Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сказка о том, как труд убил плодородиеСтр 1 из 12Следующая ⇒
Н.И.Курдюмов Умный огород
Умный огород....................................................................................................................................................................................................... 3 Здравствуйте!............................................................................................................................................................................................................ 3 "Сожительство" с огородом................................................................................................................................................................................... 3 Главное о пермакультуре........................................................................................................................................................................................ 4 Сказка о том, как труд убил плодородие............................................................................................................................................................... 5 Кто создает плодородие почвы?............................................................................................................................................................................ 6 Четыре условия плодородия................................................................................................................................................................................... 7 Почему мы копаем?................................................................................................................................................................................................. 9 Разумное содержание почвы............................................................................................................................................................................... 10 Что значит "восстановительное земледелие"?................................................................................................................................................. 10 Мульча и прочая "одежда"................................................................................................................................................................................... 11 Компост, который сам растет и сам рыхлит...................................................................................................................................................... 13 Плоскорезы и полольники.................................................................................................................................................................................... 14 Прополочная бритва.............................................................................................................................................................................................. 14 Плоскорез В. В. Фокина........................................................................................................................................................................................ 15 Полольники и пропашники.................................................................................................................................................................................. 15 Умная почва........................................................................................................................................................................................................... 16
Умная грядка.......................................................................................................................................................................................................... 17 Как приготовить хороший компост или перегной........................................................................................................................................... 17 Маленькая фабрика овощей................................................................................................................................................................................ 19 Сколько растений могут вас прокормить?......................................................................................................................................................... 21 Устройство огорода.............................................................................................................................................................................................. 23 Дорожки, облегчающие работу............................................................................................................................................................................ 24 Садовый дизайн для нас, небогатых.................................................................................................................................................................. 24 Бордюр – трудосберегающий элемент сада........................................................................................................................................................ 26 К вопросу о желаниях и возможностях............................................................................................................................................................. 27 Чего растения хотят.............................................................................................................................................................................................. 27 Что растения могут................................................................................................................................................................................................ 28 Томаты..................................................................................................................................................................................................................... 28 Огурцы..................................................................................................................................................................................................................... 29 Лук............................................................................................................................................................................................................................ 30 Капуста................................................................................................................................................................................................................... 30 Салаты..................................................................................................................................................................................................................... 30 Как помочь растениям и себе............................................................................................................................................................................... 31
Как познакомиться с семенами.......................................................................................................................................................................... 31 Так удобно проращивать семена......................................................................................................................................................................... 32 Рассадо-посадочные наставления.................................................................................................................................................................... 33 Так выглядит нормальная рассада..................................................................................................................................................................... 33 О прищипках и формировках............................................................................................................................................................................... 34 Прищипка партенокарпиков и тепличных огурцов......................................................................................................................................... 34 Прищипка опыляемых огурцов........................................................................................................................................................................... 35 Так пасынок продолжает рост куста.................................................................................................................................................................. 35 Формировка куста дыни....................................................................................................................................................................................... 35 Невредный полив................................................................................................................................................................................................... 35 Полив пропиткой и капельный полив................................................................................................................................................................ 36 Защита вместо борьбы........................................................................................................................................................................................... 36 С И Л К...................................................................................................................................................................................................................... 37 БИОСТИМ............................................................................................................................................................................................................... 37 Пероноспора и фитофтора.................................................................................................................................................................................... 38 Тля............................................................................................................................................................................................................................ 39 Аксиоматика успеха в огородничестве............................................................................................................................................................ 39 Толковый словарик............................................................................................................................................................................................... 40
http://dachnikam.ru/kurdyumov/index.htm Здравствуйте! Я - Николай Иванович Курдюмов, для друзей - Ник. Мне уже 39 (кошмар, как годы летят! Завтра должен быть очередной конец Света. Вот бы время остановилось!) В Тимирязевке мы с женой Татьяной Михайловной учились в самом начале 80-х годов. Жили весело, занимались туризмом, авторской песней, фотографией, музыкой, интересовались психологией и педагогикой; все это и сейчас нам близко и дорого. Дети, оказывается, уже выросли, и весьма успешно продолжают это дело. Иван в свои шестнадцать - студент КТУ. Юля закончит школу в пятнадцать и готовится в музыкальное училище. Тася пока не определилась, но энергии ей хватит на всех нас, вместе взятых. Живем дружно, хоть и тесно, в станице Азовской. Сначала я просто обрезал деревья. Потом обнаружил, что я нужен. Затем стало ясно, что в книгах и магазинах - красивое желаемое, ничего общего не имеющее с неприглядным дачным действительным. Наконец выяснилось, что одичалость наших дач - вещь хоть и привнесенная нашей культурой, но вовсе необязательная. Нашлись продуктивные способы для дачи, и нашлась успехология - технологии успеха, разработанные Роном Хаббардом (США). Они оказались столь практичными, что пришлось развивать это направление. Чем мы с Таней сейчас и заняты: я работаю с большими садами, она - с маленькими. При этом их хозяин нас часто интересует больше, чем сад: он ведь должен после нас осмысленно работать сам.
