выбирать действия в соответствии с сигналом.

При передвижениях. В ответ на сигнал — ускорение во время передвижения различными способами; изменение способа передвижения; изменение направления передвижения; ловля и броски набивного мяча в ответ на сигнал и т. д.

При передачах. Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером (двумя, тремя): в зависимости от действий партнера изменять высоту подбрасывания мяча; броски на партнера с изменениями направления и траектории и т. д. Имитация передач вперед и назад в ответ на сигнал стоя па месте, после передвижения и в прыжке; передача повешенного мяча после передвижения, остановки и поворотов; подбрасывание мяча над собой и передача партнеру, меняющему свое место; в ответ на условные сигналы партнера и т. д.

При подачах. Броски набивного мяча в ответ на обусловленные сигналы: движение рукой снизу — бросок мяча снизу одной рукой;

сверху стоя лицом — бросок мяча сверху и т. д.; броски набивного мяча через сетку (нижний трос не закреплен) определенными способами на точность в ответ на обусловленные сигналы; подачи в ответ на сигналы с использованием держателей мяча.

При атакующих ударах. Броски набивных мячей через сетку двумя и одной рукой на точность в ответ на обусловленные сигналы;

то же, но с поворотом туловища влево, вправо; то же, но теннисных мячей; чередование ускоренных и медленных бросков (обманных) в ответ на сигналы; то же, но в ответ на действия блокирующего. Атакующие удары с использованием замкового держателя: по ходу, с поворотом, в ответ на сигналы.

Воспитание тактических умений в упражнениях по технике. Такие умения воспитывают в процессе обучения передвижениям, передачам, подачам, атакующим ударам.

При передвижениях. Основу упражнений данного раздела составляют те же подготовительные и подводящие упражнения. Разница состоит лишь в том, что все передвижения должны выполняться в стойке волейболиста, а выполнение упражнений — в исходных положениях, характерных для того или иного приема игры.

При передачах. Чередование передач (по заданию, сигналу), различных по траектории, направлению, расстоянию, стоя у сетки и из глубины площадки; передачи на партнера, меняющего свое место;

передачи на партнера в ответ на его обусловленные сигналы: сед — передача над собой; правая рука в сторону — передача вправо;

подскок — передача в прыжке и т. д.; передачи в цифровую мишень (направление задает партнер); передачи у сетки в зависимости от действий блокирующих: например, если блок в зоне 4 — передача над собой или в зону 2 и т. д.

При подачах. Подачи по заданию на точность: по зонам, на игрока, меняющего свое место; между игроками; в различные зоны площадки; чередование способов подач по заданию. То же, но после выполнения других упражнений или приемов игры.

При атакующих ударах. Выбор способа атакующего удара в ответ на сигнал; чередование ускоренных и медленных атакующих ударов в ответ на сигнал или по заданию; атакующие удары с передач, разных по траектории, скорости, расстоянию к сетке; чередование способов атакующих ударов в ответ на действия учащихся, выполняющих страховку блока (отсутствие страховки — обман, страховка — удар).

Обучение индивидуальным действиям в процессе использования упражнений по тактике. При передвижениях. Определение расстояния к сетке и направления передвижения для атакующих ударов в зависимости от характера передач; выбор места для приема атакующих ударов в зависимости от характера передач на удар и особенностей блока; выбор места для приема подач в зависимости от характера предварительной информации подающего: способов подачи, места подачи, амплитуды замаха, направления подачи и т. д.

При передачах. Суть упражнений по тактике сводится к тому, чтобы создавать условия, при которых учащиеся должны выбирать действия.

Например, определение направления и траектории передач мяча в зависимости от характера приема подачи (атакующего удара);

выбор способа, направления и траектории передач в зависимости от особенностей игровых функций нападающих (первый, второй темп); выбор способа, направления и траектории передач в зависимости от действий блокирующих: блокирующий меняет место у сетки и по условным сигналам имитирует блок в определенных зонах. Если он находится в поле зрения связующего — передача назад за голову, если нет — передача вперед. То же, но блокирующих двое, затем трое. Связующий направляет передачу на один блок

При подачах. Подающие на месте подачи, на противоположной стороне команда соперника. Подающие чередуют подачи в ближние и дальние зоны площадки, стремясь затруднить прием мяча; кто-либо из принимающих поднимает руку {слабо владеющий приемом) — подача на этого игрока; подача на вновь вошедшего в игру (замена);

подача на передвигающегося к сетке (выходящего связующего) и т. д.

При атакующих ударах. Атакующие удары через низкорослых блокирующих; блокирующие на подставках, атакующие удары или «обманы», в зависимости от того, поставлен блок или нет; чередование способов и направления атакующих ударов в зависимости от действий защитников (отсутствие защитников в зонах 1, 6, 5, страхующего в зонах 4, 3, 2).

Групповые тактические действия

Групповые тактические действия, с одной стороны, опираются на индивидуальные, с другой — входят в ту или иную систему игры в нападении, т. е. командные действия в нападении, отражая их специфику.. Центральное место в групповых нападающих действиях занимает тактика передач мяча для атакующих ударов—взаимодействие связующего с нападающими игроками в рамках той или иной системы игры команды. Взаимодействия игроков задней и передней линий при приеме подач, атакующих ударов рассматриваются в единстве взаимодействий при втор/ых передачах.

Принцип изучения групповых тактических действий остается таким же: с помощью подготовительных, подводящих и упражнений по технике и тактике игры. Последовательность освоения взаимодействия—от наиболее простых (взаимодействия связующего передней линии с нападающими передней линии, действующих в своих зонах) до наиболее сложных (взаимодействия связующего, выходящего с задней линии, с нападающими передней и задней линий, а также нападающих передней линии между собой посредством передач в прыжке).

Для примера рассмотрим методику обучения взаимодействиям игроков передней линии (связующего) с игроками передней линии (нападающими).

Подготовительные и подводящие упражнения

В зонах 4, 3— нападающие, в зоне 2 — связующий. Связующий выполняет броски набивного мяча над собой и следит за действиями нападающих. Если кто-либо из нападающих поднял руку (готовность к атаке), связующий выполняет ему бросок мяча. То же, но мяч связующему бросают игроки зон 6, 1,5 по очереди. То же, но бросок набивного мяча заменяет передачей волейбольного.

Упражнения по технике



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 1031; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.098 с.)