Так получилась профессия. Можно было бы назвать себя садовником, но садовник - это мастер, умеющий виртуозно вырастить все, от персика до редьки. А пока что вместо этого приходится долго рассказывать и писать книжки. Да и рассказывать обо всем хорошем, если честно, я люблю чуть ли не больше, чем выращивать сады. Поэтому сейчас я - популяризатор. Пишу о том, как лучше дачничать. И весьма озабочен доходчивостью текста книги. Я буду стараться писать как можно проще, и вы, пожалуйста, постарайтесь читать, не оставляя для себя ничего непонятного. Н.И.Курдюмов kurdyumov@newmail.ru
"Сожительство" с огородом Кратк. – сестр. тал. Знаете, в природе нет страха. Нет беспокойства. Только у человека есть такие понятия, как «грешен», «должен», «обязан», «виноват» и «я никому не нужен». Растения просто живут – процветают или не процветают. Им не понять, что можно выращивать огород, «чтобы как у всех», из навязчивого беспокойства о детях или из уверенности, что «надо». Наблюдая за дачниками, вижу повальную «огородную необходимость». Очень редко встречаю тех, кто содержит дачу для себя, для своего удовольствия – как друга. Вот тут и зарыта главная причина неурожайности и заброшенности наших огородов! Мы пытаемся относиться к огороду, как к куску земли, на котором растет еда. И это – ошибка. Огород – наш сожитель. Растения – наши симбионты. Я заметил, что мы часто разрушаем смысл сожительства: начинаем зависеть. А сожительство – это союз свободных партнеров. Оно нужно исключительно для увеличения свободы сожителей. Если один из них начинает жертвовать и терпеть, это уже не союз, а скорее всего паразитизм. Мне часто встречаются дачники, испытывающие к огороду что-то вроде навязчивой зависимости, И это – главная причина неудач: когда мы зависим, мы не можем управлять ситуацией, не анализируем результат. Ваши растения определенно пытаются с вашей помощью увеличить свою свободу. А вы с их помощью увеличиваете свою?..
Наша земледельческая культура, вышедшая из экстенсивного земледелия, обеспечивает максимальное трудовое закабаление человека, принося весьма эпизодические урожаи. Если дача – ваш друг и любимое место, вас уже не должен устраивать миф о тяжком труде на земле. Наивно верить в него, видя, как без всякого труда природа производит гигантскую биомассу растений. Предлагаю вам для размышления несколько рабочих принципов. Рабочие принципы – это взгляд человека, достигшего успеха и осознавшего, почему это произошло. 1. Умный огород отдачу гарантирует. Чтобы увеличить вероятность урожая, предпринимаются подготовительные меры. Например, сеют два-три разных сорта каждого овоща, создают органические грядки, устраивают емкости для полива, крышу для грядок. Но просто вскопать и посадить – хороший урожай почти невероятен. И никакое количество прополок и поливов не поможет: есть ливни, град, болезни, засуха, и есть ваши проблемы, не позволяющие вам постоянно бывать на огороде. Нужно сделать так, чтобы огород был защищен от напастей и не нуждался бы в вас постоянно. 2. Умный огород отдает больше, чем требует. Умный огород вы понимаете, вы управляете им. Огород - трудовой фронт – сам управляет вами. В первом случае вы – сожитель, во втором – придаток. Необученный огород сам паразитирует на вас, отнимая силы. И вы начинаете паразитировать на своих близких, распространяя и на них «вампиризм» вашей голой, сохнущей, суглинистой фазенды. Поэтому – еще один важный принцип. 3. Умный огород не напрягает ваших близких.
4. Борьба с беспорядком никогда не приводит к порядку. Борьба – вид неразумия (проще – безумия). Открыв это, я вижу мир более реальным. Если налицо борьба, значит, здесь не пытаются найти причину. Любая борьба изматывает и дает лишь иллюзию победы: беспорядок-то создавать не перестали. Я убедился: в садоводстве почти любая борьба неэффективна. Поэтому я ищу способы обходиться без борьбы. И они находятся. Есть такая анатомия разумности, придуманная создателями распространенного на Западе движения перманентной культуры, сокращенно – пермакультуры. Об этом расскажу подробнее: они там уже вовсю, а мы тут еще вообще. Вы ведь поняли: когда мы говорим «умный огород», речь идет о его хозяине...
Главное о пермакультуре <span class="little"> «Пермакулътура – прежде всего система организации. Ее цель – использовать организующую силу человеческого разума для замены мускульной силы</span> <span class="little"> или энергии природного топлива». </span> <span class="little">Патрик Вайтфилд.</span> Чтобы процветать, нужно или больше получать, или меньше тратить. Старо, как мир, Но почему-то в сельском хозяйстве все наоборот. И вот в 1978 г. ученый и лесничий австралийского буша Билл Молиссон понял: принципы сожительства и взаимообеспечения лесного сообщества применимы и к земледелию. Он понял, что наша традиционная культура не преследует цель освобождения человека и процветания жизни на планете. Что каждый может обеспечивать себя, не становясь заложником поля, и тогда мы начнем процветать все вместе. Конечно, и до него это понимали многие. А с него началась пермакультура как движение. Жизнь всегда улучшали те, кто мог использовать свой разум, то есть имел мужество улучшать собственную жизнь, ставил цели, наблюдал (вместо того, чтобы верить), и не боялся изменять и изменяться. Тут, конечно, с нашими тремя процентами ума не разгонишься. Но идеи «пермакультурных» фермеров могут прибавить процент, а то и два, и нам сам Бог велел взять их на вооружение. 1. Работа - это то, что приходится делать вам, если вы не устроили так, чтобы это делалось само. Смотрите: участок при доме. Все органические отходы компостируются – ценнейшее удобрение. Гряды наполнены компостом – урожай тройной. Они огорожены стенками – обрабатываемая почва сводится к минимуму. Почва накрыта слоем перегноя: не нужно совсем копать, рыхлить, почти не нужно поливать и полоть. Под крышей резервуар для воды: открыл кран – вода по трубам сама течет в грядки. Это уже пример разумного устройства: с момента создания оно производит эффект, не требуя энергии, а используя энергию природы – силу тяжести, солнце, ветер, воду. Помпы, использующие силу тока воды, водяные и ветряные мельнички и генераторы, солнценакопительные устройства и т.д. Или просто вещи повышенного удобства – например, плоскорез (о нем речь ниже). О таких вещах обычно говорят, употребляя приставку само-. Здесь же – способы продуктивного совмещения растений, удобного расположения объектов, подбор нетрудоемких культур и т. д. В США известна фермер Анна Эдеи, владелица разумного тепличного устройства «Сольвива». Не напрягаясь, она получает около 50000 долларов в год с 2,5 сотки, накрытых стеклом. Естественно, она сначала вложила по 7 долларов на 1 м2 своего сооружения, но теперь получает доход, почти не тратя денег. 2. Отходы - любой выходящий продукт, бесполезный потому, что вы не догадались его использовать. 3. Любая потребность удовлетворяется из нескольких источников. 4. Каждое устройство, животное и растение приносят разную пользу. 5. Зонирование и разделение участков может облегчить работу вдвое. Разделение – просто неоценимый способ облегчить жизнь. Мы так любим обрабатывать всю площадь. Даже цветники делаем, вскапывая всю сотку Разумное разграничить разные участки бордюрами. Участки с разным режимом содержания – как мухи и котлеты. Вот тут – грядка, группа цветов, ряд кустов, приствольный круг саженца – сыплем слой перегноя, н он не должен смываться, рассыпаться, зарастать. А рядом ходит триммер, или лежит гравий, тут можно топтаться или лежать на газоне. Иначе придется везде разводит грязь и сорняки и везде с ними бороться. И еще бордюры вынуждают нас планировать участок, намечать, где будут обордюренные грядки и цветники. А все остальное – газон косимый. Иначе везде – грязно, голо, сухо и бурьян прет, и каждый понедельник нам снятся тяпка, ведро и родная колонка. Я старался быть кратким. Похоже, мне это не удалось. Но зато теперь вы точно знаете: если это – не ваше, можно дальше не читать. А если интересно, давайте начнем с главного: почему не нужно копать землю? А если не копать, то что же делать? Четыре условия плодородия <span class="little">«Мы не знаем, что влага воздуха может сгущаться в почве и что вопрос этот легко решаем".</span> <span class="little">И. Е. Овсинский, 1899 г.</span> Условия освобождения питания и активности почвы следующие: 1. Оптимальная и постоянная влажность. Если слишком сухо, почва становится плотнее, а жизнь в ней почти замирает – прекращается разложение органики и фиксация азота. При избытке воды все задыхается и начинается вредное бескислородное сбраживание органических остатков (силосование). 2. Система воздушных полостей и каналов, связанная с атмосферой. Без кислорода не происходит перевод азота в усвояемые формы (нитрификация), не работают кислоты, растворяющие фосфор, калий и другие элементы; без каналов в почву не засасывается вода (внутренняя роса), не живут микробы, черви и насекомые. 3. Летом почва должна быть постоянно холоднее воздуха. Иначе на стенках внутренних полостей не будет выпадать роса. Вообще, скачки температуры – стресс для корней и почвенной живности. 4. Избыток угольной кислоты (Н2СО3) для растворения минералов. Она получается от соединения углекислого газа с водой. Без нее подпочва не отдает в раствор элементы питания. Так образуется наилучшая среда для корней. Разверну эти пункты. И 2. Влага и воздух «Глубокая вспашка (вскопка) разоряет созданные гниющими корнями и червями канальцы и растирает почву в порошок, из которого после первого дождя образуется тесто, засыхающее после, как кирпич, и лопающееся. Вывернутая подпочва еще более склонна к образованию вредной корки, что окончательно задерживает доступ воздуха в почву...» А мы еще сами сверху воду хлещем! Тяпка помогает немного влагу сохранить, но рыхление не может спасти почву от удушья: слишком толст плотный слой и недолговечна структура – до первого дождя. Влага и воздух – не отдельные вещи, как мы наивно верим, сперва копая, а затем поливая. Поступая через корневые каналы, вода и воздух вместе заполняют их и уравновешивают количество друг друга, поддерживая оптимум. Каналы, остающиеся ежегодно от отмерших корней, – это «поры» и «легкие» почвы. Их миллионы, и многие уходят вглубь до 4 метров. Видимо, в почве нет ничего главнее этих каналов. Они проводят в почву воздух. На их стенках в самую лютую жару выпадает внутренняя роса, дающая влаги вдвое больше, чем осадки. По ним дождевая вода стекает в подпочву, и верхний слой спасается от переувлажнения. По ним же спускается углекислый газ, и в них происходит растворение минералов. На их стенках благоденствуют микробы, усваивающие азот воздуха. Но самое главное: по этим готовым влажным и живым каналам легко движутся молодые корешки новых юных растений, быстро проникая в подпочву, к воде и питанию. Не страдал от засухи и лучше рос картофель, посаженный по срезанному люпину. Корнеплоды получались удивительно длинными и ровными. Главная цель огородника – сохранить эту структуру и ее связь с воздухом. Для этого:
Почвенная прохлада Нужную температуру и углекислый газ создает перегнойная мульча.
Углекислый газ Опыты Дэгерена показали, что при наличии кислоты фосфаты растворяются в 30 раз быстрее. Другие элементы – примерно так же. Кислоты для растворения минералов выделяют сами корни растений, а также микробы. Но главный растворитель – угольная кислота. Ее источник – углекислый газ. Его выделяют при дыхании насекомые и микробы, разлагающие органику. Он необходим для фотосинтеза: если поднять его содержание в воздухе до 15–20%, урожай может повыситься в полтора раза. Поэтому в теплицах делают специальные горелки, повышающие содержание углекислоты в воздухе. Но и тут – неувязка! Избыток углекислого газа глушит нитрификацию. Отсюда дикие дозы азотных удобрений и проблема нитратов. И опять выход – в перегнойной мульче. Образовавшись в теплом перегное, углекислый газ. как более тяжелый, по каналам опускается в подпочву, где и становится угольной кислотой. А наверху остается воздух и продолжается активная нитрификация. Вот так. Иван Евгеньевич Овсинский всегда оставлял на поле пожнивье и ботву. После ранних урожаев под плоскорез засевал поле бобовыми травами, которые под осень подрезал. Так рыхлилась почва и создавался слой перегноя. Прямо в перегной весною и сеял, на глубину 3–5 см. Потом раза два-три проходил посев конным полольником – тот же плоскорез, подрезающий сорняки. Потом культура покрывала почву, притеняла ее и быстро развивалась. Конечно, так поступал не только Овсинский. К тому же пришел опытник из-под Владимира, изобретатель ручного плоскореза Владимир Васильевич Фокин. Агроном с Полтавщины Прокопий Тихонович Золотарев убедился, что землю «...не надо ни пахать, ни лущить, ни бороновать, ни культивировать, – надо только сеять и собирать урожай». Так же, с помощью одной деревянной сохи, выращивали фантастические урожаи древние земледельцы Месопотамии и Египта. Давно уже на непахотное земледелие переходят фермеры развитых стран. И в Краснодаре есть дачники, успешно работающие плоскорезами. Об этом я еще расскажу. Но вот вопрос: если все так просто и хорошо, почему же мы копаем? Почему нас учат тщательно обрабатывать землю? Почему мы копаем? <span class="little">– Что нас поражает в нашей науке? <span class="little">Из разговора с Эзопом.</span> Ответ оказался таким простым, а понимание его – столь важным, что я им поделюсь. Происходит только то, что кому-то выгодно. Или необходимо. Это не плохо и не хорошо, это объективно. Понимая это, гораздо проще найти причину явления. И мы с вами – я уже упоминал об этом – постоянно делаем то, что нам необходимо (а значит, в нематериальном смысле, выгодно). Чтобы улучшить свою жизнь, мы стараемся улучшать жизнь других. Часто без спроса. Иначе как объяснить, что другие порой не знают, куда деться от нашей «помощи» и «заботы»? А честно объясниться у нас чаще всего духу не хватает. Это я к тому, что тот, кто нам все, что нужно и не нужно, продает, просто свою жизнь улучшает – получает доход. И, заметьте, чем больше этот доход, тем больше мы должны верить в его о нас неусыпную заботу. Отсюда такая убедительность и многоплановость разных видов рекламы. Самой первой и удачной была рекламная кампания о том, что мы сами жить не можем и должны верить не собственным глазам, ушам и целям, а кому-то. Нам продали наш страх. Мы заплатили своим разумом, отдали почти весь. И с нами стало легко работать: в предлагаемых нам, а часто просто навязываемых вещах, мнениях, атрибутах культуры, моральных ценностях и политических играх мы перестали видеть получателей прибыли. Мы перестали понимать, что в каждом случае мы и покупаем, и оплачиваем рекламу, и еще отстегиваем за то, что нам разрешили это сделать. Для чего продают этот секатор – он же понятия не имеет, как резать! – Исключительно для прибыли. – Действительно, я ж купил... Довольно просто напугать нас кариесом или заставить влюбиться в шампунь: тут годится красивая видимость науки. Труднее продать дорогие лекарства: приходится создавать научную отрасль. Но это окупается. Пока производят оружие, будут происходить войны. И нам будут сбывать мифы о том, что один народ может быть опасным, а другой – лишним. Полиция продает нам порядок, но чтобы мы его покупали, необходимы преступники. Власть продает законы, а для этого необходимо беззаконие. Мы приносим прибыль, а они работают! Инфляция происходит только затем, что это источник огромного законного дохода группы людей. Законного без кавычек: такие уж они законы придумывают. Давно ясно: чтобы быть здоровым, нужно втрое меньше есть, больше двигаться и больше уважать себя. Примеров – куча! Но чем тогда прикажете заниматься врачам, производителям лекарств и пищевых продуктов? Всегда дешевле заплатить за создание науки, чем потерять производство. А музыку заказывает тот, кто платит. Нашу культуру, наше мировоззрение создают те, кто продает. Сейчас в мире 80% продукции покупается не потому, что она нужна для жизни, а просто потому, что она произведена. Такова статистика. А нас ведь правильно учили: промышленный базис определяет нашу умственную надстройку! Вкладки книг начала века пестрят рекламой новых орудий, удобрений и химикатов – прогресс науки и техники! И эта наука уже была заказана, оплачена и неслась вперед, как лавина. Мир верил, покупал, создавал мифы о благородном труде земледельца, и какая разница, что происходит в почве? Культура «трудолюбия» выгодна любому правительству. Овсинский произвел фурор. Но его направление не получило финансовой поддержки. А наука процветала. Например, в период коллективизации было «научно доказано», что деревья должны быть свободнорослыми, и сейчас мы ничего не знаем о формовых деревьях. Было «обосновано», что обрезку нужно делать только в период покоя, и тем самым настоящее управление развитием и формой дерева было отменено. Это выгодно: низкоквалифицированным рабочим можно меньше платить. А мы морщим лоб: сок идет, понимаешь!.. Кому-то было выгодно оплачивать не качество, а количество. Не результат, а послушно отбытое время. Не достижения в здоровье, а больничные листы. Теперь мы оплачиваем то, что из всего этого получилось. Вот и копаем свои дачи, как проклятые. Вот и страдаем трудоголизмом. Воистину, по вере нашей и воздается нам! Аминь.
Разумное содержание почвы <span class="little">– ...Говоришь, новый агроном на ферме со свиньями разговаривал? Философ! </span> <span class="little">Не философ.</span> Видит Бог, осознаю и каюсь: на этот раз вместо практикума получается учебник по философии огородничества. Но все описанное кажется мне очень важным. И я уверен, что именно об этом сейчас надо писать: нам просто необходимо в корне менять ситуацию с нашими земельными участками. Похоже, в огородничестве «никто так не умеет жить, как не умеем мы». Сад – не такая проблема, его худо-бедно можно осветлить и исправить за год-два, и грамотный садовник может помочь в этом. Но вот огород – дело иное. Идеи разумного огородничества очень практичны, к ним приходит каждый, кто ставит перед собой задачу пользоваться растениями, а не работать на них. Еще более важно, что при этом происходит восстановление почв и зеленого покрова вместо их разрушения, вызванного традиционным земледелием. Мир называет это органическим, или восстановительным земледелием. Хочется видеть в ближайшие годы стремительно восстанавливающуюся Россию. А уж нам тут, на Кубани, при нашем солнце – сам Бог велел! Поэтому расскажу все, что знаю об этом. Что значит "восстановительное земледелие"? <span class="little"> 9000 лет человечество использовало в сельском хозяйстве только естественные факторы, и на этом взросла цивилизация. </span> <span class="little">Доктор Роберт Родейл. </span> Естественные факторы – это то, что дает природа: солнце, вода осадков, влага воздуха, плодородие почвы, иммунитет растений, разнообразие видов живых существ, их способность размножаться, регулировать численность друг друга. Ни химии, ни техники не было у древних египтян, шумеров, греков, персов. Но у них были строгие «кодексы» и «календари» земледельцев, и урожаи их зерновых достигали САМ 200. САМ – значит: во сколько раз больше собрали, чем посеяли. Попробуйте представить себе судьбу нашего земледелия, если бы измеряли урожай в САМах... Столь же успешно ацтеки и майя выращивали на одном поле тыквы, кукурузу и фасоль. Семена сажались в лунки с помощью палок, а сорняки затаптывали волы, копыта которых были обернуты войлоком. В древнем Китае за плодородием почвы следил закон. При первых признаках истощения семья обязана была перетаскать весь верхний слой поля в специальное помещение, смешать с равным количеством речных водорослей и ила и уложить обратно. Известно, что наивысшие урожаи дает целина, а уже на третий год они резко падают. Теперь мы знаем – это не из-за нехватки питания, а из-за его недоступности. И главную роль в плодородии играет органика – перегной, гумус. Он и дает возможность использовать только естественные факторы. Эта идея разработана главным консультантом и певцом органического земледелия США Робертом Родейлом. Вот как используется природа:
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.069 с.) |